Рабочая программа ОДНКНР
рабочая программа (5 класс) на тему

Терентьева Наталья Петровна

Рабочая программа по ОДНКНР  "Православная культура"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p._odnknr.docx65.67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 329

имени Героя Советского Союза А.С. Хлобыстова»

РАССМОТРЕНО на МО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Протокол №1

Зам.директора

Директор ГБОУ Школа №  329

от 29. 08. 2017

Руководитель МО

                 Н.П.Даньшина

Е.М. Куцобина

«   »         2017   г.

«   »             2017   г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по __ОДНКНР «Православная культура»_______

для ___5__- 6____классов

на 2017  - 2018     учебный год

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА»

5 год обучения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание программы для основной школы учебного предмета «Православная культура», который относится к образовательной области «Духовно-нравственная культура»,  обусловлено его спецификой: он интегрирует знания разных предметных областей – теологии, музыкально-изобразительного искусства, истории и обществознания, литературы. Отбор учебного материала был произведен в соответствии с тематическими линиями, определенными Примерным содержанием (МО РФ, Москва, 2002 год). Программа выстроена на основе принципа содержательных концентров: в каждом последующем классе производится углубление материала предыдущего года обучения. Изложение материала тематических линий в учебных пособиях носит личностно-ориентированный характер и учитывает возрастные и индивидуальные возможности его восприятия учащимися общеобразовательных школ.

В начальной школе ставились задачи развития возможностей восприятия школьниками феноменов православной культуры, определенными содержательными линиями предмета. Для этого были отобраны базовые и дополнительные тексты из Священной истории, произведений классической

и современной поэзии, прозы, иллюстрации иконописи, живописи, памятников зодчества, музыкальные произведения. В процессе их изучения решались задачи формирования нравственных чувств, восприятия школьников на основе знакомства с феноменами православной культуры. В начальной школе развивались умения детей наблюдать (видеть, слышать),

рассуждать, анализировать явления, устанавливать взаимосвязи, понимать красоту и многообразие окружающего мира как феномена православной культуры, в христианском понимании – мира как творения Божия. Последовательность была определена в соответствии с закономерностями духовно-нравственного развития личности, христианской антропологической моделью («И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют». Евангелие от Марка, 4 глава, 11, 12 стихи.) и историко-педагогическим опытом отечественной школы воспитания и образования (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.).

   К средним классам у школьников активизируются формы логического мышления. В этом возрасте дети, сохраняя непосредственность образного восприятия, начинают критически оценивать все явления окружающего мира, представленные, в том числе, и в форме учебного знания. Поэтому были определены смысловые узлы программы, позволяющие представить феномены православной культуры в проблемной форме через систему понятий, отражающих основной смысл христианства. Учитывая особенности христианской веры, как системы иерархических отношений человека к Богу, к ближним, к миру, к себе (отношений радости, любви, ответственности, милосердия и других), выстроенных на основе системы христианских ценностей, определены ведущие понятия православной культуры для основной школы: счастье – ценности жизни христиан (в христианской терминологии «блаженства»), позволяющие раскрыть их применительно к возрастным возможностям школьников средних классов.

    Ведущей темой программы 5 (и далее – 6) годов обучения

является интегративная тема «История христианской Церкви в житиях ее святых».

Учебные пособия 5 года включают:

Введение. Основы православной культуры (основные понятия предмета).

Раздел I. История христианской Церкви в житиях ее святых.

Учебные пособия 6 года включают:

Раздел II. История Русской Церкви в житиях ее святых.

Раздел III. История Русской Церкви 20 века в житиях Новомучеников и Исповедников.

В программе 5-6 годов выделена общая тема – «Христианская вера». Показывается, как утверждалась христианская вера в мире; пути Промысла Божиего в утверждении Церкви земной и Небесной; утверждение христианских ценностей в жизни людей; пути спасения как движение человека к святости; духовное возрастание человека (внутренний человек),

процесс его рождения через доступную средним классам ценность – героизм: как человек преодолевал себя (свои страсти), духовно возрастал  (воспитывал волю, мужество, возрастал в любви).

Ведущей темой 7 года является тема – «Христианская семья»: показывается, на основе каких ценностей строилась жизнь христианской семьи: семья как малая Церковь, отношения родителей и детей, обязанности христианина в семье, христианский быт, храм и богослужение в жизни христианской семьи, воспитание детей, изучение церковнославянского

языка, учебные книги.

