Инклюзивное образование в современной школе
занимательные факты (5 класс)

Прокудина Карина Валерьевна

Данная статья назывется "Инклюзивное образование в современной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prokudina_karina_valerevna.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

 

Прокудина Карина Валерьевна,

Учитель английского языка
МБОУ СОШ № 26,

г. Абакан

Инклюзивное образование в современной школе

      Учебный процесс является основным видом деятельности для детей. Получение необходимых знаний не должно ограничиваться физическим состоянием ребенка. Каждый учащийся имеет право на образование, соответствующее его индивидуальным особенностям. Не являются исключением и дети с ограниченными возможностями здоровья.
     Последнее время наблюдается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие дети нуждаются в особом внимании, отношении к себе, получении специальной медицинской и психолого-педагогической помощи и специальном образовании, которое соответствует их потребностям. Каждый ребенок является личностью, он достоин уважительного отношения независимо от уровня физического развития и социального положения.          Обучаясь вместе с другими детьми, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Ведь причиной инвалидности являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.

      Инклюзивное, или включающее образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, учитывающей их особые образовательные потребности.

         Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создает основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств или проблемы.              Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная атмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания.

Инклюзию в образовании отражают следующие принципы:

• признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов;

• повышение степени участия учеников в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни;

• реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;

• избавление от барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности;

• анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников. Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом;

• различия между учениками — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;

• признание права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства;

• улучшение ситуации в школах в целом, как для учеников, так и для педагогов;

• признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей;

• развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами.

   Инклюзия – не ущемление прав здоровых учеников в пользу детей с инвалидностью, а следующая ступень развития общества, когда образование становится реальным правом для всех. С тенденцией развития инклюзивного образования в общеобразовательной школе сочетается усиление неоднородности состава учащихся по уровню их умственного, речевого и в целом психического развития. Это существенно затрудняет адаптацию как детей условно здоровых, так и детей с ограниченными возможностями здоровья, возникают дополнительные, нередко непреодолимые трудности в реализации индивидуального подхода педагогов к учащимся в процессе их обучения, воспитания, развития, не позволяющие в полной мере реализовать принцип дифференцированного, по-настоящему индивидуального подхода к каждому учащемуся.

Для преодоления трудностей общеобразовательная школа уже сейчас должна: обеспечить нормативно-правовую базу процесса инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования; обеспечить образовательный процесс профессионально подготовленными педагогами общего образования и специалистами сопровождения, способными реализовать инклюзивный подход; создать «безбарьерную» образовательную и социальную среду инклюзивного образования, ориентированного на принципы принятия и взаимопомощи; создать комплексную модель деятельности специалистов различного профиля, обеспечивающих процесс сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования; разработать научно-программно-методическое обеспечение инклюзивного образования (учебные планы, учебные программы (их варианты), при необходимости — специальные учебники и рабочие тетради, учебные пособия для самого ученика); активно использовать возможности дистанционного образования как эффективного инструмента реализации компетентностного подхода в образовании; обеспечить межведомственное взаимодействие и социальное партнерство между организациями, учреждениями, ведомствами, обеспечивающими психолого-педагогическую и социальную поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья; обеспечить организацию взаимодействия учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

   Так же должен быть обеспечен физический доступ учеников с ограниченными возможностями здоровья в школы – транспорт, пандусы, подъемники. Необходимо составить такую структуру учебной программы, чтобы она была наиболее мобильной, а разнообразие образовательных методик позволяло удовлетворить потребности всех учеников. Важное значение имеет внеклассная деятельность, формирующая из ученика личность независимо от его возможностей здоровья и развития.

    Не стоит забывать, что задача педагогов, при работе с такими детьми использовать адаптированные образовательные программы. Программы должны обеспечить социализацию ребенка, чтобы ребенок достиг конечной цели в обучении и воспитании.

Список литературы:

  1. Виневская А. Практические материалы для педагогов, реализующих инклюзивное образование. – Екатеринбург: Ridero, 2016. – 192 с
  2. Волосовец Т.В. и др. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошк. учреждений. - Москва: Мозаика-Синтез, 2011. – 143 с.
  3. Лошакова И. И., Ярская-Смирнова Е. Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. – Саратов: СГТУ, 2002. – 270 с.
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. – 2012. – №53. – Ст. 2933.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное образование в общеобрзовательной школе

Практические работы с курсов по инклюзивному образованию...

Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниенными возможностями здоровья

Все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства:задача инклюзивной школы - построить систему, которая удовлетворяет потребность каждого; в ...

Программа инновационной площадки «Развитие интегративного и инклюзивного образования в сельской школе»

Настоящая программа определяет миссию школы как образовательного учреждения, предоставляющего каждому учащемуся сферу деятельности, необходимую для реализации своих индивидуальных способностей, мотиво...

Статья. Инклюзивное образование в современной школе.

"Инклюзивное образование в современной школе" (надомное обучение)...

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Особенности управления воспитательным процессом в школе" (№3-4, 2016)

В статье рассматриваются вопросы управления воспитательным процессом в школе. Авторы рассказывают о внеаудиторной деятельности в школе как сознательно организованном и управляемом процессе, делятся оп...

Статья на тему: «Организация инклюзивного образования в общеобразовательных школах»

laquo;Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важ...

Инклюзивное образование в средней школе и возможности его использования на уроках иностранного языка»

Pазвитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образ...