Рабочая программа по географии в 8 классе, в 9 классе, географии Осетии.
рабочая программа по географии по теме

Мзокова-Марзоева Зоя Николаевна

Рабочая программа по географии  в 8 классе, 9 классе, географии Осетии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

пос. Мизур Алагирского района РСО-Алания

РАССМОТРЕНО

На заседании методического совета МКОУ СОШ        пос. Мизур                                     Протокол №_____ от __________2014г.

__________________________________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

 ____________ _______________

 ____   ____________2014г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МКОУ СОШ п. Мизур

_________________ О.Н.Калоева

____   ____________2014 г.

                                          География

8 класс

                                                                                                          Составитель: учитель географии

Мзокова З.К.

                                                           2014г

 

                   

  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основании:

Программы: Примерная  программа  основного  общего  образования   по

географии  «География   России»  (8-9 класс);  программа  под   редакцией  А.И.Алексеева, Э.М.Раковской,  В.В.Николиной  (М.: Просвещение,  2008 г.)

Учебник География: Природа  России: 8  класс, авторы  Раковская  Э.М., Алексеев  А.И. и  др.  –М: Просвещение,  2007

Количество   часов: всего – 68 часов,  в  неделю – 2 часа; практических  работ 8,  из   них  оценочных – 6;  контрольных  работ – 2;  зачётов – 1

                           

 Цели  и  задачи  курса:

1.Формирование у  учащихся  системы  комплексных  знаний о  закономерностях  развития  природы  России.

2.Понимание  главных  особенностей  взаимодействия  природы  и  общества  на  современном  этапе  его  развития, значения  охраны  окружающей  среды  и  рационального  природопользования.

3.Формирование  навыков  и  умений  безопасного  и  экологически  целесообразного  поведения  в  окружающей  среде.    

                   

                             

Учебно – методическое  обеспечение и  список  литературы

УМК:

1.Раковская  Э.М., Алексеев  А.И. и  др. География: Природа  России:  8  класс. –М.: Просвещение,  2007

2.Географический   атлас. 8 класс. – М.: Дрофа, 2009

3.Раковская  Э.М. Рабочая  тетрадь  по  географии: 8  класс, М.:, Просвещение, 2008

4.Раковская  Э.М. Методическое  пособие  по  курсу  «География:  природа   России»:  8  класс.- М.: Просвещение,   2007

5.Жижина  Е.А. Поурочные   разработки   по  географии   в  8   классе  «Природа  России».- М.: ВАКО, 2004

6.Алексеев  А.И.,Николина  В.В Методическое  пособие  по  географии  в  8  классе: Население  и хозяйство России. – М.:-  Просвещение,   2007г.

7.Сиротин В.И. Тесты  для  итогового  контроля  в  8-9 классах.- М.: Дрофа, 2007г.

- комплект  географических  карт, тематических  таблиц;

- комплект  портретов   выдающихся  географов  и  путешественников;

- стенды  экспозиционных  материалов;

- картотека  с  заданиями.

Содержание курса:

Введение  Что изучает география России.

Часть 1 Россия на карте мира

       Тема 1  Географическое положение России.  

Географическое положение России.  Сравнение Г.П.России и других государств. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.  

Тема 2 Границы России.  Государственные границы России, их типы и   виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр.  Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Этапы и методы географического изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

Часть 2  Природа России

 Тема 1 Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы  формирования земной коры на территории России. Особенности  геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные  процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления.  Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение  рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Тема 2 Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Сезонность климата. Типы климатов России, климатические пояса. Комфортность. Изменение климата под влиянием естественных  факторов. Климат и человек.  Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

Тема 3 Внутренние воды и водные ресурсы. Особая роль воды в природе и хозяйственной деятельности человека. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.  Характеристика крупнейших рек страны.  Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

Роль рек в жизни населения  и развитии хозяйства России. Важнейшие  озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы и человек.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения  качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Тема 4 Почва и почвенные ресурсы. Почва - особый компонент природы. В.В. Докучаев- основоположник почвоведения. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.

Почва – национальное богатство. Человек и почва. Почвенные ресурсы России.  Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с  эрозией почв  и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.

 Тема 5 Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие.  Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.  Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

 Тема 6 Природное  районирование. Формирование ПТК – результат длительного развития географической оболочки. Локальный, региональный и глобальный уровни  ПТК. Природные и антропогенные ПТК. Роль В.В.Докучаева и Л.С.Берга в создании учения о зонах.  Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного  наследия.

 График реализации рабочей программы в 8 классе

Тема

Количество часов на тему

Уроков

47

Практические работы 16

К/работы

3

Пространство России.

6

13

3

Рельеф и недра России.

6

3

2

1

Климат и климатические ресурсы

5

3

2

Внутренние воды  и водные ресурсы.

6

4

2

Почвенные ресурсы.

3

3

Природные зоны России.

3

2

1

1

Природные комплексы России.

35

27

4

1

Человек и природа

4

2

2

Календарно-тематическое планирование  

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Основные  вопросы понятия

Планируемые

результаты

освоения

материала

Дом.

задание

Дата

Ведение (1 час)

1

Что изучают в курсе «Природа России». Источники географи-ческой информации

1

Источники географической информации

Уметь: использовать различные источники географической информации

Стр. 3-4

Пространства России (5 часов)

2

Географическое положение России

Пр/р №1

1

Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Особен-ности географического положения России. Часовые пояса

Уметь: показывать и называть факторы, определяющие геогра-фиическое положение России; показывать на карте крайние точки страны; показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами; опре-делять разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения; показывать на карте субъекты РФ; обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе

&1, контурная карта

3

Моря, омывающие территорию России

Пр/р 2

1

&2, Таблица

4

Россия на карте часовых поясов

1

&3, вопросы

5

Практическая работа №3  «Определение поясного времени для разных пунктов России»

1

Решение задач

6

Как осваивали и изучали территорию России

1

&4, Таблица

Раздел 1. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ (22 часа)

Рельеф и недра России (6 часа)

7

Особенности

рельефа России

1

Особенности геологичес-кого строения. Устойчивые и подвижные участки зем-

ной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование  рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, земле-трясений и вулканизма.

Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования

Уметь: читать тектоническую, геологическую карты, геохроно-логическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектониче-

ских структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные форм рельефа, выявлять особенности рельефа страны, наносить их на контурную карту; определять, как рельеф влияет на жизнь людей; приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов; показывать на карте и называть районы интенсивных тектонческих движений; называть меры безопас-ности при стихийных явлениях; объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей; показывать месторождения полезных иско-паемых, приводить примеры использования полезных ископае-мых, влияния разработки место-рождений на природную среду; оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства, оценивать условия добычи

&5

8.

Рельеф России

1

&5, вопросы

9.

Геологическое

строение территории нашей страны Пр/р №4

1

&6

10

Минеральные ре-

сурсы России

Пр/р № 5

1

&7

11

Развитие форм

рельефа

1

&8, Повторить

12

Итоговый урок по теме – контрольная работа

1

Климат и климатические ресурсы (5 часов)

13

Климат нашей страны

1

Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая по-

верхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны.

Закономерности распре-деления тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость,

коэффициент увлажнения).

Сезонность климата,

чем она обусловлена. Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса. Степень благоприятности природных условий.

Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические явления

Знать: закономерности распре- деления суммарной солнечной радиации. Уметь: приводить примеры влияния климата на

жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла; давать оценку климатических особенностей России; приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов; объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории; определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды; давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей

&9

14

Закономерности

Распределения тепла и влаги на территории нашей страны Пр/р №6

1

&10, до стр. 63

15

Типы климатов

России Пр/р №7

1

&10, Таблица

16

Зависимость человека от климатических условий

1

&11, Вопросы

17

Климат и климати-ческие ресурсы.   Итоговый урок.

1

Внутренние воды и водные ресурсы (4 часа)

18

Разнообразие

внутренних вод

России. Реки Пр/р №8

1

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны.

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Многолетняя мерзлота

Уметь: показывать реки России на карте; объяснять основные характеристики реки на конкрет-ных примерах; приводить примеры использования реки в хозяй-ственных целях; показывать на карте озера артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования вод и негативного влияния на них

человеческой деятельности;

давать характеристикукрупных озер страны и области; показывать на карте и объяснять значение каналов и водохранилищ

&12

19

Озера. Болота. П/р №9 Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота

1

&13

20

Водные ресурсы.

Охрана вод

1

&14

21

Повторение по теме: «Внутренние воды

и водные ресурсы»

1

Почва и почвенные ресурсы (3 часа)

22

Образование почв и их разнообразие

1

Почвы и почвенные ресурсы. Почвы - основной компонент природы. В.В. Докучаев -основоположник почвоведения

Уметь: объяснять понятия: земельные ресурсы, сельско-хозяйственные угодья; называть факторы почвообразования; назы-

вать свойства основных типов почв; давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания; объяснять необходимость охраны почв, рацио-нального использования земель

&15, Вопросы

23

Закономерности

распространения

почв

1

&16

24

Почвенные ресурсы

1

&17

Растительность и животный мир (3 часа)

25

Растительный и животный мир России

1

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительно-

сти и животного мира природных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное использова-ние. Меры по охране рас-тительного и животного мира. Природные террито-риальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России

Уметь:  приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использования безлесны пространств человеком;

перечислять ресурсы леса; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; прогнозиро-вать последствия уничтожения болот; объяснять значение животного мира в жизни человека

&18, Таблица

26

Биологические

ресурсы. Охрана

растительного и

животного мира

1

&19, 20

27

Природно-ресурсныи потенциал России

1

 

&20

28

Итоговый урок по теме

1

Раздел II. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ (38 часов)

Природное районирование (6 часов)

29

Разнообразие ПК России. Природное районирование

1

Природные и антропоген-ные ПТК. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообус- ловленность ее компонен- тов. Роль В.В.Докучаева и Л.С. Берга в создании

учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны? Характеристика природных зон. Природные ресурсы зон, их использование,   экологические проблемы. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов

Уметь: описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах

&21, Вопросы

30

Моря как крупные ПК

1

&22

31

Природные зоны

России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра

1

&23, Таблица

32

Разнообразие

лесов России: тайга, смешанные и широко-лиственные леса

1

&24

33

Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни Пр/р №10

1

&25

34

Высотная поясность

1

&26

Природа регионов России ( 20 часов)

35

Русская (Восточно-Европейская) равнина.

1

Европейская Россия -основа формирования территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных усло-вии, ресурсов на жизнь и

хозяйственную деятель- ность населения. Состав района. Особенности географического положения и его влияние на природу, хозяйственное развитие района и геополитические интересы России. Исто-рико-географические этапы развития района.

Специфика природы района, природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь и хозяйственную дея-

тельность населения

Уметь: определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов объектов; объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей

поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития. растительного и животного мира территории; характеризовать и  оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных

регионов в жизни и деятельности человека

&27, Контурная карта

36

Природные комплексы Русской равнины

1

&28, Таблица

37

Природные ресурсы Русской равнины. Проблемы их рационального использования.