Ведущей темой 8 года является тема «Христианское творчество»: показываются феномены православной культуры (иконописи, зодчества, словесности, духовной музыки и др.); процесс творчества христианских мастеров (прп. Андря Рублева, Алипия, Дионисиия, Феофана Грека и др.)

как со-творчество – отражения христианской веры, знания (как сознания, то есть знания, открытого Богом о Себе молящейся душе христианина) и дарованных способностей (талантов); дается раскрытие через феномены православной культуры учения о спасении.

Программа 9 года отводится на повторение всего пройденного с 1 по 8 годы обучения материала на основе региональных объектов православной культуры. Курс этого года носит название (это и общая тема года) «Духовное краеведение…(название региона)». По содержанию – это сжатое изложение основ православной культуры. В структуре учебника представлены знакомые детям тематические рубрики: «Из источников христианской духовной культуры», «Представление иконы», «Обсуждаем размышляем», «Путешествие по святым местам родной земли», «Из истории культуры», «Словарик зодчего (иконописца)», представленных в форме заданий для объяснения, закрепления и проверки материала.

10 (11) год – представлен модульными темами третьего смыслового концентра, объединенными общим названием «Смысл христианской жизни». В них рассматриваются проблемы современной жизни в контексте православной культуры. Концентр углубляет и синтезирует раскрытие тем всех лет обучения: «Красота (Творец и творения)» (1 год) – человек внешний), «Христианская радость (Духовная красота)»  (2 год – человек внутренний), «Преображение» (3-4 год – человек преображенный), «Счастье» (5-9 годы – «Ценности жизни христиан: вера, семья, творчество»).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА». ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА» (ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА)

1. Исходные положения

1.1. Соответствие предмета «История религиозной культуры» законодательным актам Российской Федерации и нормативным документам в области образования. Возможности преподавания культурологического курса «История религиозной культуры (Православная культура)» соответствуют (не противоречат) Федеральному Закону «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. № 125 Ф 3 (ст. 3, п. 1; ст. 4, п. 2); Закону РФ «Об образовании» от 10.07. № 32661 (ред. 16.11.1997, ст.2, п. 2), «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях РФ» (о возможности «Преподавания религиозно-познавательных, религиоведческих и религиозно-философских дисциплин, не сопровождающееся совершением религиозных обрядов и имеющее информативный характер, может входить в учебную программу государственных учебных заведений» (ст. Закона РФ «О свободе вероисповедания» «Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ», 1990, № 21, ст. 240, с. 286); «Программе развития воспитания в системе образования России на 1999 – 2001гг.» (Приказ Минобразования России от 18.10.99, № 547); Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 – 2005 гг.» (утверждена постановлением Правительства РФ от 16.02.2001,№ 122). Принципы государственной политики в сфере образования (Закон РФ «Об образовании» ст. 2) не только не препятствуют изучению курса «ОПК» в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях РФ, но и обосновывают его значимость и актуальность в современных условиях.

1.2. Цели предмета «История религиозной культуры (Православная культура)» Цели предмета «ИРК» отражают требования российского законодательства к содержанию образования и ориентированы на - приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения школьников;  обеспечение самоопределения личности, создания условий ее самореализации; воспитание гражданственности и патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам; интеграцию личности в национальную и мировую куль туру;  формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества.

1.3. Характеристика учебного предмета «История религиозной культуры (Православная культура)» Объектом изучения курса «История религиозной культуры (Православная культура)» является процесс развития феномена «религиозная культура». Религиозная культура представляет собой совокупность духовной и предметной социальной деятельности, а также ее результатов, сложившихся и существующих в обществе под мировоззренческим воздействием традиционной религии страны. В России научным сообществом христианство считается культурообразующим фактором для складывавшей на протяжении более чем тысячелетнего периода российской культуры, поскольку оно оказывало определяющее воздействие на формирование российской национально-культурной идентичности и специфики страны в пространстве мировой цивилизации. Христианская культура России обнимает собой большой круг социальных явлений, затрагивающих практически все основные сферы жизни. Прежде всего, это сфера духовной жизни общества и культуры, которая включает в узком понимании, мировоззренческие феномены культуры: философию, идеологию, религию, в широком  все специфические человеческие формы жизнедеятельности. Это область мировоззрения личности, формирования ценностных ориентаций, установок межличностных отношений, сфера культуры православного отношения к природе, труду, производству, семейно-бытовым отношениям. Большая часть национального, культурного наследия страны, выраженного в материальной культуре российского народа - исторические здания, материальные памятники истории и искусства, предметы повседневного быта и материального производства принадлежит христианской культуре или несет ее отпечаток. Все эти обстоятельства обусловливают необходимость включения «Истории религиозной культуры» в образовательные области «Человек и окружающий мир» и «Обществознание» в качестве отдельного самостоятельного учебного предмета в содержании начального и общего среднего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации. Изучение общества, человека, культуры в содержании общего образования в настоящее время осуществляется в комплексе социально-гуманитарных дисциплин. Изучение «Истории религиозной культуры» в содержании общего образования не подменяет собой историческое, обществоведческое, филологическое, искусствоведческое образование. Каждое из них, будучи содержательно связано со всеми другими, имеет свой особый предмет и свои задачи в общем образовании – обучении, воспитании и развитии школьников.

