Доклад "Принципы и критерии разработки учебного материала для лиц с ОВЗ"
методическая разработка
В докладе рассматриваются принципы и критерии разработки учебного материала для лиц с ОВЗ (нарушения интеллекта )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 31.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ТАРУССКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ ОТБОРА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ДЛЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.
Разработчик:
методист ГБПОУ КО «ТМТ» Петрова Л.И.
2020 г.
Введение.
Одним из компонентов специальной образовательной среды для лиц с нарушениями интеллекта является наличие учебно-методического обеспечения образовательного процесса. И сразу встает большая проблема – отсутствие учебников и учебных пособий для профессиональной подготовки лиц с нарушением интеллекта.
В методических рекомендация Министерства образования Российской Федерации предлагают использовать учебники для СПО, но обязательно с сокращением учебного материала. Следовательно, преподавателю необходимо разработать УМК по дисциплине, учитывая психические возможности обучающихся.
Сразу возникают противоречия:
* между содержанием учебного материала в учебнике и низким уровнем познавательных способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта;
* между отсутствием методических рекомендаций по преподаванию дисциплин для лиц с нарушением интеллекта и возникшей необходимостью обучения данной категории обучающихся.
* между индивидуальными возможностями обучающихся усвоению учебного материала и совместного обучения лиц с разной степенью умственной отсталости.
Для разрешения этих противоречий в первую очередь следует изучить психологические особенности обучающихся с нарушением интеллекта.
Нарушение интеллекта (умственная отсталость) - необратимые нарушения преимущественно познавательной сферы, возникающие вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер. При умственной отсталости, специфической особенностью дефекта, является нарушение высших психических функций – отражения и регуляции поведения и деятельности, что выражается в деформации познавательных процессов, при которых страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом. Это приводит к нарушению социальной адаптации умственно отсталых людей в обществе.
Особенности учебно-познавательной деятельности, обусловленной нарушенным интеллектом:
- снижена способность к абстрактному мышлению;
- неумение решать логические задачи, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи и зависимости;
- неумение переносить полученные знания и умения в новые условия;
- снижена возможность в овладении сложными понятиями,
- слабо развито внимание и память;
- в процессе усвоения новой учебной информации, стремление опираться на эмпирическое восприятие материала;
- изменение двигательной сферы;
Рубрика | Степень | ||||||||||||||
умственной | Традиционный термин | Коэффициент | Умственный | ||||||||||||
(МКБ- | |||||||||||||||
отсталости | (МКБ-9) | интеллекта | возраст | ||||||||||||
10) | |||||||||||||||
(МКБ-10) | |||||||||||||||
F70 | Лѐгкая | Дебильность | 50—69 | 9—12 лет | |||||||||||
F71 | Умеренная | Нерезко | 35—49 | 6—9 лет | |||||||||||
выраженная имбецильность | |||||||||||||||
F72 | Тяжѐлая | Выраженная имбецильность | 20—34 | 3—6 лет | |||||||||||
F73 | Глубокая | Идиотия | до 20 | до 3 лет | |||||||||||
Условно выделяют четыре группы обучающихся в зависимости от возможностей усвоения ими учебного материала:
1) Первую группу составляют обучающиеся, успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания они выполняют, как правило, самостоятельно. Программный материал усваивают сознательно. Полученные знания и умения успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
2) Вторую группу составляют также успешно обучающиеся. Они в основном понимают фронтальное объяснение преподавателя, запоминают изучаемый материал, но затрудняются сделать элементарные выводы и обобщения. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ.
3) К третьей группе относятся обучающиеся, которые с трудом усваивают программный материал и нуждаются в помощи педагога. Для них характерно недостаточное понимание вновь изучаемого материала. Они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала значительно ниже, чем у обучающихся 1-ой и 2-ой групп. Значительно снижены способности к обобщению
4) Четвертую группу составляют обучающиеся, которые овладевают программным материалом на самом низком уровне. Знания усваиваются ими механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем остальные обучающиеся.
Учитывая психические особенности обучающихся определяются принципы и критерии отбора учебного материала.
Что бы понять, особенность учебников профессиональной подготовки лиц с нарушением интеллекта, были изучены требования к учебникам школ 8 вида. «Учебники выступают источником знаний. Это информационно-дидактическая модель обучения, помогающая педагогу и учащимся корректировать все психические процессы по обучению и учению. Учебник должен быть красочно оформлен, а содержание учебного материала доступно для обучающихся».
Следовательно при отборе учебного материала для лиц с нарушением интеллекта мы должны учитывать что, учебный материал должен быть — интересным по содержанию, лаконичный, красочно оформленный, научно-взвешенный, соответствующий коррекционной направленности обучения.
Мышление лиц с нарушениями интеллектуального развития конкретное, и учебный материал, который не связан с их личной практикой не вызывает у них интереса, в то время как то, что связано с их деятельностью в повседневной жизни усваивается значительно лучше. так как для обучающихся с интеллектуальными нарушениями важным является понимание того, зачем нужны те или иные знания, и как они могут быть использованы, в практической деятельности.
Основой содержания учебного материала являются предметные знания. Они представляют собой систему научных, технических и технологических понятий, определенным образом сформулированных и расположенных. Для изучения надо отбирать только необходимую информацию и дозировать ее объем соответственно познавательным возможностям обучающихся.
Методика отбора содержания учебного материала
Учебный материал:
- должен соответствовать целям обучения;
- содержать наиболее существенные, основополагающие сведения;
- быть научным - вскрывать сущность процессов, явлений, событий;
- быть доступным (доступность - относительное понятие, доступность зависит от того, кому мы объясняем). И, в то же время, материал должен быть достаточно сложным, т.к. очень простой материал не вызывает желание учиться.
