Рабочая программа по родной (марийской) литературе для 5-9 классов основной школы
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Исанаева Жанна Михайловна

Программа по родной (марийской) литературе соответствует требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raboch_pr.lit_5_-_9_kl.docx66.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кучуковская средняя общеобразовательная школа

Агрызского муниципального района Республики Татарстан

              Рассмотрено

Руководитель  МО

______/Гайнуллина М.Р/

Протокол  № 1 от

_____.08. 2019 г.

Согласовано

Заместитель директора по УР

МБОУ Кучуковская СОШ

________ / Шайхутдинова А.Б/

_____.08. 2019 г.

Утверждаю

Директор МБОУ

Кучуковская СОШ

______/Сабирзянова С.В. /

Приказ № ____________ от

____.08. 2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Родная (марийская) литература»

для основного общего образования

5 – 9 классы

Составитель: Исанаева Жанна  Михайловна,

учитель соответствующей занимаемой должности

,

                                                                                                                       

Принят на педагогическом совете

                                                                                                                      школы, протокол № 1

                                                                                                                      от «____» августа 2019 года.                                                                                                                                                                            

2019 год

 Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родная (марийская) литература»

    Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:

понимание ключевых проблем изученных произведений марийского фольклора и фольклора других народов, марийских писателей;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Личностные результаты:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

   

 5 класс  

   Устно    У чащиеся 5 классов активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно   владеют собственной техникой чтения, поэтому-важно больше внимания уделять чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Учащиеся 5 классов должны владеть устным пересказом (подробный,  краткий, от другого лица).

Уметь делать сравнительную характеристику героев.

Анализировать прочитанное произведение (назвать автора, действующих лиц, тему произведения, основную мысль)

Выразительно читать наизусть 10-12 стихотворений.

Письменно: Уметь составить план к прочитанному произведению

Сочинение по сравнительной характеристике героев.

Уметь описывать иллюстрации к изучаемым произведениям (сочинение по картине).

6 класс  

Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

Устный пересказ: подробный,   выборочный, сжатый, от другого лица,   художественный -небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

Развёрнутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев.

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, диалога литературных героев. Использование словарей.

Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в  6 классе.

Создание   небольшого   отзыва   на   самостоятельно   прочитанную   книгу,   картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

Создание плана будущего сочинения (простого и сложного).

Свободное   владение  письменной  речью  в  объёме  курса  литературы  6 класса.

7 класс  

Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

   Устный пересказ – подробный, выборочный, сжатый от другого лица, художественный – небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

    Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое. Характеристика героя.

   Использование словарей, каталогов.

   Письменно: письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 7 классе.

      Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев, двух героев.

      Создание письменного оригинального произведения (поучения, наставления).

8 класс  

Устно: правильное беглое и выразительное чтение вслух художественных и  учебных текстов, в том числе и чтение   наизусть.

Устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, -художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) -небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).

Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).

Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.

П и с ь м е н н о: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5-8 классах.

Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль. Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказы, стихотворения).

9 класс

Устно: правильное беглое и выразительное чтение вслух художественных и  учебных текстов, в том числе и чтение   наизусть.

Устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, -художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) -небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).

Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).

Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.

П и с ь м е н н о: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5-8 классах.

Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль. Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказы, стихотворения

Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками.

Содержание  учебного предмета «Родная (марийская) литература»

5 класс

1.Введение. Устное народное творчество и литературные сказки (9 часов)

 Сказка «Серебрянозубая Пампалче»  Сказка В.Юксерна «Онар»

 Сказка П.Першута «Муравьиная свадьба». 5.  Развитие речи по сказкам Н. Ильякова «Тайра и Майра» . М. Майна «Человек-богатырь».  

 Загадки. Народные приметы.  Пословицы . Запреты.

2. Первые шаги марийской литературы (16 ч)

 Басни Г. Микая  «Медвежонок» и  «Овод» . Рассказ М.- Шкетана   « У Мичу  нет отца» .

 Рассказ К.Беляева  «Дубок» . Стихотворение М.Казакова «Миша».  Рассказ И.Одара  «Приведение».  

 Шабдар Осып. Повесть  «Тӱшка вий дене» . Рассказ Н.Ильякова  «Одиннадцать  кроликов»

3. Стихи о матери (2 ч.)

Стихотворение З. Дудиной «Вместе с матерью».  Стихотворение А. Александров  - Арсак «Спасибо, мама».

4. Красота родной природы (8 ч.)

 Стихотворение  «Роща» и рассказ С. Чавайна  «Как я стал поэтом». Стихотворения Н.Мухина  «Роща», «Птицы». Стихотворения  В.Колумба «Лесная сказка. Стихотворения А.Фёдорова  «Выле –выле», «Жаворонок», «Соловей. Стихотворение  С.Вишневского  «Марий Эл»  

5. Повторение изученного за год. (2 часа)

6 класс

1.Введение. Устное народное творчество ( 3 ч.)

Народные песни- особый жанр лирики.

2. Легенды и предания.  (7 ч.)

«Кавасе ӱдыр - кӱтӱчӧ» миф. Легенда «Илыше кӱ» Литературная теория. Легенды родного края. Предание об Акпарсе.

3. Эпос (2 часа)

   А. Спиридонов, А. Мокеев. «Югорно». (18 песня). «Калевала» эпос  ( в переводе А. Ивановой ) 4. Тема войны в марийской художественной литературе .