1.4. Понятие «Обязательный минимум содержания по предмету «История религиозной культуры (Православная культура)» Обязательный минимум содержания образования по предмету «История религиозной культуры (Православная культура)» определяется в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст.7) и может стать основой для разработки Государственного образовательного стандарта как единственного (и достаточного) нормативного правового акта Российской Федерации, устанавливающего для данного уровня образования обязательный минимум содержания основной образовательной программы, максимальный объем учебной нагрузки и требования к уровню подготовки выпускников, освоивших указанную образовательную программу. Образовательное учреждение любой организационно-правовой формы, реализующее образовательную программу основного общего образования, обязано обеспечить содержание указанной образовательной программы в объеме не менее данного обязательного минимума содержания по предмету «История религиозной культуры», если он предусматривается Государственным образовательным стандартом.

1.5. Функции обязательного минимума содержания по предмету «История религиозной культуры (Православная куль тура)». Сущность обязательного минимума соответствует сущности Государственного образовательного стандарта, которая отражается в следующих общих функциях: 1.Критериально-оценочная функция. Она отражает сущность стандарта как норматива, на который ориентируется система образования при определении содержания обучения, объема учебной нагрузки, оценки результатов обучения. Таким образом, обязательный минимум фиксирует содержание, которого не может не быть в учебных программах образовательного учреждения, допуская в то же время их вариативный характер.

2.Функция сохранения единства образовательного пространства. Образовательный минимум по предмету «История религиозной культуры» позволяет, не ограничивая специфику региональных особенностей, особенностей разных типов школ, вариативности учебных программ, сохранить базовый объем содержания и единые требования к уровню подготовки учащихся.

3.Функция обеспечения права на полноценное образование. Образовательный минимум по предмету «История религиозной культуры» позволяет реализовать достижение гарантированного Конституцией РФ для каждого гражданина уровня образования, необходимого для полноценного развития личности .

 Требования к минимально необходимому уровню подготовки учащихся и общие подходы к оценке выполнения требований обязательного минимума по предмету «История религиозной культуры (Православная культура)» 

Концептуальным положением является обоснование следующих принципов формулирования требований к уровню подготовки учащихся:  требования должны отражать совокупность содержания минимума и быть заданными в предметно-деятельностной форме;  объем требований не может быть тождественным объему содержания образования, предъявляемого в процессе обучения. Требования представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенных на общеобразовательном (уровень А) и профильном (уровень Б) уровнях в соответствии со ступенями обучения и структурой содержательных линий предмета. Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности. Представленные действия легко контролируемы и измеряемы. В рамках требований учащиеся должны:

 называть и показывать;

 определять и измерять, фиксировать;

описывать, составлять;

 объяснять;

 прогнозировать (простейшие действия).

Обязательный минимум содержания образования в основной школе представлен теми же содержательными линиями, образовательные элементы которых соответствуют возрастным особенностям учащихся основной школы.

1. Религиозное мировоззрение. Смысл и цель человеческой жизни. Священный дар жизни. Вера, знание и наука. Религия и наука. Два способа познания мира. Согласованность Библейской и научной картины мира. Человек как образ Божий. Духовная, душевная и телесная природы человека. Учение о спасении. Счастье в религиозном понимании. Учение о конце мира. Воскресение. Понятие прогресса. Святость как идеал жизни.  

