Рабочая программа ОДНКНР
рабочая программа (5 класс)
Предварительный просмотр:
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- — мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- — заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- — ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
- — отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
- — убеждённость в важности для общества семьи и семейных традиций;
- — сознание своей ответственности за страну перед нынешним и грядущим поколением.
Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию являются целостные представления в следующих сферах:
- Познавательная:
— биологическая и социальная составляющая в человеке, сходство и различия человека и животного;
— основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
— способности и потребности человека, в том числе особые потребности людей с ограниченными возможностями здоровья;
— роль деятельности в жизни человека и общества, многообразие её видов, игра, учение и труд;
— познание человеком мира и самого себя;
межличностные отношения, как личные, так и деловые, положение человека в группе, общение, межличностные конфликты и способы их разрешения;
— семья как малая группа и семейные отношения.
На доступном уровне представлены ключевые научные понятия, раскрывающие социальную сущность человека. С опорой на эти понятия шестиклассники получают возможность объяснять нынешние социальные реалии, связанные с деятельностью личности, межличностными отношениями и групповыми социальными ролями. Эти знания, умения и ценностные установки необходимы для понимания и выполнения подростками основных социальных ролей.
Дальнейшее развитие должны получить умения находить нужную социальную информацию в адаптированных источниках, адекватно её воспринимать, применяя основные термины и понятия из курса обществознания; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями).
- Ценностно-мотивационная:
— понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
— знание важнейших нравственных норм, понимание их роли как регуляторов общественной жизни и умение применять эти нормы к анализу и оценке реальных социальных ситуаций;
— установка на необходимость руководствоваться нравственными нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
— приверженность гуманистическим и патриотическим ценностям.
- Трудовая:
— осмысление особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
— понимание значения трудовой деятельности для жизненного успеха личности и значимости её для общества. Специальное внимание уделяется характеристике учебного труда как основного вида деятельности для учащихся.
- Эстетическая:
— понимание роли культуры в становлении личности (как составной части духовного мира человека).
- Коммуникативная:
— знание особенностей коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности и понимание значения коммуникации в межличностном общении;
— знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе;
— умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой для изучения курса социальной информации;
— понимание языка массовой социально-политической коммуникации, что позволяет осознанно воспринимать соответствующую информацию;
— умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
— развитие умений взаимодействовать в ходе выполнения заданий, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Особое внимание уделяется в курсе знакомству шестиклассников с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
- Метапредметные результаты:
— сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
— овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, соответствующая гуманистическим культурным ценностям). Задания составлены таким образом, чтобы шестиклассники могли проявить свои способности:
1) в использовании элементов причинно-следственного анализа;
2) в исследовании несложных реальных связей и зависимостей;
3) в определении сущностных характеристик изучаемого объекта; выборе верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) в поиске нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечении её;
5) в переводе информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст), выборе знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) в подкреплении изученных положений конкретными примерами, в том числе на основе межпредметных связей и личного опыта;
7) в определении собственного отношения к явлениям современной жизни, формулировании своей точки зрения.
- Содержание программы
Введение в предмет.
Народы России, их духовно-нравственная культура.
Гражданин России.
Понятие Родины. Российская Федерация. Важнейшие положения Конституции РФ. Права и обязанности граждан. Государственное устройство. Символы государства: герб, флаг, гимн. Россия – многонациональное государство.
Порядочность.
Понятия «этика», «мораль» (нравственность). Назначение этики, её категории. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Порядочность: честность, надёжность, соблюдение норм морали. Достоинство и благородство.
Совесть.
Способность ученика оценивать свои поступки, осознавать свои обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя. Ответственность за свои дела. Правила взаимоотношений учеников класса, школы.
Доверие и доверчивость.
Важнейшие качества личности: порядочность, совесть, доверие. Убеждённость в честности и порядочности товарища, вера в искренность и добросовестность его поступков. Откровенность. Доверие и доверчивость. Самодоверие. Советы в сложной жизненной ситуации.
Милосердие и сострадание.
Милосердие: готовность помочь родным и посторонним людям, проявление сострадания, сердечного участия. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, понимание, бескорыстие, справедливость. Отношения в классном коллективе. Стремление прийти на помощь людям. Проявление милосердия в классе, школе.
Правда и ложь.
Правда – то, что соответствует действительности. Ложь – намеренное искажение действительности. Хитрость. Отличие понятий «неправда» и «ложь». Полуправда, святая ложь.
Традиции воспитания.
Воспитание положительных качеств личности. Традиции, нормы поведения, ценности, передаваемые из поколения в поколение. Сословия: дворяне, крестьяне, купцы, мещане, казаки. Общее и отличия воспитании детей разных сословий. Воспитание в труде и вере, уважение и помощь родителям, старшим. Выполнение традиций предков.
Честь и достоинство.
Развитие представлений о чести и достоинстве людей в разные эпохи: средневековые рыцари, дворяне. Умение отвечать за свои дела и слова. Дворянский кодекс чести. Общественное признание человека, его заслуг. Достоинства человека: доблесть, искренность и честность, скромность и простота, благородство души, чистая совесть. Честь и достоинство, патриотизм современного молодого человека, ученика.
Терпимость и терпение.