4. Тема войны в марийской художественной литературе. (11 часов)

 Патриотизм юных геров в повестях В. Иванова  «Вӱдшӧ келге, серже тура», Н. Лекайна «Шӧртньӧ падыраш», В. Юксерна «Атаманыч», поэме Н. Илякова  «Петю»

5. Природа, родной край и народ. (7 часов)

Стихотворения Семён Николаева  «Ик пушеҥге ок ыште пӱртӱсым», «Кугешна лӱмжӧ дене марий»; А. Ивановой «Ойлат, каяш гын мланде тӱрыш»; Г. Сабанцева « Шочмо пыжаш»; Мустай Карима «Куэ лышташ нерген». Рассказы А. Мичурин – Азмекея «Керем оҥго»,«Олаҥге да шереҥге», «Шӱмдымӧ айдеме»,В. Исенекова «Ямбердинын дненикше»

 

6.  Работа человека учит жить. (4 часа)

Дружба и общестенная работа детей в повести В. Сапаева «Мом калсет, Миля?». Роль труда в стихотворении И. Горного «Мый ӱдем»

.

7. Обобщение. (1 час)

   7 класс

1.Введение. Читатель – литературный герой – автор.  (1 час)

2.История народа в марийской художественной литературе (12 ч.) 

Я. Элексейн. Повесть «Ӧрмӧк».        Главные герои повести Я. Элексейна «Ӧрмӧк».  Судьбы главных героев повести Я. Элексейна  «Ӧрмӧк» Обобщение по  повести. Литературная теория: архаизм, портрет, пейзаж.. Рассказ К. Васина «Юкей Егоров». Рассказ «Юкей Егоров»  - историческое произведение о Пугачёвском восстании. Две группы героев рассказа. Художественная особенность рассказа К. Васина «Юкей Егоров». Монолог. Диалог. Групповые сцены.. Повесть В.Юксерна «Вӱдшӧ йога – серже кодеш».  Школьные годы главного героя повести. Первые опыты  главного героя. Обобщение по  повести. Рассказы В. Сузы «Вакш йоҥышта» и И. Ломберского «Чын лумжо -Кузьма»

3.Новые формы и стороны марийской поэзии (6 ч.)

 Стихотворения  О. Ипая «Шыже кечын», «Поэт» .  Литературная теория лирика, её виды и различия.

Стихотворения  Й. Кырля «Шочмо кече» «Муралтем мый йывыртен».Литературная теория: ритм, стопа, рифма, ассонанс, аллитерация.. Сонет А. Бика. «Сонет-влак».  Литературная теория: сонет,

амфибрахий, анапест.

4. Юмористические жанры в марийской литературе (4 ч.)

 Рассказы М.- Шкетана «Ече», «Парашют»

5. Хлеб - основа жизни (7ч. )

 Рассказ  Ю. Артаманова «Киндет перкан лийже». Уборочная страда в рассказе. Образы Дениса и Васли Йывана. Рассказ В. Абукаев –Эмгака  «Кинде шултыш» .Образ Семона и хлеба, образ ребёнка и матери в рассказе. Литературные теории: сюжетные элементы, конфликт, пейзаж, портрет.

6. Какова жизнь, такова слава (4 ч.)

Стихотворение В. Колумба «Шочмо йылме», поэма », «Мыйын корнем» Литературная  теория: автор -повествователь, лирический герой.Стихотворение В. Регеж-Горохов. «Элнет» Литературна  теория: символ.Стихотворение  Леена  Лаулаяйнен. «Чачавий»

 

7.Обобщение изученного (1 час)

  1. класс

1.Введение. Литература – художественное  искусство. (1 час)

2. С. Чавайн . Драма «Акпатыр», стихотворение «Пеледыш жап».(8 часов)

Страницы жизни и творчества С. Чавайна. Идейно - тематическое содержание драмы С. Чавайна "Акпатыр". Акпатыр и Савий - два противоположных героя в драме. Художественная особенность драмы С. Чавайна "Акпатыр"

3. Шабдар Осып. Стихотворения «Марий кундем почмылан», «Вурс йӱк» (2 часа)

Ш.Осыпын илыш-корныжым ушештарен, почеламутын содержанийжым илыш дене кылдаш; почеламутлам сылнын лудаш туныкташ, у илышым чонымаште поэтын вержым ончыктымаш.

4.Н. Игнатьев  Повесть «Комсомол ӱдыр» (6 часов)

Страницы жизни и творчества  писателя. Идейно-тематическое содержание повести "Комсомол ӱдыр».Образы Огапти и Анфисы. Художественная особенность повести.

5.М. Шкетан.  Повесть «Илыш ӱжш » (5 часов)

Страницы жизни и творчества  писателя. Образ Мараева. Художественная особенность повести

6. В. Сави. Рассказ «Муро орлаҥге» ( 3 часа )

Природа и человек в рассказе «Муро орлаҥге». Тема любви  в рассказе «Муро орлаҥге»

7. Д.Орай. Повесть «Чолга шӱдыр» ( 5 часов)

Страницы жизни и творчества  писателя. Образ матери и Родины в повести «Чолга шӱдыр». Образ Сергея Суворова. Обобщение по повести «Чолга шӱдыр».

8. Г. Алексеев. Рассказ «Пӧрт» (1 час)

Образ дома как символ деревни

9. И. Осмин. Поэма «Уна», Стихотворение «Шочмо эл» (2 часа)

Образ главной героини и эпоха того времени. 

10. Повторение изученного за год (2 часа)

 

9 класс

  1. Марийская художественная литература (1 час)

Этапы развития марийской  художественной литературы. Обзор произведений на историческую тему.

  1. Я. Ялкайн. Повесть «Андрий Толкын» (отдельные части) (6 ч.)

Жизнь и творчество автора. Автобиографический характер произведения «Андрий Толкын». Народ и гражданская война в повести. Становление личности Андрия. Многообразие персонажей в повести Я.Ялкайна «Андрий Толкын». Литературная теория: биография и автобиография, особенность повести и рассказа, сюжетная линия.

  1. К. Коршунов. Пьеса «Аксар ден Юлавий» (7 ч.)

