Рабочая программа по географии в 8 классе, в 9 классе, географии Осетии.
рабочая программа по географии по теме
Рабочая программа по географии в 8 классе, 9 классе, географии Осетии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geografii_v_8kl.doc | 233 КБ |
rabochaya_programma_po_geografii_v_9_klassa.doc | 250.5 КБ |
rabochaya_programma_po_geografii_osetii.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
пос. Мизур Алагирского района РСО-Алания
РАССМОТРЕНО На заседании методического совета МКОУ СОШ пос. Мизур Протокол №_____ от __________2014г. __________________________________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ _______________ ____ ____________2014г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ СОШ п. Мизур _________________ О.Н.Калоева ____ ____________2014 г. |
География
8 класс
Составитель: учитель географии
Мзокова З.К.
2014г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основании:
Программы: Примерная программа основного общего образования по
географии «География России» (8-9 класс); программа под редакцией А.И.Алексеева, Э.М.Раковской, В.В.Николиной (М.: Просвещение, 2008 г.)
Учебник География: Природа России: 8 класс, авторы Раковская Э.М., Алексеев А.И. и др. –М: Просвещение, 2007
Количество часов: всего – 68 часов, в неделю – 2 часа; практических работ 8, из них оценочных – 6; контрольных работ – 2; зачётов – 1
Цели и задачи курса:
1.Формирование у учащихся системы комплексных знаний о закономерностях развития природы России.
2.Понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования.
3.Формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Учебно – методическое обеспечение и список литературы
УМК:
1.Раковская Э.М., Алексеев А.И. и др. География: Природа России: 8 класс. –М.: Просвещение, 2007
2.Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа, 2009
3.Раковская Э.М. Рабочая тетрадь по географии: 8 класс, М.:, Просвещение, 2008
4.Раковская Э.М. Методическое пособие по курсу «География: природа России»: 8 класс.- М.: Просвещение, 2007
5.Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии в 8 классе «Природа России».- М.: ВАКО, 2004
6.Алексеев А.И.,Николина В.В Методическое пособие по географии в 8 классе: Население и хозяйство России. – М.:- Просвещение, 2007г.
7.Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля в 8-9 классах.- М.: Дрофа, 2007г.
- комплект географических карт, тематических таблиц;
- комплект портретов выдающихся географов и путешественников;
- стенды экспозиционных материалов;
- картотека с заданиями.
Содержание курса:
Введение Что изучает география России.
Часть 1 Россия на карте мира
Тема 1 Географическое положение России.
Географическое положение России. Сравнение Г.П.России и других государств. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.
Тема 2 Границы России. Государственные границы России, их типы и виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
Этапы и методы географического изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.
Часть 2 Природа России
Тема 1 Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Тема 2 Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Сезонность климата. Типы климатов России, климатические пояса. Комфортность. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.
Тема 3 Внутренние воды и водные ресурсы. Особая роль воды в природе и хозяйственной деятельности человека. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.
Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы и человек.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Тема 4 Почва и почвенные ресурсы. Почва - особый компонент природы. В.В. Докучаев- основоположник почвоведения. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.
Почва – национальное богатство. Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.
Тема 5 Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Тема 6 Природное районирование. Формирование ПТК – результат длительного развития географической оболочки. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Природные и антропогенные ПТК. Роль В.В.Докучаева и Л.С.Берга в создании учения о зонах. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
График реализации рабочей программы в 8 классе
Тема | Количество часов на тему | Уроков 47 | Практические работы 16 | К/работы 3 |
Пространство России. | 6 | 13 | 3 | |
Рельеф и недра России. | 6 | 3 | 2 | 1 |
Климат и климатические ресурсы | 5 | 3 | 2 | |
Внутренние воды и водные ресурсы. | 6 | 4 | 2 | |
Почвенные ресурсы. | 3 | 3 | ||
Природные зоны России. | 3 | 2 | 1 | 1 |
Природные комплексы России. | 35 | 27 | 4 | 1 |
Человек и природа | 4 | 2 | 2 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Основные вопросы понятия | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание | Дата | |
Ведение (1 час) | ||||||||
1 | Что изучают в курсе «Природа России». Источники географи-ческой информации | 1 | Источники географической информации | Уметь: использовать различные источники географической информации | Стр. 3-4 | |||
Пространства России (5 часов) | ||||||||
2 | Географическое положение России Пр/р №1 | 1 | Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Особен-ности географического положения России. Часовые пояса | Уметь: показывать и называть факторы, определяющие геогра-фиическое положение России; показывать на карте крайние точки страны; показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами; опре-делять разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения; показывать на карте субъекты РФ; обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе | &1, контурная карта | |||
3 | Моря, омывающие территорию России Пр/р 2 | 1 | &2, Таблица | |||||
4 | Россия на карте часовых поясов | 1 | &3, вопросы | |||||
5 | Практическая работа №3 «Определение поясного времени для разных пунктов России» | 1 | Решение задач | |||||
6 | Как осваивали и изучали территорию России | 1 | &4, Таблица | |||||
Раздел 1. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ (22 часа) | ||||||||
Рельеф и недра России (6 часа) | ||||||||
7 | Особенности рельефа России | 1 | Особенности геологичес-кого строения. Устойчивые и подвижные участки зем- ной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, земле-трясений и вулканизма. Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования | Уметь: читать тектоническую, геологическую карты, геохроно-логическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектониче- ских структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные форм рельефа, выявлять особенности рельефа страны, наносить их на контурную карту; определять, как рельеф влияет на жизнь людей; приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов; показывать на карте и называть районы интенсивных тектонческих движений; называть меры безопас-ности при стихийных явлениях; объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей; показывать месторождения полезных иско-паемых, приводить примеры использования полезных ископае-мых, влияния разработки место-рождений на природную среду; оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства, оценивать условия добычи | &5 | |||