Нормы морали. Значение слов «терпимость» («толерантность») и «терпение». Способность человека уважительно относиться к людям другой национальности, культуры религии. Способность воспринимать другого как равного себе. Уникальность – важнейшее свойство личности. Качества личности: взаимоуважение и взаимопонимание, ответственность и доброжелательность, коммуникабельность, терпимость.
Мужество.
Значение слова «мужество». Способность и убеждение смело идти навстречу опасности. Стойкость в борьбе, духовная крепость, доблесть, храбрость, отвага и смелость в опасных ситуациях. Проявление мужества в мирное время. Умение быть самим собой, идти своим путём. Вечные ценности и добродетели: честь, честность, достоинство, благородство, доброта, дружба. Тренировка мужества. Героизм – высшее проявление мужества.
Равнодушие и жестокость.
Слово «равнодушие» и его синонимы. Умение прийти на помощь нуждающимся. Жестокость: насилие одной личности над другой. Связь насилия с отрицательными явлениями нашего общества. Проявление жестокости по отношению к животным, сверстникам. Цена человеческой жизни, её неповторимость, умение беречь себя, своих родных и близких. Борьба со сквернословием. Уметь и хотеть делать добрые дела.
Самовоспитание.
Нормы нравственности. Обычаи и традиции, законы и постановления. Дисциплинированность, сознательная дисциплина. Самовоспитание. Воспитание воли. Ближайшие и отдалённые цели развития личности. Пути самообразования. Преодоление трудностей, самооценка.
Учись учиться.
Учение и воспитание как составные части образования. Умения применять знания, правильно действовать в конкретной ситуации. Нравственность и её нормы. Приёмы учения. Алгоритм подготовки урока, ответа у доски. Сочетание труда умственного и физического. Приёмы запоминания. Тренировка памяти. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников на учебном занятии.
Речевой этикет.
Средства речи и правила их использования в различных ситуациях. Правила общения, беседы. Умение начать и поддержать беседу. Особенности речи русского языка. Этикет речи. Правила разговора по телефону.
Мои права и обязанности.
Устав – основной документ учебного заведения. Права и обязанности ученика. Отражение норм права и морали в школьном Уставе. Обязанность посещения занятий в школе. Что запрещено обучающимся. Ответственность ученика за свои поступки. Работа комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Защита проектов.
Обобщение курса.
Обобщить и систематизировать знания обучающихся по основам светской этики.
- Тематическое планирование (34 часа)
№ урока | Темы занятий | Количество часов |
1 | Введение | 1 час |
Гражданин России (2 часа) | ||
2 | Гражданин России | 1 час |
3 | Государственные символы России | 1 час |
4 | Порядочность | 1 час |
Совесть(2 часа) | ||
5 | Совесть | 1 час |
6 | Ответственность за свои дела | 1 час |
7 | Доверие и доверчивость | 1 час |
Милосердие и сострадание (3 часа) | ||
8 | Милосердие и сострадание | 1 час |
9 | Милосердие в блокадном Ленинграде | 1 час |
10 | Правда и ложь | 1 час |
Традиции воспитания (2 часа) | ||
11 | Традиции воспитания | 1 час |
12 | Воспитание дворян | 1 час |
Честь и достоинство (2 часа) | ||
13 | Честь и достоинство | 1 час |
14 | Честь и достоинство Александра Невского | 1 час |
Терпение и терпимость (4 часа) | ||
15 | Терпимость и терпение | 1 час |
16 | Дети разных народов | 1 час |
17 | Столовый этикет | 1 час |
18 | Обобщение и систематизация знаний по разделу «Терпимость и терпение» | 1 час |
Мужество (2 часа) | ||
19 | Мужество | 1 час |
20 | Мужество наших современников | 1 час |
Равнодушие и жестокость (3 часа) | ||
21 | Равнодушие и жестокость | 1 час |
22 | Я люблю тебя, жизнь | 1 час |
23 | Этикет посещения массовых мероприятий | 1 час |
Самовоспитание (2 часа) | ||
24 | Самовоспитание | 1 час |
25 | Воспитание полководца Суворова | 1 час |
Учись учиться (3 часа) | ||
26 | Учись учиться | 1 час |
27 | Коллективизм и справедливость | 1 час |
28 | «Фруктовый» этикет | 1 час |
Речевой этикет (2 часа) | ||
29 | Речевой этикет | 1 час |
30 | День вежливости | 1 час |
Мои права и обязанности (3 часа) | ||
31 | Мои права и обязанности | 1 час |
32 | Устав школы | 1 час |
33 | Этикет народов мира | 1 час |
34 | Повторение | 1 час |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ОДНКНР 5 класс
Пояснительная записка, планируемые результаты, содержание, тематическое планирование 5 класс...
Рабочая программа ОДНКНР
Рабочая программа по ОДНКНР "Православная культура"...
Рабочая программа ОДНКНР
Рабочая программа по ОДНКНР "Православная культура" основная школа...
Рабочая программа ОДНКНР. 5 класс. 2017 -2018 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно - нравственной культуры народов России» разработана в соответствии с Федеральным государственным обра...
Рабочая программа ОДНКНР
Рабочая программа ОДНКНР с 6 - 9 классы...
Рабочая программа. ОДНКНР. 5 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО...
Рабочая программа "ОДНКНР" 7 класс
Рабочая программа "ОДНКНР" 7 класс...