Рабочая программа по географии 10-11 классы
рабочая программа (11 класс)

Хайруллина Диана Ильдаровна

Рабочая программа по географии 10-11 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_10-11_gafiatulina.docx60.96 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена

на заседании МО

 Протокол № 1

 от «__» августа 2021г.

Руководитель ШМО

_________ Т.А. Исакова

Согласовано

заместитель директора

по учебной работе

МАОУ «Гимназия №1»

________ Миронова Ю.Л.

«__» августа 2021г.

Утверждена

директор МАОУ

«Гимназия №1»

______ ___ Кузьмин О.А.

Приказ № 145

от «__» августа 2021г.        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Географии»,  10-11 класс

Составители:

Хайруллина Диана Ильдаровна,  

учитель географии

МАОУ «Гимназия №1»,

Хайруллина Наталья Николаевна,  

учитель географии

МБОУСОШ имени М.И. Калинина

высшей квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа к учебному курсу Е.М. Домогацких «Экономическая и социальная география мира» для 10-11 классов разработана на основе:

- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г.    № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Примерной программы по географии. – ООО « Русское слово», 2019 г.;

- Авторской программы для основного общего образования (базовый уровень) 

- Рабочая программа воспитания МАОУ «Гимназия №1»;

«Экономическая и социальная география мира» для 10-11 классов, 2011 года, авторы: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский.

Общая характеристика учебного предмета

Программа данного курса соответствует образовательному стандарту и полностью
реализует федеральный компонент среднего образования по географии в 10-11классах.

Данная программа включает разделы: общие цели образования

курса; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников; критерии оценивания учащихся, перечень практических, список литературы.

Программа определяет содержание предмета средней школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся, конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней
школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического
образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире,
понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся
мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара. Заключительным курсом школьной географии является экономическая и социальная география мира. Она изучает развитие и размещение населения, хозяйства мира, отдельных его регионов и стран, затрагивает вопросы международных отношений. Состояние окружающей среды, глобальных проблем человечества.

«Экономическая и социальная география» - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Место учебного предмета «География» в учебном процессе

В системе образования география как учебный предмет занимает важное место в формировании общей картины мира, географической грамотности, необходимой для повседневной жизни, навыков безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры, формирования собственной позиции по отношению к географической информации, получаемой из СМИ и других источников. География формирует географическое мышление — целостное восприятие всего спектра природных, экономических, социальных реалий.

Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов познания, а также практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами областей общественных, естественных, математических и гуманитарных наук.

География является обязательным учебным предметом в 10-11-х классах.  На изучение курса отводится в объеме 68 часов:

  • в 10 классе - 34 часа, по 1 часу в неделю.
  • в 11 классе - 34 часа, по 1 часу в неделю.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Планируемые результаты

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся с окружающими людьми: 

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного общения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;  

- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

-  способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

 - формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (честь, долг, справедливость, милосердие, дружелюбие);

-  развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

 - мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

 -  экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;

- умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

 -  уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности;

- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

 -  готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

 -  потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

 -  готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

 Планируемые метапредметные результаты освоения ООП

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

  1. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,  распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для  широкого переноса средств и способов действия;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

3.Коммуникативные универсальные учебные действия

– овладение ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится данная предметная область, распознавание соответствующих им признаков и взаимосвязей, способность демонстрировать различные подходы к изучению явлений, характерных для изучаемой предметной области;

– умение решать как некоторые практические, так и основные теоретические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области;

– наличие представлений о данной предметной области как целостной теории (совокупности теорий), об основных связях с иными смежными областями знаний.

Примерные программы учебных предметов построены таким образом, что предметные результаты базового уровня, относящиеся к разделу «Выпускник получит возможность научиться», соответствуют предметным результатам раздела «Выпускник научится» на углубленном уровне. Предметные результаты раздела «Выпускник получит возможность научиться» не выносятся на итоговую аттестацию, но при этом возможность их достижения должна быть предоставлена каждому обучающемуся.

Выпускник на базовом уровне научится:

понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;

определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;

составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;

сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;

выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;

раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;

выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;

описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;

решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;

оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;

объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;

характеризовать географию рынка труда;

рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;

анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;

характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;

приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;

определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;

оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;

оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;

оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;

объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.        