1

&29, Вопросы

38

Северный Кавказ - самые молодые высокие горы России

1

&30

39

Природные комплексы Северного Кавказа

1

&31

40

41

Урал - «Каменный пояс» земли Русской Своеобразие природы Урала

2

&32

42

Природные уникумы Урала. Экологические проблемы

1

&33

43

Экологические проблемы Урала

1

&34

44

Западно-Сибирская низменность

1

 

&35

45

Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения Пр/р №11

1

&36, Таблица

46

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. ГП. Состав территории, история освоения

1

&37

47

Природные комплексы Восточной Сибири

1

&38

48

Жемчужина Сибири - Байкал

1

&39

49

Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения Пр/р №12

1

&40, Вопросы

50

Итоговый урок по теме «Восточная Сибирь»

1

51

Дальний Восток -край контрастов. ГП,состав территории. История освоения Пр/р №13

1

&41

52

Природные комплексы Дальнего Востока

1

&42

53

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком

1

&43, Повторение

54

Природа регионов России. Итоговый урок.

2

Человек и природа (4 часа)

55

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

1

Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Особо охраняемые территории. Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране.

Знать: законы об охране природы; антропогенное воздействие на природу; рациональное природопользование, особо охраняемые территории, памятники Всемир-ного природного и культурного наследия в нашей стране. Уметь: объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в рациональном природопользова-нии; составлять географические прогнозы, анализировать экологи-ческие карты России, уметь выполнять правила природо-охранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы

&44, Таблица

56

Антропогенное воздействие на природу

1

&45

57

Рациональное природопользование

1

&46

58

Человек и природа

1

&47

География Кавказа, РСО - Алании (8 часов)

59

1

Географическое положение.

 Особенности геологичес-кого строения. Устойчивые и подвижные участки зем-

ной коры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование  рельефа. Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая по-

верхность, циркуляция воздушных масс. Виды вод суши на территории республики

Стр 5-6

60

Географическое положение РСО-Алании

1

Стр 6-7

61

62

63

64

Особенности природы\Пр/р №14

4

Стр 13-65

65

Экологические проблемы республики

1

Реферат

66

Родной поселок

1

Конспект

67

Урок обобщающего повторения

1

68

Итоговый урок по курсу «Природа России»

Урок систематизации и обобщения знаний

 8 класс            Оценочные материалы.

 

Виды работ: практические работы, контрольные работы

Тема

Вид работы

Основные вопросы

дата

Пространство России.

Практическая работа 1

Географическое положение. Особенности ГП России.

08.09.14

Практическая работа 2

Береговое очертание страны: острова и полуострова. Моря, омывающие побережье страны – работа на контурных картах.

12.09.14

Часовые пояса.

Практическая работа 3

Часовые пояса. Определять разницу во времени по карте часовых поясов.

16.09.14

Тектоника и рельеф России.

Практическая работа 4

Устойчивые и подвижные участки земной коры. Распространение крупных форм рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма.

06.10.14

Минеральные ресурсы России.

Практическая работа 5

Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых – работа на контурных картах

10.10.14

Контрольная работа по теме: «Рельеф и недра России».

17.10.14

Климат России. Распределение тепла и влаги по территории страны.

Практическая работа 6

Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны – чтение климатической карты России.

24.10.14

Типы климатов России.

Практическая работа 7

Климатические пояса и типы климатов в пределах России – работа в тетрадях. Краткая характеристика климата региона.

27.10.14.

Внутренние воды России.

Практическая работа 8.

Главные речные системы , бассейны – работа на контурных картах. Питание, режим рек.

10.11.14.

Практическая работа 9

Важнейшие озера, их происхождение, их размещения на территории страны  –работа на контурных картах.

14.11.14.

Природные зоны России.

Практическая работа 10

Особенности размещения почвенных ресурсов, флоры, фауны на территории страны – работа по тексту учебника и картам атласа.

19.12.14.

Контрольная работа по теме «Общая характеристика природы России»

22.12.14.

Природа регионов России.

Практическая работа 11

Сравнительная характеристика Русской и Западно – Сибирской равнин – работа по картам атласа.

Практическая работа 12

Восточная Сибирь. Специфика природы района, природные ресурсы, причины их разнообразия – характеристика по картам атласа.

Практическая работа 13

Дальний Восток. – работа на контурных картах – особенности ГП региона.

Практическая работа 14.

ГП Кавказа. Распространение крупных форм рельефа, внутренних вод, высотная поясность региона.

Итоговая контрольная работа

Систематизировать полученные знания и умения .

Учебно – методическое  обеспечение и  список  литературы

УМК:

1.Раковская  Э.М., Алексеев  А.И. и  др. География: Природа  России:  8  класс. –М.: Просвещение,  2007

2.Географический   атлас. 8 класс. – М.: Дрофа, 2009

3.Раковская  Э.М. Рабочая  тетрадь  по  географии: 8  класс, М.:, Просвещение, 2008

4.Раковская  Э.М. Методическое  пособие  по  курсу  «География:  природа   России»:  8  класс.- М.: Просвещение,   2007

5.Жижина  Е.А. Поурочные   разработки   по  географии   в  8   классе  «Природа  России».- М.: ВАКО, 2004

6.Алексеев  А.И.,Николина  В.В Методическое  пособие  по  географии  в  8  классе: Население  и хозяйство России. – М.:-  Просвещение,   2007г.

7.Сиротин В.И. Тесты  для  итогового  контроля  в  8-9 классах.- М.: Дрофа, 2007г.

- комплект  географических  карт, тематических  таблиц;

- комплект  портретов   выдающихся  географов  и  путешественников;

- стенды  экспозиционных  материалов;

- картотека  с  заданиями.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

пос. Мизур Алагирского района РСО-Алания

РАССМОТРЕНО

На заседании методического совета МКОУ СОШ        пос. Мизур                                     Протокол №_____ от __________2014г.

__________________________________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

 ____________ _______________

 ____   ____________2014г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МКОУ СОШ п. Мизур

_________________ О.Н.Калоева

____   ____________2014 г.

География

9 класс

Составитель: учитель географии

Мзокова З.К.

