ИДЕИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МАРИЙЦЕВ О ПРИРОДЕ
статья

Минглина Людмила Анатольевна

Марийцы сохранили традиционную веру. Она отличается верой в силы природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИДЕИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ  МАРИЙЦЕВ О ПРИРОДЕ.

 «Природа не храм, а мастерская».  «Человек - царь природы». Вот девизы, звучащие в XX веке. В веке научно-технической революции, в веке всё нарастающего потребительского отношения человека к природе. Каким же будет нынешний уже начавшийся XXI век? Сможем ли мы, люди, изменить наше отношение к природе, мировоззрение, уклад жизни? Будем ли мы с природой на равных, а это значит ставить интересы природы наравне с интересами общества. Но если же экономические интересы производства противоречат экологическим интересам общества? Сможем ли мы найти компромисс? XXI век должен стать веком высокой экологической культуры. Это необходимость, жизненно-важное условие существования человечества и планеты в целом.

Мы находимся на грани экологической катастрофы. И это не только слова. Признаки надвигающейся точки, после которой уже невозможно самовосстановление природы видны невооружённым глазом. Это различные природные катаклизмы. Их становится больше. Они более масштабнее. Крупные цунами, обширные засухи, небывалые наводнения, приносящие огромный ущерб народному хозяйству и людские страдания. Это своеобразный результат небрежного отношения к природе. Человечество, гонясь за выгодой и удобствами жизни, не заботится о том, что же останется после него.

Каждый из нас мало задумывается, что является частью единой системы - общего дома - биосферы Земли. Как и в любой системе, в биосфере всё взаимосвязано. Каждый живой организм, каждая особь имеет своё особое место. Учёные бьют тревогу по каждому исчезающему виду. Исчезновение любого из них, может повлечь за собой большие экологические последствия. Человек, используя свой разум, что отличало его от остальных животных, начал менять биологическое равновесие. Вначале, последствия таких изменений как вырубка лесов, обеднение растительности из-за выпаса скота, лесные пожары, природа могла восстанавливать. С развитием человеческой цивилизации изменения становятся такими глубокими, что разрушают целые экосистемы, приводящие к локальным экологическим катастрофам. Появляется безжизненные территории – искусственные пустыни из-за неправильной обработки почвы, загрязнённые промышленными, бытовыми отходами, мусором, разрушенные при добыче полезных ископаемых без последующего восстановления, участки земли.

В отношениях природы и общества назрела потребность в переходе на новую ступень развития цивилизации, которая получила название «устойчивое развитие».

Устойчивое развитие - это новое мировоззрение, система взглядов на пути развития человечества, которая должна гарантировать сохранение и поддержание систем жизнеобеспечения для всех форм живого вещества на Земле. Природа будет пригодной для жизни. Она не будет разрушаться, а восстанавливаться.

Перед человечеством встала нелёгкая задача - осуществить кардинальные изменения в сознании каждого человека, сформировать и добровольно принять ограничения и запреты, диктуемые законами развития биосферы. Для этого необходимо изменить стереотипы в поведении людей, механизмы экономики и социального развития. Образование в интересах устойчивого развития предполагает смену системы ценностей, коррекцию мировоззрения, перестройку сознания людей с целью формирования экологической культуры как части общей культуры человека.

Изучая отношение марийцев к природе можно проследить черты сходства с идеями устойчивого развития. Марийский народ сохранил свою связь с природой, которая воплотилась в языческой вере - вере в природные силы.

Основная же философия языческой веры марийцев- то, что всё в мире едино, в одной системе. Всё, что нас окружает, всё, что мы видим, слышим, ощущаем и даже, то, что не видим, не слышим, не ощущаем, но существующее, всё это одно единое целое: Вселенная, Космос, Природа, Мир – Светлый Великий Бог. Человек сам является частью этого целого. Марийцы верили, что живая и неживая природа, в том числе и человек, наделены душой. Души окружающих предметов (растений, камней, рек, озёр, леса, жилища и т.д.) чувствуют человеческую душу, а животные понимают человеческую речь. В существовании Вселенной есть главный закон - всё взаимосвязано. Как и в человеческом организме, так и во Вселенной, как в живой системе, отдельные части должны взаимодействовать, взаимодополнять друг друга. А без этого начнётся беспорядок и хаос.

Не в этом ли основная идея устойчивого развития – отождествления человека с природой, принятие себя частью природы, а не хозяином. Признание души у всех живых организмов приближает нас к равным отношениям, или хотя бы к тому, что люди будут считаться с «чувствами» других живых организмов.

Природа, несмотря на суровый её характер, вызывала у марийцев чаще всего ощущение стабильности и самодостаточности, защищённости. Она в сознании людей проявляла себя как оберегающая, очищающая, исцеляющая сила. Поэтому марийцы постоянно заботились о сохранении единства и гармонии в отношениях с живой природой, сверхъестественными силами и рачительно охраняли существующий порядок.

Марийцы верили, что несоблюдение установленных запретов, а именно неуважительное отношение к природе, духам или причинение природным объектам ущерба вследствие варварского их истребления, ведёт к разрыву связи человека с природой и Кугу Юмо. Это, в конечном итоге, могло привести к болезням, эпидемии, трагедиям, социальной нестабильности и наступлению всеобщего хаоса.

Такое представление о природе помогло при сохранении видового разнообразия отдельных территорий. В молельных рощах запрещалось заготавливать дрова, строительный материал, сено, собирать ягоды и грибы. Их можно сравнить со своеобразными заповедниками.

Представления о природе и отношение к ней созвучно у всех финно-угорских народов, почтительное отношение к природе существовало в верованиях всех народов.

Устойчивое развитие новое направление в экологической науке, но своеобразное возвращение к истокам - к человечному, к одушевлённому отношению к природе. Сможет ли оно развиться в современном обществе? От образованности, ответственности, патриотизма подрастающего поколения, от экологической культуры общества  зависит будущее нашей страны и даже всей планеты.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока к курсу "Экология Москвы и устойчивое развитие"

Интегрированный урок к курсу "Экология Москвы и устойчивое развитие" (интеграция с предметом "Литература"), раздел "Москва - мой древний и любимый город", тема "Восприятие города"...

Устойчивое развитие Китая

Конспект урока географии в 10-м классе по теме "Устойчивое развитие Китая"...

КОНКУРС КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.

В 2015 г. творческая группа педагогов (в команде с автором идеи концепции Е.М.Степаненко) Невского района инициировала и провела первый открытый районный конкурс «Эффект радуги». Конкурс рассматривает...

Презентация к уроку «Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие»»

Презентация к уроку «Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие»»...

Доклад «Развитие исторического мышления как условие формирования устойчивого развития учащихся"

Данный методический материал окажет методическую помощь в организации работы с оьбучающимися на уроках истории и обществознания...

Статья «Развитие исторического мышления как условие формирования устойчивого развития учащихся»

Историческое мышление - это сложное, многофункциональное, специфическое образование в духовной жизни общественного субъекта, являющееся составной частью общественного сознания, совокупностью форм, отр...

ИДЕИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Внеурочная деятельность в школе разнообразна: годовые классные проекты, длительные образовательные игры, профильные смены, тематические и предметные недели, экологические акции; конкурс «Школа р...