Программа по географии с учащимися 8-9 классов, имеющими высокую познавательную мотивацию
материал (9 класс)

Янушевская Ирина Станиславовна

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Сегодня к школе предъявляются высокие требования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”? Это школа, где

  • хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы;
  • преподают высококвалифицированные и интеллигентные педагоги;
  • есть свои традиции;
  • дается современное образование;
  • уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_odarennye_deti.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Погорельская ОШ»

«___» __________ 2018 г.

И.О.Директора МБОУ «Погорельская ОШ»

И.С. Янушевская

______________________

Программа

по географии с учащимися 8-9 классов, имеющими высокую познавательную мотивацию

учителя географии Янушевская И.С.

2018-2019г.

Программа работы с одаренными детьми

  1. Актуальность проблемы

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Сегодня к школе предъявляются высокие требования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”? Это школа, где

  • хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы;
  • преподают высококвалифицированные и интеллигентные педагоги;
  • есть свои традиции;
  • дается современное образование;
  • уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Система работы с одаренными детьми в такой школе – это максимальное развитие умений, навыков, познавательных и творческих способностей учащихся.

  1. Задатки, способности, знания и умения

Задатки. Человек не рождается на свет, имея уже какие-нибудь определенные способности. Врожденными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, среди которых наибольшее значение имеют особенности нервной системы, мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми, называются задатками.

Задатки имеют важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей, свойства зрительного анализатора  для изобразительных способностей). Но задатки  только одно из условий формирования способностей. Сами по себе они никак еще не предопределяют способностей. Если человек даже с самыми выдающимися задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются.

Способностями называются психические свойства личности, обладая которыми человек может сравнительно легко добиваться успеха в той или иной деятельности.

О способностях людей мы всегда узнаем только из наблюдений за их деятельностью. Способным обыкновенно называют того человека, который показывает в данной деятельности лучшие результаты, чем другие.

Виды способностей. Способностей столько, сколько существует различных видов деятельности. Можно иметь способности к иностранным языкам, к математике, к научной деятельности, музыкальные, артистические, организационные, технические способности ...

Способности человека можно разделить на две группы: общие способности, т. е. такие, которые проявляются в большинстве основных видов человеческой деятельности (хорошее внимание, память, сообразительность), и специальные способности, которые проявляются только в отдельных специальных видах профессиональной деятельности (музыкальные способности).

Связь способностей со знаниями и умениями. Необходимо отличать способности от знаний и умений. В основе последних лежат приобретенные и закрепленные системы временных связей в коре головного мозга (например, знание определенных математических теорем, умение решать уравнения с двумя неизвестными и т. п.). Способностями же называются основанные на специальных особенностях нервной деятельности свойства личности, которые позволяют человеку хорошо выполнять данную деятельность. Однако нельзя отрывать способности от знаний. Между ними существует характерная взаимная зависимость: способности облегчают усвоение знаний (способному человеку они даются быстрее и легче), но и обратно, овладение знаниями содействует развитию способностей.

Для развития способностей человека требуется усвоение, а затем и творческое применение знаний, навыков и умений, выработанных и накопленных обществом.

Усваивая систему знаний, учащиеся одновременно овладевают умственными операциями (анализ, синтез, обобщение), что и развивает их умственные способности. Отсутствие нужных знаний и навыков — сильнейший тормоз развития способностей.

  1. Уровни развития способностей

Необходимо определить значение таких понятий как способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

  1. Одаренные дети

Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

Отличительные особенности одаренных детей

  • Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
  • Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
  • Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
  • Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
  • Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Принципы работы с одаренными детьми

  • Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.
  • Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
  • Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
  • Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей.
  • Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
  • Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
  1. Содержание программы

Цель программы:

  • Развитие у обучающихся интереса к творческой и исследовательской деятельности, к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также укрепление в них уверенности в своих силах.
  • Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

Задачи:

  • выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к точным наукам;
  • использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках естественно-математического цикла и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • вовлекать учащихся в различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявлять свои возможности.

Методы работы:

  • анкетирование, опрос;
  • собеседование;
  • тестирование;
  • анализ научных источников;
  • творческие работы;
  • метод прогнозирования;
  • метод исследования проблемы.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • творческие мастерские;
  • групповые занятия с сильными учащимися;
  • кружковые занятия;
  • интеллектуальные конкурсы;
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в предметных олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • научно-исследовательские конференции;
  • членство в ученических научных обществах.

Направления программы:

  1. Диагностика обучающихся – оценка общей одаренности.
  2. Работа со способными и одаренными детьми на уроках.
  3. Использование системы заданий повышенной сложности:
  • задания на развитие логического мышления, нахождение общего, частного, промежуточного понятий, расположение понятий от более частных к более общим.
  • задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ обучающимися.
  • задания на составление учебных проектов.
  • задания на прогнозирование ситуаций.
  1. Внеклассная работа с обучающимися – создание постоянных (НОУ) и временных групп (групп по подготовке к олимпиадам, конкурсам, конференциям) с учетом интересов учащихся.
  2. Основной принцип работы – принцип «обогащения».