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

–         характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;

–        переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;

–        составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;

–        делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

–        выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;

–        давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;

–        понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;

–        оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

–        раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;

–        прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;

–         оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;

–        оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;

–        оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;

–        оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;

–        анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;

–        анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;

–        выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

–        понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

–        давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.        

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание программы        
10 класс        
Часть 1. Общая характеристика стран современного мира

Тема 1.  Современная география  

Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии. География как наука. Современные географические методы исследования Земли. Виды и значение географической информации. Геоинформационные системы.

Основные понятия: геоинформационные системы.        

Практические работы: Классификация стран мира на основе анализа экономической карты мира.

Раздел I . Территориальная организация мирового сообщества.        
Тема 2.
Мировое сообщество – общая картина мира.
Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира. Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Рождаемость, смертность и естественный прирост – главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия. Теория «демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения.   Размещение и плотность населения. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии.  Этно-религиозные конфликты.  География рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения. Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Сгустки населения. Роль природных, экономических и демографических факторов. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия. «Перекачка умов». Урбанизация. Урбанизация  как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское населения и формы его расселения.        

Основные понятия: демография, демографический переход, демографический кризис, демографический взрыв, половозрастные пирамиды, этнос, рабочие языки ООН, мировые и этнические религии, плотность населения, миграции, урбанизация, субурбанизация, мегалополис.

Практические работы:         
1. Прогнозирование изменения численности населения мира и отдельных регионов.

2.Определение состава и структуры населения на основе статистических данных.

3.Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа физической и тематических карт мира.        
4.Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения.

5.Оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира (Россия, Китай, Индия, Германия, США) на основе статистических данных.

6.Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.

Тема 3. Мировое хозяйство.         
Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран  мира. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.

 География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг. Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран.

Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально- экономического развития государств. Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства.

 Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции.

 Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров.  Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного типа. Особая роль морского транспорта. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты». Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран.
 Международные отношения. Географические аспекты глобализации. Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля: товарная структура и географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг.  

Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких технологий.

 Основные понятия:  разделение труда, МГТР, отрасль международной специализации, экономическая интеграция, ТНК, НТР «зеленая революция», контейнеризация, СЭЗ.

Практическая работа:         
1.Характеристика влияния рынков труда на размещение предприятий материальной и нематериальной сферы.

2.Анализ участия стран и регионов мира в международном географическом разделении труда.

3.Анализ обеспеченности предприятиями сферы услуг отдельного региона, страны, города.

4.Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.


Раздел  II. Человек и окружающая среда

Тема 4. Окружающая среда как геосистема.        
Окружающая среда как геосистема.  Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере
. Взаимодействие человека и природы. Развитие отношений между природой и человеком: охотничий, аграрный, индустриальный и современный этапы. Присваивающее и производящее хозяйство. Воздействие на природу. Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и нерациональное. Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов. Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Металлогенетические пояса.  Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.

Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание – глобальная проблема.

Лесные ресурсы.  Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия.

Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение.

Ресурсы Мирового океана.  Роль океана в обеспечении человечества разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные.

 Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия.

Ресурсообеспеченность. Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале  и ресурсообеспеченности. Классификация стран по ресурсообеспеченности.         
Рациональное и нерациональное природопользование.

Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия. Загрязнение литосферы, атмосферы и гидросферы. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Глобальное потепление. Замкнутые технологические циклы и безотходные технологии.

Основные понятия: рациональное и нерациональное природопользование, природные ресурсы, ресурсообеспеченность, металлогенетические пояса, земельный фонд, сточные воды, опустынивание, рекреационные ресурсы, альтернативные источники энергии, экология, экологические проблемы.

Практическая работа:        
1.
Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами ресурсов.
2.Оценка доли использования альтернативных источников энергии. Оценка перспектив развития альтернативной энергетики.
3.Анализ геоэкологической ситуации в отдельных странах и регионах мира.
4.Анализ техногенной нагрузки на окружающую среду
.        