           Жизнь и творчество автора. Исторические сцены драмы «Аксар ден Юлавий». Образы     князей Ялантая и Курая, образы народа в драме. Место и роль женщин в драме. Художественная особенность драмы К. Коршунова «Аксар ден Юлавий».

  1. Н. Ильяков. Роман «Опак Микита», рассказ «Онтон Йыван» (5 ч..)

           Жизнь и творчество автора.  Особенность сюжетной линии романа в стихах. Становление    личности Микиты в различный исторический период. Образ женщин в романе Н. Ильякова «Опак Микита». Становление хозяйства в послевоенные годы в рассказе «Онтон Йыван».

  1. С. Вишневский . Поэма «Пиал»  (5 ч.)

           Жизнь и творчество автора. Образ солдата и автора в поэме С. Вишневского «Пиал». Лиризм – особенность поэмы. Литературная теория: лирический  и литературный герой, Автор – повествователь.

  1. Обзор современной марийской литературы (1 ч)

Проблемы отражаемые в произведениях марийских писателей, поэтов и драматургов. Связь марийской литературы с народной историей и философией, мифологией и традиционной религией.

  1. Ю. Рязанцев. Баллада «Ава шÿм» (1 ч.)

Жизнь и творчество автора. Внутренняя сила матери. Трагический пафос и художественная особенность баллады.  

  1. М. Илибаева. Повесть «Орина кова» (3 ч.)

Жизнь и творчество автора. Проблема родителей и детей , молодых и пожилых в рассказе «Орина кова».Фольклор и этнография в повести.

  1. С. Эсаулова . Стихотворение «Чодыра» (1 ч.)

Жизнь и творчество автора. Бережливое отношение к природе и к его богатствам лирического героя. Лес - собирательный образ Родины.

  1. А. Васильев. Стихотворение  «Мый йол ÿмбалне пенгыдын шогем». (2 ч.)

 Жизнь и творчество автора. Призыв автора в современную эпоху  любвьи к природе, отчизне, культуре своего народа.

  1. Арво Валтон. Стихотворение «Тиде ик илышетлан мо тыланет кÿлеш» (1 ч.)

          Жизнь и творчество эстонского автора. Философский характер произведения о человеке и его судьбе.

  1. Повторение изученного за год (1 ч.)

 

Тематическое планирование учебного предмета «Родная (марийская) литература»

(курсивом на марийском языке)

5 класс

уро

ка

Изучаемый раздел, тема урока

(курсивом на марийском языке

Кол-во часов

Примечание

   Введение. Устное народное творчество и литературные сказки

                                  (8 ч. +1 ч. Р.р)

1

Ончылмут. Калык ойпого. Йомак.  Литературный теорий.

Введение. Устное народное творчество. Сказка. Литературная теория

1

2

«Ший пуян Ший Пампалче» йомак.

Сказка «Серебрянозубая Пампалче»

1

3

В.Юксерн «Онар» йомак.

Сказка В.Юксерна «Онар»

1

4

П. Першут «Кутко суан» йомак.

Сказка П. Першута «Муравьиная свадьба»

1

5

Н. Ильяковын  «Тайра ден Майра», М.Майнын «Айдеме богатырь»  йомакла почеш  Л.П.Б  

Р.р по произведениям для внеклассного чтения Н. Ильяковын  «Тайра и Майра», М.Майнын «Человек-богатырь»  

1

6

Тушто-влак.

Загадки.

1

7

Калыкмут-влак.

Пословицы

1

8

Калык пале-влак.

Народные приметы

1

9

Ойӧрӧ.

Запреты.

1

                     Первые шаги марийской литературы (13 ч. + 3 ч. Р.р)

10

Г. Микайын  «Маскаиге» ден  «Пормо» басньыже

Басни Г. Микая  «Медвежонок» и  «Овод»

1

11

М. Шкетанын «Мичун уке ачажат» ойлымашыже

Рассказ М.- Шкетана   « У Мичу  нет отца»

1

12

М. Шкетанын «Мичун уке ачажат» ойлымашыже

Рассказ  М. –Шкетана   «У Мичу  нет отца»

1

13

М. Шкетанын «Мичун уке ачажат» ойлымашыже

Рассказ  М. –Шкетана   «У Мичу  нет отца»

1

14

М. Шкетанын «Мичун уке ачажат» ойлымашыже почеш   Й.Л.П.

Р.р по рассказу М.- Шкетана   «У Мичу  нет отца»

1

15

М.Шкетанын «Яку» ойлымашыже почеш  Л.П.Б.

Р.р по рассказу М.- Шкетана «Яку» для внеклассного чтения

1

16

К.Беляевын  «Изи тумо» ойлымашыже

Рассказ К.Беляева  «Дубок»

1

17

М.Казаковын «Миша» почеламутшо.

Стихотворение М.Казакова «Миша»

1

 

18

Шабдар Осып. «Тӱшка вий дене» повесть гыч «Тошто сад» ужаш

Шабдар Осып. Повесть  «Тӱшка вий дене»   часть «Тошто сад».

1

19

Шабдар Осып. «Тӱшка вий дене» повесть гыч «Шыже паша» ужаш

Шабдар Осып. Повесть  «Тӱшка вий дене»   часть «Шыже паша».

1

20

Шабдар Осып. «Тӱшка вий дене» повесть гыч «Шошым» ужаш

Шабдар Осып. Повесть  «Тӱшка вий дене»   часть «Шошым».

1

21

 Шабдар Осып. «Тӱшка вий дене» повесть гыч «Кеҥеж» ужаш

Шабдар Осып. Повесть  «Тӱшка вий дене»   часть «Кеҥеж».

1

22

Шабдар Осып. «Тӱшка вий дене» повесть почеш Й.Л.П.

