Рабочая программа. ОДНКНР. 5 класс
рабочая программа (5 класс)

Попова Галина Федоровна

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp._5_kl._odnknr.docx33.16 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (в ред. Приказа от 31.12.2015 г. № 1577), на основе программы Н.Ф. Виноградовой Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические рекомендации / Н.Ф. Виноградова. — М.: Вентана-Граф, 2016

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

  1. Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – 2-е изд., испр. – М. : Вентана-Граф,2016
  2. Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России : 5 класс : методические рекомендации / Н.Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2016

 Основной целью учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Результатом обучения должно стать пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию.

   В процессе изучения учебного предмета у обучающихся углубляется осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть преобладание в нём нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат.

   Основной формой организации обучения является совместная, коллективная деятельность школьников разных вероисповеданий по ознакомлению с традиционными религиями России, а так же их вкладом в духовную и материальную культуру общества.

   Таким образом, учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» обогащает процесс воспитания в школе не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение учебного предмета «Основы духовно - нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.

    Основными целями и задачами  учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» являются следующие:

  • совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
  • углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
  • осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека имеет истоки в повседневной  жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
  • становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определённому этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим её, к их культуре и традициям.

          Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета — развивать общую культуру  обучающегося, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий.

          Исходя из этого главной особенностью учебного предмета, как было подчёркнуто выше, является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Подчеркнём ещё раз, что речь идёт о формировании у обучающихся представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определённому этносу и конфессии, но и с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

 В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

  Личностные результаты представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

  • осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
  • принятие норм нравственного поведения;
  • проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
  • стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

    Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

  • понимание особой роли многонациональной России в современном мире; формирование ценностей многонационального российского общества;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

 

 Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

  • владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учётом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разной форме;
  • овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

   Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России;
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

Раздел 1. В мире культуры

          Величие  российской  культуры.  Российская  культура  –  плод  усилий  разных народов.  Деятели  науки  и  культуры  –  представителей  разных  национальностей  (К. Брюллов,  И.  Репин,  К.  Станиславский,  Ш.  Алейхем,  Г.  Уланова,  Д.  Шостакович,  Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).  

          Человек  –  творец  и  носитель  культуры.  Вне  культуры  жизнь  человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей,  упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

          «Береги землю родимую,  как  мать  любимую».  Представления  о  патриотизме  в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).

           Жизнь  ратными  подвигами  полна.  Реальные  примеры  выражения патриотических  чувств  в  истории  России  (Дмитрий  Донской,  Кузьма  Минин,  Иван Сусанин,  Надежда  Дурова  и  др.).  Деятели  разных  конфессий  –  патриоты  (Сергий Радонежский,  Рабби  Шнеур-Залман  и  др.).  Вклад  народов  нашей  страны  в  победу  над фашизмом.

           В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).

           «Плод  добрых  трудов  славен…».  Буддизм,  ислам,  христианство  о  труде  и трудолюбии.

           Люди  труда.  Примеры  самоотверженного  труда  людей  разной  национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).

           Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками.  Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.

           Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность,  симпатия,  взаимопомощь  и  поддержка  –  главные  семейные  ценности.  О любви  и  милосердии  в  разных  религиях.  Семейные  ценности  в  православии,  буддизме, исламе,  иудаизме.  Взаимоотношения  членов семьи.  Отражение  ценностей  семьи  в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура

           Роль  религии  в  развитии  культуры.  Вклад  религии  в  развитие  материальной и духовной культуры общества.

           Культурное  наследие  христианской  Руси.  Принятие  христианства  на  Руси, влияние  Византии.  Христианская  вера  и  образование  в  Древней  Руси.  Великие  князья Древней  Руси  и  их  влияние  на  развитие  образования.  Православный  храм  (внешние особенности,  внутреннее  убранство). Духовная  музыка.  Богослужебное  песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.

          Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы  в  сокровищницу  мировой  культуры.    Декоративно-прикладное  искусство народов,  исповедующих  ислам.  Мечеть  –  часть  исламской культуры.  Исламский календарь.

          Иудаизм  и  культура.  Возникновение  иудаизма.  Тора  –  Пятикнижие  Моисея. Синагога  –  молельный  дом иудеев.  Особенности  внутреннего  убранства  синагоги. Священная история иудеев  в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.

          Культурные  традиции  буддизма.  Распространение  буддизма  в  России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Раздел 4.  Как сохранить духовные ценности

          Забота  государства  о  сохранении  духовных  ценностей.  Конституционные гарантии  права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.

          Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные  меценаты России.  

Раздел 5. Твой духовный мир

          Что  составляет  твой  духовный  мир.  Образованность  человека,  его  интересы, увлечения,  симпатии,  радости,  нравственные  качества  личности  –  составляющие духовного  мира.  Культура  поведения  человека.  Этикет  в  разных  жизненных  ситуациях. Нравственные качества человека.  

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

В мире культуры

4

2

Нравственные ценности российского народа

15

3

Религия и культура

11

4

Как сохранить духовные ценности

2

5

Твой духовный мир

2

Итого:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ОДНКНР 5 класс

Пояснительная записка, планируемые результаты, содержание, тематическое планирование 5 класс...

Рабочая программа ОДНКНР

Рабочая программа по ОДНКНР  "Православная культура"...

Рабочая программа ОДНКНР

Рабочая программа по ОДНКНР "Православная культура"  основная школа...

Рабочая программа ОДНКНР. 5 класс. 2017 -2018 учебный год

        Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно - нравственной культуры народов России» разработана в соответствии с Федеральным государственным обра...

Рабочая программа "ОДНКНР" 7 класс

Рабочая программа "ОДНКНР"  7 класс...