Музейно-краеведческая деятельность как средство воспитания человека с активной гражданской позицией
материал
Музейно-краеведческая деятельность как средство воспитания человека с активной гражданской позицией
Скачать:
Предварительный просмотр:
Первый этап Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Воспитать человека»
Номинация: «Лучший руководитель школьного музея»
Описание опыта новых форм воспитательных практик
«Музейно-краеведческая деятельность как средство воспитания человека с активной гражданской позицией»
Выполнила
учитель математики
МБОУСОШ №6 с.Вольного
Порутчикова Александра Михайловна
+7(938) 517-84-85
с.Вольное, Успенский район,
Краснодарский край
2021 г.
ЧАСТЬ 1. Принципы воспитательной работы и содержание реализуемых воспитательных практик
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Ежедневно при воспитании гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека.
Главной целью воспитательного процесса через музейно-краеведческую работу выступает формирование активного гражданина и грамотного гражданского общества в целом.
Задачи воспитания в данном направлении:
– Восполнить исторические знания;
– привить чувство гордости за родную страну;
– воспитать патриотические чувства к Родине;
– сформировать такие важные человеческие качества как: смелость, честность, верность, доброжелательность, толерантность.
С точки зрения педагогики гражданин – это индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного, а также правового долга.
Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУСОШ №6 реализуется по следующим направлениям:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Основными принципами воспитательной работы школы являются :
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- человечность (мир во всем мире, принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);
- честь и достоинство;
- свобода (личная и национальная);
- доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- любовь, дружба и коллектив (к близким, друзьям, школе и действия во благо их);
- здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);
- труд и творчество (творчество и созидание, трудолюбие, бережливость, целеустремленность и настойчивость,);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии.
- искусство и литература (красота, гармония, смысл жизни, духовный мир человека, нравственный выбор, эстетическое развитие);
Наша школа уже на протяжении многих лет среди всех направлений воспитательной работы выбирает казачество и музейную деятельность. Мы сотрудничаем с Вольненским хуторским казачьим обществом. Члены общества в своей деятельности одним из важных направлений в работе выделяет патриотическое воспитание молодежи. Мы по всем направлениям занимаемся совместно с администрацией района, Советом депутатов района, администрациями поселений, организациями и учреждениями образования, культуры, дополнительного образования, библиотеками, общественными и религиозными организациями.
В процессе патриотического воспитания молодежи все проводимые мероприятия направлены на воспитание любви и уважения к Родине. В этом помогает краеведческая работа, проводимая музеем совместно с казачьим обществом, волонтерами, учреждениями культуры (например, Армавирский краеведческий музей).
Музей нашей школы, в отличие от многих государственных музеев создан силами, энтузиазмом небольшого числа людей, жителями села, которым небезразлична история родного края, района. Он работает с 1963 года и играет огромную роль в жизни села, района, прививает любовь к Родине, воспитывает патриотов родного края и поселения. Педагоги школы и учащиеся продолжают работу по сохранению и популяризации исторического наследия. Материал, собранный в музее, остается не только достоянием музея. Его фонды используют учителя истории, литературы, кубановедения, начальных классов, а также воспитатели не только Вольненского сельского поселения, но и близлежащих поселений.
В музее проводятся Уроки мужества, классные часы, экскурсии, исторические викторины, исследовательские проекты, конкурсы чтецов и другие мероприятия. Только за последний год музей посетило не менее 2500 тысяч человек, в том числе школьники и дошкольники. В 2021 году в музее проведено не менее 200 мероприятий для школьников и дошкольников. Музей является центром патриотического воспитания. Благодаря собранным в музее экспонатам, а также организованному в школе поисково-исследовательскому отряду «Поиск» ведётся поисковая и экскурсионная работа. Ребята из клуба распредели свои обязанности: поисковик, хранитель музея, секретарь музея, писарь музея, экскурсовод музея. У каждого свои обязанности. Членами клуба под руководством педагога собираются воспоминания сторожил села, проводятся мероприятия по поддержанию и сохранению памятников воинам Великой Отечественной войны. При школе с 2010 года действует военно-патриотический клуб «Патриот». В состав клуба входят учащиеся старших классов в количестве 15 человек ориентируются на поставленные задачи:
- сохранение и приумножение славных традиций российского войска; привлечение внимания к героическому и историческому прошлому России;
- увековечивание памяти погибших защитников Отечества и содействие в подготовке молодёжи к военной службе;
- развитию военно-прикладных видов спорта;
- формирование у подростков активной жизненной позиции;
- пропаганда здорового образа жизни, участие в спортивных мероприятиях.
В 2018 году создан отряд «Юные жуковцы». Ежегодно в стенах школьного музея мы принимаем учащихся в «Юные жуковцы», для разных групп ребят проводим встречи с ветеранами ВОВ, участниками и ветеранами боевых действий, военнослужащими всех видов войск. Члены отряда ежегодно собирают посылки солдатам и пишут им письма в различные воинские части нашей страны. Совместно с Вольненским хуторским казачьим обществом, на основе ежегодного соглашения изучаются с учащимися казачий быт, история и традиции казачества, члены казачьего общества помогают собирать материал о быте казаков, помогают совершенствовать музей совместно с учащимися, оборудуют новыми стеллажами и экспозициями, проводятся встречи с казаками.