Р.р по повести  Шабдар Осыпа «Тӱшка вий дене»

1

23

Й.Л.П.Сочинений «Тӱшка вий- кугу вий»

Р.р. Сочинение «Тӱшка вий- кугу вий»

1

                                  Стихи о матери ( 2 ч.)

24

 З. Дудина «Авай дене пырля» » почеламутшо.

Стихотворение З. Дудиной «Вместе с матерью»

1

25

А. Александров  - Арсак «Тау, авай» почеламутшо

Стихотворение А. Александров  - Арсак «Спасибо, мама»

1

Красота родной природы (8 ч.)

26

И.Одарын  «Таргылтыш» ойлымашыже

Рассказ И.Одара  «Приведение»

1

.

27

Н.Ильяковын «Латик кролик» ойлымашыже

Рассказ Н.Ильякова  «Одиннадцать  кроликов»

1

28

Шадт Булат «Ший памаш»

Стихотворение Ш. Булата «Ший памаш»

1

29

С.Чавайн  «Поэт лумем кузе лекте» ойлымашыже да  «Ото» почеламутшо

Стихотворение  «Роща» и рассказ С. Чавайна  «Как я стал поэтом».

1

30

Н. Мухин. «Ото» , «Кайык-влак» почеламутшо- влак

Стихотворения Н.Мухина  «Роща», «Птицы»

1

31

 А.Фёдоров «Выле-выле», «Турий», «Шӱшпык» почеламут- влак

Стихотворения А.Фёдорова  «Выле –выле», «Жаворонок», «Соловей»

1

32

В.Колумбын  «Чодыра йомак» почеламутшо

 Стихотворения  В.Колумба «Лесная сказка».

1

33

С.Вишневскийын  «Марий Эл» почеламутшо.

Стихотворение  С.Вишневского  «Марий Эл»

1

                                         Повторение изученного (2 ч)

34

Идалык мучко тунеммым ушештарымаш.

Повторение изученного за год

1

35

Иктешлыше тест

Обобщающий тест

1

6 класс

урока

Изучаемый раздел, тема урока

 (курсивом на марийском языке)

Кол-во часов

Приме

чание

           Введение. Устное народное творчество ( 2 ч. + 1ч. Р. р)

1

Введение. Устное народное творчество.

Калык ойпого. Ончылмут

1

2

Частушки – особенный вид народной лирики

Такмак – мурын посна ойыртемже. Калык лирике

1

3

Р. р. по народным песням для внеклассного чтения

Марий калык мурым мӧҥгыштӧ  лудмо почеш мутланымаш

1

 

                 Легенды и предания.  (3 ч. + 4 ч. Р. р)

4

Миф «Небесная девушка - пастух»

«Кавасе ӱдыр - кӱтӱчӧ» тоштыеҥ ой.

1

5

Легенда «Живой камень»

«Илыше кӱ» легенде

1

6

Р. р. по легендам родного края

Йылме лывыртыме паша . «Легендан  кундем»

1

7

Предание об Акпарсе

Акпарс нерген преданий

1

8

Р. р по картине А..С.Пушкова «Марийские послы у Ивана Грозного»

Радына почеш йылме лывыртымаш

1

9

Р. р. по рассказу С. Чавайна «Йыланда» для внекл чтения

Шке семын лудмо С. Чавайнын «Йыланда» ойлымашыже почеш йылме лывыртыме паша

1

10

Р. р. по богатырям марийского народа

Марий талешке-влак  йылме лывыртыме паша

1

                Эпос (2 ч.)

11

18 песня эпоса А. Спиридонова и А.Мокеева «Югорно»

А. Спиридонов, А.Мокеев . «Югорно»эпосын 18 мурыжо

1

.

12

1 руна карело-финнского эпоса «Калевала»

«Калевала карел-финн эпос гыч 1 рун

1

 

       Тема войны в марийской художественной литературе  (9 ч.  + 2ч. Р.р )

13

Повесть В. Иванова «Вӱдшӧ келге серже тура»

В. Ивановын «Вӱдшӧ келге серже тура» повестьше

1

14

Повесть В. Иванова «Вӱдшӧ келге серже тура»

В. Ивановын «Вӱдшӧ келге серже тура» повестьше

1

15

Повесть В. Иванова «Вӱдшӧ келге серже тура»

В. Ивановын «Вӱдшӧ келге серже тура» повестьше

1

16

Обобщение по повести  В. Иванова «Вӱдшӧ келге серже тура»

В. Ивановын «Вӱдшӧ келге серже тура» повестьым иктешлымаш

1

17

Поэма Г. Матюковского «Петю»

Г. Матюковскийын «Петю» поэмыже

1

18

Повесть Н. Лекайна «Шӧртньӧ падыраш»

Н. Лекайнын ««Шӧртньӧ падыраш»  повестьше

1

19

Повесть Н. Лекайна «Шӧртньӧ падыраш»

Н. Лекайнын ««Шӧртньӧ падыраш»  повестьше

1

20

Повесть Н. Лекайна «Шӧртньӧ падыраш»

Н. Лекайнын ««Шӧртньӧ падыраш»   повестьше

1

21

Обобщение по повести Н. Лекайна «Шӧртньӧ падыраш»

Н. Лекайнын ««Шӧртньӧ падыраш» повестьше почеш иктешлымаш

1

22

Р.р. Сочинение по повести Н. Лекайна «Шӧртньӧ падыраш»

Н. Лекайнын ««Шӧртньӧ падыраш» повестьше почеш сочинений «Йоча-влакын сар жапысе пашашт»

1

23

Р. р. по повести В. Юксерна «Атаманыч» для внекл. чтения

Шке семын лудмо  В. Юксерна «Атаманыч» повестьше почеш йылме лывыртыме паша

1

              Природа, родной край и народ.(5 ч. + 2 ч. Р.р.)

