Организация игровой деятельности в группе продлённого дня.
статья (6 класс)
Организация игровой деятельности в группе продлённого дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация игровой деятельности в группе продлённого дня.
Для успешной работы группы продлённого дня важно то, насколько правильно организован в ней режим. Соблюдение в течение длительного времени правильного режима способствует укреплению здоровья, создает жизнерадостное настроение и повышает работоспособность школьников. Неукоснительное соблюдение режима воспитывает у учащихся такие ценные качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность. Наивысшую работоспособность у детей можно сохранить только в том случае, если правильно организовать чередование труда и отдыха.
Свободные от выполнения домашних заданий время, должно быть заполнено умно, интересно, чтобы его проведение было полезно воспитанию детей. Конечно, в значительной степени это зависит от воспитателя группы продленного дня, его умения заинтересовать детей, интересным делом, дать выход их энергии, предоставить каждому возможность наиболее полно проявить свои способности, реализовать себя. Ведь, группа продленного дня является одной из форм воспитания детей и помогает организовать благоприятные условия для их отдыха, обучения и воспитания, сочетание учебно-воспитательной работы на уроках и во внеурочное время. Она обеспечивает, учитывая возрастные особенности, их умственное, нравственное, эстетическое, физическое, духовное развитие, создает условия для организации производительного труда, открывает возможности всестороннего выявления и развития индивидуальных, способностей, запросов и интересов детей.
Наибольшую помощь в этом воспитателю группы продленного дня может предоставить игровая деятельность, так как у детей постоянно существует потребность в игре.
Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не имеет целью ничего, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил. Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни, поэтому игры имеют генетическую связь со всеми видами человеческой деятельности. Это не что иное, как специфическая детская форма познания, труда, общения, искусства и спорта.
Отсюда и название игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, музыкальные, художественные, спортивные; игра-труд, игра-общение, игра- драматизация и т. д.В игре ребёнок и познаёт, и развивается, и воспитывается. Игровая деятельность является важной частью жизни младшего школьника. Наряду с ведущей учебной игровая деятельность содействует успешной адаптации ребёнка к школе, даёт возможности для самовыражения, развития творческого потенциала личности, коммуникативных способностей.
В группе продлённого дня детям хочется играть. Они с радостью включаются в разнообразные игры, развивающие внимание, мышление, память, речь, моторику. Интересная игра всегда более действенна, чем словесные методы обучения и воспитания.
Популярными среди детей являются игры, описанные ниже, в которые при правильной организации и повторении дети через какое-то время начинают играть без активной помощи воспитателя группы продлённого дня.
«Что нового?»
Один ребёнок выходит за дверь и меняет там что-то в своём внешнем виде (например, засучивает рукава блузки, снимает одну серёжку), возвращается, и все отгадывают, что в его одежде изменилось.
«Узнай по голосу»
Среди играющих детей выбирается два водящих. Первый водящий встаёт спиной к остальным детям. Его задача – узнать по голосу ребёнка, которого коснётся второй водящий. Этот ребёнок произносит имя первого водящего. Первый водящий угадывает произносившего по голосу (может быть несколько попыток), затем первый водящий становится вторым водящим, второй водящий – игроком, угаданный ребёнок – первым водящим. Игра продолжается.
«Комплимент»
Дети встают (садятся) в круг. Один выходит в центр, а другие говорят ему комплимент – хвалят его. Либо в кругу дети делают комплимент соседу справа, затем соседу слева.
Не придумал комплимент – выбывай. Выигрывает тот, кто дольше продержится.
«Узнай по описанию»
Среди играющих выбирается два водящих. Первый водящий встаёт спиной к остальным детям. Его задача – угадать ребёнка по описанию его внешнего вида (глаза, волосы, одежда, обувь и т.п.). Второй водящий описывает кого-либо из детей. После угадывания первый водящий становится вторым водящим, второй водящий – игроком, угаданный ребёнок – первым водящим. Игра продолжается.
«Что изменилось?»
Перед детьми несколько предметов (например, 7 игрушек). По сигналу дети закрывают глаза, а водящий что-то меняет (например, меняет местами какие-либо две игрушки, убирает (добавляет) какую-то игрушку). Дети угадывают, что изменилось.
Указанные игры позволяют развивать внимание, память, стимулируют мыслительную активность, творчество.