 2. Нравственно- этическая культура. Лучшие желания человека. Совесть как голос Божий в человеке. Понятие об Откровении. Заповеди Божии. Добродетели. Грех как нарушение Заповедей. Страсти. Пороки. Понимание свободы человека. Любовь Божия к людям. Чудеса Господни. Ответственность. Обязанности человека по отношению к Богу. Обязанности человека по отношению к самому себе (добродетели и пороки). Жертвенная любовь. Материнская любовь. Притча о блудном сыне. Притча о милосердном самарянине. Борьба с грехом. Христианская аскетика. Смысл жизни. Притча о талантах. Жизнь после смерти. Нагорная проповедь. Золотое правило. Вера и добрые дела. Правда и ложь. Лицемерие. Жадность и бережливость. Притчи о богатстве.

3. История религиозной культурной традиции России. Собор русских святых. Святые вожди в земле Русской. Русская православная Церковь и преодоление Смутного времени. Раскол 1666 года. Обрядоверие. Реформа Петра 1. Упразднение патриаршества. Революция 1917 года. Новомученики российские. Восстановление патриаршества. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны. Празднование 1000-летия Крещения Руси. Церковь и государство. Семья как Малая Церковь. Календарь. Таинства Церкви. Рождение ребенка. Выбор имени. Крещение. Таинство брака. Здоровый образ жизни. Таинство соборования. Свадебные обычаи. Обязанности мужа и жены в семье. Воспитание детей. Почитание родителей. Родительское благословение. Отношение к смерти духовной и физической. Понятие святости. Почитание святых. Иконы и домашние святыни. Чудотворные иконы. Отношение к храму. Домовые храмы. Молитва. Правила участия в храмовых богослужениях. Покаяние. Причастие. Молебны. Поминовение усопших родных. Милосердие и помощь нуждающимся и немощным. Благотворительность. Меценатство.

4. Письменные источники. Библия как источник веры и знания. Священное Писание и Священное Предание. Судьи. Царь Соломон. Книга Премудрости Соломона. Ветхозаветные пророчества о Христе. Сретение Господне. Гефсиманское моление. Жены Мироносицы. Успение Пресвятой Богородицы. Проповедь апостольская. Преемники святых апостолов. Апокалипсис. Святые отцы и учители христианской Церкви. Житийная литература (Андрей Первозванный, Константин и Елена, князь Владимир и княгиня Ольга, Нестор летописец, преп. Антоний и Феодосий Печерские, митрополит Илларион, преп. Александр Невский, преп. Сергий Радонежский, преп. Дмитрий Донской, преп. Андрей Рублев, патриарх Гермоген, преп. Серафим Саровский, оптинские старцы, Царская семья, новомученики российские, местночтимые святые – региональный компонент). Духовная литература исторического характера («Повесть временныех лет», летописи). Духовная литература назидательного характера (Сказание о Борисе и Глебе. Поучение Владимира Мономаха. Слово о законе и благодати). Духовная поэзия. Русская художественная литература. Современные литературные произведения на религиозные темы. Памятники церковнославянской письменности. Церковносла вянский язык – язык богослужения.

5. Религиозное искусство Абсолютная красота. Религиозное понимание творчества. Канон в религиозном искусстве. Преемственность византийского и русского искусства. Выдающиеся произведения русского религиозного искусства. Духовные традиции благочестия в искусстве. Храмовая архитектура. Канонически нормы храмостроительства. Древнерусское зодчество. Архитектура конца XV–XVI вв. Русские храмы XVII–XVIII вв. Ярославское зодчество. Стиль «Русское узорочье» в храмовом зодчестве XVII в. (Москва). Церковное искусство в синодальный период. Храмовое зодчество XVIII в. Храмовое зодчество Петербурга. Ампир, классицизм и русско-византийский стиль в церковном строительстве XIX в. Архитектура начала XX в. Знаменитые храмы и монастыри России. Русские иконописцы. Богословие православной иконы. Особенности иконотворчества разных иконописцев. Образ Пресвятой Богородицы в русской иконографии. Использование мозаики в христианском храме. Религиозная культура в творчестве великих русских художников. Понятие литургической эстетики музыкального искусства. Церковное пение. Распевы. Партесное пение. Певческая капелла. Церковные хоры. Духовная музыка . Религиозные основы народной культуры. 6. Традиционные религии мира и духовная культура Духовная культура. Религии мира. Атеизм. Нетрадиционные движения и культы. Религиозный фанатизм. Основы духовной безопасности. Европейское государственное законодательство в отношении религии.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение. Основы православной культуры

Религиозная культура в жизни человека. Что такое «религиозная культура»? Изучаем – повторяем: о чем рассказывает религиозная культура? Духовность, культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура. Духовная культура. Ее характеристики. Примеры

феноменов духовной культуры. Определение понятия «духовное» в рамках религиозного мировоззрения. Этические нормы христианства. Определение добра и зла. Любовь к Родине. Отечество. Отчий дом.