Ресурсное обеспечение программы:

  • наличие учебной аудитории;
  • библиотечный фонд – наличие литературы;
  • цифровые ресурсы – ИКТ.

Критерий эффективности:

  1. Высокий уровень познавательного интереса к предмету.
  2. Отсутствие неуспевающих по предмету.
  3. Увеличение количества обучающихся, выбирающих предмет «география» как экзамен с успешной его сдачей.
  4. Учащиеся становятся призерами олимпиад и конкурсов различного уровня.
  5. Результаты реализации программы.

План индивидуальной работы с одарёнными детьми

Мероприятия

Форма

Сроки проведения

Результаты

Участники

Призовые места

Урочные и внеурочные мероприятия

Индивидуальные занятия

консультация

1 раз

в неделю

Участие в школьных предметных олимпиадах

олимпиада по географии

1 раз в год

Участие в районных предметных олимпиадах

олимпиада по географии

1 раз в год,

Участие в общероссийских конкурсах

1. олимпиада по географии

1 раз в год,

2. олимпиада по географии «Олимпиус»

1 раз в год,

3. олимпиада по географии - сайт «Продленка»

1 раз в год,

Участие в международных конкурсах

1. олимпиада по географии –сайт «Видеоуроки»

1 раз в год,

Участие в научно-практической конференции учащихся.

конференция школьников

1 раз в год

Конкурсы школьного уровня

В течение года

Конкурсы муниципального и регионального уровней.

В течение года

Календарно-тематическое планирование индивидуальных занятий:

Тема занятий

Дата

Примечание

План

Фак

1

Вводное занятие. Диагностика одаренных детей.

2

Анализ диагностики.

3

Выбор тем к научно-практическим конференциям и олимпиадам.

4

Изучение положений о конференциях.

5

Выбор конкурсов, изучение положений о конкурсах.

6

Подготовка к олимпиадам по географии. Выполнение олимпиадных заданий

7

Подготовка к олимпиадам по географии. Выполнение олимпиадных заданий.

8

Подготовка к олимпиадам по географии. Выполнение олимпиадных заданий.

9

Проведение школьной олимпиады по географии.

10

Анализ заданий школьной олимпиады по географии. Разбор олимпиадных заданий высокого уровня.

11

Разбор олимпиадных заданий высокого уровня. Подготовка к всероссийской олимпиаде «Олимпус».

12

Подготовка к муниципальной олимпиаде. Разбор олимпиадных заданий высокого уровня.

13

Подготовка к муниципальной олимпиаде. Разбор олимпиадных заданий высокого уровня.

14

Анализ заданий муниципальной олимпиады по географии.

15

Разбор заданий международной олимпиады «Видеоуроки».

16

Составление мероприятий, посвященных «Неделе географии.

17

Проведение мероприятий, посвященных «Неделе географии»

18

Проведение мероприятий, посвященных «Неделе географии»

19

Анализ «Недели географии»

20

Подготовка к всероссийской олимпиаде по географии «Продленка».

21

Подготовка к всероссийской олимпиаде по географии. «Продленка».

22

Подготовка к всероссийской олимпиаде по географии. «Продленка».

23

Разбор заданий международного конкурса «Колосок весенний» .

24

Разбор заданий международного конкурса «Колосок весенний»

25

Разбор заданий международного конкурса «Колосок весенний»

26

Подготовка к международному конкурсу «Колосок весенний

27

Подготовка к международному конкурсу «Колосок весенний »

28

Подготовка к школьной НПК.

29

Подготовка к школьной НПК.

30

Анализ заданий международной олимпиады «Видеоуроки».

31

Анализ заданий всероссийской олимпиады по географии «Продленка».

32

Анализ заданий всероссийской олимпиад по географии «Продленка».

33

Отчёт о проделанной работе

34

Подведение итогов.

