Рабочая программа по родной (русской) литературе для 8-х классов
рабочая программа (8 класс)
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями) - 5-9 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_russkaya_literatura_8ab.docx | 46.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19»
города Чебоксары Чувашской Республики
Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель ШМО ____________/___________ Протокол № ____ от _______ | Согласовано Заместитель директора _________________________ | Утверждено: Приказом МБОУ «СОШ № 19» г. Чебоксары № О - 147 от 06.08.2020 г. Директор ______________Н.С. Бирюкова |
Рабочая программа
Предмет: родная (русская) литература
Класс – 8А, Б
Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год
Учитель: Васильева Юлия Александровна
г. Чебоксары
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе требований:
- Федерального государственного образовательного стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями) - 5-7 классы;
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ "СОШ № 19" г. Чебоксары (приказ от 03.07.2018г. № О-180);
- Примерной образовательной программы по учебному предмету «Родной язык (русский)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования;
- Учебного плана МБОУ "СОШ № 19" г. Чебоксары на 2019-2020 учебный год;
- Календарного учебного графика МБОУ "СОШ № 19" г. Чебоксары на учебный год (приказ от 07.07.2020г. № О-109);
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и внеурочной деятельности (приказ от 16.07.2018г. № О-187).
На изучение родной (русской) литературы в 7-х классах отводится 1 час в неделю (34 часа в год). Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом МБОУ «СОШ № 19» г. Чебоксары и календарным учебным графиком на учебный год (приказы по МБОУ «СОШ № 19» г. Чебоксары.
Цель изучения родной (русской) литературы в образовательных учреждениях с русским языком обучения на уровне основного общего образования направлена на достижение следующих задач:
- воспитание духовно развитой личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, не изучаемых в курсе “Литература”, личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- воспитание уважения к русской литературе и культуре, к литературам и культурам других народов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств; потребности в самостоятельном чтении произведений художественной литературы; эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- развитие устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык является родным;
- расширение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении, о выдающихся произведениях русских писателей и их жизни;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание;
- обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»
В результате изучения родной (русской) литературы на уровне основного общего образования у выпускников будут сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: любовь и уважение Отечеству, чувство гордости за свою Родину, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства долга и ответственности перед Родиной;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего культурное, социальное, духовное многообразие явлений;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; культурным, языковым, религиозным ценностям народов России и всего мира;
- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом познавательных интересов;
- самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего эмоционального состояния; соблюдение норм поведения в социуме; владение умениями совместной деятельности в полиэтническом коллективе; оценка своей деятельности с точки зрения нравственных норм и эстетических ценностей; использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина полиэтнического, поликонфессионального государства;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом религиозных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического осознания через освоение художественного и культурного наследия народов России и всего мира.
Метапредметные результаты изучения родной (русской) литературы:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижений целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение читать и понять суть художественного произведения, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей, потребностей;
- умение строить связанное речевое высказывание в зависимости от типа коммуникации и ситуации;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты выпускников на уровне основного общего образования по родной (русской) литературе выражается в следующем:
- понимание ключевых проблем изученных произведений родной (русской) классической и современной литературы, литературных взаимосвязей и взаимовлияний;
- осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров; проведение смыслового анализа текста; использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при обсуждении художественного произведения;
- умение пересказать содержание прозаического произведения или отрывка, используя цитаты из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
- умение устанавливать связи между фольклорными и художественными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
- владение навыками сопоставления произведений родной (русской) литературы с произведениями литератур других народов и этносов самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для самостоятельного анализа;
- владение монологической и диалогической речью; умение вступать в речевое общение; участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию;
- использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- использование приобретенных знаний и умений за рамками учебного процесса, то есть в практической деятельности и повседневной жизни.
В результате освоения предмета «Родная (русская) литература» выпускник научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение
Притча «Чему учат книги?». Книги помогают нам понять мир, изучить его, познать, учат чувствовать и сопереживать. «Без книги человек слеп».
Из древнерусской литературы
Из «Жития Александра Невского». Зашита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
Из литературы XVIII века
Н.М. Карамзин. «Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести. События и характеры героев.
Из литературы XIX века
В.А.Жуковский.. «Певец во стане русских воинов». Предромантизм. Стремление к самобытности, народности. Патриотическая лирика.
И.А.Крылов. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец.
«Обоз», «Ларчик», «Волк на псарне». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлении).
А.С.Пушкин - «Солнце русской поэзии». Место поэта в русской литературе. Повесть «Пиковая дама».
Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении «Водопад». Звукопись.
Чарская Л.А. Гимназистки. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Ранимость души подростка.
И.С.Тургенев. Повесть «Вешние воды». История любви. Светлые воспоминания о чувстве. Характеры героев.
Н.А.Некрасов. Интимная лирика поэта, её своеобразие. Исследование стихотворений «Панаевского цикла»: «Мы с тобой бестолковые люди...», «Ты всегда хороша несравненно…», «Я не люблю иронии твоей…», «Прощание» и другие по выбору.