О чем рассказывает христианская православная культура? Когда возникла христианская религия. Определение «наша эра». Ее отсчет от Рождества Христова. Основные понятия христианской культуры. Содержание православной религии: спасение человека Богом. Счастье жизни христиан. Основные положения христианской веры: догмат о Троице, Боговоплощение. Примеры благочестивой жизни святых. Лествица духовного восхождения человека к Богу. Источники христианской духовной культуры. Библия как источник религиозного знания и культуры. Ветхий Завет. Новый Завет. Изложение учения Иисуса Христа в Евангелиях. Притчи о Пастыре Добром, о блудном сыне, о мытаре и фарисее –как раскрывающие путь спасения. Евангелисты. Отражение христианского мировоззрения в феноменах культуры. Христианская антропология – учение о человеке. Положения христианской антропологии в работах отечественных педагогов,

мыслителей, поэтов. Отражение христианского учения о человеке в русском фольклоре. Этимология о христианском значении некоторых слов русского языка. Отражение христианского учения о спасении в русской духовной поэзии разных веков.

О чем рассказывает Библия? Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. Как создавалась Библия? Книги, входящие в состав Библии. Священное Писание как основная богослужебная книга. О Боге, о мире и человеке. Понятия добра и зла в жизни людей. Пер_

вые правила, данные в Раю Адаму и Еве. Грехопадение. Как Бог спасал людей: десять заповедей. Чему Христос учил людей: заповеди Блаженства. Христос рассказывает о Царствии Небесном. Притча и зерне горчичном. Чудеса Спасителя, их смысл. Как человек мог возвратиться к Богу. Забота об украшении души добродетелями. Крестная Жертва – Искупление человека. Воскресение Христово. Создание Церкви. Как люди узнали о христианстве? Евангелие – о христианском понимании будущего людей и мира. Страшный Суд. Ответственность человека. Четыре основные темы Священной истории Ветхого и Нового Завета: сотворение мира; Рождество Христово (Боговоплощение); Крестная Жертва; Воскресение Христово и создание Церкви. Отражение Библейской истории в произведениях православной культуры: хоровой музыке, духовной поэзии, религиозной и светской живописи, литературе, храмовом зодчестве, христианских праздниках.

Монастырь – центр христианской православной культуры. О христианской радости. Смысл жизни христиан. Грех и добродетель. Христианские добродетели: вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу и к ближним, умеренность, целомудрие.

   Христиане о таланте – даре любви, данном человеку. Притча о талантах. Пути к добродетельной жизни. Монашеский путь. Смысл монашеской жизни. Монастырь в истории христианской православной культуры. Как возводились монастыри? Красота рукотворная и нерукотворная. Красота внешняя и внутренняя. В чем заключается красота православного монастыря? Название монастыря. Монастыри и имена святых, с ними связанные. Русские поэты разных веков размышляют о смысле красоты и ее отражении в объектах православной культуры.

Язык христианской православной культуры. Как христианская православная культура рассказывает о Боге? Какие виды искусства объединяет в себе православная культура? Церковный характер христианского искусства. Взаимосвязанность разных видов христианского искусства. Спасение человека Богом – основное содержание православной культуры. Творец и Его творения. Как христианская культура объясняет возможность творчества? Креационная теория сотворения мира. Ее представители – ученые, писатели, поэты, композиторы, художники. Два корня христианской православной культуры. Святая Земля. Евангелия рассказывают о событиях, произошедших на Святой Земле. Исторические свидетельства описанных в Евангелиях событий. Туринская Плащаница. Византийская христианская культура и православная культура Руси.

Символы христианской православной культуры – крест, голубь, рыба, нимб и др. Священная история рассказывает о смысле почитания креста. Формы почитания Бога в истории мировой религиозной культуры: в ветхозаветные и новозаветные времена. Из истории христианской духовной культуры: Воздвижение Креста. Храмы названные в честь Воздвижения Креста Господня. В чем заключается смысл красоты православного искусства? Русская поэзия рассказывает о символах православной культуры. Почитание святыни. Пожертвование, жертва, жертвенность. Что сложнее, что легче? Как христиане понимали почитание святыни?

