Рабочая программа элективного курса по наглядной геометрии для 5 класса.
рабочая программа по геометрии (5 класс)
Рабочая программа элективного курса по наглядной геометрии для 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naglyadnaya_geometriya_5klass.docx | 32.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8
с углубленным изучением отдельных предметов»
ОБСУЖДЕНО И СОГЛАСОВАНО на заседании школьного методического объединения учителей математики протокол № __1_ от_09_____2021 г Руководитель ШМО ________________ О.В. Чернова | УТВЕРЖДАЮ Зам. Директора по УВР МОУ «Средняя школа № 8» ______________ Т.Н. Копытова «___01__» ___09__________2021 года |
Рабочая программа элективного курса
по наглядной геометрии
для 5 класса
Автор программы:
Чернова Ольга Васильевна
Учитель математики
высшая квалификационная
категория
г. Когалым 2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предназначена для работы в 5-х классах общеобразовательной школы.
Основой данной рабочей программы является авторская программа Т.Г.Ходот и А.Ю.Ходот по наглядной геометрии для 5-6-х классов (С.-Петербург).
- Учебник: Ходот Т.Г. Наглядная геометрия: учеб. Для учащихся 5 кл. общеобразовательных учреждений / Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, В.Л. Велиховская. – М.: Просвещение, 2006.
- Ходот Т.Г. Математика. Наглядная геометрия: кн. для учителя: 5-6 классы. /Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, О.А. Дмитриева. – М.: Просвещение, 2008
Курс реализуется за счет школьного компонента учебного плана. Авторская программа рассчитана на 34 часа (из расчета 1 час в неделю), но т.к. по годовому календарному учебному графику Учреждения на 2012-2013 учебный год в 5 классе 35 учебных недель, то программа увеличена на 1 час и рассчитана на 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Данный 1 час был добавлен на итоговое повторение курса «Наглядной геометрии».
Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная геометрия» лежит максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем нет теорем, строгих рассуждений, но присутствуют такие темы и задания, которые стимулировали бы учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Эта программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Таким образом, главная цель курса «Наглядной геометрии» - подготовка учащихся к овладению систематическим курсом геометрии в 7 – 9 классах.
Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности.
Программа построена таким образом, что приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.
Цели и задача курса “Наглядная геометрия”
ЦЕЛИ
Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:
- развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти, обучение правильной геометрической речи;
- создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;
- формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).
ЗАДАЧИ
- Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент.
- Развитие логического мышления учащихся строения курса, которое, в основном, соответствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих задач, как правило, “в картинках”.
- На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Требования к результатам обучения направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире.
В результате изучения курса учащиеся должны:
ЗНАТЬ:
- простейшие геометрические фигуры (прямая, отрезок, луч, многоугольник, квадрат, треугольник, угол);
- пять правильных многогранников;
- свойства геометрических фигур.
УМЕТЬ:
- строить простейшие геометрические фигуры;
- складывать из бумаги простейшие фигурки – оригами;
- измерять длины отрезков, находить площади многоугольников;
- находить объемы многогранников;
- строить развертку куба.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- при решении несложных практических расчетных задач;
- при определении форм окружающих предметов.
Содержание элективного курса по предмету «Наглядная геометрия»
для 5 класса рассчитано на 35 часов.
Введение (1 час)
Ознакомление учащихся с новым предметом – геометрия, обобщить и систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах, которые рассматривались в начальной школе.
Начальные понятия (3 часа)
Первые шаги в геометрии. Измерительные и чертежные инструменты. Пространство и размерность. Простейшие геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок, многоугольник. Углы, их построение и измерение. Вертикальные углы. Биссектриса угла. Треугольник, Виды треугольников. Построение треугольников. Пирамида. Квадрат.
Отрезки. Конструкции из отрезков (16 часов)
Отрезки (понятие отрезка, сравнение отрезков; конструирование из отрезков плоских и пространственных фигур: луч, прямая, ломаная, многоугольник; круг, цилиндр, конус; изображение фигур с разных точек зрения).
Углы. Конструкции из углов (7 часов)
Углы (понятие плоского и двугранного угла, сравнение плоских и двугранных углов, их виды, перпендикулярность; конструкции из углов)
Измерение (7 часов).
Измерение геометрических величин. Измерение (длина отрезка, площадь плоской фигуры, площадь прямоугольника; объем тела, объем прямоугольного параллелепипеда; градусная мера угла, транспортир). Основная цель: сформировать у учащихся представления об общих идеях теории измерений. Измерение длин, вычисление площадей и объемов. Развертки куба, параллелепипеда. Площадь поверхности. Объем куба, параллелепипеда
Повторение (1 час)
Повторение материала, изученного в 5 классе по курсу «Наглядная геометрия»
Формы и средства контроля
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по данному элективному курсу являются выполнение практических заданий, самостоятельных работ, а также устный/письменный опрос. Итоговая проверка – контрольная работа по курсу «Наглядной геометрии» 5 класса запланирована по окончании изучения всего материала (35 урок).