                                              2014г

                   Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:

-Примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

-Учебника:  География России: хозяйство и географические районы», авторы А. И. Алексеев и др., Москва,  «Дрофа», 2008г.

-Методическая литература: М.Ю. Евдакимов, В.И. Сиротин, В.Г. Терещенкова. Методическое пособие УК учебнику «География России» под редакцией А.И.Алексеева. Волгоград, «Дрофа», 2008г.

Изучение географии направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Главные задачи курса «География России» - углубленное изучение природы, населения и хозяйства России; максимальное приближение содержания географический знаний и умений, приобретаемых школьниками, к запросам повседневной жизни. Курс «Географии России», призван, прежде всего, воспитывать патриота и гражданина своей страны.

Основное внимание уделяется показу проявления законов взаимодействия общества и природы в пределах России.

Рабочая программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. Главным образом она призвана формировать правильную ориентацию обучающихся в природных, социальных и экономических проблемах своей страны, помогать им в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины.

Курс «География России. Хозяйство и географические районы» для 9 класса рассматривается положение России в мировом хозяйстве в историческом аспекте; взаимосвязь и перспективы развития природных, социальных и экономических территориальных систем.

УМК:

Географический атлас, 9 класс. – М.: Дрофа, 2008 Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии. 9 класс / В. И. Сиротин. – М: Дрофа, 2008г.

Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

Количество часов: всего – 68 часов, в неделю – 2 часа; практических работ – 14, из них оценочных – 8

Ожидаемый результат:

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

 - основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных 

Содержание программы .

ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (22 ч )

Тема: Отрасли, перерабатывающие сырье

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК. Развитие ТЭК и охрана окружающей среды.

Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.

Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны.  Современные проблемы газовой промышленности

Угольная промышленность. Виды углей и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобывающих  регионов.

Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.

Тема: Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества

Классификация конструкционных материалов, проблемы пропорциональности производящих их отраслей.

Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металлических руд и производству продукции металлургии.

Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.

Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы размещения предприятий. Группировка отраслей химической промышленности, особенности их географии. Основные химические базы,  крупнейшие химические комплексы. Проблемы развития отрасли. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышленности. Группировка отраслей лесной промышленности, особенности их географии. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.

Машиностроение, его значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса и его конверсии.

Пищевая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема России.

Легкая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Географ текстильной промышленности. Проблемы развития легкой промышленности.

Тема: Отрасли, производящие разнообразные услуги. (5 часов)

Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, проблемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружающая среда.

Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. Важнейшие проблемы развития в условиях перехода к рынку. Перспективы развития комплекса.

Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье — одна из главных потребностей человека. Низкий уровень обеспеченности жильем и низкие показатели его благоустроенности в России. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ (20 часов)

Тема: Районирование территории

Районирование — важнейший метод изучения в географии. Как можно районировать территорию: физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, эколого-экономическое и другие виды районирования. Виды районирования: сплошное и узловое, частное и комплексное и т. д. Соподчиненность различных видов районирования России.

Тема: Европейская Россия

Особенности природы, истории и географии хозяйства. Географическое положение на западе России. Разнообразие рельефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих процессов. Влияние географического положения на климат региона. Самый полный в России набор природных зон. Природные ресурсы. Европейская Россия — основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселенная часть страны.

Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохозяйственном производстве страны. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия.

Европейский Север. Состав района. Географическое положение на севере Восточно-Европейской равнины с выходом к Северному Ледовитому океану. Особенности экономико-географического, геополитического и эколого-географического положения. Влияние географического положения и природных условий на освоение территории, жизнь людей, специализацию.

Различия в рельефе и полезных ископаемых Кольско-Карельского и Двинско-Печорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат, избыточное yвлажнение территории, богатство озерами, реками болотами. Природные зоны: тундра, лесотундра, се верная и средняя тайга. Природные ресурсы: минеральные, топливные, лесные и водные. Новая алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой зоны.

Историко-географические особенности формирования. Население: национальный состав, традиции и культура. Города региона. Отток населения с Севера и его причины.

Развитие топливно-энергетического комплекса металлургии, химической и лесной промышленности. Хозяйственные различия Кольско-Карельского и Двинско-Печорского подрайонов.

Роль морского транспорта. Мурманский и Архангельский порты. Северный морской путь. Предпосылки развития туристско-экскурсионного хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона. Проблема охраны природы Севера. Северный военно-морской флот. Космодром в городе Мирном.

Северо-Западный район. Состав района. Выгоды географического положения на разных этапах развития: путь «из варяг в греки», «окно в Европу», современные   особенности   географического   положения   района.

Природная специфика: сочетание возвышенностей и низменностей, влияние моря на климат, густая озерно-речная сеть. Район древнего заселения. «Господин Великий Новгород». Основание Петербурга. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Санкт-Петербург — северная столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы Санкт-Петербурга. Свободная экономическая зона «Янтарь».

Центральная Россия. Преимущества географического положения и состав территории. Факторы формирования района. Чередование возвышенностей и низменностей — характерная черта рельефа. Полезные ископаемые. Дефицит большинства видов природных ресурсов.

Климатические условия Центральной России, их благоприятность для жизни и хозяйственной деятельности человека. Крупнейшие реки. Разнообразие и пестрота почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Центральная Россия — очаг Русской национальной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение южной части региона. Высокая численность и плотность населения. Количество и качество трудовых ресурсов. Современный характер и проблемы расселения. Преобладание городского населения. Городские агломерации. Высокий уровень развития и концентрации науки. Города науки. Специализация хозяйства на наукоемких и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс,  черная металлургия, химическая промышленность Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве. Агропромышленный комплекс. Роль пригородного сельского хозяйства. Относительно высокий уровень развития социальной сферы. Топливно-энергетические природоохранные проблемы. Внутрирегиональные различия. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

Центрально-Чернозёмный район: состав, факторы формирования, особенности населения, специализация хозяйства, проблемы.