Для чего построен и как устроен православный храм? Православный храм в жизни христиан. Храм – дом, посвященный Богу. Внешняя красота храма и духовная красота его создателя. Словарик зодчего: основные части храма; священнослужители и их одежда (облачение); богослужебные предметы. Символический смысл храма. Богослужение. Таинства Церкви. Как было установлено Таинство Причащения. Тайная Вечеря. Иконостас, четверик, алтарь, Престол, Горнее место. Священная топография мира – православные храмы, названные в честь событий Священной истории. Названия православных храмов рассказывают о событиях Священной

истории. Истории создания храмов. Их архитектурные стили. Русские поэты рассказывают о православных храмах, их устройстве, богослужении, колокольном звоне, христианской радости. Правила поведения в храме.

Религиозная живопись. О чем рассказывает икона? Как человек воспринимает красоту окружающего мира? Христианская религия о мире материальном и нематериальном. Икона – окно в мир невидимый. Икона – христианская святыня.Кому посвящались христианские иконы? Что означает почитание иконы? Почему икона является священным изображением? История создания первой иконы. Спас Нерукотворный. Иконописные изображения. Фреска. Мозаика. Словарик иконописца. Иконография Христа и Богородицы. Духовная красота иконы. Картина и икона. Их отличия. Изучаем иконографию икон.

Красивый мир церковнославянской азбуки. Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык. Буквы на иконах и предметах древнерусского прикладного искусства. Церковнославянская азбука. Ее создатели – святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Кого называют просветителями? Значение слова «просвещение». О чем рассказывают буквы церковнославянской азбуки? Красота буквиц заглавных. Духовный смысл буквиц. Как книжная грамотность пришла на Русь. Псалтирь, Евангелие– первые книги на Руси. Летописи. Жития святых. Монастыри – центры просвещения и книжности. Произведения духовной литературы. О чем рассказывают произведения древнерусской литературы? Остромирово Евангелие. По каким книгам обучались грамоте дети в Древней Руси? Библейские сюжеты в творчестве русских поэтов и писателей. Какие из написанных ими произведений относятся к произведениям духовной литературы?

                      Раздел I. История христианской Церкви

                                      в житиях ее святых.

                                     Христианская Церковь входит в мир.

     Начало христианской эры. Век апостольский. Как христианство стало распространяться в мире. Избрание Иисусом Христом апостолов. Образование Церкви. Схождение Святого Духа на апостолов. Первая проповедь апостола Петра. Образование первых христианских общин. Жизнь первых христиан. Труды апостолов. Призвание апостола Павла. Христианские праздники: День Святой Троицы, праздник святых апостолов Петра и Павла, Собор двенадцати апостолов. Учение Иисуса Христа раскрывается в феноменах православной культуры: Евангелие на церковнославянском языке, духовная поэзия, памятники зодчества.

Святые дети – мученики за веру. Причины преследования христиан иудейскими и римскими властями. Первые пострадавшие за Христа – Вифлеемские младенцы. Первомученик Стефан. Смысл слова «благословение». Смысл евангельского эпизода «Благословение детей». Святой Игнатий Богоносец. Юная мученица Акилина. Святой отрок Вит. Святые отроки -мученики и их учитель – святой епископ Вавила Антиохийский. Смысл мученичества. Почему дети -христиане проявляли мужество? Молитва. Жития юных мучеников. Произведения духовной поэзии рассказывают о детской молитве. Священное Писание об основаниях почитания христианами жертвы мучеников (Псалом 115). Церковные песнопения. Ектении – молитвы прошения.

Христианские добродетели вера, надежда и любовь в жизни святых. О святых юных мученицах Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. О святой деве Татиане. Христианские добродетели. Размышление о духовной красоте. Евангельский текст о понимании христианами красоты как совершенного подобия Отцу Небесному (Евангелие от Матфея, гл.5,

стихи 44_48). В чем проявлялась любовь христиан к врагам?

Мудрость жизни христиан. Святые великомученицы Екатерина, Варвара. Чем отличалась жизнь христиан от жизни других людей? Главные ценности жизни христиан. Притчи Христа о Царствии Небесном: о драгоценной жемчужине, о закваске, о зерне горчичном. Как христиане старались обрести сокровища небесные? Христианская мудрость. Какого человека христиане называли мудрым? Житейская мудрость. Священное Писание – о премудрости мира (1 послание апостола Павла коринфянам). Христианская радость. Духовная поэзия размышляет о человеческой мудрости. Церковные

песнопения – тропари великомученицам. Почему Крест назван в них оружием? Христианские добродетели и наименование великомученицы Варвары «всечестная». Размышления о драгоценных качествах души человека. Путешествия по святым местам – монастыри и храмы в честь святых Екатерины и Варвары.

