Курс по выбору "Наглядная геометрия", 6 класс
материал (6 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Конзаводская средняя школа имени В.К. Блюхера»
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО Руководитель ШМО Бронникова Л.А. ______________ «31» августа 2018г. протокол №1 | РАССМОТРЕНО на заседании Методического совета школы «31» августа 2018г. протокол №1 | УТВЕРЖДАЮ директор школы Караваева Л.А. _______________ «31» августа 2018г, приказ № ___ |
Программа курса по выбору
«Наглядная геометрия»
для 6а и 6в классов
(2018-2019 уч.г)
Составитель:
Яркова Валентина Ивановна
Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 6 класса и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с задержкой психического развития, примерной программы основного общего образования по математике и примерной основной образовательной программы начального общего образования для детей с задержкой психического развития, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном образовательном государственном стандарте общего образования и начального общего образования для детей с задержкой психического развития, с учетом преемственности с примерными программами для начального общего образования и начального общего образования для детей с задержкой психического развития.
Рабочая программа соответствует учебнику «Наглядная геометрия», И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева – Издательство: Дрофа, 2012 г.
Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Каждая из учебных дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающего мира, изучает ее, применяя для этого разнообразные методы.
Геометрия – это раздел математики, являющийся носителем собственного метода познания мира, с помощью которого рассматриваются формы и взаимное расположение предметов, развивающий пространственные представления, образное мышление обучающихся их изобразительно-графические умения и приёмы конструктивной деятельности, т.е. формирует геометрическое мышление. Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребёнка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности.
Целью изучения курса по выбору «Геометрия» (курса наглядной геометрии) является всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 6-х классов с помощью методов геометрической наглядности. Изучение и применение этих методов в конкретной задачной и жизненной ситуациях способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.
Геометрия как учебный предмет обладает большим потенциалом в решении задач согласования работы образного и логического мышления, так как по мере развития геометрического мышления возрастает его логическая составляющая.
Содержание курса по выбору «Геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребенка (гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение). Вместе с тем геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного развития человека.
Одной из важнейших задач в преподавании наглядной геометрии является вооружение обучающихся геометрическим методом познания мира, а также определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности. Выделение особого “интуитивного” пропедевтического курса по выбору «Геометрия», нацеленного на укрепление и совершенствование системы геометрических представлений, решает основные проблемы. Это способствует предварительной адаптации учащихся к регулярному курсу геометрии.
Приобретение новых знаний обучающимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение обучающихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству обучающихся.
Темы, изучаемые в данном курсе геометрии, не связаны жестко друг с другом, что допускает возможность перестановки изучаемых вопросов, их сокращение или расширение.
Цели курса “Геометрия”
Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:
- развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи;
- формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).
- подготовка обучающихся к успешному усвоению систематического курса геометрии средней школы.
Задачи курса “Геометрия”
- Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент.
- Развивать логическое мышления учащихся, которое, в основном, соответствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих задач, как правило, “в картинках”, познакомить обучающихся с простейшими логическими операциями.
- На занятиях геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач.
- Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.
- Углубить и расширить представления об известных геометрических фигурах.
- Способствовать развитию пространственных представлений, навыков рисования.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Повторение.
Обзор основных тем 5 класса: конструирование, измерение длин, площадей и объёмов. Пространство и его размерность. Конструирование из треугольников, квадратов и прямоугольников, лист Мёбиуса.
2. Параллельность и перпендикулярность.
Построение параллельных и перпендикулярных прямых. Параллелограмм, его свойства. Понятие «золотого сечения».
3. Задачи на построение.
Построение треугольника и параллелограмма циркулем и линейкой. Фигурки из куба и его частей.
4. Симметрия.
Зеркальное отражение, Бордюры и орнаменты. Симметрия помогает решать задачи. Правильные многогранники.
5. Координатная плоскость.
Координаты. Решение задач на построение точек на координатной плоскости, рисование по координатам и наоборот – разгадывание зашифрованного с помощью координат рисунка. Полярные координаты. Построение симметричных точек на плоскости.
6.Занимательная геометрия.
Геометрические головоломки. Кривые дракона, лабиринты. Геометрия клетчатой бумаги. Задачи со спичками. Зашифрованная переписка. Задачи, игры.
Планируемые результаты
В результате изучения курса учащиеся должны:
ЗНАТЬ: простейшие геометрические фигуры (прямая, отрезок, луч, многоугольник, квадрат, треугольник, угол), пять правильных многогранников, свойства геометрических фигур.