Возникновение и развитие Москвы. Москва — столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы Москвы. Московский столичный регион.

Нижний Новгород, его географическое положение и торговые функции. Нижегородская и Макарьевская ярмарки. Очаги старинных промыслов.

Современность   и   проблемы   древних   русских городов — Новгорода, Владимира, Пскова, Смоленска.

Европейский Юг. Состав района. Особенности графического положения: самый южный регион России, ограниченный с трех сторон природными рубежами. Геополитическое положение района. Природный амфитеатр. Равнинная, предгорная и гор части региона: их природная и хозяйственная специфика. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Рельеф и этническое разнообразие населения. Народы гор и предгорий: традиции, культура, промыслы. Многонациональность и межнациональные проблемы. Очаги концентрации населения. Повышенная доля сельского населения. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и животный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы.

Агропромышленный комплекс: единственный в стране район субтропического земледелия. Ведущая роль региона в производстве сельскохозяйственной продукции. Неравномерность обеспеченности водными ресурсами. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей АПК. Сельскохозяйственное транспортное и энергетическое машиностроение.

Рекреационное хозяйство Северного Кавказа: курортное хозяйство, туризм и альпинизм. Возрастающая роль рекреационных районов. Роль черноморских портов в развитии хозяйства страны. Сложности решения проблем республик Северного Кавказа. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

Поволжье. Состав района. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Особенности Рельефа и климата региона. Зимние и летние температуры, распределение осадков. Зональность климата и почвенно-растительного покрова в пределах региона,  их влияние на развитие сельского хозяйства. Волга — великая русская река. Ее роль в территориальной организации населения и хозяйства. Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы. Поволжье — место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный состав населения. Сочетание христианства, ислама и буддизма. Русское заселение территории. Территориальная организация расселения и хозяйства.

Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Система трубопроводов и проблемы их безопасности. Гидроэнергетика. АПК — ведущая позиция Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Мощная пищевая промышленность.

Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные проблемы. Научные центры. Столицы республик и крупнейшие города (Волгоград, Самара, Астрахань). Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

Урал. Границы и состав Урала при разных видах районирования. Географическое положение Урала — на стыке разнообразных границ. Разделяющая и связующая роль Урала в природе и хозяйстве.

Различия по геологическому строению и полезны ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Разнообразные минерально-сырьевые ресурсы и проблема и истощения. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности на Урале. Недостаточная геологическая изученность Урала.

Влияние рельефа на заселение Урала. Современная этническая пестрота. Две меридиональные полос расселения, влияние речных систем и рельефа на и формирование.

Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути решения водных проблем. Особенности климата Урала. Освоение и изучение Урала в связи со сменой представлений о значимости его ресурсов.

География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообразное машиностроение. Их взаимосвязь. Демидовские города-заводы и современная система расселения в районе. Проблемы населения и трудовых ресурсов. Реконструкция уральской промышленности. Отставание развития социальной сферы. Крупнейшие города Урала.

Зональность и высотная поясность почвенно-растительного покрова и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. Кыштымская трагедия.

Тема: Азиатская Россия - Восточный макрорегион

Географическое положение. Большая площадь территории и малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге.

Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Очаговый характер размещения производства, его сырье, добывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Трудности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях.

Западная Сибирь. Состав района. Географическое положение на западе азиатской части России, между Уралом и Енисеем.

Западно-Сибирская равнина — одна из крупнейших низменных равнин земного шара. Ее положение на молодой эпипалеозойской плите и особенности формирования рельефа. Карское море. Климат и внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Зона Севера и ее значение. Господство средневысотных и высоких гор на юге Западной Сибири. Котловины, разделяющие горы. Контрастность климатических условий. Высотная поясность.

Агроклиматические ресурсы. Оценка природных условий для жизни и быта человека.

Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.). Диспропорции в площади и в численности населения Западной Сибири. Научные центры и будущие технополисы.

Богатство и разнообразие природных ресурсов: минеральные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Нефтегазохимический комплекс — основа хозяйства района. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. АПК: освоение территории, сельскохозяйственые районы и их специализация. Основные виды транспорта. Транссибирская магистраль, река Обь, железная дорога Тюмень — Сургут — Ямбург. Современные проблемы экономических, социальных и экологических проблем Западной Сибири.

туристический маршрут с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.

Север Восточной Сибири. Состав района. Географическое положение к востоку от Енисея. Роль реки Лены и Северного морского пути. Моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское. Русские исследователи северных морей.

Разнообразие тектонического строения и рельефа. Особенности рельефа и геологического строения Среднесибирского плоскогорья. Минеральные ресурсы: руды цветных и редких металлов, алмазы, каменный и бурый уголь, химическое сырье. Резко континентальный климат, инверсия температур, многолетняя мерзлота. Влияние климата и многолетней мерзлоты на особенности рельефа, водной сети и почвенно-растительный покров. Лесные ресурсы.

Великие сибирские реки: их водность, питание, режим, энергетические и водные ресурсы. Тайга — основная природная зона. Высотная поясность; степи котловин. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Другие промыслы в регионе. Крупнейшие заповедники. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его решения. Коренные народы, особенности их жизни и быта, проблемы.

Исторические особенности заселения русскими. Остроги. Открытие медно-никелево-кобальтовой провинции. Основание Норильска.

Топливно-энергетический комплекс — основа хозяйства территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС. Развитие энергоемких производств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры и перспективы развития.

Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перспективы развития промышленности.

Особенности строительства в условиях многолетней мерзлоты. Экологические проблемы района.

