Непрерывное образование педагога
материал
Предварительный просмотр:
Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, главным образом коснулись всей системы образования. Процесс реформ
и обновлений в образовании сопровождается изменением приоритетов
и содержания образования, введением новых стандартов, инклюзивного образования, программ, учебников, совершенствованием технических средств обучения [1, с. 4].
Всё это требует от современного педагога находящегося в условиях инклюзивного образования, как ключевой фигуры образовательного процесса, высокого уровня профессиональных компетенций, широкого кругозора, навыков и умений, обеспечивающих активное участие в профессиональной
и общественной жизни.
В связи с повышенной динамичностью образовательной среды для каждого педагога работающего с детьми с ограниченным возможностями здоровья становится очевидной необходимость системного и постоянного профессионального обучения, когда принцип «образование на всю жизнь» приобретает иное звучание: «образование через всю жизнь». Сегодня феномен непрерывного образования становится наиболее приоритетным
в педагогическом сообществе. В центре идеи непрерывного образования находится человек, его интересы, потребности, способности. В современной педагогической литературе в качестве основной цели непрерывного образования рассматривается пожизненное обогащение творческого потенциала личности. По определению Международной комиссии по образованию для XXI века при ЮНЕСКО, непрерывное образование должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний, навыков [5, с. 208].
Сегодня необходимость непрерывного образования в условиях инклюзивного образования обусловлено самой жизнью, потребностью личности постоянно совершенствоваться, повышать свой профессиональный статус и имидж.
Базовая подготовка создает определенный потенциал знаний, развивает способности и определяет потребность в непрерывном обновлении образования. Систему непрерывного образования в условиях инклюзивного образования дополняют различные формы повышения квалификации
и самообразовательная деятельность, которые позволяют углубить и расширить профессиональные знания, получить представление о новых методиках
и технологиях т.п.
Безусловно, важное место в системе непрерывного педагогического образования в условиях инклюзивного образования принадлежит дополнительному профессиональному образованию. Но курсы повышения квалификации не могут решить все те проблемы педагога, которые возникают
в процессе работы с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)
в образовательном учреждении. И развитие профессионального мастерства осуществляется в большей части непосредственно в практической деятельности педагога, за счет экспериментальной работы, общения с коллегами, когда происходит осмысление и освоение полученных знаний, когда выстраивается собственный стиль педагогической деятельности. Здесь главным звеном единой системы непрерывного образования педагогов в условиях инклюзивного образования выступает внутришкольная методическая служба, связывающая
в единое целое всю систему работы образовательного учреждения
и являющаяся важным фактором стимуляции профессионально-личностной компетентности педагогических кадров, средством повышения результативности их деятельности, т.к. направлена на оказание помощи педагогам в использовании многообразия форм, методов, средств образовательной деятельности с обучающимися с ОВЗ [3, с.142].
Каждое образовательное учреждение самостоятельно строит свою модель методической службы и определяет свои методы и формы повышения квалификации педагогов. Целью всей методической работы является совершенствование уровня педагогического мастерства, формирование профессиональных компетенций педагогических работников работающих
в условиях инклюзивного образования, развитие личностной культуры
и усиление творческого потенциала, направленного на повышение качества образования и активное освоение и использование инновационных технологий в процессе обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация поставленных целей осуществляется через решение следующих задач:
- системная организация и методическое обеспечение непрерывного повышения квалификации и профессионально-личностной культуры педагогов работающих в условиях инклюзивного образования, содействие их творческому росту, самореализации, самообразованию;
- изучение, анализ и оценка эффективности образовательной и воспитательной деятельности;
- выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
- совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения, методической поддержки внедрения инновационных образовательных технологий;
- усиление взаимодействия на основе социального партнерства со специалистами внешкольных учреждений и других социальных институтов региона.
Поэтому очень важен в осуществлении методической работы
с педагогами дифференцированный подход. В зависимости от уровня профессионального мастерства педагоги условно делятся на три группы.
Первая группа – это педагоги, обладающие высоким уровнем профессионального мастерства, являющиеся проводниками новых методик
и технологий, имеющие интересный опыт работы. Вторая группа – это группа совершенствования мастерства. Третья группа педагогов – это группа становления педагогического мастерства. Её составляют молодые учителя
и воспитатели [2, с. 204].
Формы методической работы с педагогами работающих в условиях инклюзивного образования разнообразны: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Среди фронтальных форм работы повышения квалификации наиболее актуальны научно-практические конференции, семинары, в процессе работы которых обсуждаются актуальные проблемы по теории и практике коррекционной педагогики.
Основной групповой формой методической работы являются методические объединения, которые вносят значительный вклад в решение задач по совершенствованию профессионального мастерства педагогического коллектива.
Основными формами работы являются:
- заседания по вопросам методики обучения, воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ;
- доклады, сообщения и дискуссии по методике специального обучения
и воспитания, изучения и реализации в учебно-воспитательном процессе требований нормативных документов;
- открытые уроки, внеклассные занятия, мастер-классы.