24

Р. р. по повести  В. Исенекова «Ямбердинын дневникше» для внеклассного чтения

В. Исенековын «Ямбердинын дневникше» повестше почеш ЙЛП

1

25

Стихотворения Семён Николаева «Ик пушеҥге ок ыште пӱртӱсым», «Кугешна лӱмжӧ дене  марий»

Семён Николаевын «Ик пушеҥге ок ыште пӱртӱсым», «Кугешна лӱмжӧ дене  марий» почеламутшо-влак

1

26

Рассказ А. Мичурин-Азмекея «Керем оҥго»

А. Мичурин-Азмекейын  «Керем оҥго» ойлымашыже.

1

27

Р. р. по рассказам А. Мичурин-Азмекея для внеклассного чтения

А. Мичурин-Азмекейын мӧҥгыштӧ лудаш темлыме  ойлымашла почеш мутланымаш

1

28

Стихотворение А. Ивановой «Ойлат, каяш гын мланде тӱрыш…»

А. Иванован  «Ойлат, каяш гын мланде тӱрыш…» почеламутшо

1

29

Стихотворение  Г. Сабанцева «Шочмо пыжаш»

Г. Сабанцевын  «Шочмо пыжаш» почеламутшо

1

30

Стихотворение М. Карима «Куэ лышташ нерген»

М. Каримын  «Куэ лышташ нерген» почеламутшо

1

                      Работа человека учит жить (4 ч.)

31

Повесть В. Сапаева  «Мом каласет, Миля»

В. Сапаевын  «Мом каласет, Миля» повестьше

1

32

Повесть В. Сапаева  «Мом каласет, Миля»

В. Сапаевын  «Мом каласет, Миля» повестьше

1

33

Обобщение по повести В. Сапаева  «Мом каласет, Миля»

В. Сапаевын  «Мом каласет, Миля» повестьше  почеш иктешлымаш

1

34

Стихотворение И. Горный  «Мый ӱдем».  Повторение изученного по литературной теории и  о литературных героях.

Литературный теорий да литературный герой – влак  почеш ушештарымаш  И. Горныйын «Мый ӱдем» почеламутшо

1

                          Обобщение (1 ч.)

35

Обобщающий тест.

Иктешлыше тест

1

7 класс

уро-ка

Изучаемый раздел, тема урока

(курсивом на марийском языке

Кол-во часов

  Приме

чание

                                   

                            Введение (1 ч.)

1

Введение. Читатель – литературный герой – автор.

Ончылмут. Лудшо - герой - автор

1

История народа в марийской художественной литературе (10 ч.+2 ч. Р.р)

2

 Главные герои повести Я. Элексейна «Ӧрмӧк».

 Я. Элексейнын «Ӧрмӧк» повестьын тӱҥ геройжо - влак

1

3

 Судьбы главных героев повести Я. Элексейна  «Ӧрмӧк».

Я. Элексейнын «Ӧрмӧк» повестьын геройжо – влакын пӱрымашышт

1

4

 Обобщение по  повести Я. Элексейна «Ӧрмӧк».

 Литературная теория: архаизм, портрет, пейзаж.

Я. Элексейнын «Ӧрмӧк» повестьше почеш иктешлымаш. Литературный теорий: архаизм, портрет, пейзаж

1

5

Рассказ К. Васина «Юкей Егоров» - историческое произведение о Пугачёвском восстании.

К. Васинын «Юкей Егоров» ойлымашыже  - Пугачёв пуламырым ончыктышо ойлымаш

1

6

Рассказа К. Васина. «Юкей Егоров». Две группы героев рассказа.

К. Васинын «Юкей Егоров» ойлымашыже. Ойлымашын кок тӱшка геройжо.

1

7

Художественная особенность рассказа К. Васина «Юкей Егоров». Монолог. Диалог. Групповые сцены.

К. Васинын «Юкей Егоров»  ойлымашын йылме ойыртемже.. Монолог. Диалог. Тӱшка сцене.

1

8

Р. р. по повести О. Шабдара «Акырсаман» для внеклассного чтения

О. Шабдарын «Акырсаман» повестьше почеш мӧҥгыштӧ лудмым каҥашшымаш

1

9

 Школьные годы главного героя повести В.Юксерна «Вӱдшӧ йога – серже кодеш».

В. Юксернын «Вӱдшӧ йога - серже кодеш» повестьысе тӱҥ геройжын школышто тунемме жапше

1

10

Первые опыты  главного героя повести В. Юксерна «Вӱдшӧ йога – серже кодеш».

В. Юксернын «Вӱдшӧ йога - серже кодеш» повестьысе тӱҥ геройжын опытшо-влак

1

11

 Обобщение по  повести В. Юксерна «Вӱдшӧ йога – серже кодеш».

В. Юксернын «Вӱдшӧ йога - серже кодеш». повестьше почеш иктешлымаш.

1

12

 Борьба противоположностей в рассказе В. Сузы «Вакш йонышта». Литературная теория: эпиграф, антитеза.

В. Сузы. «Вакш йоҥышта» ойлымашыште  порылык да осаллыкын вашпижмашыже.

1

13

Р р. по рассказам И. Ломберского  для внеклассного чтения

И. Ломберскийын ойлымашыже-влак почеш мӧҥгыштӧ лудмым каҥашшымаш

1

          Новые формы и стороны марийской поэзии (5 ч. + 1 ч. Р. р)

14

 Стихотворение О. Ипая «Шыже кечын»

Олык Ипайын. «Шыже кечын»   почеламутшо

1

15

Стихотворение О.  Ипая «Поэт». Литературная теория лирика, её виды и различия.