Якутские алмазы, город Мирный. Перспективы транспортного освоения района. Амуро-Якутская магистраль. Водный и авиационный транспорт. Влияние транспортных путей на размещение населения. Крупнейшие культурно-исторические, промышленные, транспортные центры.

Природно-хозяйственные районы: Путорана и Среднесибирское плоскогорье. Основные экономические, социальные и экологические проблемы района.

Южная Сибирь. Состав района. Географическое положение: в полосе гор Южной Сибири, вдоль Транссибирской магистрали. Транспортные связи с приграничными государствами: Китаем, Монголией и Казахстаном. Связь с Севером по Енисею и Лене. БАМ.

Горные системы Южной Сибири. Складчато-глыбовые горы: Алтай, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Саяны. Горы Прибайкалья и Забайкалья.

Верхние течения крупных сибирских рек: Оби, Енисея, Лены. Амур. Гидроэнергетическое значение рек. Особенности и проблемы Байкала.

Резко континентальный климат. «Полюс холода» Северного  полушария.   Температурные  инверсии. Многолетняя мерзлота.

Природные ресурсы: минеральные, лесные.

Внутренние различия: Кузнецко-Алтайский, Ангаро-Енисейский, Забайкальский подрайоны.

Кузнецко-Алтайский подрайон. Этапы заселения освоения. Создание Транссибирской магистрали. Кузбасс, его проблемы. Новосибирск — научный центр.

Ангаро-Енисейский подрайон. Канско-Ачинский бассейн. Гидроресурсы. Формирование Ангаро-Eнисейских ТЭС и ТПК. Заселение территории. Миграции и проблемы трудовых ресурсов. Красноярск, Иркутск, закрытые оборонные центры. Проблемы развития подрайона.

Забайкальский подрайон. Горные системы, землетрясения, байкальская рифтовая зона. Природные ресурсы: цветные и редкоземельные металлы, уголь. Бурятия (Улан-Удэ), Читинская область. Перспективы освоения зоны БАМа.

Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения: сильная меридиональная вытянутость, наличие материковой, полуостровной и островной частей.

Этапы освоения территории, русские землепроходцы в XVII в., установление русско-китайской и русско-японской границ.

Геологическая молодость территории. Преобладание гор. Тектоническая подвижность территории: частые землетрясения и вулканизм, моретрясения, цунами. Долина гейзеров, термальные источники. Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса: месторождения руд цветных, редких и драгоценных металлов. Отрасль специализации района — добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе.

Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения. Относительная молодость населения. Миграции, потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.

Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского Положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Лососевые рыбы. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона.

Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли военно-промышленного комплекса. Транспортная сеть Дальнего Востока. Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы юга территории. Агропромышленный комплекс. Дальний Восток в системе Азиатско-Тихоокеанского региона. Интеграция со странами АТР. Проблемы свободных экономических зон. Внутрирайонные различия и города. Владивосток — торговый, промышленный, культурный и научный центр Далььнего Востока. Основные экономические, социальны и экологические проблемы региона.

Тема: Россия в современном мире

Россия и страны СНГ. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, экономических и этнокультурных связей с Россией. Взаимосвязи России с другими странами мира.

Тема: География РСО – Алании.(17часов)

  График реализации рабочей программы в 9 классе

Тема

Количество часов 53

Уроков

42

Практические работы 15

К/работы

3

Введение

1

1

Геополитическое положение России.

3

2

1

Население России.

8

7

3

1

Экономика России.

23

20

5

1

Районирование России.

18

13

5

1

Календарно-тематическое планирование по географии в 9 классе

Тема урока

Кол-во час.

Основные вопросы

понятия

Планируемые

результаты освоения

материала

Д.з.

1

Введение

Географическое положение России. ЭГП и транспортно-географическое положение

Практикум №1

1

1

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Географическое  положение. Виды и уровни географического положения.

Знать: основные особенности ГП России,

особенности ЭГП РФ,

 следствия ЭГП и значительных размеров территории,

 Субъекты РФ, их различия.

Уметь: показывать на карте отдельные регионы России.

Стр. 3-4

2

Политико-административное устройство России Практикум № 2

2

Политико-административное устройство России

&1, Контурная карта

НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ.

8

3

Численность населения России. Естественное движение населения, типы воспроизводства

1

Население России.

Численность населения России. Естественное движение населения, типы воспроизводства.

Знать:

Численность населения России.

Естественное движение населения, типы воспроизводства. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины.

Уметь читать карты по теме.

&2, 3 вопросы

4

Миграция населения.

Практикум № 3

1

Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

5

6

Городское и сельское население. Расселение населения

Практикум № 4

1

Городское и, национальный состав сельское население, роль крупнейших городов

Работа на контурных картах

7

Национальный состав России

1

Народы и основные религии.

Россия - многонациональное государство.

8

Религиозный состав населения России.

1

Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства.

9

Рынок труда, занятость населения России

Практикум № 5

1

Неравномерность

распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы.

10

Контрольная работа

по теме: «Население России»

1

Роль и место России в международной экономике. Экономические системы в развитии России

Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Предприятие - первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, меж-

отраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства

Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирован 

Крупнейшие месторождения камнного угля,  нефти и газа, важнейшие газо- и нефтепроводы ия хозяйства.  

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации

11

Структура экономики России

1

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем 

Знать    крупнейшие месторождения нефти и газа, важнейшие газо- и нефтепроводы

&10

12

13

Топливная промышленность Практическая работа №6

2

&12

14

Машиностроительный комплекс - ведущий межотраслевой комплекс в хозяйстве России

География машиностроения

Практическая работа № 8

1

Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры

Составлять характеристику месторождении топливных ресурсов по картам и статистическим материалам

Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанции и факторы их размещения.

