«Формирование психолого-педагогических условий для реализации «Я — концепция» (на этапе возрастных изменений 7-8кл)»
материал

Изотова Валентина Иосифовна

Я-концепция — результат самооценивания и самопознания относительно разных происходящих в жизни человека событий и мнений других окружающих его личностей. Я-концепция очень важна для становления личности и играет особую роль в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_-_kontseptsiya.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа 7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»

Сообщение на педагогическом совете

«Социализация обучающихся — роль образовательной организации на каждом этапе жизни обучающихся с особыми образовательными потребностями»

Тема «Формирование психолого-педагогических условий для реализации «Я — концепция» (на этапе возрастных изменений 7-8кл)»

Классный руководитель Изотова ВОИ.

г. Сергиев Посад, 2019 год

Психолого-педагогическая характеристика детей подросткового возраста.

Подростковый возраст 11-12 лет до 14-15 лет

Анатомо-физиологические особенности (неустойчивость

нервной си стены, что вызывает состояние край него возбуждения или торможени я, вспыльчи вость, акти вное половое созревани е)  Потребность в познании самого себя

(форми рование собственньђх взглядов и судений , собственные оценки тех или иных событий и фатов)

Временное психологическое отдаление от семьи и

школы (проявляется в том, что их значение в становлении пи чности подростка снижается, при этом вли яние сверстни ков усили вается)

 Эмоционально-волевая сфера (стрежне познать окружающую дей ствительность, стремлени е к общению со сверстни ками , потребность в дружбе, развити е настой чи вости , упорства, изменени е и нтэресов)  Пограничная стадия развития (личность уже в состоянии

сознательно вступать в ОТНОШ ения с ОКРУПЦИМИ и следовать в своих поступках и действи ях требованиям общественных норм и правил, но еще не дости гла развити я взрослого человека)

7а класс: 19лет-1, 15лет-2, 14лет-5, 13лет-5обучающихся

Изменения в классе с переходом из бкласса в 7класс сопровождаются:

а) внутренними трудностями самого подростка (его переживания, сумятица, физиологические трудности, активное половое созревание),

б) трудности для родителей и педагогов в воспитании подростков (упрямство, грубость, негативизм, раздражительность и т. д.).Пример: Веселов Руслан. Розымамедов Артём, Новичков С.

в) потребность в общении со сверстниками, быть признанным ими и принятым ими. Поскольку общение превалирует, то происходит колоссальное

снижение мотивации учения. Интерес у подростков - ко всему, только не к учебной деятельности. Пример: Новичков Сергей, Непримеров Павел, Буяков Кирилл.

Психологи называют этот возраст — «время 5 НЕ»:

пр ие дела.

• уО РНОУШРНОУ

хотят учиться как могут. I--№ хотят слушать советов. НЕ убирают за собой. НЕ делают домаш

Во взаимоотношениях подростков со взрослыми:

а) происходит «отчуждение» от взрослых, замыкание в себе;

б) демонстративность поведения: скандалы, капризы, грубость по отношению к взрослым. Все это — скрытое требование признать их взрослость и права. Подросток понимает, что его взрослость еще зыбкая, но через демонстративность компенсирует эту неуверенность.

в) отстаивание справедливости. Подростки в повседневной жизни обличают взрослых в несправедливости — взрослые требуют то, что сами не выполняют.

Ведущей деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками.Если в бклассе ведущей деятельностью был поведенческий аспект, то в 7классе повысился интерес к девочкам. Демонстрация поведения «Я-мужчина», «Я-женщина».

Представление и мнение человека о самом себе значительно влияет на его мировосприятие, поведение и стиль жизни. В психологии такое представление называют Я-концепцией. Это одна из важнейших составляющих человеческой личности, которая формирует не только представление человека о самом себе, но и представление о нем других людей. Я-концепция — результат самооценивания и самопознания относительно разных происходящих в жизни человека событий и мнений других окружающих его личностей. Я-концепция очень важна для становления личности и играет особую роль в жизни человека.

«Я —Концепция»- это динамическая совокупность установок, направленных на самого себя. Составляющие «Я-концепции»:

  • Образ «Я»-представление индивида о себе, как когнитивная составляющая «Я — концепции» (кто я?)

Самооценка-аффективная оценка этого представления (какой я?)

  • Потенциальная поведенческая реакция- то есть те конкретные действия (что и как я делаю и почему я так поступаю?)

