О метапредметном подходе на уроках русского языка и литературы (2021г.)
презентация к уроку
Целью современного образования стало общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться, или по-другому усвоение учениками УУД. Результативность обучения складывается из единого комплекса показателей, описывающих предметные, метапредметные и личностные достижения ребенка.
Основы метапредметного подхода для учителя-практика лежат в научной организации учебного труда, изложенной в книгах И.П. Рапченко (НОТ школьника) в 70-е годы прошлого века, основы оптимизации учебного процесса – в работах академика Ю.К. Бабанского (80е годы), у которого итогом оптимального организационной учебно-воспитательной деятельности признавалась сформированность именно общеучебных умений (ныне УУД – часть метапредметных результатов), являющихся связующим звеном между знаниями по предметам и качествами личности школьника, оцениваемыми на психолого-педагогических консилиумах.
Учителям русского языка и литературы, заинтересованным в высоком качестве обучения, подготавливающим обучающихся к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и т.д., необходимо знать технологии, методы и способы формирования у школьников не только предметных, но и метапредметных результатов обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metapredmtenost.ppt | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение нового государственного стандарта существенно изменило образовательную ситуацию в школе, начиная с содержания и заканчивая способами оценки результата обучения. Целью образования стало общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ НОВОЕ ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НОВЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Проблемный вопрос: Как обеспечить качественное образование по русскому языку и литературе в современных условиях?
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы ООО должны отражать: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки ; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение …и делать выво ды; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе ; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей ; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами ; 12) формирование и развитие экологического мышления , умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Литература по проблеме «Метапредметные образовательные результаты»
Для качественного обучения необходимо: повысить компетентность учителей русского языка и литературы по проблеме современного образования: «Метапредметный подход в обучении»; научить учителей формированию у школьников предметных, метапредметных и личностных результатов обучения; эффективно использовать ресурсы уроков и развивающих внеурочных занятий по русскому языку и литературе для формирования метапредметных результатов учеников.
Актуальна идея «учить учиться» при реализации метапредметного подхода в обучении
С чего начать применение метапредметного подхода в своей работе? определить финишные предметные, метапредметные и личностные результаты, указанные ФГОС; определить для себя оптимальные средства для достижения всех трех групп результатов совместно с каждым своим учеником на уроке, вне урока, в итоге изучения темы, раздела, всего курса; определить вместе с коллегами на ШМО, какие из метапредметных результатов образования будут впервые вводиться на уроках и вне уроков, какие будут закреплены, а какие будут использованы как сформированные.
Академик М.М. Поташник относит к метапредметным результатам: универсальные учебные действия; межпредметные умения и навыки; надпредметные умения и навыки. Метапредмет - это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность. Знания, полученные на метапредметном занятии, являются универсальными и переходят из категории «теория» в категорию «практика».
Формы метапредметного учебного занятия: дискуссия, • семинар, • урок- практикум, • деловая или ролевая игра, • разработка и защита проекта, • интегрированный урок, • проблемная лекция и др.
Особенности метапредметного занятия: деятельность обучающихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием; • содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы; • учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности, проводить интегрированное занятие или занятие с межпредметной связью.
Основные типы уроков Урок изучения нового материала. Метапредметная цель - формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия. Урок закрепления знаний . Метапредметная цель - формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок. Урок комплексного применения знаний. Метапредметная цель - формирование способностей выбора способов деятельности в конкретной ситуации и их корректировки. Урок обобщения и систематизации знаний. Метапредметная цель - формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации предметного содержания изучаемой дисциплины. Урок контроля, оценки и коррекции знаний . Метапредметная цель такого урока - формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Образцы проблемных заданий для уроков русского языка и литературы в 5 классе: Ответьте на вопросы: 1) Правда ли, что астрономы – специалисты по астрам? 2) Правда ли, что танкеры предназначены для перевозки танков? При ответе используйте сведения из этимологических словарей. Создайте поэтический текст, восстановив прилагательные. Сравните полученный текст с оригиналом, сделайте вывод. (Белая) береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром…
Образцы проблемных заданий для уроков русского языка и литературы в 11 классе: Представьте себя директором виртуального музея М. Цветаевой и А. Ахматовой. Предложите свои решения по выбору экспонатов музея. Объясните с помощью разных источников информации, какие профессиональные обязанности выполняет мерчендайзер, актуарий, промоутер, бьюти-редактор, груммер.
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Метапредметные результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые и в рамках образовательного процесса, и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознанииобучающегося.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование метапредметных связей на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
Работа выполнена для защиты после курсов ИОЧ...
Внедрение метапредметных технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.
Внедрениеэффективных средств обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.Цель : активное внедрние эффективных методов и приё...
Статья Использование метапредметных технологий на уроках русского языка и литературы
В статье дается описание использования метапредметных технологий на уроках русского языка и литературы в рамках внедрения ФГОС....
«Компетентностный подход на уроках русского языка и литературы» М.А.Пирожкова преподаватель русского язык и литературы МОУ «СОШ № 111»г.Перми
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную ...
Доклад: " Метапредметный подход в обучении русскому языку и литературе и способы его реализации"
Материал содержит информацию о метапредметном подходе в обучении русскому языку и литературе ....
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
В статье рассматриваются особенности метапредметного подхода, классификация метапредметных компетенций по А.В. Хуторскому, раскрывается отличие метапредметного урока от традиционного; описываютс...