15

16

Роль и особенности ТЭКа

1

Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанции и факторы их размещения.

17

Электроэнергетика России

Практикум 7

1

Знать преимущества и недостатки каждого типа электростанций

 Уметь показывать на карте электростанции разных типов

18

Военно-промышленный комплекс

1

19

20

Состав и значение металлургического комплекса

1

Виды конструкционных материалов

Знать виды конструкционных материалов

 Уметь показывать на карте металлургические базы и центры.

21

Черная металлургия

1

Знать основные базы.

Уметь использовать различные источники информации для

характеристики баз.

22

Цветная металлургия

Практикум №9

1

Цветные металлы. Значение в металлургии.

Знать виды конструкционных материалов

 Уметь показывать на карте металлургические базы и центры.

23

Химико-лесной

комплекс. Химическая промышленность

1

Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения

Знать основные базы.

Уметь использовать различные источники информации для

характеристики баз. Знать основные химические базы

Уметь использовать различные источники информации для

характеристики баз

24

Лесная промышленность

1

. Знать  факторы размещения основных производств

Уметь показывать на карте главные центры

25

Состав и значение АПК Практикум №10

1

Знать специфику отрасли, географию размещения отраслей и факторы размещения.

Уметь  сравнивать статистические данные, анализировать и делать выводы о различиях и сходстве.

26

Земледелие и животноводство  

1

Знать  специфику отрасли, географию размещения отраслей и факторы размещения, проблемы отечественной отрасли.

27

Пищевая и легкая промышленность

1

.

Знать специфику отрасли, географию размещения отраслей и факторы размещения.

Уметь  сравнивать статистические данные, анализировать и делать выводы о различиях и сходстве.

28

Территориальная организация АПК

1

.

Знать  специфику отрасли, географию размещения отраслей и факторы размещения, проблемы отечественной отрасли.

29

Состав инфраструктурного комплекса. Связь, сфера обслуживания

1

Сфера услуг, здравоохранение. Связь

Знать виды и  роль связи в современный период, значение отраслей сферы обслуживания в повышении качества жизни населения, географические различия

30

Роль транспорта. Сухопутный транспорт

1

Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности

различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры 

Знать значение районирования России.

Уметь  показывать на карте экономические районы, федеральные округа

Знать различные виды транспорта, важнейшие ж/д магистрали и узлы.

31

Водный и авиационный транспорт

1

Знать крупнейшие порты различных океанических бассейнов

32

Водный и авиационный транспорт

1

Уметь  сравнивать различные виды транспорта, выявлять их преимущества и недостатки

33

Контрольная работа по теме «География хозяйства России»

1

34

Районирование

Территории России

1

35

Центральная Россия. ЭГП, население и трудовые ресурсы

1

36

Экономика Центральной России. Узловые районы Центральной России  

Практическая работа  № 11

1

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов - Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйство людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования куль-

туры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика

Знать специфику природы и ресурсный потенциал территории

Уметь  давать оценку географическому положению, природным условиям и ресурсам для жизни и деятельности населения.

37

Общая характеристика Северо-Западной России

1

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных

коммуникации и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших

регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневн 

Знать различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения

Уметь  показывать по карте районы Азиатской России. 

Уметь  прогнозировать развитие экономики района

&36, 37

38

Хозяйство Северо-Западной  России

1

Знать роль и место района в социально-экономическом развитии страны.

Уметь  объяснять связь ТПК района. Анализировать экономическую карту. Называть важнейшие отрасли и центры.

&38, 39

39

Европейский Север: ЭГП, особенности природно-ресурсного потенциала и населения

1

Уметь давать оценку ГП района для его формирования и развития.

Объяснять специфику природы района, роль городов в размещении населения и формировании культуры.

 

40

Хозяиство Европейского Севера

Практикум 12

1

Знать состав, специфику ЭГП и геополитического положения, внутренние различия природы, ресурсы.

Уметь  сравнивать характеристики двух частей,  анализировать физическую карту.

&42, контурная карта

41

Северный Кавказ: особенности геогра-фического положения, природные условия и

ресурсы

1

Знать современное население, размещение, структуру, проблемы.

Уметь  приводить примеры адаптации населения к суровым условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов, их хоз. деятельность.

&42, вопросы

42

Население и хозяйство района Практическая работа №13

1

&43

43

Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы

1

Знать состав, этапы и факторы формирования района, историю заселения, особенности размещения населения.

Уметь  объяснять роль Волги в жизни района

&44, 45

44

Население и хозяйство района

1

Знать географию важнейших отраслей и внутренние природно-хозяйственные различия.

Уметь  анализировать экономические карты, сопоставлять и сравнивать фактическую информацию, выявлять сходство и различие.

&46

45

Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы

1

Знать состав, этапы и факторы формирования района, историю заселения

Уметь  определять по карте ГП района.

&47, 48

46

Население и хозяйство района  Практическая работа №14

1

Знать специфику природы.

Уметь  объяснять различия в природе Урала, роль и место района в социально-экономическом развитии страны.

&49

1

&50, 51

48

Восточный макрорегион Практическая работа № 15

1

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения

  Азиатской России.

&52, 53

51

Восточная  зона  России.

1

 Специфика природы.

Характеристика территории на основе разнообразных источников информации и форм её представления. 

&57

52

Южная Сибирь

1

 Особенности размещения населения, отрасли специализации.

  Прогноз развитие хозяйства в будущем.

&59

53

Дальний Восток.

1

 Уникальность ЭГП, природные контрасты.

&59, повторить

54

Контрольная работа.

1

Знать современное население, размещение, структуру, проблемы.

Уметь объяснять неравномерное размещение населения, проблемы района и пути их решения.

Анализировать тематические карты.