8. | Рельеф России | 1 | &5, вопросы | |||||
9. | Геологическое строение территории нашей страны Пр/р №4 | 1 | &6 | |||||
10 | Минеральные ре- сурсы России Пр/р № 5 | 1 | &7 | |||||
11 | Развитие форм рельефа | 1 | &8, Повторить | |||||
12 | Итоговый урок по теме – контрольная работа | 1 | ||||||
Климат и климатические ресурсы (5 часов) | ||||||||
13 | Климат нашей страны | 1 | Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая по- верхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распре-деления тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата, чем она обусловлена. Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса. Степень благоприятности природных условий. Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические явления | Знать: закономерности распре- деления суммарной солнечной радиации. Уметь: приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла; давать оценку климатических особенностей России; приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов; объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории; определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды; давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей | &9 | |||
14 | Закономерности Распределения тепла и влаги на территории нашей страны Пр/р №6 | 1 | &10, до стр. 63 | |||||
15 | Типы климатов России Пр/р №7 | 1 | &10, Таблица | |||||
16 | Зависимость человека от климатических условий | 1 | &11, Вопросы | |||||
17 | Климат и климати-ческие ресурсы. Итоговый урок. | 1 | ||||||
Внутренние воды и водные ресурсы (4 часа) | ||||||||
18 | Разнообразие внутренних вод России. Реки Пр/р №8 | 1 | Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Многолетняя мерзлота | Уметь: показывать реки России на карте; объяснять основные характеристики реки на конкрет-ных примерах; приводить примеры использования реки в хозяй-ственных целях; показывать на карте озера артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования вод и негативного влияния на них человеческой деятельности; давать характеристикукрупных озер страны и области; показывать на карте и объяснять значение каналов и водохранилищ | &12 | |||
19 | Озера. Болота. П/р №9 Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота | 1 | &13 | |||||
20 | Водные ресурсы. Охрана вод | 1 | &14 | |||||
21 | Повторение по теме: «Внутренние воды и водные ресурсы» | 1 | ||||||
Почва и почвенные ресурсы (3 часа) | ||||||||
22 | Образование почв и их разнообразие | 1 | Почвы и почвенные ресурсы. Почвы - основной компонент природы. В.В. Докучаев -основоположник почвоведения | Уметь: объяснять понятия: земельные ресурсы, сельско-хозяйственные угодья; называть факторы почвообразования; назы- вать свойства основных типов почв; давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания; объяснять необходимость охраны почв, рацио-нального использования земель | &15, Вопросы | |||
23 | Закономерности распространения почв | 1 | &16 | |||||
24 | Почвенные ресурсы | 1 | &17 | |||||
Растительность и животный мир (3 часа) | ||||||||
25 | Растительный и животный мир России | 1 | Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительно- сти и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использова-ние. Меры по охране рас-тительного и животного мира. Природные террито-риальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России | Уметь: приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использования безлесны пространств человеком; перечислять ресурсы леса; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; прогнозиро-вать последствия уничтожения болот; объяснять значение животного мира в жизни человека | &18, Таблица | |||
26 | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира | 1 | &19, 20 | |||||
27 | Природно-ресурсныи потенциал России | 1 |
| &20 | ||||
28 | Итоговый урок по теме | 1 | ||||||
Раздел II. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ (38 часов) | ||||||||
Природное районирование (6 часов) | ||||||||
29 | Разнообразие ПК России. Природное районирование | 1 | Природные и антропоген-ные ПТК. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообус- ловленность ее компонен- тов. Роль В.В.Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны? Характеристика природных зон. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов | Уметь: описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах | &21, Вопросы | |||
30 | Моря как крупные ПК | 1 | &22 | |||||
31 | Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра | 1 | &23, Таблица | |||||
32 | Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широко-лиственные леса | 1 | &24 | |||||
33 | Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни Пр/р №10 | 1 | &25 | |||||
34 | Высотная поясность | 1 | &26 | |||||
Природа регионов России ( 20 часов) | ||||||||
35 | Русская (Восточно-Европейская) равнина. | 1 | Европейская Россия -основа формирования территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных усло-вии, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятель- ность населения. Состав района. Особенности географического положения и его влияние на природу, хозяйственное развитие района и геополитические интересы России. Исто-рико-географические этапы развития района. Специфика природы района, природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь и хозяйственную дея- тельность населения | Уметь: определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов объектов; объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития. растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека | &27, Контурная карта | |||
36 | Природные комплексы Русской равнины | 1 | &28, Таблица | |||||
37 | Природные ресурсы Русской равнины. Проблемы их рационального использования. | 1 | &29, Вопросы | |||||
38 | Северный Кавказ - самые молодые высокие горы России | 1 | &30 | |||||
39 | Природные комплексы Северного Кавказа | 1 | &31 | |||||
40 41 | Урал - «Каменный пояс» земли Русской Своеобразие природы Урала | 2 | &32 | |||||
42 | Природные уникумы Урала. Экологические проблемы | 1 | &33 | |||||
43 | Экологические проблемы Урала | 1 | &34 | |||||
44 | Западно-Сибирская низменность | 1 |
| &35 | ||||
45 | Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения Пр/р №11 | 1 | &36, Таблица | |||||
46 | Восточная Сибирь: величие и суровость природы. ГП. Состав территории, история освоения | 1 | &37 | |||||
47 | Природные комплексы Восточной Сибири | 1 | &38 | |||||
48 | Жемчужина Сибири - Байкал | 1 | &39 | |||||
49 | Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения Пр/р №12 | 1 | &40, Вопросы | |||||
50 | Итоговый урок по теме «Восточная Сибирь» | 1 | ||||||
51 | Дальний Восток -край контрастов. ГП,состав территории. История освоения Пр/р №13 | 1 | &41 | |||||
52 | Природные комплексы Дальнего Востока | 1 | &42 | |||||
53 | Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком | 1 | &43, Повторение | |||||
54 | Природа регионов России. Итоговый урок. | 2 | ||||||
Человек и природа (4 часа) | ||||||||
55 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека | 1 | Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Особо охраняемые территории. Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране. | Знать: законы об охране природы; антропогенное воздействие на природу; рациональное природопользование, особо охраняемые территории, памятники Всемир-ного природного и культурного наследия в нашей стране. Уметь: объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в рациональном природопользова-нии; составлять географические прогнозы, анализировать экологи-ческие карты России, уметь выполнять правила природо-охранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы | &44, Таблица | |||
56 | Антропогенное воздействие на природу | 1 | &45 | |||||
57 | Рациональное природопользование | 1 | &46 | |||||
58 | Человек и природа | 1 | &47 | |||||
География Кавказа, РСО - Алании (8 часов) | ||||||||
59 | 1 | Географическое положение. Особенности геологичес-кого строения. Устойчивые и подвижные участки зем- ной коры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая по- верхность, циркуляция воздушных масс. Виды вод суши на территории республики | Стр 5-6 | |||||
60 | Географическое положение РСО-Алании | 1 | Стр 6-7 | |||||
61 62 63 64 | Особенности природы\Пр/р №14 | 4 | Стр 13-65 | |||||
65 | Экологические проблемы республики | 1 | Реферат | |||||
66 | Родной поселок | 1 | Конспект | |||||
67 | Урок обобщающего повторения | 1 | ||||||
68 | Итоговый урок по курсу «Природа России» | Урок систематизации и обобщения знаний |
8 класс Оценочные материалы.
Виды работ: практические работы, контрольные работы
Тема | Вид работы | Основные вопросы | дата | |
Пространство России. | ||||
Практическая работа 1 | Географическое положение. Особенности ГП России. | 08.09.14 | ||
Практическая работа 2 | Береговое очертание страны: острова и полуострова. Моря, омывающие побережье страны – работа на контурных картах. | 12.09.14 | ||
Часовые пояса. | Практическая работа 3 | Часовые пояса. Определять разницу во времени по карте часовых поясов. | 16.09.14 | |
Тектоника и рельеф России. | Практическая работа 4 | Устойчивые и подвижные участки земной коры. Распространение крупных форм рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. | 06.10.14 | |
Минеральные ресурсы России. | Практическая работа 5 | Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых – работа на контурных картах | 10.10.14 | |
Контрольная работа по теме: «Рельеф и недра России». | 17.10.14 | |||
Климат России. Распределение тепла и влаги по территории страны. | Практическая работа 6 | Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны – чтение климатической карты России. | 24.10.14 | |
Типы климатов России. | Практическая работа 7 | Климатические пояса и типы климатов в пределах России – работа в тетрадях. Краткая характеристика климата региона. | 27.10.14. | |
Внутренние воды России. | Практическая работа 8. | Главные речные системы , бассейны – работа на контурных картах. Питание, режим рек. | 10.11.14. | |
Практическая работа 9 | Важнейшие озера, их происхождение, их размещения на территории страны –работа на контурных картах. | 14.11.14. | ||
Природные зоны России. | Практическая работа 10 | Особенности размещения почвенных ресурсов, флоры, фауны на территории страны – работа по тексту учебника и картам атласа. | 19.12.14. | |
Контрольная работа по теме «Общая характеристика природы России» | 22.12.14. | |||
Природа регионов России. | Практическая работа 11 | Сравнительная характеристика Русской и Западно – Сибирской равнин – работа по картам атласа. | ||
Практическая работа 12 | Восточная Сибирь. Специфика природы района, природные ресурсы, причины их разнообразия – характеристика по картам атласа. | |||
Практическая работа 13 | Дальний Восток. – работа на контурных картах – особенности ГП региона. | |||
Практическая работа 14. | ГП Кавказа. Распространение крупных форм рельефа, внутренних вод, высотная поясность региона. | |||
Итоговая контрольная работа | Систематизировать полученные знания и умения . |
Учебно – методическое обеспечение и список литературы
УМК:
1.Раковская Э.М., Алексеев А.И. и др. География: Природа России: 8 класс. –М.: Просвещение, 2007
2.Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа, 2009
3.Раковская Э.М. Рабочая тетрадь по географии: 8 класс, М.:, Просвещение, 2008
4.Раковская Э.М. Методическое пособие по курсу «География: природа России»: 8 класс.- М.: Просвещение, 2007
5.Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии в 8 классе «Природа России».- М.: ВАКО, 2004
6.Алексеев А.И.,Николина В.В Методическое пособие по географии в 8 классе: Население и хозяйство России. – М.:- Просвещение, 2007г.
7.Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля в 8-9 классах.- М.: Дрофа, 2007г.
- комплект географических карт, тематических таблиц;
- комплект портретов выдающихся географов и путешественников;
- стенды экспозиционных материалов;
- картотека с заданиями.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
пос. Мизур Алагирского района РСО-Алания
РАССМОТРЕНО На заседании методического совета МКОУ СОШ пос. Мизур Протокол №_____ от __________2014г. __________________________________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ _______________ ____ ____________2014г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ СОШ п. Мизур _________________ О.Н.Калоева ____ ____________2014 г. |
География
9 класс
Составитель: учитель географии
Мзокова З.К.
2014г
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:
-Примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.
-Учебника: География России: хозяйство и географические районы», авторы А. И. Алексеев и др., Москва, «Дрофа», 2008г.
-Методическая литература: М.Ю. Евдакимов, В.И. Сиротин, В.Г. Терещенкова. Методическое пособие УК учебнику «География России» под редакцией А.И.Алексеева. Волгоград, «Дрофа», 2008г.