Целям повышения образовательного уровня служит такой фактор
в системе непрерывного образования в условиях инклюзивного образования как самообразование. Именно самообразование является одним из основных источников получения новой информации, теоретических знаний, обоснования собственных идей и умозаключений. В основе самообразования лежит сочетание культуры самостоятельной деятельности и потребности
в личностном и профессиональном росте, поскольку именно личное стремление к самосовершенствованию является движущей силой, позволяющей достигнуть профессиональных высот.
В связи с этим содержание, методы и формы обучения педагога работающего с детьми с ОВЗ на всех стадиях его непрерывного образования должны быть направлены на возрастание степени самостоятельности, активизации самообразования [4, с. 43].
Основной формой самообразования служит изучение современной научно-методической и учебной литературы, иной психолого-педагогической информации на различных видах носителей. Источниками самообразования служат доклады, консультации специалистов, различные виды практической деятельности. Каждый учитель и воспитатель образовательного учреждения должен разработать свой план по самообразованию, активно работать над своей темой: изучать различные информационные ресурсы, выступать на заседаниях МО, педсоветов, проводит открытые занятия, внеклассные мероприятия, посещает уроки коллег.
В целях совершенствования непрерывного образования, формирования информационной культуры педагогов, развития эффективной системы информационного обеспечения педагогического коллектива должен создаваться:
- банк педагогической информации;
- банк данных методик диагностики и коррекции различных психофизических нарушений в развитии детей;
- электронный каталог методической литературы.
Сформированная база данных кадрового состава позволяет отслеживать траекторию прохождения курсовой подготовки педагогов, определять необходимость повышения квалификации каждого учителя.
Комплексной оценкой уровня квалификации, профессионализма, продуктивности образовательной деятельности является аттестация педагога.
Необходимость аттестации, в процессе которой не только диагностируется уровень профессиональной компетентности, но
и определяются перспективные направления на следующий период, неоспорима.
Прохождение аттестации способствует личностному
и профессиональному росту педагога, повышению качества его труда, развитию творчества, обеспечивает социальную защищенность через дифференциацию оплаты труда, т.е. для педагога аттестация должна стать демонстрацией его успешности, стимулом повышения профессионализма педагога, механизмом социальной стабильности.
Отсюда вытекает необходимость создания определенной модели взаимодействия психологической и методической служб образовательного учреждения по развитию и активизации профессионально важных качеств личности педагога и в конечном итоге, успешное прохождение аттестации.
При реализации данной программы должны выявляться проблемные зоны педагогической деятельности и психологического состояния аттестуемого, оказывать помощь в преодолении профессиональных и личностных проблем. Важно, что деятельность служб сопровождения направлена не только на то, чтобы проконтролировать качество работы, а главное, чтобы, опираясь на полученные данные, помочь выявить резервы профессиональной продуктивности деятельности педагога и реализовать их в его педагогической практике.
Таким образом, методическая служба образовательного учреждения призвана быть составляющей системы непрерывного образования педагогов работающего в условиях инклюзивного образования, системы профессионального самосовершенствования педагога, которое можно представить как движение от самоосмысления как специалиста к его самоутверждению, самореализации. На каком бы этапе жизненного или профессионального пути ни находился педагог, он никогда не будет считать свое образование законченным. Лишь в постоянном творческом поиске, единении технологии обучения взрослых с технологией самостоятельной работы происходит совершенствование профессиональных навыков и умений, развитие творческих начал, самоутверждение человека как успешной, самореализующейся личности. По словам Б. Свитленда «Успех – это путь, а не цель».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование педагога как одно из условий его профессионального непрерывного образования
Данный материал отражает формы организации деятельности педагога по самообразованию....
Мастер-класс «Применение информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов и оптимизации учебного процесса»
Методические рекомендации для проведения практической работы для педагогов и административных работников школ Создание таблиц и построение графиков и диаграмм для мониторинга с целью повторить и ...
Эссе "Мое представление о непрерывном образовании педагога"
Данная работа раскрывает авторское понимание понятия "непрерывное образование". Освещает необходимость непрерывного образования для современного педагога....
Непрерывное образование педагогов ОУ
В презентации представлена система непрерывного образования педагогов ГБОУ СОШ №2 "ОЦ" с. Кинель-Черкассы Самарской области....
Роль заведующего в системе непрерывного образования педагогов
Одной из важных задач в деятельности руководителя ДОУ по организации методической работы является мобилизация всех членов педагогического коллектива на активное участие в повышении квалификации ...
Непрерывное образование педагога в условиях школы как механизм формирования его социальной и профессиональной мобильности
Статья, посвящённая необходимости внутрифирменного обучения педагогов для создания максимально комфортных условий для профессиональной деятельности...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ
Целью настоящей статьи является рассмотрение содержательных характеристик и принципов организации непрерывного образования педагогов в школе. Дано описание содержательных характеристик системы н...