Доклад "Принципы и критерии разработки учебного материала для лиц с ОВЗ"
методическая разработка

В докладе рассматриваются принципы и критерии разработки учебного материала для лиц с ОВЗ (нарушения интеллекта )

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx31.34 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТАРУССКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ ОТБОРА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ДЛЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

Разработчик:

методист  ГБПОУ КО «ТМТ»                                Петрова Л.И.

2020 г.

Введение.        

Одним из компонентов специальной образовательной среды для лиц с нарушениями интеллекта является наличие учебно-методического обеспечения  образовательного процесса.  И сразу встает большая проблема – отсутствие учебников и учебных пособий для профессиональной подготовки лиц с нарушением интеллекта.

В методических рекомендация Министерства образования Российской Федерации предлагают использовать учебники  для СПО, но обязательно с сокращением учебного материала. Следовательно,  преподавателю необходимо разработать УМК по дисциплине,  учитывая психические возможности обучающихся.

 Сразу возникают противоречия:

*   между  содержанием учебного материала в учебнике и низким уровнем познавательных способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья     (нарушение  интеллекта;

*  между отсутствием методических рекомендаций по преподаванию дисциплин  для лиц с нарушением интеллекта и возникшей необходимостью обучения данной категории  обучающихся.

* между индивидуальными возможностями обучающихся усвоению учебного материала и совместного обучения лиц с разной степенью умственной отсталости.

Для разрешения этих противоречий в первую очередь  следует изучить психологические особенности обучающихся с нарушением интеллекта.

         Нарушение интеллекта (умственная отсталость) - необратимые нарушения преимущественно познавательной сферы, возникающие вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер. При умственной отсталости, специфической особенностью дефекта, является нарушение высших психических функций – отражения и регуляции поведения и деятельности, что выражается в деформации познавательных процессов, при которых страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом.  Это приводит к нарушению социальной адаптации умственно отсталых людей в обществе.  

Особенности учебно-познавательной деятельности, обусловленной нарушенным интеллектом:

  • снижена способность к абстрактному мышлению;
  • неумение решать логические задачи, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи и зависимости;
  • неумение  переносить полученные знания и умения в новые условия;
  • снижена возможность в овладении сложными понятиями,
  • слабо развито внимание и память;
  • в процессе усвоения новой учебной информации, стремление опираться на   эмпирическое восприятие материала;
  • изменение двигательной сферы;

Рубрика

Степень

умственной

Традиционный термин

Коэффициент

Умственный

(МКБ-

отсталости

(МКБ-9)

интеллекта

возраст

10)

(МКБ-10)

F70

Лѐгкая

Дебильность

50—69

9—12 лет

F71

Умеренная

Нерезко

35—49

6—9 лет

выраженная имбецильность

F72

Тяжѐлая

Выраженная имбецильность

20—34

3—6 лет

F73

Глубокая

Идиотия

до 20

до 3 лет

Условно выделяют четыре группы обучающихся в зависимости от возможностей усвоения ими учебного материала:

1) Первую группу составляют обучающиеся, успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания они выполняют, как правило, самостоятельно. Программный материал усваивают сознательно. Полученные знания и умения успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

 2) Вторую группу составляют также успешно обучающиеся. Они в основном понимают фронтальное объяснение преподавателя, запоминают изучаемый материал, но затрудняются сделать элементарные выводы и обобщения. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ.

 3) К третьей группе относятся обучающиеся, которые с трудом усваивают программный материал и нуждаются в помощи педагога. Для них характерно недостаточное понимание вновь изучаемого материала. Они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала значительно ниже, чем у обучающихся 1-ой и 2-ой групп. Значительно снижены способности к обобщению

4) Четвертую группу составляют обучающиеся, которые овладевают программным материалом на самом низком уровне. Знания  усваиваются ими механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем остальные обучающиеся.

 

Учитывая психические особенности обучающихся  определяются принципы и критерии отбора учебного материала.

Что бы понять, особенность учебников профессиональной подготовки лиц с нарушением интеллекта,   были изучены требования к учебникам школ 8 вида.  «Учебники выступают источником знаний. Это информационно-дидактическая модель обучения, помогающая педагогу и учащимся корректировать все психические процессы по обучению и учению. Учебник должен быть красочно оформлен, а содержание учебного материала доступно для обучающихся».  

Следовательно при отборе учебного материала для лиц с нарушением интеллекта мы должны учитывать что, учебный материал должен быть —  интересным по содержанию, лаконичный, красочно оформленный, научно-взвешенный, соответствующий коррекционной направленности обучения. 

Мышление лиц с нарушениями интеллектуального развития конкретное, и учебный материал, который не связан с их личной практикой не вызывает у них интереса, в то время как то, что связано с их деятельностью в повседневной жизни усваивается значительно лучше. так как для обучающихся с интеллектуальными нарушениями важным является понимание того, зачем нужны те или иные знания, и как они могут быть использованы,  в практической деятельности.

Основой содержания учебного материала являются предметные знания. Они представляют собой систему научных, технических и технологических понятий, определенным образом сформулированных и расположенных. Для изучения надо отбирать только необходимую информацию и дозировать ее объем соответственно познавательным возможностям обучающихся.