Изучение географии направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Главные задачи курса «География России» - углубленное изучение природы, населения и хозяйства России; максимальное приближение содержания географический знаний и умений, приобретаемых школьниками, к запросам повседневной жизни. Курс «Географии России», призван, прежде всего, воспитывать патриота и гражданина своей страны.
Основное внимание уделяется показу проявления законов взаимодействия общества и природы в пределах России.
Рабочая программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. Главным образом она призвана формировать правильную ориентацию обучающихся в природных, социальных и экономических проблемах своей страны, помогать им в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины.
Курс «География России. Хозяйство и географические районы» для 9 класса рассматривается положение России в мировом хозяйстве в историческом аспекте; взаимосвязь и перспективы развития природных, социальных и экономических территориальных систем.
УМК:
Географический атлас, 9 класс. – М.: Дрофа, 2008 Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии. 9 класс / В. И. Сиротин. – М: Дрофа, 2008г.
Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
Количество часов: всего – 68 часов, в неделю – 2 часа; практических работ – 14, из них оценочных – 8
Ожидаемый результат:
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных
Содержание программы .
ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (22 ч )
Тема: Отрасли, перерабатывающие сырье
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК. Развитие ТЭК и охрана окружающей среды.
Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.
Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газовой промышленности
Угольная промышленность. Виды углей и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.
Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.
Тема: Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества
Классификация конструкционных материалов, проблемы пропорциональности производящих их отраслей.
Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металлических руд и производству продукции металлургии.
Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.
Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы размещения предприятий. Группировка отраслей химической промышленности, особенности их географии. Основные химические базы, крупнейшие химические комплексы. Проблемы развития отрасли. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышленности. Группировка отраслей лесной промышленности, особенности их географии. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.
Машиностроение, его значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса и его конверсии.
Пищевая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема России.
Легкая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Географ текстильной промышленности. Проблемы развития легкой промышленности.
Тема: Отрасли, производящие разнообразные услуги. (5 часов)
Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, проблемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружающая среда.
Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. Важнейшие проблемы развития в условиях перехода к рынку. Перспективы развития комплекса.
Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье — одна из главных потребностей человека. Низкий уровень обеспеченности жильем и низкие показатели его благоустроенности в России. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.
ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ (20 часов)
Тема: Районирование территории
Районирование — важнейший метод изучения в географии. Как можно районировать территорию: физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, эколого-экономическое и другие виды районирования. Виды районирования: сплошное и узловое, частное и комплексное и т. д. Соподчиненность различных видов районирования России.
Тема: Европейская Россия
Особенности природы, истории и географии хозяйства. Географическое положение на западе России. Разнообразие рельефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих процессов. Влияние географического положения на климат региона. Самый полный в России набор природных зон. Природные ресурсы. Европейская Россия — основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселенная часть страны.
Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохозяйственном производстве страны. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия.
Европейский Север. Состав района. Географическое положение на севере Восточно-Европейской равнины с выходом к Северному Ледовитому океану. Особенности экономико-географического, геополитического и эколого-географического положения. Влияние географического положения и природных условий на освоение территории, жизнь людей, специализацию.
Различия в рельефе и полезных ископаемых Кольско-Карельского и Двинско-Печорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат, избыточное yвлажнение территории, богатство озерами, реками болотами. Природные зоны: тундра, лесотундра, се верная и средняя тайга. Природные ресурсы: минеральные, топливные, лесные и водные. Новая алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой зоны.
Историко-географические особенности формирования. Население: национальный состав, традиции и культура. Города региона. Отток населения с Севера и его причины.
Развитие топливно-энергетического комплекса металлургии, химической и лесной промышленности. Хозяйственные различия Кольско-Карельского и Двинско-Печорского подрайонов.
Роль морского транспорта. Мурманский и Архангельский порты. Северный морской путь. Предпосылки развития туристско-экскурсионного хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона. Проблема охраны природы Севера. Северный военно-морской флот. Космодром в городе Мирном.
Северо-Западный район. Состав района. Выгоды географического положения на разных этапах развития: путь «из варяг в греки», «окно в Европу», современные особенности географического положения района.
Природная специфика: сочетание возвышенностей и низменностей, влияние моря на климат, густая озерно-речная сеть. Район древнего заселения. «Господин Великий Новгород». Основание Петербурга. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Санкт-Петербург — северная столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы Санкт-Петербурга. Свободная экономическая зона «Янтарь».
Центральная Россия. Преимущества географического положения и состав территории. Факторы формирования района. Чередование возвышенностей и низменностей — характерная черта рельефа. Полезные ископаемые. Дефицит большинства видов природных ресурсов.
Климатические условия Центральной России, их благоприятность для жизни и хозяйственной деятельности человека. Крупнейшие реки. Разнообразие и пестрота почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Центральная Россия — очаг Русской национальной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение южной части региона. Высокая численность и плотность населения. Количество и качество трудовых ресурсов. Современный характер и проблемы расселения. Преобладание городского населения. Городские агломерации. Высокий уровень развития и концентрации науки. Города науки. Специализация хозяйства на наукоемких и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая промышленность Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве. Агропромышленный комплекс. Роль пригородного сельского хозяйства. Относительно высокий уровень развития социальной сферы. Топливно-энергетические природоохранные проблемы. Внутрирегиональные различия. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.
Центрально-Чернозёмный район: состав, факторы формирования, особенности населения, специализация хозяйства, проблемы.
Возникновение и развитие Москвы. Москва — столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы Москвы. Московский столичный регион.
Нижний Новгород, его географическое положение и торговые функции. Нижегородская и Макарьевская ярмарки. Очаги старинных промыслов.
Современность и проблемы древних русских городов — Новгорода, Владимира, Пскова, Смоленска.
Европейский Юг. Состав района. Особенности графического положения: самый южный регион России, ограниченный с трех сторон природными рубежами. Геополитическое положение района. Природный амфитеатр. Равнинная, предгорная и гор части региона: их природная и хозяйственная специфика. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Рельеф и этническое разнообразие населения. Народы гор и предгорий: традиции, культура, промыслы. Многонациональность и межнациональные проблемы. Очаги концентрации населения. Повышенная доля сельского населения. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и животный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы.
Агропромышленный комплекс: единственный в стране район субтропического земледелия. Ведущая роль региона в производстве сельскохозяйственной продукции. Неравномерность обеспеченности водными ресурсами. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей АПК. Сельскохозяйственное транспортное и энергетическое машиностроение.
Рекреационное хозяйство Северного Кавказа: курортное хозяйство, туризм и альпинизм. Возрастающая роль рекреационных районов. Роль черноморских портов в развитии хозяйства страны. Сложности решения проблем республик Северного Кавказа. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.
Поволжье. Состав района. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Особенности Рельефа и климата региона. Зимние и летние температуры, распределение осадков. Зональность климата и почвенно-растительного покрова в пределах региона, их влияние на развитие сельского хозяйства. Волга — великая русская река. Ее роль в территориальной организации населения и хозяйства. Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы. Поволжье — место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный состав населения. Сочетание христианства, ислама и буддизма. Русское заселение территории. Территориальная организация расселения и хозяйства.
Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Система трубопроводов и проблемы их безопасности. Гидроэнергетика. АПК — ведущая позиция Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Мощная пищевая промышленность.
Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные проблемы. Научные центры. Столицы республик и крупнейшие города (Волгоград, Самара, Астрахань). Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.
Урал. Границы и состав Урала при разных видах районирования. Географическое положение Урала — на стыке разнообразных границ. Разделяющая и связующая роль Урала в природе и хозяйстве.
Различия по геологическому строению и полезны ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Разнообразные минерально-сырьевые ресурсы и проблема и истощения. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности на Урале. Недостаточная геологическая изученность Урала.
Влияние рельефа на заселение Урала. Современная этническая пестрота. Две меридиональные полос расселения, влияние речных систем и рельефа на и формирование.
Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути решения водных проблем. Особенности климата Урала. Освоение и изучение Урала в связи со сменой представлений о значимости его ресурсов.
География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообразное машиностроение. Их взаимосвязь. Демидовские города-заводы и современная система расселения в районе. Проблемы населения и трудовых ресурсов. Реконструкция уральской промышленности. Отставание развития социальной сферы. Крупнейшие города Урала.
Зональность и высотная поясность почвенно-растительного покрова и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. Кыштымская трагедия.
Тема: Азиатская Россия - Восточный макрорегион
Географическое положение. Большая площадь территории и малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге.
Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Очаговый характер размещения производства, его сырье, добывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Трудности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях.
Западная Сибирь. Состав района. Географическое положение на западе азиатской части России, между Уралом и Енисеем.
Западно-Сибирская равнина — одна из крупнейших низменных равнин земного шара. Ее положение на молодой эпипалеозойской плите и особенности формирования рельефа. Карское море. Климат и внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Зона Севера и ее значение. Господство средневысотных и высоких гор на юге Западной Сибири. Котловины, разделяющие горы. Контрастность климатических условий. Высотная поясность.
Агроклиматические ресурсы. Оценка природных условий для жизни и быта человека.
Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.). Диспропорции в площади и в численности населения Западной Сибири. Научные центры и будущие технополисы.
Богатство и разнообразие природных ресурсов: минеральные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Нефтегазохимический комплекс — основа хозяйства района. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. АПК: освоение территории, сельскохозяйственые районы и их специализация. Основные виды транспорта. Транссибирская магистраль, река Обь, железная дорога Тюмень — Сургут — Ямбург. Современные проблемы экономических, социальных и экологических проблем Западной Сибири.
туристический маршрут с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.
Север Восточной Сибири. Состав района. Географическое положение к востоку от Енисея. Роль реки Лены и Северного морского пути. Моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское. Русские исследователи северных морей.
Разнообразие тектонического строения и рельефа. Особенности рельефа и геологического строения Среднесибирского плоскогорья. Минеральные ресурсы: руды цветных и редких металлов, алмазы, каменный и бурый уголь, химическое сырье. Резко континентальный климат, инверсия температур, многолетняя мерзлота. Влияние климата и многолетней мерзлоты на особенности рельефа, водной сети и почвенно-растительный покров. Лесные ресурсы.
Великие сибирские реки: их водность, питание, режим, энергетические и водные ресурсы. Тайга — основная природная зона. Высотная поясность; степи котловин. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Другие промыслы в регионе. Крупнейшие заповедники. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его решения. Коренные народы, особенности их жизни и быта, проблемы.
Исторические особенности заселения русскими. Остроги. Открытие медно-никелево-кобальтовой провинции. Основание Норильска.
Топливно-энергетический комплекс — основа хозяйства территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС. Развитие энергоемких производств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры и перспективы развития.
Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перспективы развития промышленности.
Особенности строительства в условиях многолетней мерзлоты. Экологические проблемы района.
Якутские алмазы, город Мирный. Перспективы транспортного освоения района. Амуро-Якутская магистраль. Водный и авиационный транспорт. Влияние транспортных путей на размещение населения. Крупнейшие культурно-исторические, промышленные, транспортные центры.
Природно-хозяйственные районы: Путорана и Среднесибирское плоскогорье. Основные экономические, социальные и экологические проблемы района.
Южная Сибирь. Состав района. Географическое положение: в полосе гор Южной Сибири, вдоль Транссибирской магистрали. Транспортные связи с приграничными государствами: Китаем, Монголией и Казахстаном. Связь с Севером по Енисею и Лене. БАМ.