УМЕТЬ: строить простейшие геометрические фигуры, складывать из бумаги простейшие фигурки – оригами, измерять длины отрезков. Находить площади многоугольников, объемы многогранников, строить развертку куба, распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение; «оживлять» геометрические чертежи; строить фигуры симметричные данным; решать простейшие задачи на конструирование; применять основные приемы решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
- решения практических задач с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- описания реальных ситуаций на языке геометрии.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | В том числе | Самостоятельные работы | Дата | Корректировка | ||||||||
уроки | р/р, вн/чт, л/р, пр/р | К/р | ||||||||||||
Глава 1. Повторение. | 7 | |||||||||||||
1 | Простейшие геометрические фигуры. | 1 | 1 | |||||||||||
2 | Пространство и его размерность. | 1 | 1 | |||||||||||
3 | Углы. Измерение углов. | 1 | 1 | 1 | ||||||||||
4 | Разрезание фигуры на равные части. | 1 | 1 | |||||||||||
5 | Конструирование, лист Мёбиуса. | 1 | 1 | |||||||||||
6 | Геометрические головоломки. | 1 | 1 | |||||||||||
7 | Зашифрованная переписка. | 1 | 1 | |||||||||||
Глава 2. Параллельность и перпендикулярность. | 5 | |||||||||||||
8 | Построение параллельных и перпендикулярных прямых. | 1 | 1 | |||||||||||
9 | Параллелограмм, его свойства. | 1 | 1 | |||||||||||
10 | «Золотое сечение». | 1 | 1 | |||||||||||
11 | «Золотое сечение». Задачи на построение. | 1 | 1 | |||||||||||
12 | Задачи со спичками, занимательные задачи. | 1 | 1 | |||||||||||
Глава 3. Задачи на построение. | 5 | |||||||||||||
13 | Построение треугольника. | 1 | 1 | |||||||||||
14 | Построение параллелограмма. | 1 | 1 | |||||||||||
15 | Проекции куба и его частей. | 1 | 1 | |||||||||||
16 | Проекции куба и его частей. | 1 | 1 | 1 | ||||||||||
17 | Кроссворды. | 1 | 1 | |||||||||||
Глава 4. Симметрия. | 6 | |||||||||||||
18 | Зеркальное отражение. | 1 | 1 | |||||||||||
19 | Бордюры и орнаменты. | 1 | 1 | |||||||||||
20 | Симметрия помогает решать задачи. | 1 | 1 | |||||||||||
21 | Правильные многогранники. | 1 | 1 | |||||||||||
22 | Решение задач с использованием свойств симметрии. | 1 | 1 | |||||||||||
23 | Геометрия клетчатой бумаги. | 1 | 1 | |||||||||||
Глава 5. Координатная плоскость. | 6 | |||||||||||||
24 | Координатная плоскость. Координаты. | 1 | 1 | |||||||||||
25 | Полярные координаты. Работа в полярных координатах. | 1 | 1 | |||||||||||
26 | Построение симметричных точек на координатной плоскости. | 1 | 1 | |||||||||||
27 | Решение задач на построение. | 1 | 1 | |||||||||||
28 | Создание рисунка. | 1 | 1 | |||||||||||
29 | Создание рисунка. | 1 | 1 | 1 | ||||||||||
Глава 6. Занимательная геометрия. | 5 | |||||||||||||
30 | Кривые дракона. | 1 | 1 | |||||||||||
31 | Лабиринты. | 1 | 1 | |||||||||||
32 | Занимательные задачи. | 1 | 1 | |||||||||||
33 | Задачи со спичками. | 1 | 1 | |||||||||||
34 | Кроссворды. | 1 | 1 | |||||||||||
35 Резерв | 1 | 1 |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- Шарыгин, И.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений / И.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 189 с.
- Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с.
- Шарыгин И.Ф. Математический винигрет: научно-популярное издание серия "Математическая мозайка" - 2-е изд. -М.: Мир, 2002.- 221 с.
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ
- Сумма углов треугольника на плоскости
- Древние меры длины
- Старинные русские меры или старинная математика
- Математика на клетчатой бумаге
- Масштаб. Работа с компасом, GPS-навигация
- Координатная плоскость и знаки зодиака
- Геометрия формул
- Складные квадраты
- Треугольник Паскаля
- Страна треугольников.
- Лист Мёбиуса
- Симметрия в природе.
- Математический бильярд.
- Чертежи, фигуры, линии и математические расчеты в кройке и шитье
- Великие открытия (математики)
- Дерево знаний (геометрия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие элективного курса по математике 9 класса подготовки к ГИА. Модуль «Геометрия». Решение задач по теме «Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции»
Материал содержит план-конспект занятия по теме:"Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции", презентации, тесты....
Рабочая программа учебного курса математики в 8 классе. Программа разработана для преподавания курса математики по учебнику алгебры под редакцией С. А. Теляковского и учебнику геометрии под редакцией Атанасяна Л.С.
Пояснительная записка, содержание курса, тематическое планирование...
Факультативный курс "Введение в геометрию" 6 класс
Программа пропедевтического курса изучения геометрии учащимися 6 классов предназначена для развития пространственного воображения, геометрической интуиции и творческих способностей. Особенностью курса...
РП и КТП элективного курса для учащихся 6 класса по геометрии " Наглядная геометрия"
РП и КТП курса "Наглядная геометрия"...
Элективный курс. Избранные вопросы геометрии 10 класс
Материал необходим для подготовке к ЕГЭ...
Рабочая программа элективного курса по наглядной геометрии для 6 класса
Рабочая программа элективного курса по наглядной геометрии для 6 класса...
ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС «ВВЕДЕНИЕ В ГЕОМЕТРИЮ» ДЛЯ 5–6 КЛАССОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
Вопрос о необходимости введения в начальную школу самостоятельного пропедевтического курса рассматривается давно. На сегодняшний день разработаны подобные курсы, но в современной школе, как правило, п...