 Методика отбора содержания учебного материала

Учебный материал:

  • должен соответствовать целям обучения;
  •  содержать наиболее существенные, основополагающие сведения;
  •  быть научным - вскрывать сущность процессов, явлений, событий;
  •  быть доступным (доступность - относительное понятие, доступность зависит от того, кому мы объясняем). И, в то же время, материал должен быть достаточно сложным, т.к. очень простой материал не вызывает желание учиться.
  •  быть профессионально направленным,
  •  жизненно значимым,
  • интересным,
  •  новым.
  • должно быть рациональное сочетание материала учебника (основная часть) и дополнительной информации (интересные факты из разных источников по данной теме, история открытий, факты биографии ученых и практиков и т.д.);
  • оптимально сочетать теоретический, фактический, иллюстративный и практический материал
  • быть структурированным, отражать связь ранее изученного материала с новым.
  •  отражать задачи формирования разносторонне развитой личности будущего специалиста;
  • соответствовать имеющейся учебно-методической и материально-технической базе;
  • соответствовать по объему имеющемуся времени на изучение данного предмета (дисциплины).

Переходя к принципам и критериям отбора учебного материала для обучения, можно сразу указать один из важнейших — наличие развивающего потенциала, который этот материал содержит. Этот потенциал кроется в гуманистической направленности и инструментальной конструктивности.

Принцип научности и доступности в отборе учебного материала предполагает учет возрастных и психофизических особенностей обучающихся  в процессе привлечения их к научным знаниям. При этом доступность понимается как мера посильной трудности. По сравнению с программой среднего профессионального образования должны быть значительно снижены объем и глубина изучаемого материала. Обучающимся с нарушением интеллекта дается значительно менее широкая система знаний и умений, ряд понятий не изучается. Усвоение учебного материала растянуто во времени и происходит низкими темпами, поэтому они овладевают сравнительно небольшим объемом материала.

Принцип наглядности  признается исходным  всеми педагогами

во-первых, наглядность выступает как важное средство познания, во-вторых, использование наглядности основано на особенностях мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному, и, в-третьих, она повышает интерес обучающихся к знаниям и делает процесс обучения более интересным.

Принцип систематичности и последовательности в отборе учебного материала является необходимым для формирования у обучающихся целостной картины мира.

При обучении обучающихся с нарушением интеллекта этот принцип приобретает особую значимость, так как известно, что представления и знания обучающихся этой категории отрывочны, бессистемны, они затрудняются переносить их из одной ситуации в другую, новую, что подчас делает невозможным их применение.



Принцип связи обучения с жизнью отражает обусловленность обучения в школе общественными потребностями и влиянием общественной среды на процесс обучения и воспитания учащихся.

Реализация этого принципа в коррекционной школе состоит в организации учебно-воспитательной работы на основе тесной и многогранной связи с окружающей действительностью, с жизнью, в первую очередь, местных предприятий, организаций и учреждений. Этот принцип реализуется также путем связи обучения с производительным трудом учащихся в народном хозяйстве.

критерии отбора содержания:

• Критерий целостного отражения основных компонентов социального опыта, перспектив его развития, задач всестороннего развития личности. В соответствии с этим критерием в содержание образования должны войти: знания о природе, обществе, технике, культуре, человеке, овладение способами деятельности по образцам; усвоение опыта творческой деятельности и формирование эмоционально-ценностных отношений, имеющих решающее значение для перехода знаний в убеждения.

• Критерий выделения главного и существенного в содержании образования, высокой значимости изучаемого, т. е. отбора наиболее универсальных, необходимых элементов.

• Критерий соответствия возрастным и психологическим возможностям обучающихся

• Критерий соответствия выделенному на изучение данного предмета времени.

• Критерий учета отечественного и международного опыта .

• Критерий соответствия содержания учебно-материальному и методическому оснащению образовательного учреждения с учетом реальных перспектив ее развития.

Как видно, указанные принципы и критерии носят достаточно общий характер, и в их использовании возникает много трудностей.

* Как учесть особенности возраста, не разрушив систему той науки (или вида деятельности, сферы опыта), которая лежит в основе учебного предмета?

*Как вывести учащихся на интегрированные межпредметные представления о мире, способы его практического преобразования?

* Как выявить и оценить развивающие возможности тех или иных тем?

* Чем определяется особая значимость тех или иных тем, разделов, методик, подходов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка учебно-методического материала для проведения городского Мастер-Класса по теме: Составление инструкционных карт. МК направлен на реализацию проекта «100% детей ОВЗ, включенных в систему дистанционного обучения».

Разработка учебно-методического материала для проведения городского  Мастер-Класса по теме: Составление инструкционных карт.  МК направлен на реализацию проекта «100% детей ОВЗ, включенных в...

Разработка учебно-дидактического материала для проведение интегрированного урока по Окружающему миру в начальной школе. Тема:"Изготовление инструкционных карт" направленна на реализацию проекта"100% детей ОВЗ,включенных в систему дистанционного обучения"

Разработка учебно-дидактического материала для проведение интегрированного урока по Окружающиму миру  в начальной школе.   Тема: "Изготовление инструкционных карт" направленна на реализ...

Разработка учебного материала по теме: "Основания"

Предлагается материал для изучения темы: "Основания"....

Критерии оценки методической разработки учебного занятия или образовательного события по предмету

Критерии оценки методической разработки учебного занятия или образовательного события по предмету...

Методические рекомендации к разработке учебного материала на тему безопасности дорожного движения.

Обучение мыслительному процессу в области правил дорожной безопасности....

Методическая разработка. Критерии оценки усвоения материала по работе над темой "Безопасная арка".

После обучения правилам безопасного поведения в местах выезда и заезда на прилегающие к дороге территории, по данным разработанным критериям, можно отследить конечный результат и вести статистический ...