«Формирование психолого-педагогических условий для реализации «Я — концепция» (на этапе возрастных изменений 7-8кл)»
материал
Я-концепция — результат самооценивания и самопознания относительно разных происходящих в жизни человека событий и мнений других окружающих его личностей. Я-концепция очень важна для становления личности и играет особую роль в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_-_kontseptsiya.doc | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа 7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»
Сообщение на педагогическом совете
«Социализация обучающихся — роль образовательной организации на каждом этапе жизни обучающихся с особыми образовательными потребностями»
Тема «Формирование психолого-педагогических условий для реализации «Я — концепция» (на этапе возрастных изменений 7-8кл)»
Классный руководитель Изотова ВОИ.
г. Сергиев Посад, 2019 год
Психолого-педагогическая характеристика детей подросткового возраста.
Подростковый возраст 11-12 лет до 14-15 лет
Анатомо-физиологические особенности (неустойчивость
нервной си стены, что вызывает состояние край него возбуждения или торможени я, вспыльчи вость, акти вное половое созревани е) Потребность в познании самого себя
(форми рование собственньђх взглядов и судений , собственные оценки тех или иных событий и фатов)
Временное психологическое отдаление от семьи и
школы (проявляется в том, что их значение в становлении пи чности подростка снижается, при этом вли яние сверстни ков усили вается)
Эмоционально-волевая сфера (стрежне познать окружающую дей ствительность, стремлени е к общению со сверстни ками , потребность в дружбе, развити е настой чи вости , упорства, изменени е и нтэресов) Пограничная стадия развития (личность уже в состоянии
сознательно вступать в ОТНОШ ения с ОКРУПЦИМИ и следовать в своих поступках и действи ях требованиям общественных норм и правил, но еще не дости гла развити я взрослого человека)
7а класс: 19лет-1, 15лет-2, 14лет-5, 13лет-5обучающихся
Изменения в классе с переходом из бкласса в 7класс сопровождаются:
а) внутренними трудностями самого подростка (его переживания, сумятица, физиологические трудности, активное половое созревание),
б) трудности для родителей и педагогов в воспитании подростков (упрямство, грубость, негативизм, раздражительность и т. д.).Пример: Веселов Руслан. Розымамедов Артём, Новичков С.
в) потребность в общении со сверстниками, быть признанным ими и принятым ими. Поскольку общение превалирует, то происходит колоссальное
снижение мотивации учения. Интерес у подростков - ко всему, только не к учебной деятельности. Пример: Новичков Сергей, Непримеров Павел, Буяков Кирилл.
Психологи называют этот возраст — «время 5 НЕ»:
пр ие дела. | |||||
• уО РНОУШРНОУ |
хотят учиться как могут. I--№ хотят слушать советов. НЕ убирают за собой. НЕ делают домаш
Во взаимоотношениях подростков со взрослыми:
а) происходит «отчуждение» от взрослых, замыкание в себе;
б) демонстративность поведения: скандалы, капризы, грубость по отношению к взрослым. Все это — скрытое требование признать их взрослость и права. Подросток понимает, что его взрослость еще зыбкая, но через демонстративность компенсирует эту неуверенность.
в) отстаивание справедливости. Подростки в повседневной жизни обличают взрослых в несправедливости — взрослые требуют то, что сами не выполняют.
Ведущей деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками.Если в бклассе ведущей деятельностью был поведенческий аспект, то в 7классе повысился интерес к девочкам. Демонстрация поведения «Я-мужчина», «Я-женщина».
Представление и мнение человека о самом себе значительно влияет на его мировосприятие, поведение и стиль жизни. В психологии такое представление называют Я-концепцией. Это одна из важнейших составляющих человеческой личности, которая формирует не только представление человека о самом себе, но и представление о нем других людей. Я-концепция — результат самооценивания и самопознания относительно разных происходящих в жизни человека событий и мнений других окружающих его личностей. Я-концепция очень важна для становления личности и играет особую роль в жизни человека.
«Я —Концепция»- это динамическая совокупность установок, направленных на самого себя. Составляющие «Я-концепции»:
- Образ «Я»-представление индивида о себе, как когнитивная составляющая «Я — концепции» (кто я?)
Самооценка-аффективная оценка этого представления (какой я?)
- Потенциальная поведенческая реакция- то есть те конкретные действия (что и как я делаю и почему я так поступаю?)