Итак, система воспитательных практик в нашей образовательной организации включает в себя взаимодействие с казачьим обществом, проведение казачьи мероприятий, празднование Дня Кубанского казачества, проведение казаками Уроков мужества для обучающихся школы, создание патриотических объединений и отрядов («Юные Жуковцы»), краеведческих кружков (клуб «Поиск»), а также применение новых информационных технологий, просмотры исторических фильмов, «круглые столы» и экскурсии в музее.
ЧАСТЬ 2. Урок мужества, приуроченный к празднованию Дня народного единства (посвященный изгнанию польских интервентов из Москвы 1612 г.)
Место проведения: школьный музей
Аудитория: 7-11 классы (по группам)
Тема: Герои народного ополчения
Оборудование: стулья, проектор, экран
Материал для проведения: конспект, видеоурок
Форма проведения: Экскурсия с просмотром исторического фильма
Ответственный: А. М. Порутчикова
Время проведения: 40 минут
Ход и содержание мероприятия
Группы по 10 человек проходя с педагогом в музейное помещение, где уже подготовлены два ряда стульев в шахматном порядке (всего 10 стульев), проектор и экран.
Вступительное слово педагога (1 минута): «Здравствуйте, дорогие ребята, сегодняшнее мероприятие посвящено к изгнанию народным ополчением России польских интервентов из Москвы. Данному историческому событию присвоен праздник, который носит название Дня народного единства и празднуется он 4 ноября.
Предлагаю Вам к просмотру исторический фильм об этом событии, которое способствовало зарождению Новой России (просмотр фильма «Национально-освободительное движение», длительность 5 минут).
Слово педагога (4 минуты): «Ребята, какие ваши мнения по поводу просмотра данного исторического фильма? Давайте послушаем. Как вы считаете, что помешало первому ополчению освободить Москву? (ответы участников мероприятия). А какие факторы помогли освободить Москву? (ответы участников мероприятия).
Слово педагога (20 минут): предлагаю вашему вниманию экскурсию по нашему музею под названием «Освобождение».
Подведение итогов и обсуждение проблемных вопросов (10 минут): Что помогло восполнить дух народа? Как вы относитесь к героям Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому? Чтобы было, если б не удалось изгнать интервентов из Москвы?
Список используемых источников
Байбородова Л. В., Соколова М. В. / Использование ресурсов школьных музеев в учебно-воспитательном процессе / Л. В. Байбородова, М. В. Соколова // ВАК. Ярославский педагогический вестник. – 2017. – № 1.– С. 59-65.
- Коровникова Н. А. / Цифровой музей: особенности и перспективы развития / Н. А. Коровникова // Социальные новации и социальные науки. – 2021. – С. 145-154.
- Лихарева О. А., Кравцова О. С. / Активные формы и методы воспитательной работы с обучающимися в школьном музее / О. А. Лихарева, О. С. Кравцова // ВАК. Вестник Марийского государственного университета. – 2021. – т. 15. – № 2. – С. 142-148.
- Российская электронная школа. Выход в интернет: [https://resh.edu.ru/subject/lesson/2525/main/]
- Национальный психологический журнал. Выход в интернет: [http://npsyj.ru/pdf/npj-no13-2014/npj_no13_2014_05-19.pdf]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в 5- 8 классах, в условиях реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитание личности граждан России.
Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить ...
Доклад "Компетентностный подход в обучении истории как средство формирования активной гражданской позиции учащихся"
Новое время предъявляет и новые социальные требования к системе гражданского образования.Важнейшей задачей учителя общественных дисциплин в школе является воспитание гражданина. Необходима...
«Компетентностный подход в обучении истории и обществознания, как средство формирования активной гражданской позиции учащихся»
В работе представлен анализ педагогической деятельности в межаттестационный период, обощен опыт работы по формированию активной гражданской позиции учащихся...
Методическая разработка ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ КАК СРЕДСТВО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ
В методической разработке описано, какими способами школа формирует патриотизм, гражданскую позицию, активность участников образовательного процесса, так чтобы обучающиеся могли противостоять террориз...
Формирование активной гражданской позиции у школьников средствами изобразительного искусства
Народная культура является частью национального достояния, которое мы обязаны сохранить, а по возможности и приумножить.Поэтому на уроках изобразительного искусства, где интегрируются изо и технология...
Волонтёрское движение школьников, как средство социализации и формирования активной гражданской позиции.
Анализ работы отряда волонтёров-добровольцев "Ладони дружбы"....
Роль отечественного искусства для воспитания активной гражданской позиции в условиях глобальных социальных перемен на уроках изобразительного искусства в школе.
В данной статье описывается какова роль отечественного искусства для воспитания активной гражданской позиции в условиях глобальных социальных перемен на уроках изобразительного искусства в ...