Достижение единства исполнения на примере работы с ансамблем аккордеонистов
статья
Личный опыт в преодолении трудностей ансамблевого музицирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_edinstvo_ispolneniya_v_ansamble.docx | 18.14 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДОСТИЖЕНИЕ ЕДИНСТВА ИСПОЛНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С АНСАМБЛЕМ АККОРДЕОНИСТОВ.
Ансамблевое музицирование дает возможность каждому ученику проявить свои способности в коллективном музыкальном творчестве в соответствии со своими данными и уровнем подготовки. В своем классе я формирую ансамбль из учеников своего класса, одного возраста, но с различным уровнем подготовки. В настоящее время ансамбль состоит из учащихся с 3 по 4 классов и второй ансамбль из учащихся 5 классов. Поэтому подбираю репертуар , с учетом особенностей уровня подготовки каждого участника, его технического потенциала и исполнительской манеры, при этом стараясь сохранить художественный замысел автора. Нехватка соответствующей литературы для ансамблей аккордеонистов ДШИ и ДМШ тормозит процесс обучения и возможность показать себя на концертной эстраде. Зачастую приходится самостоятельно делать переложения, аранжировки понравившихся пьес. По опыту знаю, что играть в ансамбле нравится ученикам. Кроме того, нужно учитывать межличностные отношения участников. На этапе работы над произведением учащиеся должны уяснить основные правила игры в ансамбле. Прежде всего, самые трудные места – это начало и окончание произведения, или его части. Немаловажный момент – взятие нужного темпа. Здесь все зависит от скорости вдоха. Резкий вдох говорит исполнителю о быстром темпе, спокойный взмах – сигнал о медленном темпе. Поэтому важно, чтобы участники ансамбля не только слышали друг друга, но и видели, нужен зрительный контакт.
Среди компонентов, объединяющих учащихся в единый ансамбль, одно из главных мест занимает метроритм. Ощущение метроритма помогает участникам ансамбля создавать впечатление, будто играет один инструмент. Ощущение сильных и слабых долей такта, ритмической определенности является фундаментом на котором основывается искусство игры в ансамбле. Единство звучания является главным условием. При нарушении метроритма разрушается ансамбль. Одной из основных сторон единства исполнения является синхронность звучания. Под синхронностью звучания понимается совпадение всех звуков и пауз метроритмического текста музыкального произведения у всех исполнителей ансамбля. Синхронность требует умения играть вместе, вместе вступать, выдержать паузу, четко исполнить затакт, синкопу, одновременно начинать и заканчивать фразу. Один из исполнителей ансамбля должен показывать вступления, замедления и снятия.
В ансамбле аккордеонистов любому участнику может быть поручена та или иная функция. Поэтому каждый должен безукоризненно владеть следующими компонентами ансамблевого исполнения: 1) уметь выступить солистом, не теряя связи с сопровождением, чутко воспринимая его гармонические, ритмические и динамические особенности. Уметь воодушевить партнеров. 2) Владеть навыками плавного перехода от соло к аккомпанементу и наоборот. Существенные проблема в таких ситуациях обычно возникают из-за чрезмерно поспешного, суетливого завершения мелодического фрагмента или сбоя ритмической пульсации в сопровождении. 3) Владеть навыками передачи мелодии другому инструменту, мысленно интонируя ее от начала до конца и сохраняя единство характера. 4) Уметь исполнять аккомпанемент в полном соответствии с характером мелодии. Обычно сопровождение разделяется на подголосочное, педальное и аккордовое. Подголосок произрастает из ведущего голоса, дополняя и оттеняя его. Педаль служит фоном для выразительного и рельефного звучания мелодии. Аккордовое сопровождение вместе с басом выступает в качестве гармонического и ритмического фундамента. Единое звучание в ансамбле, несомненно, зависит от штриховых, громкостно-динамических и тембровых соотношений. Для более красочного звучания ансамбля аккордеонистов я использую расширение состава путем привлечения дополнительных инструментов. Это могут быть ударные, контрабас и гитара. Подобные расширения способны “раскрасить” произведение, сделать его ярким. Такой способ пригоден для концертных выступлений и сделает привлекательной любую, даже самую простую пьесу. Однако в классе лучше проводить занятия без дополнений, чтобы участники ансамбля слышали все нюансы нотного текста.
В достижении единства исполнения в ансамбле помогают видеозаписи на репетициях, просматривая которые ученики видят собственные недостатки и в последующем стараются их исправить. И пусть исполнение еще далеко от совершенства (впереди еще много работы), ценно другое: ученики чувствуют удовлетворение от совместной работы, от взаимной поддержки, чувствуют радость игры в ансамбле.
Концертные выступления детских ансамблей пользуются успехом у слушателей. Эти выступления способствуют приобретению уверенности, чувства сценической свободы, прививают вкус и любовь к публичным выступлениям. Все это говорит о необходимости на протяжении обучения в ДШИ заниматься ансамблевым музицированием.
Список литературы:
- Акимов Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. М. 1980.
- Алексеев А. Воспитание музыканта- исполнителя. М. 1980.
- Алексеев А. Работа над музыкальным произведением с учениками музыкальной школы и училища. – М.: Музыка, 1957.
- Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. М. 1986.
- Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. М .1979.
- Брызгалин В. С. Радостное музицирование. Антология ансамблевой музыки в четырех томах. – Челябинск, 2007.
- Гарбер Л.А. Начальная стадия развития музыкальных способностей. М. 1962.
- Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002.
- Липс Ф.Р. Искусство игры на баяне. М.1985.
- Шрамко В. И. Класс ансамбля баянов (аккордеонов). – СПб. : “Композитор”, 2008.
- Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слёз. С-Пб.1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методика развития базовых музыкальных способностей ребенка в процессе занятий детского фольклорного ансамбля (на примере детского фольклорного ансамбля «Рябинушка»)»
развитие певческих навыков...
Программа по предмету "Коллективное музицирование - ансамбль аккордеонистов"
Программа по предмету «Коллективное музицирование – ансамбль аккордеонистов» разработана в соответствии с учебными планами МОУ ДОД «Школы искусств» г. Новодвинска, направлена на овладение учащимися и...
Конспект открытого урока "Работа с начинающим аккордеонистом"
Консрект урока, отражающий работу с начинающими учениками в классе (инструмент - аккордеон)....
Рецензия на открытый урок "Работа с начинающим аккордеонистом"
Внутренняя рецензия...
«ИКТ технологий в работе педагога дополнительного образования. На примере опыта работы в ансамбле РНИ»
Технический прогресс в современном мире развивается очень быстро и активно, новые технологии появляются каждый день. Трудно найти сейчас семью, где не было бы дома сотового телефона у каждого ее члена...
"Коллективное музицирование как средство мотивации к обучению. На примере опыта работы в ансамбле РНИ».
В данной презентации представлены некоторые способы развития мотивации в обучении через инструментальное ансамблевое исполнительство. Показаны методы работы с колективом ансамбля, направленные на разв...
Методика музыкального развития детей на примере опыта работы в ансамбле русских народных инструментов МАУ ДО ДДТ г. о. Бронницы
В статье раскрываются основные моменты начального музыкального развития детей в ансамбле народных инструментов....