Олык Ипайын «Поэт» почеламутшо. Литературный теорий : лирике, тудын видше да ойыртемже

1

16

 Стихотворение Й. Кырля «Шочмо кече»

Й. Кырлян «Шочмо кече» почеламутшо

1

17

 Стихотворение Й. Кырля «Муралтем мый йывыртен». Литературная теория: ритм, стопа, рифма, ассонанс, аллитерация

Й. Кырлян «Муралтем мый йывыртен» почеламутшо.

Литературный теорий : ритм , стопа, рифме, ассонанс, аллитераций

1

18

Р. р. по рассказам о Й. Кырле для внеклассного чтения.

Й. Кырля нерген ойлымаш-влак почеш мӧҥгыштӧ лудмым каҥашымаш

1

19

Сонет А. Бика. «Сонет-влак».  Литературная теория: сонет, амфибрахий, анапест.

А. Бикын. «Сонет-влак»  .  Литературный  теорий: сонет, амфибрахий, анапест.

1

Юмористические жанры в марийской литературе (2 ч. + 2 Р. р.)

20

 Рассказ М.- Шкетана «Ече».

 М. Шкетанын «Ече» ойлымашыже

1

21

Рассказ М.- Шкетана «Парашют». М.Шкетанын «Парашют» ойлымашыже

1

22

Р.р. Изложение по рассказу М. - Шкетана «Якшывай агурышто».

М. Шкетанын «Якшывай агурышто» ойлымаш почеш изложений

1

23

Р. р. по рассказам М. – Шкетана для внеклассного чтения.

М. – Шкетанын мӧҥгыштӧ шке семын лудаш темлыме ойлымашыже – влак почеш мутланымаш

1

                      Хлеб - основа жизни (4 ч. + 3 Р.р.)

24

Уборочная страда в рассказе  Ю. Артаманова «Киндет перкан лийже».

Ю. Артамоновын «Киндет перкан лийже» ойымашыштыже уржа сорла

1

25

Образы Дениса и Васли Йывана  в рассказе Ю. Артаманова. « Киндет перкан лийже».

Ю. Артамонов  «Киндет перкан лийже» ойлымашыштыже  Денисын да Васли Йыванын образше

1

26

 Образ Семона и хлеба в рассказе В. Абукаев –Эмгака  «Кинде шултыш.».

В. Абукаев –Эмгакын «Кинде шултыш.» ойлымашыште. Семон ден киндын образше.

1

27

Образ ребёнка и матери в рассказе В. Абукаев – Эмгак . «Кинде шултыш».  Литературные теории: сюжетные элементы, конфликт, пейзаж, портрет.

В. Абукаев –Эмгакын «Кинде шултыш» ойлымашысе  икшывын да аван образше. Литературный теорий: сюжетный элемент, конфликт, пейзаж, портрет.

1

28

Р. р.по произведениям для внеклассного чтения о хлебе

Мӧҥгышӧ кинде нерген лудмым каҥашымаш

1

29

Р. р. по составлению плана сочинения «Кинде - чылалан вуй».

Й.Л.П. «Кинде - чылалан вуй» сочиненийлан планым чонымаш

1

 30

 Р.р.Сочинение. «Кинде -  чылалан вуй».

Сочинений. «Кинде – чылалан вуй»

1

             

                 Какова жизнь, такова слава (4 ч.)

31

 Стихотворение В. Колумба. «Шочмо йылме»..

Литературная  теория: автор -повествователь, лирический герой

В. Колумбын «Шочмо йылме». почеламутшо

Литературный  теорий автор -повествователь, лирический герой

1

32

Поэма В. Колумба  «Мыйын корнем».

В Колумбын «Мыйын корнем». поэмыже

1

33

 Стихотворение В. Регеж-Горохов. «Элнет»

Литературна  теория: символ

 В. Регеж – Гороховын «Элнет» почеламутшо

Литературный  теорий: символ

1

34

Стихотворение  Леена  Лаулаяйнен. «Чачавий»

Леена Лаулаяйненын  «Чачавий» почеламутшо.

1

                 Обобщение изученного (1 ч.)

35

Обобщение изученного и итоговый  тест

Иктешлен ушештарымаш  да тест

1

8 класс

№ урока

Тема урока

(курсивом на родном языке)

Кол-во

часов

Примечание

1

Введение. Литература – художественное  искусство

Ончылмут. Литератур - сылнымут искусство

1

С.Г.Чавайн  (5 ч. + 3 ч. Р.р)

2

Страницы жизни и творчества С. Чавайна

С.Чавайнын илышыже да творчествыже

1

3

Идейно - тематическое содержание драмы С. Чавайна "Акпатыр".

С.Чавайнын «Акпатыр» драмыште историй жап

1

4

Р. р. по содержанию драмы С. Чавайна "Акпатыр".

Драме почеш йылме лывыртыме урок.

1

5

Акпатыр и Савий - два противоположных героя в драме

Акпатыр ден Савий - кок ужмышудымо вий.

1

6

Художественная особенность драмы С. Чавайна "Акпатыр"

Драмын чоҥалтмыже да йылме ойыртемже

1

7

Р. р. по составлению плана к сочинению «Акпатыр-калык герой»

Й.л.п.«Акпатыр калык герой» сочиненийлан планым чонымаш

1

8

Сочинение «Акпатыр-калык герой

Сочинений «Акпатыр-калык герой

1

9

Стихотворение  С. Чавайна «Пеледыш жап»

С.Чавайн  «Пеледыш жап» почеламутшо

1

10

Стихотворение О. Шабдара «Марий кундем почмылан»

О. Шабдарын «Марий кундем почмылан» почеламутшо

1

11

Стихотворение О. Шабдара «Вурс йӱк»

О. Шабдарын «Вурс йӱк» почеламутшо

1

12

Страницы жизни и творчества Н. Игнатьева

Н.Игнатьевын илыш-корныжо да творчествыже

1

13

 Идейно-тематическое содержание повести Н. Игнатьева "Комсомол ӱдыр».

