Самообразование педагога как одно из условий его профессионального непрерывного образования
статья (9 класс) по теме
Данный материал отражает формы организации деятельности педагога по самообразованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
самообразование | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Поздеева Ольга Владимировна, учитель биологии, МОУ ООШ №2 г. Балей
Самообразование педагога как одно из условий непрерывного профессионального образования.
Специфика труда учителя побуждает его пополнять знания и умения всю жизнь. Психологи установили: только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы и пережиты. А это возможно только в условии самостоятельной, самообразовательной деятельности в организации непрерывного образования педагогов.
Образование непрерывное (по педагогическому словарю)
- принцип организации образования, объединяющий все его ступени и виды в целостную систему, обеспечивающую возможность обновления и пополнения знаний и навыков на протяжении всей жизни человека - от раннего детства до старости. [6]
Непрерывное образование должно предоставить каждому человеку возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать ту профессиональную подготовку, которая требуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.[3] Профессиональная подготовка учителя начинается еще в детстве. Предрасположенность некоторых подростков и старшеклассников к педагогической деятельности проявляется еще в школьные годы. Такие подростки и старшеклассники охотно шефствуют над младшими, проявляют инициативу в общешкольных делах. На формирование у учащихся интереса к педагогической профессии влияют опытные и авторитетные учителя, родители, учебный предмет. Школа не дает профессиональную подготовку в собственном смысле слова. Ее задача — выявить учащихся, имеющих склонность к профессии учителя, формировать осознанные мотивы для выбора профессии педагога.
На следующем этапе – получение основ профессиональной школы. Данные знания в основном носят теоретический характер.
Профессиональная деятельность учителя в первый год работы — это период обретения нового социального статуса, активного вхождения в профессию. Это период адаптации к новому положению и условиям жизни, привыкания к коллективу коллег, учащихся и к их родителям, новой мере долга и ответственности. Самообразование выступает в компенсаторной функции. Всякий выпускник вуза может сказать, как в студенческие годы ему катастрофически не хватало времени . В те же годы будущий учитель давал себе обещание обязательно наверстать из упущенного если не все, то многое из того, что не успел сделать. И вот настало время планомерной и активной ликвидации “пробелов”, восполнения того, что не “взято” в студенческие годы.
Основной путь компенсации — самообразование по собственному индивидуальному плану. Это вполне оправдано, потому, что у каждого молодого учителя пробелы в знаниях свои, индивидуальные.
В последующие годы (после 5 лет работы) профессиональное совершенствование учителя связано с необходимостью и потребностью обновления блока профессиональных знаний. Необходимость этого объясняется: моральным старением прежних знаний и интенсивно растущим потоком новой информации. Жизнь идет вперед, перестраиваются общественные отношения, меняются наши представления об окружающем мире, реформируется система образования, в том числе и школа. Всюду перемены, нужно успевать перестраиваться, непрерывно обновлять багаж знаний. Появились новые типы общеобразовательных и профессиональных школ, новые статусы, новые теории и идеи в учебно-воспитательном процессе, новые педагогические технологии, воспитательные системы. Анализируя особенности адаптации и вхождения молодых учителей в свою профессию, профессор С.Г. Вершловский выделяет несколько их типов.
«Неудовлетворенные». Столкнувшись с трудностями, они разочаровываются в профессии учителя, уходят из школы, ищут себя на другом поприще.
«Полностью удовлетворенные» не уходят от трудностей, не ищут более легкую профессию. Школа вызывает у них приподнятое настроение, мажорный тон жизни. Испытывая высокую удовлетворенность собой, такие учителя утверждается в своей привязанности к профессии, к школе и детям.
”Самоутверждающиеся”— это те, которые стремятся получить признание коллег и учащихся. И это у них на первом плане. Для таких педагогов важно получить это признание, которое послужит дальнейшим стимулом саморазвития.
”Увлеченные” молодые учителя, для которых избранная специальность имеет жизненный смысл и наделена особым обаянием. Они гордятся своей профессией, видя как на их глазах “растут молодые люди, формируется их характер, складывается мировоззрение”[2].