Раздел III. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.        
Тема 5.
Географические аспекты глобальных проблем человечества. 
Географические аспекты глобальных проблем человечества.  Роль географии в решении глобальных проблем современности.
 Понятие о глобальных проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы развития. Сырьевая, демографическая, продовольственная и экологическая – главные из глобальных проблем. Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем  человечества.        
Основные понятия:  глобальные проблемы, глобализация.  
Практическая работа:         
1.
Выявление на основе различных источников информации приоритетных глобальных проблем человечества. Аргументация представленной точки зрения.

2.Анализ международного сотрудничества по решению глобальных проблем человечества.

Практические работы по географии в 10 классе

на 2021-2022 учебный год


Тема

Дата проведения

По плану

Фактически

1

Классификация стран мира на основе анализа экономической карты мира

2

Прогнозирование изменения численности населения мира и отдельных регионов.

Определение состава и структуры населения на основе статистических данных.

3

Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа физической и тематических карт мира.

4

Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения.

5

Оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира (Россия, Китай, Индия, Германия, США) на основе статистических данных.

Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.

6

Анализ участия стран и регионов мира в международном географическом разделении труда.

7

Анализ обеспеченности предприятиями сферы услуг отдельного региона, страны, города.

8

Характеристика влияния рынков труда на размещение предприятий материальной и нематериальной сферы.

9

Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.

10

Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами ресурсов.

11

Анализ геоэкологической ситуации в отдельных странах и регионах мира.

12

Оценка доли использования альтернативных источников энергии. Оценка перспектив развития альтернативной энергетики.

13

Анализ техногенной нагрузки на окружающую среду

14

Выявление на основе различных источников информации приоритетных глобальных проблем человечества. Анализ международного сотрудничества по решению глобальных проблем человечества.

Оценочные

Тренировочные

1.Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа физической и тематических карт мира.

Классификация стран мира на основе анализа экономической карты мира

2.Оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира (Россия, Китай, Индия, Германия, США) на основе статистических данных.

Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.

Прогнозирование изменения численности населения мира и отдельных регионов.

Определение состава и структуры населения на основе статистических данных.

3.Характеристика влияния рынков труда на размещение предприятий материальной и нематериальной сферы.

Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения.

4.Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.

Анализ участия стран и регионов мира в международном географическом разделении труда.

5.Анализ геоэкологической ситуации в отдельных странах и регионах мира.

Анализ обеспеченности предприятиями сферы услуг отдельного региона, страны, города.

6.Анализ техногенной нагрузки на окружающую среду

Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами ресурсов.

7.Выявление на основе различных источников информации приоритетных глобальных проблем человечества. Анализ международного сотрудничества по решению глобальных проблем человечества.

Оценка доли использования альтернативных источников энергии. Оценка перспектив развития альтернативной энергетики.



Содержание

11 класс

Базовый уровень

Тема1. Территориальная организация мирового сообщества

Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения.

Тема 2. Региональная география и страноведение

Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.  

Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная политика. Интеграция регионов в единое мировое сообщество. Международные организации (региональные, политические и отраслевые союзы).

Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира. Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.

Примерный перечень практических работ для 11 класса.

Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами ресурсов.

Характеристика политико-географического положения страны.

Характеристика экономико-географического положения страны.

Характеристика природно-ресурсного потенциала страны.

Оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира (Россия, Китай, Индия, Германия, США) на основе статистических данных.

Анализ обеспеченности предприятиями сферы услуг отдельного региона, страны, города.

Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.

Анализ международных экономических связей страны.

Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России.

Определение основных направлений внешних экономических, политических, культурных и научных связей России с наиболее развитыми странами мира.

Анализ международной деятельности по освоению малоизученных территорий.

Оценочные

Тренировочные

Практическая работа №1. Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами ресурсов.

Анализ обеспеченности предприятиями сферы услуг отдельного региона, страны, города.

Практическая работа №2. Анализ международных экономических связей страны.

Оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира (Россия, Китай, Индия, Германия, США) на основе статистических данных.

Практическая работа №3. Характеристика экономико-географического положения страны.

Характеристика природно-ресурсного потенциала страны.

Практическая работа №4. Характеристика политико-географического положения страны.

Анализ международной деятельности по освоению малоизученных территорий.

Практическая работа №5. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.

