«Формы и методы деятельности воспитателя группы продлённого дня»
статья
Группа продленного дня - объединение учащихся под руководством педагога-воспитателя, организующего с ними ежедневно занятия во внеурочное время в соответствии с установленным режимом работы согласно уставу учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody_deyatelnosti_vospitatelya_gruppy_prodlyonnogo_dnya.docx | 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
"Формы и методы деятельности воспитателя группы продлённого дня"
Задачи воспитателя группы продленного дня
1. Воспитатель должен:
• проверять посещение учащихся по журналу ГПД;
• узнавать мнение учителей о самочувствии, поведении, успеваемости детей;
• узнавать об особенностях домашнего задания;
• в случае необходимости посещать уроки учителей;
• при необходимости вносить коррективы в план на день.
2. При организации питания воспитателю необходимо:
• организовать дежурство в столовой;
• проверить чистоту рук и полотенец;
• провести двухминутную этическую беседу;
• следить за поведением детей в столовой;
• оформить расчет в столовой;
• проследить за организованным уходом школьников из столовой.
3. Организуя отдых на воздухе, воспитатель обязан:
• организовать уборку и проветривание помещения;
• проследить за одеванием детей и их одеждой;
• сообщить план отдыха;
• дать задание и распределить обязанности;
• вести наблюдение за самочувствием детей;
• проводить индивидуальные и групповые беседы;
• подвести итог отдыха;
• проследить за порядком возвращения детей в школу.
4. Обязанности воспитателя при проведении занятий в помещении:
• организовать предварительную подготовку мероприятия;
• сообщить план работы;
• следить за участием детей в проведении мероприятия и направлять их активность;
• подвести итог занятия.
5. Во время самоподготовки необходимо:
• провести инструктаж;
• определить время работы по каждому предмету;
• выбрать консультантов (группа доверия);
• проверить записи в дневниках;
• организовать самостоятельную работу учащихся;
• контролировать слабоуспевающих, своевременно им помогать;
• анализировать выполнение домашнего задания учащимися;
• подвести итог самоподготовки.
• своевременно информировать учителей о ходе и результатах самоподготовки.
6. По завершении работы ГПД воспитателю необходимо:
• назначить дежурных на следующий день;
• проследить за уборкой класса;
• привести в порядок игровой уголок;
• провести беседу с родителями;
• подвести итог работы.
7. Эпизодические обязанности воспитателя ГПД
Помимо вышеизложенных каждодневных обязанностей, воспитатель как педагог имеет и другие - эпизодические, выполняемые как в рабочее время, так и в нерабочее. К ним нужно отнести:
• обязанности по планированию;
• составление годового календарно-тематического плана;
• подготовку расписания общеразвивающих занятий;
• подготовку рабочих планов, разработок мероприятий.
Формы и методы деятельности воспитателя группы продленного дня
1. Рекомендации но организации выполнения учащимися домашнего задания (самоподготовка)
1.1. Выполнение уроков проводить в отведенном для этого классном помещении либо кабинете, который оборудован мебелью, соответствующей росту учащихся.
1.2. Начинать самоподготовку не позднее 16.00 (пока отмечается физиологический подъем работоспособности).
1.3. Ограничивать длительность выполнения домашних заданий: для II классов - 1,5-2 ч; для III-IV классов - 2-2,5 ч.
1.4. Предоставлять детям выбор очередности выполнения домашних заданий, рекомендуя начать с предмета средней трудности для данного ученика.
1.5. Предоставлять учащимся возможность устраивать индивидуальные перерывы по завершении определенного этапа работы, так как регламентированный перерыв часто отвлекает от самостоятельной работы и нарушает ход мыслей.
1.6. Проводить разминку (физкультминутку) длительностью 1-2 мин по мере появления утомления.
1.7. Предоставлять детям, которые закончили выполнение заданных уроков раньше других, возможность до окончания работы всей группы проводить время по интересам (в игровой, библиотеке).
2. Организация внеучебной деятельности ГПД (занятия в кружках, участие в различных зрелищных мероприятиях, художественная самодеятельность, тихие игры, чтение, просмотр телепередач и пр.)
2.1. Воспитателям следует планировать свою деятельность так, чтобы ежедневно в течение 1 —1,5 ч после окончания самоподготовки дети могли выбрать для себя занятия в соответствии со своими интересами и желаниями. Длительность таких занятий зависит от возраста учащихся и вида деятельности. Продолжительность таких занятий, как чтение, музыка, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, составляет не более 50 мин для учащихся II классов и 1,5 ч — для учащихся III—IV классов с 5—10-минутным перерывом в середине занятий.