Последипломное образование учителя имеет еще одну важную функцию: постоянное совершенствование профессионального мастерства. Это особенно проявляется после 3-5 лет работы, т.е. с того времени, как учитель уже адаптировался, освоился с профессией и овладел методикой учебно-воспитательной работы. Продолжая самообразование и профессиональное самосовершенствование, учитель начинает изучать и осмысливать свой опыт, опыт коллег, а также описанный в литературе, обобщает его. Он теперь сам выступает как автор статей в периодической печати, в педагогических изданиях, сайтах, пропагандируя и проверяя качество своих находок.
Совершенствуя свое мастерство, учитель занимается на курсах, в институте повышения квалификации, в магистратуре, аспирантуре, становится соискателем на педагогических и других кафедрах вузов и научно-исследовательских институтов, разрабатывает методические рекомендации и пособия по вопросам учебно-воспитательной деятельности, защищает диссертации. Это занятие для учителя остается профессиональной функцией на всю его трудовую деятельность.
Уровни профессионального мастерства учителей неодинаковы. Причины этого разные: загруженность другой, непедагогической, работой, состояние здоровья, неблагоприятные бытовые и семейные условия, отсутствие на месте квалифицированных консультантов, неудовлетворенность финансовым положением, слабая материальная база учреждения и т.п. Главным у такого учителя является: отсутствие чувства новизны, познавательного интереса; удовлетворенность достигнутым и самоуспокоенность. К сожалению, встречается еще одна из опасных причин: нежелание педагога развиваться из-за излишней уверенности в своем мастерстве, всемогуществе, которое возникает у стажистов или молодых педагогов, достигнувших определенных успехов.
В педагогике бытуют понятия “педагогический стаж”, “опыт” и “мастерство”. “Стаж” означает количество проработанных лет, которые не обязательно характеризуют уровень профессионального мастерства. “Опыт” предполагает систему знаний, осмысленных профессиональных умений и навыков, вынесенных из практики. “Мастерство” имеет в виду высокий уровень профессионального искусства. Общее ожидание таково: чем больше стаж, тем богаче опыт и выше мастерство учителя. Но это не всегда так. Учитель с большим стажем может иметь высокий уровень мастерства. И, наоборот: не имея большого стажа, пытливый, ищущий, постоянно занимающийся самообразованием молодой учитель достигает высокого уровня мастерства.
Не всегда учитель с большим стажем работы осознает, что требования времени изменились. Современному человеку требуются иные умения и навыки. А уверенность такого педагога в своем мастерстве, нежелание продолжать образование, овладевать инновационными технологиями препятствует развитию современного ученика. В таком случае стоят на месте оба: педагог и ученик.
У учителя есть путь служебного роста. Этот рост напрямую связан, во-первых, с уровнем его профессионального мастерства и, во-вторых, с его организаторскими наклонностями и способностями, способностью критически относиться к своей деятельности.
Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.
Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, переход от низкой ступени к высшей, вариативность и др.
Формы организации самообразования:
1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);
2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период);
3) индивидуальная самообразовательная работа с помощью: средств массовой информации, библиотек, музеев, выставок, театров, клубов, экскурсий, научных, технических, художественных, спортивных обществ, исследований, экспериментов, творческих дел и заданий, общения с учеными, интересными людьми, коллегами в творческих сообществах, осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности, конкурсного движения, участие в семинарах, в т.ч. интерактивных, дистанционное обучение и т.д.
В нашем образовательном учреждении самообразование педагогов строиться по схожим формам. Каждый педагог, выбрав область знаний, в которой он хочет быть компетентным, составляет программу самообразования. В данной программе отражает алгоритм работы по теме, прогнозирует результат, определяет пути выхода своих достижений. В содержание форм работы по данной программе включена не только самостоятельная работа педагога с дополнительными источниками информации, но и консультации специалистов, участие в заседаниях круглого стола, практических семинарах, мастер-классах, обмен опытом с коллегами, участие в работе сайта творческих учителей. Остается проблемным распространение опыта в масштабах края и на федеральном уровне. Мала доля учителей, решивших опубликовать свои находки, в периодических изданиях. Возможно, причина заключается в слабой методической подготовке педагогов. Поэтому одна из задач, стоящих перед методической службой школы, является повышение грамотности педагогов в оформлении и распространении своего опыта.
Одна из форм представления педагогом своего опыта: теоретического и проверенного на практике, является оформление портфолио, которое отражает систему работы педагога.
Конкурсное движение педагогов нашей школы также получило свое развитие. Поскольку участие педагога в том или ином конкурсе требует мобилизации своих профессиональных знаний, то при критическом их оценивании зачастую появляется «знаниевая брешь». Ликвидировать ее становиться возможным при поиске информации в профессионально-стрессовых ситуациях, следуя выбранному педагогом плану. Повышение своего мастерства, уровня образования в таких условиях становиться наиболее ценным, а профессиональные знания и умения остаются прочными надолго.
Самообразование педагога является неотъемлемой частью непрерывного образования. Конечно, получение дополнительного образования через прослушивание курсов, обучение в институте для педагога необходимо. Но самостоятельное повышение своего мастерства, достижение вершин профессионализма наиболее ценно. Каждый педагог должен построить свой путь достижения этой вершины и стремиться к ней на протяжении всего профессионального, творческого пути.
Одна из особенностей учительской профессии характеризуется необходимостью непрерывного образования. Учитель до тех пор современный профессионал, пока учится. Учителя образно сравнивают с губкой: “Учитель, с одной стороны, отдает, а с другой стороны, как губка, впитывает в себя, берет все лучшее от народа, и это лучшее снова отдает детям”.
И это действительно так: если только отдавать и ничего не добавлять, то прежний багаж знаний скоро истощится. Прав академик Е. Патон, который призывает самого педагога “учиться до глубокой старости”, если он с пользой хочет учить других.
Список литературы
1. Вершловский С.Г. Социализация взрослых: учебное пособие / Вершловский
С.Г.– СПб.: СпецЛит, 2002.
2. Вершловский С.Г. Социально-педагогические проблемы профессионального становления учителя. Л., 1981. 160 с.
3. Даутова О.Б. , Христофоров С.В. Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.309-317
4. Елькина О. Ю. Новый учитель для новой школы: [проблемы профессиональной подготовки будущего учителя] / О. Ю. Елькина // Педагогическое образование и наука. – 2009. – № 9. – С. 69—71.
5. Коджаспарова Г.М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования / Г.М. Коджаспарова. – М.: Альфа, 1993. – 117 с.
6. http://pedagogic-slovar.ru/description/obrazovanie%20vzroslykh/1538
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение- одно из условий достижения доступного современного образования для детей с ограниченными возможностями.
Данная работа заинтерисует сетьевых педагогов, работающих с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. ...
Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагогов
Данная презентация использовалась для выступления на педагогическом совете...
Статья "Реализация непрерывного образования в условиях Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Московской области «Губернский профессиональный колледж»
В статье раскрыается проблема непрерывного образования в колледже....
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется...
Непрерывное образование педагога в условиях школы как механизм формирования его социальной и профессиональной мобильности
Статья, посвящённая необходимости внутрифирменного обучения педагогов для создания максимально комфортных условий для профессиональной деятельности...
Повышение эффективности воспитательного и образовательного процесса как одно из условий модернизации современной системы образования.
Современная государственная политика в сфере образования направлена, прежде всего, на модернизацию российского образования. Главное – обеспечить конкурентоспособность России, в том числе в сфере образ...
Самообразование классного руководителя-одно из условий успеха в организации воспитательной работы
Выступление на Методическом объединении по теме: «Самообразование классного руководителя – одно из условий успеха в организации воспитательной работы»«Кто умеет, делает; кто не умеет, учит других; а к...