      Святые воины. Великомученики Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Стратилат. Святой мученик Севастиан. Подвиги исповедания веры и защиты Отечества. Кого называли воинами Христовыми? Воинская доблесть. Что христиане называли духовной смертью? Какими подвигами прославились святые воины-великомученики? Какие добродетели проявили (в детстве, в воинском служении, в христианском подвиге)? О почитании святых воинов. Как на Руси

почитали память святых Георгия Победоносца, Димитрия Солунского? Размышления над евангельскими текстами о любви к врагам, христианской радости, воинском подвиге. Ответ императора Константина Великого об отношении христиан к врагам личным и врагам Отечества. Апостол разъясняет христианам о воинских доспехах христианина: броне любви к Богу, вере в Его помощь, шлеме надежды на спасение. Духовная красота человека. Борьба христианина с внутренними врагами: грехами – страстями своей души. Грех, откуда он появился? Грехопадение. Враги человека – грехи гордости, зависти, ненависти, злости, обжорства, гнева. Воинская рать христианина – христианские добродетели и добрые дела: смирение, милосердие (милостыня), чистота (целомудрие), любовь, пост (умеренность), кротость. Борьба христианина за красоту своей души. Что искажает красоту души? Откуда в человеке зло? Евангелие учит: сердце – поле сражения за красоту человека. Почему христиане ведут это сражение постоянно? Кто может помочь в этом сражении? Святитель Иоасаф Белгородский учит христиан тактике сражения с грехами. Феномены православной культуры (иконы, памятники зодчества), посвященные святым христианским воинам.

Святые врачеватели Косма и Дамиан. Всемилостивый целитель Пантелеимон. Бескорыстие святых врачей. Евангелие– о дарах: «Даром получили – даром давайте». Притча о талантах – дарах Бога человеку. Сражение бескорыстия и корыстолюбия. Какие добродетели проявляли святые в детстве;какими христианскими добродетелями и подвигами прославились? Размышления о Божиих дарах святым при чтении церковнославянских текстов Священного Писания.

Защита христианской веры. Вселенские Соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена. Святые Отцы Церкви. Прекращение гонений на христиан в царствование Константина Великого. Обретение и Воздвижение Креста Господня святыми Константином и Еленой. Сохранение языческих привычек новообращенными христианами. Защита христианского вероучения от ересей. 7 Вселенских Соборов.  Утверждение Вселенскими Соборами основных догматов христианской веры: о Троице, Боговоплощении, почитании Богородицы. Утверждение «Символа веры». Труды святых Афанасия Великого, Кирилла Александрийского, папы Римского Льва Великого, Василия Великого, Григория Богослова. Период иконоборчества. Почитание христианами икон. Святой Иоанн Дамаскин. Отражение событий эпохи Вселенских Соборов в произведениях религиозной живописи, духовной поэзии, музыки. Церковнославянские тексты рассказывают о почитании христианами Креста. Что такое святыня? Отношение к святыне. Крест в жизни христиан. Крестоношение. Развитие византийской культуры в период эпохи Вселенских Соборов. Храм Святой Софии – Премудрости Божией. Утверждение христианского учения. Учителя веры – святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Почему потребовалось защищать учение Церкви? Какими трудами на благо Церкви Христовой прославились святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст? Какие добродетели святые проявляли в детстве? Кого называют православными христианами? О богослужении Православной Церкви. Божественная Литургия. Всенощная. Вклад святителей в составление песнопений богослужения. В какие христианские праздники поют песнопения, составленные святителями? Иоанн Златоуст учит христианскому благодарению. За что христиане благодарили Бога? Смысл слов «благодарение» и «благословение». Пути к спасению. Великие подвижники пустыни преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский. Смысл монашества. Подвиги духовные. Их смысл – спасение души. Разные пути к спасению. Монашество – путь совершенных. Основоположник монашества – Антоний Великий. Житие. О чем святой размышлял с детских лет? Как была устроена жизнь древних монастырей? Лавры, скиты. Духовный руководитель – авва (отец). Духовное родство святых. Братья во Христе. Почему монашество называют ангельским чином? Монашеские обеты послушания, нестяжания, целомудрия. Примеры христианских добродетелей в жизни святых подвижников. Священное Писание о добродетелях, о воздаянии Божием к праведным и грешникам, о преподобных. Путешествие по святым местам – древним монастырям Святой Земли: лавра святого Саввы Освященного, монастырь святого Герасима Иоарданского, монастырь святого Георгия Хозевита.