2.2. Коллективные мероприятия, общешкольные вечера, концерты, сборы, диспуты, посещение театров, киноконцертных залов, экскурсии лучше организовывать в начале недели, когда у учащихся еще не наступило утомление, и не чаще 1-2 раз в месяц.
2.3. Просмотр телепередач следует проводить не чаще 1—2 раз в неделю с ограничением длительности до 30 мин; посещение кинотеатров, выставок, музеев, театров - не чаще 1-2 раз в месяц.
2.4. Важно правильно сочетать виды внеучебной деятельности на протяжении дня и рационально распределять их в течение недели. Наилучшим сочетанием видов деятельности на протяжении дня является двигательная деятельность на воздухе (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на пришкольном участке) до выполнения домашних заданий с последующей деятельностью эмоционального характера (зрелищными мероприятиями, занятиями в кружках, чтением, играми, сборами и т. п.).
2.5. Большое значение для всестороннего развития личности учащихся имеет работа в кружках. Желательно создавать кружки для разных возрастных групп, с тем чтобы время их работы не совпадало со временем прогулки и самоподготовки. Каждый учащийся может участвовать не более чем в двух кружках, один из которых должен быть с преобладанием двигательной активности.
2.6. Для организации различных видов внеучебной деятельности рекомендуется использовать общешкольные помещения: актовый и спортивный залы, библиотеку, мастерские, кабинеты-лаборатории, а также расположенные рядом дома (дворцы) культуры, стадионы и т. п.
3. Организация питания ГПД
Организация питания требует от воспитателя своевременно направить в столовую дежурных, чтобы они накрыли столы. Во время обеда воспитатель следит:
• за аппетитом и самочувствием детей;
• за соблюдением санитарно-гигиенических норм и норм питания;
• за культурой поведения за столом;
• за культурой приема пищи;
• за осанкой воспитанников.
После обеда каждый воспитанник относит за собой посуду, дежурные вытирают столы; не рекомендуется переходить к активной деятельности 15-20 минут, чтобы не нарушалось пищеварение.
4. Организация активного отдыха на свежем воздухе
4.1. Значение прогулок:
• воспитание работоспособности;
• организация познавательной деятельности;
• осуществляется общение между товарищами и воспитателем;
• осуществляется нравственное воспитание ребенка;
• учит согласовывать свое поведение с общепринятыми формами поведения.
4.2. Требования:
• безопасность движения;
• наличие познавательных моментов;
• разнообразие маршрутов.
4.3. Виды прогулок:
• спортивные;
• ознакомительные;
• наблюдения;
• демонстрационные;
• обзорные;
• туристические;
• игровые;
• поисковые;
• вольные.
4.4. Перед прогулкой воспитателю необходимо:
• определить ее вид;
• установить цель;
• разработать маршрут;
• выбрать место проведения;
• определить предстоящие затраты времени;
• разработать задания;
• наметить виды деятельности учащихся;
• составить конспект прогулки;
• проследить за тем, чтобы дети оделись в соответствии с погодой;
• провести инструктаж о времени, цели прогулки, правилах поведения и технике безопасности, дать конкретные поручения;
• рассказать о маршруте и заданиях;
• назначить ответственных.
Перед прогулкой воспитатель должен проверить участок для предотвращения детского травматизма и принять противотер- рористические меры (при обнаружении посторонних предметов поставить в известность администрацию школы).
4.5. Прогулка включает:
• движение детей по намеченному маршруту;
• выполнение предусмотренных заданий;
• организованное наблюдение;
• беседу воспитателя по теме прогулки;
• свободную самостоятельную деятельность школьников.
В конце прогулки необходимо кратко подвести итоги на постоянном месте сбора. Каждая прогулка завершается обобщающей беседой с вопросами: «Что вы видели?», Какой сделали из этого вывод?» Это важно, так как всякая последующая прогулка потребует от учеников новых наблюдений и серьезного внимания.
В зависимости от погодных условий воспитателю необходимо проследить за одеванием детей.
4.6. Правила одевания:
• одеваться нужно снизу-вверх, т. е. сначала надевают теплые штаны, кофты, затем верхнюю одежду и обувь;
• все пуговицы должны быть застегнуты правильно, шнурки завязаны аккуратно;
• воспитатель проверяет, как одеты дети (можно проводить эту процедуру в игровой форме, например, объявив конкурс на скорость и аккуратность);
Исходя из целей и задач, необходимо проинструктировать детей о поведении во время прогулки, о правилах безопасности в целях предотвращения травматизма. Инструктаж должен быть кратким, четким, доступным детям. Во время пребывания на воздухе воспитатель проводит работу в соответствии с планом, следит за самочувствием и настроением детей. По окончании прогулки воспитатель подводит итоги, обеспечивает порядок возвращения в школу, организует раздевание и следит за тем, чтобы дети привели в порядок обувь и одежду.