Н.Игнатьевын «Комсомол ӱдыр» повестьшын идейно-тематичесикй содержанийже

1

14

Развитие речи по содержанию повести Н.Игнатьева «Комсомол ӱдыр»

Н.Игнатьевын  «Комсомол ӱдыр» повестьшын содержанийже почеш Й.Л.П.

1

15

Образы Огапти  и  Анфисы повести Н.Игнатьева «Комсомол ӱдыр»

Н.Игнатьевын  «Комсомол ӱдыр» повестьысе Огаптя ден Анфисан образышт

1

16

Художественная особенность повести Н.Игнатьева «Комсомол ӱдыр»

Н.Игнатьевын  «Комсомол ӱдыр» повестьшын чоҥалтме да сылнылык ойыртем

1

17

Р. р. по составлению устного сочинения по картине В. Тарелкина «Тулык ватын аҥаже»

Й.Л.П. устный сочинений В.Тарелкинын «Тулык ватын аҥаже» радынаже почеш

1

18

Страницы жизни и творчества М.-Шкетана

М. – Шкетанын илыш-корныжо да творчествыже

1

19

Р. р. по содержанию повести М.-Шкетана «Илыш ӱжеш»

М.-Шкетнын «Илыш ӱжеш» повестьшын содержанийже почеш Й.Л.П.

1

20

Образ Мараева в повести М.-Шкетана «Илыш ӱжеш»

М.-Шкетнын «Илыш ӱжеш» повестьысе Мараевын образше

1

21

Художественная особенность повести М.-Шкетана «Илыш ӱжеш»

М.-Шкетнын «Илыш ӱжеш» повестьын сылнылык ойыртемже

1

22

Р. р. по рассказам М.-Шкетана для внеклассного чтения

М.Шкетанын ойлымашыжла почеш   Л.П.Б 

1

23

Человек и природа в рассказе В.Сави «Муро орлаҥге»

В.Савин «Муро орланге» ойлымашыште айдеме да пӱртӱс

1

24

Тема любви в рассказе В.Сави «Муро орлаҥге»

В.Савин «Муро орланге» ойлымашыште йӧратымашын вийже

1

25

Развитие речи по народной лирике

Й.Л.П. Марий калык лирика

1

26

Страницы жизни и творчества Д. Орая

Д. Орайын илыш да пашаже гыч лаштык-влак

1

27

Образ матери и Родины в повести Д.Орая «Чолга шӱдыр»

Д.Орайын  «Чолга шӱдыр» повестьысе Аван да Шочмелын образше

1

28

Образ Сергея Суворова в повести Д.Орая «Чолга шӱдыр»

Д.Орайын  «Чолга шӱдыр» повестьысе Сергей Суворовын образше

1

29

Обобщение по повести Д.Орая «Чолга шӱдыр»

Д.Орайын  «Чолга шӱдыр» повестьше почеш иктешлымаш

1

30

Развитие речи по составлению устного сочинения «Мыйын тукым- вожемат кугу сеҥымашлан вийым пыштен» устный сочинений 

1

31

Рассказ Г.Алексеева «Пӧрт»

Г. Алексеевын «Пӧрт» » ойлымашыже

1

32

Стихотворение Й. Осмина «Шочмо эл»

Й.Осминын «Шочмо эл» почеламутшо

1

33

Поэма Й.Осмина «Уна»

Й.Осминын «Уна » поэмыже

1

34

Обобщение изученного за год

Идалык мучко тунеммым  ушештарымаш

1

35

Обобщение изученного за год

Идалык мучко тунеммым  ушештарымаш

1

9 класс

№ урока

Изучаемый раздел, тема урока

(курсивом на марийском языке)

Кол-во часов

Примечание

Введение (1 ч.)

1.

Марийская художественная литература

Марий сылнымутан литератур нерген умылымаш

1

Марийская литература о жизни народа во времена больших социальных событий (18 ч. + 5 ч. Р.р.)

2.

Жизнь и творчество Я.Ялкайна

Я. Ялкайнын илыш да усталык корныжо

1

3

Идейно- тематическое содержание повести Я.Ялкайна

 « Андрий Толкын». Народ и гражданская война

«Андрий Толкын» повестьын идейно-тематический содержанийже. Калык да граждан сар.

1

4.

Образ Андрия в повести Я.Ялкайна «Андрий Толкын»

Я. Ялкайнын «Андрий Толкын» повестьысе Андрийын образше

1

5.

Образы персонажей в повести Я.Ялкайна «Андрий Толкын»

Я. Ялкайнын «Андрий Толкын» повестьысе моло персонаж-

влак.

1

6

Обобщение по повести Я.Ялкайна «Андрий Толкын»

Я. Ялкайнын «Андрий Толкын» повестьше почеш иктешлымаш

1

7.

Р. р. по составлению текста сочинения «Граждан сар жапысе неле ял илыш»

ЙЛП. Сочинений-шонкалымаш «Граждан сар жапысе неле ял илыш»

1

8

Страницы жизни и творчества К. Коршунова. Идейно – тематическое содержание пьесы «Аксар ден Юлавий»

К.Коршуновын илыш да усталык корныжо..«Аксар ден Юлавий» пьесын идейно – тематический содержанийже

1

9

Образы князей Ялантая и Курая, образы народа в драме К. Коршунова «Аксар ден Юлавий»

К.Коршуновын Аксар ден Юлавий» пьесысе Ялантай дене Курай князьын, калыкын образше.

1

10.

Образ Юлавия и женщин в драме К. Коршунова «Аксар ден Юлавий»

К.Коршуновын Аксар ден Юлавий» пьесысе Юлавийын да. Удырамаш – влакын образышт.