Сюжетно-ролевые игры (иногда их называют сюжетными) занимают особое место в моральном воспитании ребенка. Они имеют преимущественно коллективный характер, потому что отражают отношения в обществе. Разделяют их на ролевые, режиссерские, игры-драматизации. Сюжетом могут быть театрализованные детские праздники, карнавалы, строительно- конструкторские игры и игры с элементами труда. В этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты или разыгрываются фантастические ситуации, что не имеют пока аналогов в жизни. Основные компоненты ролевой игры - тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль. Дети младшего школьного возраста любят такие игры как «Семья», «Школа», «Я беру интервью», «Театр пантомимы», «Магазин»,
«Кукольный театр» и др.
В начальной школе широкое применение имеют дидактические (обучающие) игры. Их цель: создание условий для расширения, углубления, закрепления знаний и умений.
Игры на усвоение названий предметов и действий. «Что пропало?», «Угадай, кто тут?», «Наша улица»;
Игры, связанные с определённым видом трудовой деятельности людей: «Кто построил этот дом?», «От зёрнышка до булочки», «Откуда стол пришёл?», «Кем рубашка сшита?»;
Игры, развивающие сенсорные способности учащихся: «Назови одним словом», «Что лишнее?», «Собери картинку»;
Игры, направленные на воспитание у детей правил поведения в общественных местах: «Мой друг светофор», «Правильно ли он поступил?»; Игры, направленные на воспитание чувства уважения к людям труда, защитникам нашей Родины, любви к родному краю: «Гости нашего города».
№1. Верю – не верю!
Верите ли вы, что …
- Пульс – это ритмическое расширение стенок кровеносных сосудов (артерий), вызываемое сокращениями сердца? (Да)
- Для зрения особенно полезен витамин С. (Нет, витамин А)
- Курение может быть причиной рака лёгких. (Да)
- Алкоголь разрушает мозг. (Да)
№2. «Эрудиты».
К какому врачу нужно обратиться?
- Детский врач. (Педиатр)
- …когда болит ухо, горло или гнойные выделения из носа. (Лор – отоларинголог)
- … если у человека нервное перенапряжение. (Невролог)
- Специалист по зрению. (Окулист – офтальмолог)
- …когда болит зуб. (Стоматолог)
- Специалист, который лечит многие болезни и выполняет операции. (Хирург)
№3. Мультфильм «Смешарики. Азбука здоровья». Серия «Быть здоровым – здорово».
Вопросы после просмотра мультфильма:
- Назовите три основы здорового образа жизни. (Правильное питание, гигиена, спорт)
- Кого нужно в себе победить для своего же здоровья? (Обжору, грязнулю, лентяя)
№4. «Соберите словечко!»
Каждой команде даются буквы, из которых нужно составить слово, связанное с темой «Здоровье».
- Буквы: з, а, р, я, д, к, а
Буквы: з, а к, а, л, к, а
Не менее привлекательны для детей игры-путешествия, придающие познавательному содержанию необычность. В состав игры-путешествия могут входить песни, загадки, ребусы и т.д., Например, игра «Путешествие по Лингвинии» может включать станции: «Лес потерянных букв», «Поляна арифметики», «Река слов», «Поляна анаграмм», «Поляна шуток», «Замок загадок».
Подвижные игры - важнейшее средство физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Они всегда требуют от тех, кто играет, активных подвижных действий, направленных на достижение условной цели, указанной в правилах. Преимущество подвижных игр в том, что в процессе игры используют все виды присущих человеку движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазанья, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами, - и поэтому является универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей. Характерной чертой подвижных игр есть не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в различных игровых ситуациях, что создает большие возможности для проявления инициативы и творчества. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребенок испытывает радость от физического и умственного напряжения, необходимого для достижения цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по проведению подвижных игр и игровых упражнений в группе продлённого дня.
Организация оздоровительного досуга - подвижных игр на свежем воздухе с учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы 8-го вида является одним из условий сохранения и укрепления зд...
Календарно-тематическое планирование по МДК. 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности
Предлагаем вариант КТП...
«Организация игровой деятельности на уроках английского языка»
Содержание: 1. Введение. 2. Игровой метод обучения. 2.1. Что такое игра. 2.2. Функции игровой деятельности. 2.3. Классификация игр....
Изобразительная деятельность в группе продлённого дня как одно из средств социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье представлен опыт работы с детьми класса "Особый ребенок" по развитию мелкой моторики рук"....
Статья «Развитие математических способностей детей первой младшей группы в процессе организации игровой деятельности».
В большинстве образовательных систем, со времен Древней Греции математическое образование играет ведущую роль, поскольку способствует развитию логики....
«Формы и методы деятельности воспитателя группы продлённого дня»
Группа продленного дня - объединение учащихся под руководством педагога-воспитателя, организующего с ними ежедневно занятия во внеурочное время в соответствии с установленным режимом работы согла...