- быть профессионально направленным,
- жизненно значимым,
- интересным,
- новым.
- должно быть рациональное сочетание материала учебника (основная часть) и дополнительной информации (интересные факты из разных источников по данной теме, история открытий, факты биографии ученых и практиков и т.д.);
- оптимально сочетать теоретический, фактический, иллюстративный и практический материал
- быть структурированным, отражать связь ранее изученного материала с новым.
- отражать задачи формирования разносторонне развитой личности будущего специалиста;
- соответствовать имеющейся учебно-методической и материально-технической базе;
- соответствовать по объему имеющемуся времени на изучение данного предмета (дисциплины).
Переходя к принципам и критериям отбора учебного материала для обучения, можно сразу указать один из важнейших — наличие развивающего потенциала, который этот материал содержит. Этот потенциал кроется в гуманистической направленности и инструментальной конструктивности.
Принцип научности и доступности в отборе учебного материала предполагает учет возрастных и психофизических особенностей обучающихся в процессе привлечения их к научным знаниям. При этом доступность понимается как мера посильной трудности. По сравнению с программой среднего профессионального образования должны быть значительно снижены объем и глубина изучаемого материала. Обучающимся с нарушением интеллекта дается значительно менее широкая система знаний и умений, ряд понятий не изучается. Усвоение учебного материала растянуто во времени и происходит низкими темпами, поэтому они овладевают сравнительно небольшим объемом материала.
Принцип наглядности признается исходным всеми педагогами
во-первых, наглядность выступает как важное средство познания, во-вторых, использование наглядности основано на особенностях мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному, и, в-третьих, она повышает интерес обучающихся к знаниям и делает процесс обучения более интересным.
Принцип систематичности и последовательности в отборе учебного материала является необходимым для формирования у обучающихся целостной картины мира.
При обучении обучающихся с нарушением интеллекта этот принцип приобретает особую значимость, так как известно, что представления и знания обучающихся этой категории отрывочны, бессистемны, они затрудняются переносить их из одной ситуации в другую, новую, что подчас делает невозможным их применение.
Принцип связи обучения с жизнью отражает обусловленность обучения в школе общественными потребностями и влиянием общественной среды на процесс обучения и воспитания учащихся.
Реализация этого принципа в коррекционной школе состоит в организации учебно-воспитательной работы на основе тесной и многогранной связи с окружающей действительностью, с жизнью, в первую очередь, местных предприятий, организаций и учреждений. Этот принцип реализуется также путем связи обучения с производительным трудом учащихся в народном хозяйстве.
критерии отбора содержания:
• Критерий целостного отражения основных компонентов социального опыта, перспектив его развития, задач всестороннего развития личности. В соответствии с этим критерием в содержание образования должны войти: знания о природе, обществе, технике, культуре, человеке, овладение способами деятельности по образцам; усвоение опыта творческой деятельности и формирование эмоционально-ценностных отношений, имеющих решающее значение для перехода знаний в убеждения.
• Критерий выделения главного и существенного в содержании образования, высокой значимости изучаемого, т. е. отбора наиболее универсальных, необходимых элементов.
• Критерий соответствия возрастным и психологическим возможностям обучающихся
• Критерий соответствия выделенному на изучение данного предмета времени.
• Критерий учета отечественного и международного опыта .
• Критерий соответствия содержания учебно-материальному и методическому оснащению образовательного учреждения с учетом реальных перспектив ее развития.
Как видно, указанные принципы и критерии носят достаточно общий характер, и в их использовании возникает много трудностей.
* Как учесть особенности возраста, не разрушив систему той науки (или вида деятельности, сферы опыта), которая лежит в основе учебного предмета?
*Как вывести учащихся на интегрированные межпредметные представления о мире, способы его практического преобразования?
* Как выявить и оценить развивающие возможности тех или иных тем?
* Чем определяется особая значимость тех или иных тем, разделов, методик, подходов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Разработка итогового проекта Международный день семьи" (итоговое повторение учебного материала 7 класс информатика)
Урок итогового повторения по курсу информатики в 7 классе...
Разработка учебно-методического материала для проведения городского Мастер-Класса по теме: Составление инструкционных карт. МК направлен на реализацию проекта «100% детей ОВЗ, включенных в систему дистанционного обучения».
Разработка учебно-методического материала для проведения городского Мастер-Класса по теме: Составление инструкционных карт. МК направлен на реализацию проекта «100% детей ОВЗ, включенных в...
Разработка учебно-дидактического материала для проведение интегрированного урока по Окружающему миру в начальной школе. Тема:"Изготовление инструкционных карт" направленна на реализацию проекта"100% детей ОВЗ,включенных в систему дистанционного обучения"
Разработка учебно-дидактического материала для проведение интегрированного урока по Окружающиму миру в начальной школе. Тема: "Изготовление инструкционных карт" направленна на реализ...
Разработка учебного материала по теме: "Основания"
Предлагается материал для изучения темы: "Основания"....
Критерии оценки методической разработки учебного занятия или образовательного события по предмету
Критерии оценки методической разработки учебного занятия или образовательного события по предмету...
Методические рекомендации к разработке учебного материала на тему безопасности дорожного движения.
Обучение мыслительному процессу в области правил дорожной безопасности....
Методическая разработка. Критерии оценки усвоения материала по работе над темой "Безопасная арка".
После обучения правилам безопасного поведения в местах выезда и заезда на прилегающие к дороге территории, по данным разработанным критериям, можно отследить конечный результат и вести статистический ...