     

    Оценочные материалы

 

Виды работ: практические работы, практикумы, контрольные работы.

Тема

Вид работы

Основные вопросы

дата

Геополитическое положение России.

Практикум 1.

Виды и уровни географического положения. Экономико – географическое положение России.

Практикум 2

Политико-административное деление России – работа на контурных картах.

Население России.

Практикум 3

Решение расчётных задач на основе статматериалов

Практикум 4

Определение уровня жизни населения в разных регионах России.

Практикум 5

Крупнейшие города и города-миллионеры России –работа на контурных картах.

Контрольная работа  по теме: «Население России»

Вопросы практикума на стр.28 учебника.

Топливная промышленность

Практикум 6

Определение затрат на добычу и использование различных видов минерального топлива. (стр.46 учебника)

Электроэнергетика России.

Практикум 7

Крупнейшие ЭС России –работа на контурных картах.

Машиностроение России.

Практикум 8

Составление характеристики отрасли машиностроения по плану на стр.93 учебника.

Металлургия России.

Практикум 9

Составление характеристики одной из металлургических баз по статматерилам и картам.

АПК России.

Практикум 10

Контрольная работа по теме «География хозяйства»

Составление типовой схемы АПК, используя текст учебника .

Регионы России.

Центральная Россия

Практическая работа 11

Экономика Центральной России.

Поволжье.

Практическая работа 12

Экономика

Приволжского Ф О.

Северный Кавказ

Практическая работа 13

Составление «Визитной карточки региона» Северного Кавказа.

Урал

Практическая работа 14

Экономика Уральского ФО

Восточная зона России.

Практическая работа 15

Восточный Макрорегион – СФО + ДФО

Контрольная работа

Вопросы ГИА



Предварительный просмотр:

                                 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

пос. Мизур Алагирского района РСО-Алания

РАССМОТРЕНО

На заседании методического совета МКОУ СОШ        пос. Мизур                                     Протокол №_____ от __________2013г.

__________________________________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

 ____________ _______________

 ____   ____________2013г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МКОУ СОШ п. Мизур

_________________ О.Н.Калоева

____   ____________2013 г.

География Осетии

9 класс

Составитель: учитель географии

Мзокова З.К.

2014г.

Пояснительная записка

Основные задачи курса «География РСО – Алании»  предусматривают:

  - формирование у учащихся знаний о распределении наиболее значимых географических объектов и явлений по поверхности своей республики;

  - освоение знаний об основных географических особенностях своей республики во всем ее географическом разнообразии и целостности;

об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  - овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из « языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

   - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за  состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

   - воспитание любви к своей местности; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

  - применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;  адаптация к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Курс изучения – 17 часов.

     График реализации рабочей программы в 9 классе по

                                    географии РСО - Алании

Тема

Количество часов

Уроков

Практические работы

Контрольная работа

Физическая география РСО - Алании

9

6

2

1

Экономика РСО - Алании

8

6

2

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Основные понятия вопроса

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее

задание

1

ФГП  и ЭГП  РСО – Алании.

ФГП, ЭГП республики.

 Объяснять:

  - влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизнь населения республики;

§1

2

Рельеф, геология, тектоника республики.

Горные хребты и равнины РСО, полезные ископаемые. в пределах республики.

                                 

§2 - 4

3

Климат республики.

Климатообразующие факторы.

учащиеся должны уметь: 

- прогнозировать погоду на ближайшие сутки

§6 - 7

4

Внутренние воды. Реки.

учащиеся должны уметь:

Оценивать и прогнозировать

- развития природных объектов и явлений:

 - влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности в своей местности;

 

§8

5

Озера, ледники, подземные воды республики.

Значение внутренних вод  в экономике республики.

§9 - 11

6

Почвы  Северной Осетии.

§12

7

Флора и фауна республики.

Называть:

- представителей животного и растительного мира РСО,  занесенных в                           Красную книгу;

  - наиболее характерных животных и растений своей местности;

  - основные мероприятия по охране органического мира.

§13 - 15

8

Практикум по теме «Физическая география РСО – Алании»

9

Административное деление республики.

Районы и районные центры республики.

10

Численность населения РСО – Алании.  ЕПН, национальный состав.

                                           Изменения  в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений                                                              

§1 - 4

11

 Размещение населения. Миграция населения

Причины неравномерного размещения населения.

§5

12

Формы расселения.

§8 - 10

13

Практикум по теме «Население РСО – Алании»

§1 - 10

14

Общая характеристика хозяйства. Промышленность республики.

Изменение пропорций между сферами ,                                                                                                                                                           межотраслевыми комплексами  и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;

  1. Определять:

-географическое положение объектов;

     - параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.

§11- 19

15

АПК республики.

§20 - 23

16

Транспорт. Рекреация региона

§24, 28

17

Практикум по теме «Экономика республики»

                                         

                      Оценочные материалы

Виды работ: практические работы, контрольная  работа

Тема

Вид работы

Основные вопросы

дата

Физическая география РСО

Рельеф республики.

Практическая работа 1

Протяженность горных хребтов. Полезные ископаемые республики работа на контурных картах .

Внутренние воды республики.

Практическая работа 2

Крупные притоки р.Терек, озера, ледники , расположенные в пределах республики – работа по контурным картам, тестирование.

Контрольная работа тестирование.

Размещение населения в пределах республики.

Практическая работа 3

Города, сельские поселения республики – работа на контурных картах.

Практическая работа 4

Размещение  отраслей экономики в пределах республики. Рекреационные ресурсы  и их использование.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

рАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС 6 КЛАСС

Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа курса географии 5 класса «Введение в географию»

Рабочая программа курса географии 5 класса «Введение в географию» составлена на основе Программы Е.М. Домогацких, который подготовил ее  в соответствии с Федеральным государственным образовательн...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....