Пути к спасению. Святые преподобные Мария Египтская, Ефрем Сирин. Прославление Бога верой и добрыми делами. Промысел Божий в деле спасения человека. Пути: монашеский, семейная жизнь, иные. Борьба со страстями души – путь к спасению. В чем святой Ефрем Сирин увидел действие Промысла Божиего о человеке? Действие Промысла Божия в жизни святой Марии Египетской. Христианские добродетели, проявленные святыми на пути спасения. Покаяние. Покаянная молитва святого Ефрема Сирина. Какие добродетели христиане старались взрастить в своей душе? Великий Пост в жизни христиан. Великий покаянный канон святого Андрея Критского. Отражение тем покаяния в русской классической литературе. Церковнославянские тексты Священного Писания – о преодолении страстей. Путь к спасению. Преподобный Досифей. Святитель Павлин Милостивый. Ответственность христианина. За что должен отвечать человек? Как может спастись христианин? Священное Писание рассказывает о Страшном Суде. Как святой Досифей выбирал путь к спасению. Христианские добродетели смирения, послушания, кротости, терпения, умеренности – путь к спасению души. О милости Божией человеку. Искупительная Жертва, принесенная Христом за людей. Христос показывает примеры милосердия и прощения: эпизод Евангелия «Христос и грешница». Милость и милосердие христианина. Евангельская притча о милосердном самарянине. Добродетель милосердия в жизни святителя Павлина Милостивого. Отражение заповеди «Не судите, да не судимы будете» в феноменах православной культуры: церковнославянском языке, традициях жизни христиан (милостыня, неосуждение), духовной поэзии, живописи на религиозные темы. Просветители славянские Кирилл и Мефодий. Евангелие приходит на славянские земли. Монахи – миссионеры-проповедники. Трудность миссионерского подвига среди языческих племен. Труды святых братьев Кирилла и Мефодия. Детские годы святых. Христианские добродетели. Проявленные ими в детстве. Как отрок Константин (Кирилл) размышлял о ценностях жизни человека; как определил для себя жизненный путь? В чем были трудности просвещения славянских племен? Апостольские труды святых. Почему именно Кирилл и Мефодий были посланы в славянские земли? Противодействие проповеди святых со стороны немецких священников и его причины. Перевод на славянский язык богослужебных книг. Азбука глаголица и кириллица. Важнейшие тексты православной Церкви на церковнославянском языке. Непрерывность (преемственность) апостольского подвига в утверждении христианской веры в мире: апостолы Христа – Вселенские учители веры (Символ Веры) – просветители славянские Кирилл и Мефодий.

Тематическое планирование

ОДНКНР «Православная культура»

5 класс-34 часа

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

Из них

сочинения

изложения

Конт.работы

Лаб.работы

Прак.работы

тесты

1

Основы православной культуры

10ч.

2

История христианской Церкви в житиях ее святых. Христианская Церковь входит в мир 

24ч.

Тематическое планирование

ОДНКНР «Православная культура»

6 класс-34 часа

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

Из них

сочинения

изложения

Конт.работы

Лаб.работы

Прак.работы

тесты

1

Основы православной культуры

10ч.

2

История христианской Церкви в житиях ее святых. Христианская Церковь входит в мир 

24ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ОДНКНР 5 класс

Пояснительная записка, планируемые результаты, содержание, тематическое планирование 5 класс...

Рабочая программа ОДНКНР

Рабочая программа по ОДНКНР "Православная культура"  основная школа...

Рабочая программа ОДНКНР. 5 класс. 2017 -2018 учебный год

        Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно - нравственной культуры народов России» разработана в соответствии с Федеральным государственным обра...

Рабочая программа ОДНКНР

Рабочая программа ОДНКНР с 6 - 9 классы...

Рабочая программа. ОДНКНР. 5 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО...

Рабочая программа "ОДНКНР" 7 класс

Рабочая программа "ОДНКНР"  7 класс...

Рабочая программа ОДНКНР (основы духовно-нравственной культуры народов России)

Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту ООО и Основной образовательной программе основного общего образования МБОУ ЯСШ №2, составлена на осно...