Доклад «Развитие исторического мышления как условие формирования устойчивого развития учащихся"
статья
Данный методический материал окажет методическую помощь в организации работы с оьбучающимися на уроках истории и обществознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_istoricheskogo_myshleniya.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад: «Развитие исторического мышления как условие формирования устойчивого развития обучающихся».
Докладчик: Попова Наталия Викторовна,
учитель истории и обществознания
МБОУ Верхнеспасской СОШ
Историческое мышление - это сложное, многофункциональное, специфическое образование в духовной жизни общественного субъекта, являющееся составной частью общественного сознания, совокупностью форм, отражающих его историю и служащую для удовлетворения общественных потребностей, сформировавшееся в процессе исторической эволюции общества. Это воспроизведение в сознании учащихся исторических событий, логики исторического процесса, выступающих в качестве компонента их самопознания и играющая роль регулятора социальных отношений.
Историческое мышление может быть определено как процесс познавательной деятельности общественных субъектов в сфере истории, в ходе которого, для выявления сути происходящих или уже произошедших событий, используются обобщенные исторические понятия (категории). Основными формами исторического мышления являются понятие, суждение и умозаключение.
Видами исторического мышления являются словесно-логическое, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Можно выделить также теоретическое, практическое, аналитическое, интуитивное и другие виды исторического мышления.
Источниками, формирующими историческое мышление, являются труды профессиональных историков, мемуарная историческая литература, произведения устного народного творчества, художественная литература исторической направленности, театральные постановки, музейные экспозиции, религиозные представления людей, система образования и средства массовой информации.
Процесс формирования исторического мышления крайне сложен и зависит от многих взаимовлияющих факторов. В частности, специфика формирования исторического сознания в России определяется многонациональным составом населения, каждая общность в составе которого имеет свои ценности,традиции, религиозные предпочтения и культуру, сложившиеся на основе личного опыта и изучения прошлого.
Факторы, детерминирующие историческое мышление, весьма многочисленны и разнообразны. Уровень исторического мышления общественных субъектов, действующих в рамках той или иной формации, определяется:
а) целями и задачами, которые социально-экономическая система ставит перед собой;
б) степенью подобия данного общества той социально-экономической системе, которая существовала в недалеком прошлом;
в) установками, сформулированными идеологами класса, обладающего экономической и политической властью;
г) уровнем образования в средней и высшей школе;
д) наличием или отсутствием нигилистического отношения к истории и исторической науки в целом;
д) деятельностью СМИ и другими факторами.
Историческое мышление учащихся, как и историческое сознание других социальных субъектов, формируется под воздействием всех перечисленных факторов. В то же время на его состояние, в первую очередь, влияют полученные на уроках истории знания, объективность и достоверность которых зависит как от содержания школьных учебников, так и от позиции учителей, ибо журналы и газеты школьники практически не читают, радио не слушают. Основными источниками исторической информации для них являются сведения, полученные из уст учителей и учебная литература.
Анализ содержания учебников, используемых сегодня в учебном процессе, показывает, что только некоторые из них адекватно и объективно описывают историю нашей страны, не содержат тенденциозных оценок произошедших исторических событий. Существующие сегодняшкольные учебники истории не отвечают задачам формирования неискажённого исторического сознания, поэтому первоочередной задачей стоит создание объективных, основанных на научном базисе, учебников истории, которые должны учитывать возрастные особенности учащихся, отражать базовый минимум, ориентироваться на современный уровень развития науки, излагать учебную дисциплину систематически, иметь разнообразный методический аппарат с необходимым иллюстративным рядом.
Сегодня ни школа, ни вуз не решают в полной мере проблемы формирования исторического мышления. Исторический процесс предстает перед школьниками нередко как набор дат, имен, событий. Это приводит к тому, что учащимся не удаётся проследить связи в истории, понять закономерности исторического развития. Хотя самыми главными и, фактически, единственными, надёжными источниками исторических знаний остаются школьный учебник и школьный учитель, нельзя не признать, что этих источников недостаточно для реализации системного подхода к формированию исторического мышления и сознания учащихся.
Эта задача должна решаться при активном участии государства, его социальных институтов, их активном взаимодействии и взаимосодействии. Опыт показывает, что недооценка роли управления формированием исторического мышления и сознания учащихся привела к резкому снижению уровня патриотических чувств, гражданской ответственности и, в целом, к дестабилизации социального развития государства. Сегодня необходимо изменить подход к данной проблеме, превратив её в объект внимания государственных и общественных структур, реализующих единую стратегию развития исторического сознания молодёжи.
Историческое мышление современных школьников мало отличается от исторического сознания других социально-демографических и социально- профессиональных групп, что не подтверждает мнение о наличии «конфликта поколений» в российском обществе на идеологической почве. Можно предположить, что та напряженность между поколениями, о которой говорят некоторые исследователи-социологи, своим истоком имеет не различия в оценке прошлого, а несовпадение мнений представителей молодого и старшего поколений в оценке настоящего, различия их эстетических идеалов и моральных норм.
Вместе с тем было бы большой ошибкой утверждать, что процесс формирования исторического мышления учащихся протекает достаточно гладко и безболезненно. Как свидетельствуют результаты исследований, существует множество «белых пятен» в историческом мышлении и сознании школьников. Прежде всего, это относится к событиям, фактам, историческим деятелям советского периода отечественной истории. Полученные данные дают основания утверждать: за последние годы выросло целое поколение молодых людей, не знающих своих национальных героев, на поступках которых воспитывались их отцы и деды.
Основными задачами формирования исторического мышления учащихся являются:
раскрытии роли и значения института школы и личности учителя в формировании исторического сознания учащейся;
анализ роли СМИ в формировании исторического сознания молодёжи;
обоснование необходимости контроля государством содержания учебников истории в школах и вузах страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управление учебной деятельностью учащихся на уроках математики средствами технологии развития критического мышления в условиях внедрения ФГОС общего образования
Начавшийся плавный переход на федеральные государственные образовательные стандарты в принципе меняет ориентацию педагогов в характере образования - в его направленности, целях, содержании на выявлени...
Технология развития критического мышления как средство формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках географии (педагогический проект)
Идея опыта заключается в создании на уроках географии условий, способствующих развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные р...
Использование приёмов технологии « Развитие критического мышления» на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как условие формирования коммуникативно - речевой компетенции учащихся с депривацией слуха
В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие детей. Такой подход обращает школу к личности ребёнка, к его внутреннему миру, где таятся ещё неразвитые способност...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....
Педагогический проект "Технология развития критического мышления как средство формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках географии"
Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов...
Статья «Развитие исторического мышления как условие формирования устойчивого развития учащихся»
Историческое мышление - это сложное, многофункциональное, специфическое образование в духовной жизни общественного субъекта, являющееся составной частью общественного сознания, совокупностью форм, отр...
доклад на педагогическом совете, 2022 год Формирование и развитие навыков смыслового чтения в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования как один из показателей функциональной грамотности учащихся
Когда мы говорим о функциональной грамотности учеников, многие подразумевают такие предметы как математика, физика, информатика, история и т. д., но мало кто знает, что смысловое чтение яв...