Определение основных направлений внешних экономических, политических, культурных и научных связей России с наиболее развитыми странами мира.

Практическая работа №6. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по географии

10 класс

Календарно - тематическое планирование.

№ п\п

Раздел. Тема

Практические работы

Дата

Примечание

План

Факт.

Часть 1. Общая характеристика стран современного мира

Тема 1.  Современная география – 1 час

1

Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии.

Классификация стран мира на основе анализа экономической карты мира.

§ 1

Раздел I . Территориальная организация мирового сообщества

Тема 2.Мировое сообщество – общая картина мира.

2

Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения.

Прогнозирование изменения численности населения мира и отдельных регионов.

Определение состава и структуры населения на основе статистических данных.

§2

3

Разнообразие стран мира.

§3

4

Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.

Индивид. сооб.

5

Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения.

Практическая работа № 1 Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа физической и тематических карт мира.

§4

6

Демографическая политика

§4

7

Размещение и плотность населения.

§7

8

Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов.

§5,6

9

География рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения.

Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения.

§7

10

Урбанизация

§8

11

Оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира (Россия, Китай, Индия, Германия, США) на основе статистических данных.

Практическая работа № 2 Оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира (Россия, Китай, Индия, Германия, США) на основе статистических данных.

Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.

.

Индивид. сооб

Тема 3. Мировое хозяйство

12

Мировое хозяйство. Географическое разделение труда.

Анализ участия стран и регионов мира в международном географическом разделении труда.

§21

13

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры.

Анализ обеспеченности предприятиями сферы услуг отдельного региона, страны, города.

§22

14

География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг.

Практическая работа № 3 Характеристика влияния рынков труда на размещение предприятий материальной и нематериальной сферы.

Индивид. сооб.

15

Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность.

§23

16

Нефтегазовая и угольная промышленность.

Индивид. сооб.

17

Электроэнергетика.

§23

18

Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и легкая промышленность

§24,25,26

19

Сельское хозяйство, его отраслевой состав

§27,28

20

Транспорт мира и его состав.

§29,30

21

Международные отношения. Географические аспекты глобализации

Практическая работа №4 Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.

§29

22

Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде.

Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами ресурсов.

§9

23

Представление о ноосфере. Взаимодействие человека и природы.

§10

24

Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов.

Практическая работа №5. Анализ геоэкологической ситуации в отдельных странах и регионах мира.

§11

25

Минеральные ресурсы мира.

§12,13

26

Земельные ресурсы.

§14

27

Лесные ресурсы.  

§15

28

Ресурсы пресной воды. Ресурсы Мирового океана.  

§16,17

29

Ресурсообеспеченность.

§18

30

Рациональное и нерациональное природопользование.

Геоэкология.

Оценка доли использования альтернативных источников энергии. Оценка перспектив развития альтернативной энергетики.

§19

31

Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем.

Практическая работа №6 Анализ техногенной нагрузки на окружающую среду

§20

32

Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия

Индивид. сооб.

Раздел III. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.        
Тема 5.Географические аспекты глобальных проблем человечества.

33

Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении глобальных проблем современности.

Практическая работа № 7.  Выявление на основе различных источников информации приоритетных глобальных проблем человечества.

Анализ международно-го сотрудничества по решению глобальных проблем человечества.

§32

34

Обобщающий урок по курсу

 

11 класс

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Практические работы

Дата

Примечание

План

Факт.

 Регионы и страны мира 32 часа

Современная политическая карта мира (2 часа)

1

Современная политическая карта мира. Этапы развития.

Количественные и качественные изменения на политической карте мира.

П 1

2

Понятие  о  регионах  мира.  Международные  организации,  их многообразие и виды

П 2

Зарубежная Европа (7 часов)

3

Зарубежная Европа. Особенности географического положения, истории освоения.

П 3

4

Зарубежная Европа. Особенности природно-ресурсного

потенциала, населения, культуры.

П4

5

Зарубежная Европа. Особенности хозяйства, современных

проблем развития.

П 5 стр 31-37

6

Субрегионы Зарубежной Европы. Страны Северной, Средней, Южной и Восточной Европы.

П 5 стр 37-40

7

Федеративная Республика Германия. Особенности

географического положения, населения, хозяйства,

современных проблем развития.