Горные системы Южной Сибири. Складчато-глыбовые горы: Алтай, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Саяны. Горы Прибайкалья и Забайкалья.
Верхние течения крупных сибирских рек: Оби, Енисея, Лены. Амур. Гидроэнергетическое значение рек. Особенности и проблемы Байкала.
Резко континентальный климат. «Полюс холода» Северного полушария. Температурные инверсии. Многолетняя мерзлота.
Природные ресурсы: минеральные, лесные.
Внутренние различия: Кузнецко-Алтайский, Ангаро-Енисейский, Забайкальский подрайоны.
Кузнецко-Алтайский подрайон. Этапы заселения освоения. Создание Транссибирской магистрали. Кузбасс, его проблемы. Новосибирск — научный центр.
Ангаро-Енисейский подрайон. Канско-Ачинский бассейн. Гидроресурсы. Формирование Ангаро-Eнисейских ТЭС и ТПК. Заселение территории. Миграции и проблемы трудовых ресурсов. Красноярск, Иркутск, закрытые оборонные центры. Проблемы развития подрайона.
Забайкальский подрайон. Горные системы, землетрясения, байкальская рифтовая зона. Природные ресурсы: цветные и редкоземельные металлы, уголь. Бурятия (Улан-Удэ), Читинская область. Перспективы освоения зоны БАМа.
Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.
Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения: сильная меридиональная вытянутость, наличие материковой, полуостровной и островной частей.
Этапы освоения территории, русские землепроходцы в XVII в., установление русско-китайской и русско-японской границ.
Геологическая молодость территории. Преобладание гор. Тектоническая подвижность территории: частые землетрясения и вулканизм, моретрясения, цунами. Долина гейзеров, термальные источники. Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса: месторождения руд цветных, редких и драгоценных металлов. Отрасль специализации района — добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе.
Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения. Относительная молодость населения. Миграции, потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.
Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского Положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Лососевые рыбы. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона.
Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли военно-промышленного комплекса. Транспортная сеть Дальнего Востока. Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы юга территории. Агропромышленный комплекс. Дальний Восток в системе Азиатско-Тихоокеанского региона. Интеграция со странами АТР. Проблемы свободных экономических зон. Внутрирайонные различия и города. Владивосток — торговый, промышленный, культурный и научный центр Далььнего Востока. Основные экономические, социальны и экологические проблемы региона.
Тема: Россия в современном мире
Россия и страны СНГ. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, экономических и этнокультурных связей с Россией. Взаимосвязи России с другими странами мира.
Тема: География РСО – Алании.(17часов)
График реализации рабочей программы в 9 классе
Тема | Количество часов 53 | Уроков 42 | Практические работы 15 | К/работы 3 |
Введение | 1 | 1 | ||
Геополитическое положение России. | 3 | 2 | 1 | |
Население России. | 8 | 7 | 3 | 1 |
Экономика России. | 23 | 20 | 5 | 1 |
Районирование России. | 18 | 13 | 5 | 1 |
Календарно-тематическое планирование по географии в 9 классе
№ | Тема урока | Кол-во час. | Основные вопросы понятия | Планируемые результаты освоения материала | Д.з. |
1 | Введение Географическое положение России. ЭГП и транспортно-географическое положение Практикум №1 | 1 1 | География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Географическое положение. Виды и уровни географического положения. | Знать: основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, Субъекты РФ, их различия. Уметь: показывать на карте отдельные регионы России. | Стр. 3-4 |
2 | Политико-административное устройство России Практикум № 2 | 2 | Политико-административное устройство России | &1, Контурная карта | |
НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ. | 8 | ||||
3 | Численность населения России. Естественное движение населения, типы воспроизводства | 1 | Население России. Численность населения России. Естественное движение населения, типы воспроизводства. | Знать: Численность населения России. Естественное движение населения, типы воспроизводства. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины. Уметь читать карты по теме. | &2, 3 вопросы |
4 | Миграция населения. Практикум № 3 | 1 | Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. | ||
5 6 | Городское и сельское население. Расселение населения Практикум № 4 | 1 | Городское и, национальный состав сельское население, роль крупнейших городов Работа на контурных картах | ||
7 | Национальный состав России | 1 | Народы и основные религии. Россия - многонациональное государство. | ||
8 | Религиозный состав населения России. | 1 | Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. | ||
9 | Рынок труда, занятость населения России Практикум № 5 | 1 | Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы. | ||
10 | Контрольная работа по теме: «Население России» | 1 | |||
Роль и место России в международной экономике. Экономические системы в развитии России | Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Предприятие - первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, меж- отраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирован Крупнейшие месторождения камнного угля, нефти и газа, важнейшие газо- и нефтепроводы ия хозяйства. | Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации | |||
11 | Структура экономики России | 1 | Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем Знать крупнейшие месторождения нефти и газа, важнейшие газо- и нефтепроводы | &10 | |
12 13 | Топливная промышленность Практическая работа №6 | 2 | &12 | ||
14 | Машиностроительный комплекс - ведущий межотраслевой комплекс в хозяйстве России География машиностроения Практическая работа № 8 | 1 | Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры | Составлять характеристику месторождении топливных ресурсов по картам и статистическим материалам Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанции и факторы их размещения. | |
15 | |||||
16 | Роль и особенности ТЭКа | 1 | Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанции и факторы их размещения. | ||
17 | Электроэнергетика России Практикум 7 | 1 | Знать преимущества и недостатки каждого типа электростанций Уметь показывать на карте электростанции разных типов | ||