Ф.И.Тютчев. Поэт-философ. Восприятие мира, душа и природа в стихотворениях «Не то, что мните вы, природа…», «Лебедь», «Умом Россию не понять…»
«Денисьевский цикл». Романтика чувства в стихотворениях.
А.А.Фет. Своеобразие лирического мира. Краеведение: сборник «Вечерние огни».
Творческая работа: иллюстрирование сборника стихотворений «Вечерние огни».
Из литературы XX века
Рождественский Р.И. Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле безжалостно маленькой…»
Пермяк Е.А. «Ужасный почерк». Жизненная позиция героя рассказа.
Яковлев Ю.Я. «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.
Козлов В.Ф. Рассказ «Сократ мой друг». Поступок героя как отражения характера.
Романова Л. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти». Одиночество подростков в современном мире.
Нравственные уроки доброты Д.С.Лихачёва в «Письмах о добром». Обзор книги.
- Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Примечания (для корректировки) | |
Введение (1ч.) | ||||
1 | Чему учат книги? | 1 | ||
Из древнерусской литературы (1ч.) | ||||
2 | «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» | 1 | ||
Из литературы XVIII века (1ч.) | ||||
3 | Н.М. Карамзин. «Наталья, боярская дочь». | 1 | ||
Из литературы XIX века | ||||
4 | Патриотическая лирика В.А.Жуковского. «Певец во стане русских воинов». | 1 | ||
5 | И.А. Крылов «Обоз», «Ларчик», «Волк на псарне». | 1 | ||
6 | РР. Исследовательская работа: реферат «Отечественная война 1812 года в баснях И.А. Крылова». | 1 | ||
7 | А.С. Пушкин. Повесть «Полтава». | 1 | ||
8 | Виртуальная экскурсия по музеям А.С. Пушкина | 1 | ||
9 | Баратынский Е.А. Стихотворения. «Водопад». | 1 | ||
10 | Особенность творческого дарования Н.В.Гоголя. Сборник «Арабески» Обзор статей. | 1 | ||
11 | И.С.Тургенев. Повесть «Вешние воды» | 1 | ||
12 | История любви. Светлые воспоминания о чувстве. Характеры героев. | 1 | ||
13 | Н.А.Некрасов. Интимная лирика поэта, её своеобразие. | 1 | ||
14 | Ф.И.Тютчев. Поэт-философ. Восприятие мира, душа и природа в стихотворениях. | 1 | ||
15 | «Денисьевский цикл». Романтика чувства в стихотворениях. | 1 | ||
16 | А.А.Фет. Своеобразие лирического мира поэта. | 1 | ||
17 | РР Творческая работа: иллюстрирование сборника стихотворений «Вечерние огни». | 1 | ||
18 | Н.С. Лесков «Старый гений» | 1 | ||
19 | А.П. Чехов «О любви» | 1 | ||
20 | А.Н. Островский «Свои люди - сочтемся» | 1 | ||
21 | М. Горький «Макар Чудра» | 1 | ||
22 | Контрольная работа по теме «Литература XIX века » | 1 | ||
Из литературы XX века | ||||
1 | ||||
23 | М.А. Булгаков «Пропавший глаз» | 1 | ||
24 | И.А. Бунин. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. | 1 | ||
25 | К.Г. Паустовский «Телеграмма» | 1 | ||
26 | Р.И. Рождественский Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле безжалостно маленькой…» | 1 | ||
27-28 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. (обзор) | 2 | ||
29 | В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. | 1 | ||
30-31 | Уроки доброты Д.С.Лихачёва в «Письмах о добром». | 2 | ||
32 | Сочинение по «Письмам о добром» Д.С. Лихачева | 1 | ||
33 | Итоговая контрольная работа. | 1 | ||
34 | Итоговый урок. Обобщение и систематизация знаний. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной русской литературе для 8 класса
Рабочая программа учебного предмета " Родная литература" разработана для обучения учащихся 8 класса в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего обр...
Рабочая программа по родной (русской) литературе 11 класс
Рабочая программа по родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...
Рабочая программа по родной (русской) литературе 10 класс
Рабочая программа по родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...
Рабочая программа по родной (русской) литературе в 10-11 классах
Данная програма разработана для учащихся 10-11 классов по курсу "Родная (русская) литература"....
Рабочая программа по родной русской литературе 8,9,10 класс и родному русскому языку 7, 9 класс
Рабочая программа по родной русской литературе. Учебник: Александрова О.М. Аристова М.А. Беляева Н.В. Добротина И.Н. Критарова Ж.Н. Мухаметшина Р.Ф. Русская родная литература. 8 класс....
Рабочая программа по родной (русской) литературе в 5-9 классах
Рабочая программа по родной (русской) литературе в 5-9 классах...
Рабочая программа по родной ( русской) литературе в 5, 7 классах
Рабочая программа по родной ( русской) литературе , 5-7 классы...