1

11.

Художественная особенность драмы К. Коршунова «Аксар ден Юлавий»

К.Коршуновын Аксар ден Юлавий» драмын йылме поянлыкше

1

12

Обобщение по драме К. Коршунова «Аксар ден Юлавий»

К. Коршуновын «Аксар ден Юлавий» драме почеш иктешлымаш

1

13.

Р. р. по составлению текста сочинения- сравнения «Ялантай ден Курай князь-влак»

 ЙЛП Сочинений-танастарымаш «Ялантай ден Курай князь-влак»

1

14

Р.р. по произведению Н.М. Арбана «Янлык Пасет» для внеклассного чтения

Н.М.Арбанын « Янлык Пасет» драме почеш ЙЛП

1

15

Страницы жизни и творчества Н. Ильякова. Идейно – тематическое содержание романа «Опак Микита»

Н. Ильяковын илыш да усталык корныжо. «Опак Микита» романын идейно – тематический содержаний

1

16

Образ главного героя Опака Микиты  в произведении Н. Ильякова.

 Н. Ильяковын «Опак Микита»  романысе тун геройын образже.

1

17

Образ женщин в романе Н. Ильякова «Опак Микита».

 Н. Ильяковын «Опак Микита» романыште удырамаш образ – влак.

1

18

Художественная особенность романа  Н.Ильякова «Опак Микита».

Н. Ильковын «Опак Миита» поэмын йылме поянлыкше.

1

19

Содержание рассказа Н. Ильякова «Онтон Иван».

Н. Ильяковын «Онтон Иван» ойлымашын содержанийже.

1

20

Страницы жизни и творчества С.Вишневского. Идейно – тематическое содержание поэмы «Пиал»

С. Вишневскийын илыш да творческий корныжо.

«Пиал» поэмын идейно – тематическое содержанийже

1

21

Образ солдата и автора в поэме С. Вишневского «Пиал».

С. Вишневскийын «Пиал» поэмысе салтакын да авторын образше.

1

22

Художественная особенность поэмы С. Вишневского «Пиал».

С.Вишневскийын «Пиал» поэмын йылме поянлыкше

1

23

Р.р по стихотворению М. Джалиль. «Мыйын мурем» для внеклассного чтения

Муса Джалильын  «Мыйын мурем» почеламутшо почеш ЙЛП

1

24

Р. р.по составлению текста сочинения «Илышын корныштыжо мыйын кышам»

ЙЛП «Илышын корныштыжо мыйын кышам»

1

Особенность развития современной марийской художественной литературы (8 ч. + 1 ч Р.р )

25

Обзор современной марийской литературы

Кызытсе марий литературатурлан обзор

1

26

 Страницы жизни и творчества Ю. Рязацева. Баллада «Ава шум»

Ю. Рязанцевын илыш да усталык корныжо. «Ава шум» балладе

1

27

Страницы жизни и творчества М. Илибаевой. Идейно-тематическое содержание рассказа «Орина кова».

 М. Илибаеван илыш да усталык корныжо. «Орина кова» ойлымаш идейно-тематический содержанийже

1

28

Проблема родителей и детей, молодых и пожилых в рассказе «Орина кова»

М. Илибаеван «.Орина кова» ойлымашыште ача -ава да икшыве, самырык да шонгыен-шамыч кокласе кыл

1

29

Художественная особенность рассказа М. Илибаевой «Орина кова».

 М. Илибаеван «Орина кова» ойлымашын сылнылык ойыртемже

1

30

Страницы жизни и творчества С. Эсауловой. Стихотворение С. Эсауловой «Чодыра».

С.Эсаулован илыш да творчестве корныжо.  С. Эсаулован «Чодыра» почеламутшо

1

31

Страницы жизни и творчества А. Васильева. Стихотворение А. Васильева «Мый йол умбалне пенгыдын шогем».

А. Васильевын илыш да творчестве корныжо. А. Васильевын «Мый йол умбалне пенгыдын шогем» почеламутшо

1

32

Р.р по произведению  М.Ушаковой «Авамын    куэже» для внеклассного чтения

.М.Ушакован «Авамын куэже» почеламутшо почеш ЙЛП

1

33

Жизнь и творчество Арво Валтона. Стихотворение «Тиде ик илышетлан мо тыланет кулеш»

Арво Валтонын илыш да творчестве корныжо. «Тиде ик илышетллан мо тыланет кулеш»  почеламутшо

1

Обобщение изученного (1ч.)

34

Повторение изученного за год

Идалык мучко тунеммым ушештарымаш

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» (ФГОС ООО). 7 класс основной школы. Линия УМК «Физика. 7-9 классы. А. В. Перышкин»

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» (ФГОС ООО). 8 класс основной школы. Линия УМК «Физика. 7-9 классы. А. В. Перышкин»

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» (ФГОС ООО). 9 класс основной школы. Линия УМК «Физика. 7-9 классы. А. В. Перышкин»

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в...

Рабочая программа по родному (татарскому) языку для учащихся 9 класса русской школы, изучающих татарский как родной

Рабочая программа по родному (татарскому) языку для учащихся 9 класса русской школы, изучающих татарский как родной...

Рабочая программа по родной (русской) литературе для 8-х классов

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Феде...

Рабочая программа по родной (русской) литературе в 10-11 классах

Данная програма разработана для учащихся 10-11 классов по курсу "Родная (русская) литература"....

Рабочая программа по родной русской литературе 8,9,10 класс и родному русскому языку 7, 9 класс

Рабочая программа по родной русской литературе. Учебник: Александрова О.М. Аристова М.А. Беляева Н.В. Добротина И.Н. Критарова Ж.Н. Мухаметшина Р.Ф. Русская родная литература. 8 класс....