18 | Военно-промышленный комплекс | 1 | |||
19 | |||||
20 | Состав и значение металлургического комплекса | 1 | Виды конструкционных материалов | Знать виды конструкционных материалов Уметь показывать на карте металлургические базы и центры. | |
21 | Черная металлургия | 1 | Знать основные базы. Уметь использовать различные источники информации для характеристики баз. | ||
22 | Цветная металлургия Практикум №9 | 1 | Цветные металлы. Значение в металлургии. | Знать виды конструкционных материалов Уметь показывать на карте металлургические базы и центры. | |
23 | Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность | 1 | Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения | Знать основные базы. Уметь использовать различные источники информации для характеристики баз. Знать основные химические базы Уметь использовать различные источники информации для характеристики баз | |
24 | Лесная промышленность | 1 | . Знать факторы размещения основных производств Уметь показывать на карте главные центры | ||
25 | Состав и значение АПК Практикум №10 | 1 | Знать специфику отрасли, географию размещения отраслей и факторы размещения. Уметь сравнивать статистические данные, анализировать и делать выводы о различиях и сходстве. | ||
26 | Земледелие и животноводство | 1 | Знать специфику отрасли, географию размещения отраслей и факторы размещения, проблемы отечественной отрасли. | ||
27 | Пищевая и легкая промышленность | 1 | . | Знать специфику отрасли, географию размещения отраслей и факторы размещения. Уметь сравнивать статистические данные, анализировать и делать выводы о различиях и сходстве. | |
28 | Территориальная организация АПК | 1 | . | Знать специфику отрасли, географию размещения отраслей и факторы размещения, проблемы отечественной отрасли. | |
29 | Состав инфраструктурного комплекса. Связь, сфера обслуживания | 1 | Сфера услуг, здравоохранение. Связь | Знать виды и роль связи в современный период, значение отраслей сферы обслуживания в повышении качества жизни населения, географические различия | |
30 | Роль транспорта. Сухопутный транспорт | 1 | Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры Знать значение районирования России. Уметь показывать на карте экономические районы, федеральные округа | Знать различные виды транспорта, важнейшие ж/д магистрали и узлы. | |
31 | Водный и авиационный транспорт | 1 | Знать крупнейшие порты различных океанических бассейнов | ||
32 | Водный и авиационный транспорт | 1 | Уметь сравнивать различные виды транспорта, выявлять их преимущества и недостатки | ||
33 | Контрольная работа по теме «География хозяйства России» | 1 | |||
34 | Районирование Территории России | 1 | |||
35 | Центральная Россия. ЭГП, население и трудовые ресурсы | 1 | |||
36 | Экономика Центральной России. Узловые районы Центральной России Практическая работа № 11 | 1 | Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов - Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйство людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования куль- туры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика | Знать специфику природы и ресурсный потенциал территории Уметь давать оценку географическому положению, природным условиям и ресурсам для жизни и деятельности населения. | |
37 | Общая характеристика Северо-Западной России | 1 | Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации. Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникации и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневн Знать различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения Уметь показывать по карте районы Азиатской России. Уметь прогнозировать развитие экономики района | &36, 37 | |
38 | Хозяйство Северо-Западной России | 1 | Знать роль и место района в социально-экономическом развитии страны. Уметь объяснять связь ТПК района. Анализировать экономическую карту. Называть важнейшие отрасли и центры. | &38, 39 | |
39 | Европейский Север: ЭГП, особенности природно-ресурсного потенциала и населения | 1 | Уметь давать оценку ГП района для его формирования и развития. Объяснять специфику природы района, роль городов в размещении населения и формировании культуры.
| ||
40 | Хозяиство Европейского Севера Практикум 12 | 1 | Знать состав, специфику ЭГП и геополитического положения, внутренние различия природы, ресурсы. Уметь сравнивать характеристики двух частей, анализировать физическую карту. | &42, контурная карта | |
41 | Северный Кавказ: особенности геогра-фического положения, природные условия и ресурсы | 1 | Знать современное население, размещение, структуру, проблемы. Уметь приводить примеры адаптации населения к суровым условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов, их хоз. деятельность. | &42, вопросы | |
42 | Население и хозяйство района Практическая работа №13 | 1 | &43 | ||
43 | Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы | 1 | Знать состав, этапы и факторы формирования района, историю заселения, особенности размещения населения. Уметь объяснять роль Волги в жизни района | &44, 45 | |
44 | Население и хозяйство района | 1 | Знать географию важнейших отраслей и внутренние природно-хозяйственные различия. Уметь анализировать экономические карты, сопоставлять и сравнивать фактическую информацию, выявлять сходство и различие. | &46 | |
45 | Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы | 1 | Знать состав, этапы и факторы формирования района, историю заселения Уметь определять по карте ГП района. | &47, 48 | |
46 | Население и хозяйство района Практическая работа №14 | 1 | Знать специфику природы. Уметь объяснять различия в природе Урала, роль и место района в социально-экономическом развитии страны. | &49 | |
1 | &50, 51 | ||||
48 | Восточный макрорегион Практическая работа № 15 | 1 | Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения Азиатской России. | &52, 53 | |
51 | Восточная зона России. | 1 | Специфика природы. Характеристика территории на основе разнообразных источников информации и форм её представления. | &57 | |
52 | Южная Сибирь | 1 | Особенности размещения населения, отрасли специализации. Прогноз развитие хозяйства в будущем. | &59 | |
53 | Дальний Восток. | 1 | Уникальность ЭГП, природные контрасты. | &59, повторить | |
54 | Контрольная работа. | 1 | Знать современное население, размещение, структуру, проблемы. Уметь объяснять неравномерное размещение населения, проблемы района и пути их решения. Анализировать тематические карты. |
Оценочные материалы
Виды работ: практические работы, практикумы, контрольные работы.