П 6

8

Польша. Особенности географического положения, населения, хозяйства, современных проблем развития.

Практическая работа № 1

«Разработка маршрута туристической поездки по странам

Европы»

П7

9

Зарубежная Европа. Обобщение.

П 3-7 тест  стр 56

Зарубежная Азия (8 часов)

10

Зарубежная Азия. Особенности географического положения,

истории освоения и природно-ресурсного потенциала.

Практическая работа № 2 «Обозначение на контурной

карте границ субрегионов Азии»

П 8

11

Зарубежная Азия. Особенности населения, культуры, хозяйства,

проблем развития.

Практическая работа № 3 «Анализ

политической карты мира и экономических карт с целью

определения специализации разных типов стран и регионов

мира, их участия в международном географическом

разделении труда»

12

Япония. Особенности географического положения, природных

ресурсов, населения и культуры.

П 10

13

Япония. Особенности хозяйства и современных проблем

развития страны.

П 11

14

Китай. Особенности географического положения, природных

ресурсов, населения и культуры.

П 12

15

Китай. Особенности хозяйства и современных проблем

развития страны.

П 13

16

Индия. Особенности географического положения, природных

ресурсов, населения и культуры.

П 14

17

Индия. Особенности хозяйства и современных проблем развития страны

П  8-15 тест стр. 113-114

Америка (9 часов )

18

Соединенные Штаты Америки. Особенности географического

положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала.

П 16 стр. 116-121

19

Соединенные Штаты Америки. Особенности населения и

культуры.

П 16 стр 121-125

20

Соединенные Штаты Америки. Особенности хозяйства и

современных проблем развития страны. Внутренние различия

П 17

21

Канада. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства.

П 18

22

Латинская Америка. Особенности географического положения,

истории открытия и освоения, природно-ресурсного

потенциала, населения и культуры.

П 19

23

Латинская Америка. Особенности хозяйства и современных

проблем развития региона.

П 20

24

Бразилия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения и культуры.

П 21

25

Бразилия. Особенности хозяйства и современных проблем

развития страны.

П 22

26

Америка. Северная Америка. Латинская Америка. Обобщение.

П 16-22 тест стр. 166-168

Африка (4 часа)

27

Африка. Особенности географического положения, истории

открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала.

Практическая работа № 4 «Оценка ресурсного потенциала по

одной из африканских стран по картам атласа»

П 23

28

Африка. Особенности населения, культуры, хозяйства,

современных проблем развития.

П 24

29

Южно-Африканская Республика. Особенности географического

положения, ресурсного потенциала, населения и хозяйства.

П 25

30

Кения. Особенности географического положения, ресурсного

потенциала, населения и хозяйства.

П 26 тест стр. 197-198

Австралия и Океания (2 часа)

31

Австралия. Особенности географического положения, истории

открытия и освоения, населения, хозяйства, современных

проблем развития.

П 27

32

Океания. Особенности географического положения, истории

открытия и освоения, населения, хозяйства, современных

проблем развития.

П 28 тест стр. 213-214

Россия на карте мира (2 часа)

33

Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве,

системе международных финансово-экономических и

политических отношений. Отрасли международной

специализации России.

Практическая работа № 5 «Анализ и

объяснение особенностей современного геополитического и

геоэкономического положения России»

П 29

34

Особенности географии экономических, политических и

культурных связей России с наиболее развитыми странами

мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России.

Практическая работа № 6

«Определение основных направлений внешних

экономических связей России с наиболее развитыми

странами мира»

П 30

                                                                                                               Приложение

Система оценивания (критерии оценивания)

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов; Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины; В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; Ответ самостоятельный; Наличие неточностей в изложении географического материала; Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски; Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений; Понимание основных географических взаимосвязей; Знание карты и умение ей пользоваться; При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; Материал излагает не систематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении; Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий; Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте; Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.); Скудны географические представления, преобладают формалистические знания; Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый; Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; Не делает выводов и обобщений. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения практических работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008

Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций  Бахчиевой О.А. по организации  изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...

Рабочая программа по географии в 8 классе, в 9 классе, географии Осетии.

Рабочая программа по географии  в 8 классе, 9 классе, географии Осетии....

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.

Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...