5. Игровая деятельность
По окончании самоподготовки необходимо организовать игровую деятельность. При работе в одновозрастной группе (I—II классы) рекомендуется широко использовать игрушки и игры, знакомые детям. Это помогает снять эмоциональное и психическое напряжение.
Необходимые условия для успешной игровой деятельности:
• естественность;
• теплая забота и принятие;
• полный эмоциональный контакт.
Организация игровой деятельности планируется на всю учебную неделю. При планировании игровой деятельности нужно учитывать следующие особенности:
• не дублировать деятельность первой половины дня (если на уроках была высокая умственная нагрузка, лучше давать игры на развитие коммуникативных навыков или сюжетно- ролевые);
• игра должна соответствовать возрасту, физическому и психическому состоянию ребенка;
• играющие не должны мешать тем, кто еще не закончил подготовку уроков;
• игра не должна быть подготовкой к клубному часу (если игра носит развлекательный характер, планируется мероприятие другой направленности);
• использовать можно только педагогические игры (психологические тренинги может проводить только специалист).
6. Клубные часы
Клубный час - это мероприятие, проводимое в воспитательных целях. Воспитатель готовит его заранее, ставит цель, задачи, определяет приемы и методы воспитательного воздействия. При необходимости можно привлечь к участию воспитанников, родителей, членов педагогического коллектива - педагога-организатора, музыкального руководителя, библиотекаря, работника музея и др.
7. Работа по благоустройству и оборудованию группы
Обстановка в группе продленного дня по возможности должна быть приближена к домашней. Главная задача воспитателя — сделать пребывание ребенка в группе комфортным и приятным. Создать уют можно с помощью детей, родителей, спонсоров и т. д. Можно оформить группу работами детей для повышения их самооценки и для того, чтобы показать родителям способности детей. В группе должны быть цветы, они создают спокойную атмосферу и пригодятся для трудового воспитания (бытовой и общественно-полезный труд).
Целесообразно зонировать группу: игровой уголок, уголок самоподготовки, уголок психологической разгрузки для детей. Уголок психологической разгрузки должен быть отгорожен от остального помещения, например, маленькой ширмой. Он необходим для того, чтобы ребенок при желании мог побыть один. Это ему необходимо, чтобы отрефлексировать всю полученную за день информацию и впечатления, т. е. выработать собственное отношение к событиям и к людям путем осознания полученной информации.
8. Работа с родителями
Работа с родителями - одно из важнейших направлений работы воспитателя группы продленного дня. Готовясь к встрече с родителями, он должен продумать тактику общения с каждым взрослым. При этом воспитатель должен помнить, что дети берут с него пример, учатся общаться и вести себя в социуме.
Не следует начинать разговор с родителями с претензий к воспитанности ребенка. Воспитание - это общая задача родителей и педагога, и результат будет высоким, только если они едины в своих требованиях. «Сначала о хорошем» — вот девиз воспитателя. Например, можно рассказать родителям даже о незначительных достижениях их ребенка, похвалить его в присутствии родителей. Это повысит его самооценку и рейтинг педагога как друга. Если нарушения в течение дня были незначительны и ученик уже был за них наказан, не стоит повторять содержание проступка. Если воспитатель нуждается в помощи родителей, необходимо сформировать их мотивацию на оказание таковой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Должностная инструкция Воспитателя группы продлённого дня
1. Общие положения 1.1.Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационных характеристик учителя, утвержденной приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуз...
Разработка рабочей программы для воспитателя группы продлённого дня
В последние годы, не смотря на сокращение общего количества учащихся начальных классов, имеется потребность в увеличении числа групп продлённого дня. Это обуславливается тем, что большинство родителей...
Рабочая программа воспитателя группы продлённого дня
Программа группы продленного дня представляет собой проект, направленный на реализацию ФГОС для учащихся начальной школы. Данный документ раскрывает основные аспекты деятельности в...
Конспекты работ воспитателя группы продлённого дня
Конспекты работ воспитателя группы продлённого дня...
Статья "Формы и методы деятельности воспитателя группы продленного дня"
Формы и методы деятельности воспитателягруппы продленного дня...
Система работы воспитателя группы продлённого дня
методическая разработка...
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СИСТЕМЕ СПО
Успешность воспитательного процесса в работе воспитателя, в первую очередь, зависит от того, как складываются отношения между педагогами, студентами и родителями....