Тема | Вид работы | Основные вопросы | дата |
Геополитическое положение России. | |||
Практикум 1. | Виды и уровни географического положения. Экономико – географическое положение России. | ||
Практикум 2 | Политико-административное деление России – работа на контурных картах. | ||
Население России. | Практикум 3 | Решение расчётных задач на основе статматериалов | |
Практикум 4 | Определение уровня жизни населения в разных регионах России. | ||
Практикум 5 | Крупнейшие города и города-миллионеры России –работа на контурных картах. | ||
Контрольная работа по теме: «Население России» | Вопросы практикума на стр.28 учебника. | ||
Топливная промышленность | Практикум 6 | Определение затрат на добычу и использование различных видов минерального топлива. (стр.46 учебника) | |
Электроэнергетика России. | Практикум 7 | Крупнейшие ЭС России –работа на контурных картах. | |
Машиностроение России. | Практикум 8 | Составление характеристики отрасли машиностроения по плану на стр.93 учебника. | |
Металлургия России. | Практикум 9 | Составление характеристики одной из металлургических баз по статматерилам и картам. | |
АПК России. | Практикум 10 Контрольная работа по теме «География хозяйства» | Составление типовой схемы АПК, используя текст учебника . | |
Регионы России. Центральная Россия | Практическая работа 11 | Экономика Центральной России. | |
Поволжье. | Практическая работа 12 | Экономика Приволжского Ф О. | |
Северный Кавказ | Практическая работа 13 | Составление «Визитной карточки региона» Северного Кавказа. | |
Урал | Практическая работа 14 | Экономика Уральского ФО | |
Восточная зона России. | Практическая работа 15 | Восточный Макрорегион – СФО + ДФО | |
Контрольная работа | Вопросы ГИА |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
пос. Мизур Алагирского района РСО-Алания
РАССМОТРЕНО На заседании методического совета МКОУ СОШ пос. Мизур Протокол №_____ от __________2013г. __________________________________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ _______________ ____ ____________2013г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ СОШ п. Мизур _________________ О.Н.Калоева ____ ____________2013 г. |
География Осетии
9 класс
Составитель: учитель географии
Мзокова З.К.
2014г.
Пояснительная записка
Основные задачи курса «География РСО – Алании» предусматривают:
- формирование у учащихся знаний о распределении наиболее значимых географических объектов и явлений по поверхности своей республики;
- освоение знаний об основных географических особенностях своей республики во всем ее географическом разнообразии и целостности;
об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из « языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптация к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Курс изучения – 17 часов.
График реализации рабочей программы в 9 классе по
географии РСО - Алании
Тема | Количество часов | Уроков | Практические работы | Контрольная работа |
Физическая география РСО - Алании | 9 | 6 | 2 | 1 |
Экономика РСО - Алании | 8 | 6 | 2 | |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Основные понятия вопроса | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание |
1 | ФГП и ЭГП РСО – Алании. | ФГП, ЭГП республики. | Объяснять: - влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизнь населения республики; | §1 |
2 | Рельеф, геология, тектоника республики. | Горные хребты и равнины РСО, полезные ископаемые. в пределах республики. |
| §2 - 4 |
3 | Климат республики. | Климатообразующие факторы. | учащиеся должны уметь: - прогнозировать погоду на ближайшие сутки | §6 - 7 |
4 | Внутренние воды. Реки. | учащиеся должны уметь: Оценивать и прогнозировать - развития природных объектов и явлений: - влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности в своей местности;
| §8 | |
5 | Озера, ледники, подземные воды республики. | Значение внутренних вод в экономике республики. | §9 - 11 | |
6 | Почвы Северной Осетии. | §12 | ||
7 | Флора и фауна республики. | Называть: - представителей животного и растительного мира РСО, занесенных в Красную книгу; - наиболее характерных животных и растений своей местности; - основные мероприятия по охране органического мира. | §13 - 15 | |
8 | Практикум по теме «Физическая география РСО – Алании» | |||
9 | Административное деление республики. | Районы и районные центры республики. | ||
10 | Численность населения РСО – Алании. ЕПН, национальный состав. | Изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений | §1 - 4 | |
11 | Размещение населения. Миграция населения | Причины неравномерного размещения населения. | §5 | |
12 | Формы расселения. | §8 - 10 | ||
13 | Практикум по теме «Население РСО – Алании» | §1 - 10 | ||
14 | Общая характеристика хозяйства. Промышленность республики. | Изменение пропорций между сферами , межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий; |
-географическое положение объектов; - параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации. | §11- 19 |
15 | АПК республики. | §20 - 23 | ||
16 | Транспорт. Рекреация региона | §24, 28 | ||
17 | Практикум по теме «Экономика республики» |
Оценочные материалы
Виды работ: практические работы, контрольная работа
Тема | Вид работы | Основные вопросы | дата |
Физическая география РСО | |||
Рельеф республики. | Практическая работа 1 | Протяженность горных хребтов. Полезные ископаемые республики работа на контурных картах . | |
Внутренние воды республики. | Практическая работа 2 | Крупные притоки р.Терек, озера, ледники , расположенные в пределах республики – работа по контурным картам, тестирование. | |
Контрольная работа тестирование. | |||
Размещение населения в пределах республики. | Практическая работа 3 | Города, сельские поселения республики – работа на контурных картах. | |
Практическая работа 4 | Размещение отраслей экономики в пределах республики. Рекреационные ресурсы и их использование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
рАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС 6 КЛАСС
Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса...
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...
Рабочая программа по географии России для 8 класса. Программа предназначена для работы по учебнику «География Россия Природа и население» учебник 8 класс для общеобразовательных учреждений под редакцией А. И. Алексеева
Поурочно - тематическое планирование по географии России для 8 класса....
Рабочая программа курса географии 5 класса «Введение в географию»
Рабочая программа курса географии 5 класса «Введение в географию» составлена на основе Программы Е.М. Домогацких, который подготовил ее в соответствии с Федеральным государственным образовательн...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....