Тексты самостоятельных и контрольной работ взяты из учебного пособия: Ходот Т.Г. Математика. Наглядная геометрия: кн. для учителя: 5-6 классы. /Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, О.А. Дмитриева. – М.: Просвещение, 2008 (с 48 - 55)
Учебно-тематический план по предмету «Наглядная геометрия»
для 5 класса (базовый уровень)
рассчитан на 35 часов (1 час в неделю)
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Начальные понятия | 3 |
3 | Отрезок. Конструкции из отрезков. | 16 |
4 | Углы. Конструкции из углов | 7 |
5 | Измерения | 7 |
Повторение | 1 | |
Всего | 35 |
Календарно-тематическое планирование уроков наглядной геометрии в 5 классе.
1 час в неделю, всего 35 часов
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Примечание | ||||||
Класс 5 | Класс 5 | ||||||||
план | факт |
|
| ||||||
Введение | |||||||||
1. | Введение |
|
| ||||||
Начальные понятия | |||||||||
2. | Точка. Линия. Виды линий |
|
| ||||||
3. | Поверхность, тело. |
| |||||||
4. | Плоские и пространственные фигуры |
| |||||||
Отрезки, конструкции из отрезков | |||||||||
5. | Отрезок, сравнение отрезков |
| |||||||
6 | Луч. Числовой луч | ||||||||
7 | Прямая | ||||||||
8 | Ломаная. Длина ломаной | ||||||||
9 | Треугольник. Элементы треугольника | ||||||||
10 | Виды треугольников | ||||||||
11 | Неравенство треугольника | ||||||||
12 | Круг и окружность. Их элементы. Способы построения круга. | ||||||||
13 | Как мы видим и рисуем круг | ||||||||
14 | Решение задач | ||||||||
15 | Цилиндр, его элементы. Виды цилиндров |
| |||||||
16 | Прямоугольный параллелепипед |
| |||||||
17 | Как рисуют цилиндры |
| |||||||
18 | Конус. Его элементы. Виды конусов |
| |||||||
19 | Как рисуют конусы |
| |||||||
20 | Решение задач |
| |||||||
Углы. Конструкции из углов | |||||||||
21 | Двугранный угол. Его элементы. Плоский угол. Его элементы |
| |||||||
22 | Сравнение углов. Построение угла, равного данному. Построение биссектрисы угла |
| |||||||
23 | Сравнение углов. Построение угла, равного данному. Построение биссектрисы угла |
| |||||||
24 | Виды углов |
| |||||||
25 | Чертежный треугольник. Перпендикуляр к прямой. |
| |||||||
26 | Чертежный треугольник. Перпендикуляр к прямой. |
| |||||||
27 | Новая классификация треугольников |
| |||||||
Измерения | |||||||||
28 | Измерение отрезков |
|
| ||||||
29 | Площадь плоской фигуры. Площадь прямоугольника, площадь треугольника. Единицы измерения площади |
|
| ||||||
30 | Площадь плоской фигуры. Площадь прямоугольника, площадь треугольника. Единицы измерения площади |
|
| ||||||
31 | Объем тела. Объем прямоугольного параллелепипеда |
|
| ||||||
32 | Измерение углов. Транспортир |
|
| ||||||
33 | Измерение углов. Транспортир |
|
| ||||||
34 | Контрольная работа |
|
| ||||||
Повторение | |||||||||
35 | Итоговое повторение материала по курсу 5 класса |
|
|
Перечень учебно-методического обеспечения
- Библиотечный фонд:
- Ходот Т.Г. Наглядная геометрия: учеб. Для учащихся 5 кл. общеобразовательных учреждений / Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, В.Л. Велиховская. – М.: Просвещение, 2006.
- Ходот Т.Г. Математика. Наглядная геометрия: кн. для учителя: 5-6 классы. /Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, О.А. Дмитриева. – М.: Просвещение, 2008
- Интернет ресурсы: www.festival.1september.ru, http://golovolomka.yard.ru/golovolomka_052.php
- Печатные пособия
- Таблицы по математике для 5-6 классов;
- Технические средства обучения:
- Мультимедийный компьютер;
- Средства телекоммуникации;
- Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
- Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600).
- Набор планиметрических фигур.
Список литературы
- Ходот Т.Г. Наглядная геометрия: учеб. Для учащихся 5 кл. общеобразовательных учреждений / Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, В.Л. Велиховская. – М.: Просвещение, 2006.
- Ходот Т.Г. Математика. Наглядная геометрия: кн. для учителя: 5-6 классы. /Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, О.А. Дмитриева. – М.: Просвещение, 2008.
- Интернет ресурсы: www.festival.1september.ru, http://golovolomka.yard.ru/golovolomka_052.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс
Настоящая программа предназначена для организации обучения по элективному курсу «Правовые основы предпринимательства», учащихся 10 - 11 х классов. Рабочая п...
Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе
Это программа для тех, кто изучает математику, кому завтра предстоят выпускные и вступительные экзамены....
Рабочая программа элективного курса по английскому языку 10 класс по теме «Путешествие по Объединенному Королевству. Страноведение»
Рабочая программа по английскому языку в 10 классе можно использовать на элективных курсах...
Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"
Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии, так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....
Рабочая программа элективного курса по наглядной геометрии для 6 класса
Рабочая программа элективного курса по наглядной геометрии для 6 класса...
Рабочая программа элективного курса по математике "Геометрия вокруг нас"
Рабочая программа элективного курса по математике "Геометрия вокруг нас"...
Рабочая программа элективного курса по наглядной геометрии для 6 класса
Рабочая программа элективного курса по наглядной геометрии для 6 класса...