Из чего состоит «Я-концепция»

Создаём «Социальное-Я»

1. Когнитивный компонент  Индивидуализация

  • Идентификация
  • Сила Я
  • Сложность Я
  • Пассивность
  • Застенчивость
  • Общительность

2, Аффективный компонент

 Самооценка

 Самоуважение

 Негативное самоотношение

 Общая удовлетворённость

СОЦИАЛЬНОЕ Я

        З. Мотивационный компонент

  • Эгоцентричность
  • Внутреннее напряжение
  • Принятие моральныК норм
  • Социальная заинтересованность

4. Поведенческий компонент  Адаптивность

  • Стиль межличностных отношений
  • Самоконтроль
  • Эмоциональная устойчивость

Поэтому человек, обладающий сложившейся Я-концепцией, строит свое поведение таким образом, чтобы оно не противоречило его представлениям о себе. ” Умный“ стремится вести себя так, как полагается умному; ”богатый”— в соответствии с известными ему стандартами поведения ”богатого”. Я-концепция может играть роль фильтра, организующего восприятие и оценку опыта.

Для формирования Социального Я обучающихся, их самоидентификации и перспективной профессиональной самоопределённости личности

Пути решения

  1. Профессиональная и специальная диагностика личности по выявлению проблемных звеньев в формировании личности. Сидоренко Д.П.
  • Анкета школьной мотивации А.Г.Лускановой.
  • Изучение психоэмоционального состояния обучающихся и психологический климат в классе (тест «Эмоции»)
  • Выявление в классе социальных групп (модификация Амен).
  1. Совместная работа с социальным педагогом        
  • «Группа риска»/определена группа риска!
  • Предупреждение и преодоление негативных влияний на развитие личности:

Казанцева Катя, Лабутин Александр, Новичков Сергей

  1. Практикум ( со стороны кл.руководителя)

Следующее упражнение поможет вам узнать больше о себе и своих эмоциональных реакциях, а также о роли Я-КОНЦеПЦИИ и системы убеждений в формировании ваших эмоциональных реакций.

  1. Выберите инициирующее событие, вызвавшее у вас разрушающие переживания. Вспомните, что произошло. Можете закрыть глаза. Воспроизведите ту ситуацию как можно полнее: представьте, что у вас есть видеозапись той сцены, и вы просматриваете ее. Когда вы увидите себя и других людей в той сцене, помните, что вы сейчас зритель и видите происходящее, глядя на экран. Сейчас вас там реально нет, вам ничто не может причинить вреда! Вы видите себя и других участников со стороны: что вы говорили и что говорили вам? Что вы делали в этот момент? Что вы чувствовали тогда? Запомните это и ”выключите телевизор”. /провеДено/
  2. Возьмите лист бумаги и напишите двадцать различных ответов . на вопрос ”Кто я?“ так, чтобы ваши описания отражали ваши представления о себе, когда вы были в той ситуации. Стремитесь к тому, чтобы это были такие ваши представления о себе, какими они были в той ситуации, а не теперь. Помните, что вы отвечаете самому себе, а не кому-то другому. Располагайте описания в том порядке, в котором они приходят вам в голову. Не заботьтесь об их логичности. Итог: Говорим, пишем красиво, На практике частично! [проведено/
  3. Диалог — совместное принятие решения
  4. Толерантность педагогов. Совместная деятельность с педагогами. Предмет: биология, математика, русский.
  5. Воспитание успехом (портфолио)
  6. Привлечение родителей к решению проблемы
  7. Создание положительного психологического климата.

ГУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ психолого-педагогического сопровождения внедрения и реализации программы ФГОС ООО за 2013-2017 годы

Система психологического сопровождения образовательного процесса в общеобразовательной организации разработана с учетом современных требований и задач образования, основана на идее психолого-педагогич...

статья "«Формирование гуманистической направленности педагогической деятельности в условиях реализации современной концепции образования».

Гуманистические принципы воспитания и обучения учащихся с ОВЗ в коррекционной школе, основные требования к деятельности педагога....

Значение психолого-педагогических компетенций учителя в реализации воспитательного и развивающего потенциала образовательного процесса

Нельзя переоценить значение психолого-педагогических компетенций учителя  в реализации воспитательного и развивающего потенциала образовательного процесса. Следует подробнее рассмотреть эти одни ...

Статья "ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ЗПР В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

В современном мире наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества детей с задержкой психического развития. Правильная организация интегрированного обучения детей с ЗПР в среде нормально...

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся "Механизм психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования" на 2018-2019 года

В данном материале описан механизм взаимодейвия учреждения в сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования на 2018-2019 учебный год....

Семинар-тренинг по формированию психолого-педагогической компетенции в профессиональной деятельности молодых педагогов на тему: «Точки силы, точки роста»

В конспекте тренинга описаны практические упражнения, направленные на формирование психолого-педагогической компетенции педагогов. Данный тренинг был представлен на семинаре-тренинге для молодых педаг...