Из чего состоит «Я-концепция»
Создаём «Социальное-Я»
1. Когнитивный компонент Индивидуализация
- Идентификация
- Сила Я
- Сложность Я
- Пассивность
- Застенчивость
- Общительность
2, Аффективный компонент
Самооценка
Самоуважение
Негативное самоотношение
Общая удовлетворённость
СОЦИАЛЬНОЕ Я
З. Мотивационный компонент
- Эгоцентричность
- Внутреннее напряжение
- Принятие моральныК норм
- Социальная заинтересованность
4. Поведенческий компонент Адаптивность
- Стиль межличностных отношений
- Самоконтроль
- Эмоциональная устойчивость
Поэтому человек, обладающий сложившейся Я-концепцией, строит свое поведение таким образом, чтобы оно не противоречило его представлениям о себе. ” Умный“ стремится вести себя так, как полагается умному; ”богатый”— в соответствии с известными ему стандартами поведения ”богатого”. Я-концепция может играть роль фильтра, организующего восприятие и оценку опыта.
Для формирования Социального Я обучающихся, их самоидентификации и перспективной профессиональной самоопределённости личности
Пути решения
- Профессиональная и специальная диагностика личности по выявлению проблемных звеньев в формировании личности. Сидоренко Д.П.
- Анкета школьной мотивации А.Г.Лускановой.
- Изучение психоэмоционального состояния обучающихся и психологический климат в классе (тест «Эмоции»)
- Выявление в классе социальных групп (модификация Амен).
- Совместная работа с социальным педагогом
- «Группа риска»/определена группа риска!
- Предупреждение и преодоление негативных влияний на развитие личности:
Казанцева Катя, Лабутин Александр, Новичков Сергей
- Практикум ( со стороны кл.руководителя)
Следующее упражнение поможет вам узнать больше о себе и своих эмоциональных реакциях, а также о роли Я-КОНЦеПЦИИ и системы убеждений в формировании ваших эмоциональных реакций.
- Выберите инициирующее событие, вызвавшее у вас разрушающие переживания. Вспомните, что произошло. Можете закрыть глаза. Воспроизведите ту ситуацию как можно полнее: представьте, что у вас есть видеозапись той сцены, и вы просматриваете ее. Когда вы увидите себя и других людей в той сцене, помните, что вы сейчас зритель и видите происходящее, глядя на экран. Сейчас вас там реально нет, вам ничто не может причинить вреда! Вы видите себя и других участников со стороны: что вы говорили и что говорили вам? Что вы делали в этот момент? Что вы чувствовали тогда? Запомните это и ”выключите телевизор”. /провеДено/
- Возьмите лист бумаги и напишите двадцать различных ответов . на вопрос ”Кто я?“ так, чтобы ваши описания отражали ваши представления о себе, когда вы были в той ситуации. Стремитесь к тому, чтобы это были такие ваши представления о себе, какими они были в той ситуации, а не теперь. Помните, что вы отвечаете самому себе, а не кому-то другому. Располагайте описания в том порядке, в котором они приходят вам в голову. Не заботьтесь об их логичности. Итог: Говорим, пишем красиво, На практике частично! [проведено/
- Диалог — совместное принятие решения
- Толерантность педагогов. Совместная деятельность с педагогами. Предмет: биология, математика, русский.
- Воспитание успехом (портфолио)
- Привлечение родителей к решению проблемы
- Создание положительного психологического климата.
ГУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ психолого-педагогического сопровождения внедрения и реализации программы ФГОС ООО за 2013-2017 годы
Система психологического сопровождения образовательного процесса в общеобразовательной организации разработана с учетом современных требований и задач образования, основана на идее психолого-педагогич...
статья "«Формирование гуманистической направленности педагогической деятельности в условиях реализации современной концепции образования».
Гуманистические принципы воспитания и обучения учащихся с ОВЗ в коррекционной школе, основные требования к деятельности педагога....
Значение психолого-педагогических компетенций учителя в реализации воспитательного и развивающего потенциала образовательного процесса
Нельзя переоценить значение психолого-педагогических компетенций учителя в реализации воспитательного и развивающего потенциала образовательного процесса. Следует подробнее рассмотреть эти одни ...
Статья "ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ЗПР В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
В современном мире наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества детей с задержкой психического развития. Правильная организация интегрированного обучения детей с ЗПР в среде нормально...
Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся "Механизм психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования" на 2018-2019 года
В данном материале описан механизм взаимодейвия учреждения в сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования на 2018-2019 учебный год....
Семинар-тренинг по формированию психолого-педагогической компетенции в профессиональной деятельности молодых педагогов на тему: «Точки силы, точки роста»
В конспекте тренинга описаны практические упражнения, направленные на формирование психолого-педагогической компетенции педагогов. Данный тренинг был представлен на семинаре-тренинге для молодых педаг...