  1. Источники и учебная литература
  1. О.Н. Горбатова. География. 6 -11 классы: технология решения творческих задач. – Волгоград: Учитель, 2010. -165 с.
  2. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. – М: ж. «Исследовательская работа школьников», 2007г.
  3. Крылова, О.В. Как научить школьников выражать географические идеи /О.В. Крылова// География. – 2006. - №18. – С. 14.
  1. М.М.Поташник. Как подготовить проект на получение грантов. Педагогическое общество России. Москва. 2005 г.
  2. Кузьмин, Р.И. Формирование исследовательской культуры школьников в системе дополнительного образования/Электронные ресурсы// Р. И. Кузьмин. – Режим доступа:http://tsu.tmb.ru/nu/kon/arhiv/2005.
  3. Савенков, А. И. Исследовательское обучение – возможность преодолеть «образовательный предел» /Текст/ А.И. Савенков//Директор школы. – 2003. - №10. – С.35 – 40.
  4. Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. / Текст/ Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович. А. В. Обухов, Л. Ф. Обухов, Л.Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. – 2001. - №1. – С. 24 – 34.
  5. Горбатова, О.Н. Написание рефератов как способ подготовки учащихся средней школы к научной деятельности. Непрерывное географическое образование: совершенствование методики преподавания географии в средней и высшей школе /Текст/ /О.Н. Горбатова//Тезисы 5 – го научно – межд. семинара. – Харьков: ХГУ, 2000. – С. 23 – 25.
  6. Иванов, Ю.П. Развитие творческой деятельности в школьных курсах географии при традиционной и инновационной системах обучения /Текст/ /Ю.П. Иванов/ / География в школе – 2000. - №2. – С. 67 – 71.
  7. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М., «Педагогический поиск», 2000г
  8. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., «Просвещение»,1994г.
  9. Н.В. Яковлева. География. 9 – 11 классы. География. Проектная деятельность учащихся.Волгоград. Издательство «Учитель».
  10. В.Н. Иванова. Творческая мастерская учителя. География 7 – 10 классы. Активизация познавательной деятельности учащихся. Волгоград. Издательство «Учитель».
  11. А.Г. Стадник. География 6 – 10 классы. Уроки- исследования, дискуссии. Волгоград. Издательство «Учитель».
  12. Альтшуллер, Г. С. О психологии изобретательского творчества / Текст/ Г.С. Альтшуллер // Вопросы психологии. – 1956. - №6. – С.37 – 49.
  13. Андреева Е.Д. Воспитание исследовательской культуры глазами студентов: результаты психологического исследования /Электронный ресурс/ Е.Д. Андреева – Режим доступа:www.nekrasovspb.ru.

Образовательные диски

1. http://window.edu.ru – образовательные ресурсы по всем предметам.

2. http://www.geo.ru – сайт журнала «Гео».

3. http://www.myplanet-earth.com – планета Земля.

4. http://www/krugosvet.ru/earth – энциклопедия «Кругосветка».

5. http://igras/ru – Институт географии РАН.

6. http://www.rubr.ru – все энциклопедии.

7. http://edukids.narod.ru/zemlia – электронная энциклопедия для

школьников по географии.

8. http://school-collection.edu.ru – единая коллекция ЦОР.

9. http://www.9151394.ru/projects/geo/projl/ – школьная геоин-

формационная система «Живая география».

10.http://mega.km.ru/ (Библиотека Кирилла и Мефодия).

11.http://www.worlds.ru (Каталог стран мира – информация по разделам: история, география, население, столица, религия, культура).

12.http://www.kulichki.com/travel (Виртуальные путешествия. Рассказы о достопримечательностях, истории и современном развитии стран, городов, регионов.

13.http://www.geo2000.nm.ru/index 1.htm.

14.www.ch0103.emsd.iks.ru/valleyinfo.html (Долина гейзеров. Общие сведения).

сайты:

--Всемирный фонд дикой природы в России – www.wwf.ru

--Природа России priroda.ru

--Детский Интернет-проект «Сохраним природу» www. ecocoop.ru

--«Малые острова России". Путеводитель по достопримечательностям России

www. isles.ru

--Все о геологии. www.geo.web.ru

--Каталог минералов www. catalogmineralov, ru

Цифровые образовательные ресурсы:

библиотека электронных наглядных пособий;

школьная геоинформационная система;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с учащимися, имеющими высокий уровень мотивации к учению

Материал позволяет классифицировать различные типы детской одаренности, выбрать формы работы с одаренными детьми....

Внеклассное мероприятие по географии для учащихся 8–-х классов. Познавательная игра "Знаешь ли ты Россию ?"

Цель мероприятия - вызвать познавательный интерес к изучению  географии России, желание расширять свой кругозор, закрепить изученный материал за 1 полугодие. Задачи: Познавательные...

Конструкт логопедического занятия для учащихся 2-3 класса, имеющих нарушение письма и чтения, обусловленных ОНР. Тема "Синонимы"

Конструкт логопедического занятия по теме "Синонимы" составлен в соответствии с требованиями ФГОС....

Антонимы. Конспект занятия и презентация для учащихся 2-х классов, имеющих фонематическое и нерезкое общее недоразвитие речи.

Конспект и презентация логопедического занятия с применением игровых компьютерных технологий при усвоении темы «Антонимы» во 2-м классе общеобразовательной школы для детей, имеющих нарушение фонематич...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ для учащихся в общеобразовательных классах, имеющих заключение ПМПК 5 класс

    Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Английский язык» предназначена для учащихся с ОВЗ 5 классов. Адаптированная рабочая программа – ...

Тема: «Ярмарка проектов обучающихся 1-2 классов как созданное условие для реализации творческих способностей детей с высокой познавательной мотивации»

Уважаемые коллеги! Разрешите поделиться с Вами опытом работы по формированию у учащихся универсальных учебных действий посредством проектной деятельности....

Адаптированная образовательная программа по предупреждению нарушений письма и чтения у учащихся 1-го класса, имеющих логопедическое заключение «ОНР 3 ур, на фоне задержки психического развития» вариант ФГОС 7.2.

Коррекционно-образовательная программа разработана в целях оказания логопедической помощи обучающимся с задержкой психического развития, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуаль...