Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников
рабочая программа по психологии

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников содержит в себе пояснительную записку, цели, задачи, методы работы, принципы, ожидаемые результаты, содержание проводимой работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»

ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Согласовано

Заместитель директора_________Е.А. Якуничева

«____» августа 2019 года

Утверждено

Директор школы _________И.Л. Саленкова

Приказ  № _____ от «____» августа 2019 года

Рабочая программа  

психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников

Реализует педагог-психолог  Богомолов Артём Сергеевич

Квалификационная категория: без категории

2019/2020 учебный год

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, направлена на осуществление комплексного психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к школе учащихся первых классов.

Программа дает возможность отслеживать процесс развития, заниматься глубокой и всесторонней как профилактической, так и развивающей работой в зоне ближайшего развития детей определенного возраста, осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается.

Психолог становится полноправным участником образовательного процесса. У него появляется возможность тесно сотрудничать с педагогами в решении проблем и задач развития конкретных детей и ученического коллектива в целом, прежде всего - с классным руководителем.

Проблема адаптации первоклассника к обучению в школе является одной из самых важных для педагогики и психологии образования, так как от того, как ребенок адаптируется в школе, насколько успешно пройдут его первые месяцы и первый год в образовательном учреждении, зависит не только успешность его обучения, отношение к учению, учителю и сверстникам, но и способность к дальнейшему психическому, личностному и социальному развитию. Школьная дезадаптация чаще всего проявляется в невозможности обучения ребенка по программе в соответствии с его способностями, в нарушениях учебы и поведения, в конфликтных отношениях со сверстниками и педагогами, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности - учении. Этому возрастному периоду психологи уделяют достаточно много внимания, так как именно он особенно важен при формировании личности школьника, в нем закладывается потенциал дальнейшего развития ребенка. В этом возрасте ребенок проходит через кризис развития, связанный с объективным изменением социальной ситуации развития. Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственности за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие.

С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу и т. д. У каждого ребенка, поступающего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом состоянии, здоровье, но и на поведении ребенка. К специфическим проблемам первоклассников можно отнести разновозрастный состав классов (6 и 7 лет) и неодинаковый уровень подготовки детей, что вызвано множеством программ подготовки к школе, не всегда согласованных с обучением в начальных классах. Даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают стресс, показывают не стабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в школе, в той школе, которую они так живо и красочно себе представляли. Таким образом, одним из главных направлений работы школьного психолога в начальной школе является помощь ученику в освоении учебной деятельности как в период адаптации в первом классе, так и на всем протяжении обучения в младших классах.

Успешность освоения учебной деятельности, прежде всего, заложена не в ранней программной подготовке дошкольника, а в полноценном освоении игровой деятельности. Так, в частности, в процессе развития сюжетной игры расширяется кругозор, формируется воображение, произвольность поведения, вырабатываются умения принимать правила, инструкцию, следовать заданному алгоритму, формируются познавательные интересы. В дальнейшем обучении, совместной работе с учителем у школьников, на основе познавательных интересов, формируются потребности в теоретических знаниях, что, в свою очередь, преобразуется в многообразие мотивов учебной деятельности. Зачастую подача содержания урока является приоритетной задачей для учителя, а задачи развития уходят на второй план или опускаются вовсе. На традиционных уроках в большей степени используются интеллектуальные, психологические ресурсы ребенка, и в меньшей степени - подкрепляются.

Таким образом, традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач. Возникает необходимость в проведении развивающих занятий, помогающих младшему школьнику не только приобрести навыки работы в классе, принятия учебной задачи, самостоятельной деятельности, но и актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, получить новый деятельностный опыт.

Психолого-педагогическое сопровождение это особый вид помощи (или поддержки) ребенку, обеспечивающей его развитие в условиях образовательного процесса. Полноценное развитие ученика на всех ступенях школьной жизни складывается из двух составляющих, которые должны согласовываться, взаимно дополнять друг друга: реализация тех возможностей, которые ребенку открывает данный этап возрастного развития; реализация тех возможностей, которые предлагает ему данная социально-педагогическая среда. Следовательно, актуальным направлением работы школьного психолога является профилактика трудностей адаптации у первоклассников.

Основной целью программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие саморегуляции детей, предупреждение и снижение тревожности, а также помощь учителю в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников.

Задачи обучающие:

  •  формировать у первоклассников реальные представления об особенностях обучения в школе;
  •  формировать и развивать общеучебные умения и навыки (умение самостоятельно работать в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).

Задачи развивающие:

  •  развивать у детей различные виды памяти, внимания, воображения;
  •  развивать речь при работе над словом, словосочетанием, предложением.
  •  развивать мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
  •  развивать сенсорную сферу ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук) и двигательную сферу.

Задачи воспитательные:

  •  формировать навыки общения;
  •  корректировать трудности поведения и характера;
  •  формировать систему нравственных межличностных отношений (формирование «Я-концепции»).

В соответствии с задачами можно выделить основные направления работы по адаптации первоклассников к школе:

  1.  Психологическая диагностика.
  2.  Консультативная работа с педагогами и родителями.
  3.  Профилактическая работа.
  4.  Коррекционно-развивающая работа.
  5.  Аналитическая работа.

Учитывая психологические особенности обучающихся, в работе используются следующие формы:

- фронтальная;

- групповая;

- индивидуальная.

Методы работы:

-         наблюдение;

-         беседа;

-        анкетирование;

-         опрос;

-         тестирование;

-        игротерапия - метод моделирования системы социальных отношений в нагляднодейственной форме в особых игровых условиях;

-        арттерапия - метод гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания;

-        тренинг - метод обучения ребенка адекватным формам поведения в проблемных ситуациях;

-        психогимнастика - невербальный метод групповой терапии, в основе которой лежит использование двигательной экспрессии;

-        метод социальной терапии - метод психологического воздействия, основанный на использовании социального принятия, признания, социального одобрения и положительной оценки ребенка значимым социальным окружением - как взрослыми, так и сверстниками.

Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:

научность - использование научно обоснованных и апробированных в педагогической практике технологий и методик;

системность - организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса;

комплексность - совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классного руководителя, учителей, администрации, педагога-психолога и др.;

превентивность - обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.

открытость - последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнёрства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих работников,

технологичность - использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение интеллектуального уровня.

2. Развитие познавательных процессов и мотивации учения.

3. Формирование умения включаться в задание, игру, контролировать свои действия, планировать их, действовать по правилу.

4. Устранение дефектов произвольного поведения.

5. Развитие произвольности психологических процессов.

6. Развитие навыков рефлексии.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

  •  сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
  •  установление контакта с учащимися, с учителем;
  •  формирование адекватного поведения;
  •  овладение навыками учебной деятельности.

Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.

Программа рассчитана на один год обучения.

Содержание проводимой работы:

  • Наблюдение за процессом адаптации у обучающихся 1 классов (на первичном и вторичном этапе).
  •  Целевое посещение уроков, наблюдение во вне учебное время в течение года Выявление детей, испытывающих трудности адаптации на первичном этапе и вторичном этапе путём наблюдения.
  •  Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление уровня адаптации первоклассников (проведение методик: «Урок в моём классе», структурированная психодиагностическая беседа «Дети разговаривали о школе»).
  •  Экспертный опрос педагогов - октябрь, апрель. Выявление обучающихся, испытывающих трудности адаптации (на первичном и вторичном этапе) путём диагностики.
  •  Экспертный опрос родителей первоклассников - сентябрь-октябрь
  •  Психологическое обследование первоклассников (тестирование групповое и индивидуальное) - сентябрь-октябрь, апрель
  •  Анализ педагогической документации и материалов предыдущих исследований - сентябрь
  •  Углублённое психологическое обследование обучающихся (индивидуально) - в течение года
  •  Коррекционно-развивающая работа на этапе первичной и вторичной адаптации.
  •  Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися (групповые) - сентябрь - май.

-        Формирование психологического статуса школьника у первоклассников, испытывающих трудности адаптации, коррекция эмоционально-волевой сферы, преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе.

-        Коррекционно-развивающая работа с обучающимися (индивидуально) - в течение года

-        Консультационная и просветительская работа с родителями первоклассников.

-        Повышение психологической компетентности в вопросах переживаемого детьми периода, принятие родителями на себя определённой ответственности за ребёнка, совместное решение проблемных ситуаций

-        Участие в проведении общего родительского собрания: «Возрастные особенности первоклассника: помощь ребенку в адаптации к школе со стороны родителей» - сентябрь.

-         Тематические консультации: проблемы развития внимания, мышления и т.п.; как повысить учебную мотивацию; самооценка; самостоятельность; проблемы тревожности, агрессивности и т.д. - в течение года по запросу

-        Педконсилиум по итогам первичной адаптации учащихся в 1 классах школы – ноябрь выработка стратегии и тактики в оказании помощи учащимся, испытывающим трудности адаптации в школе.

-        Малый педсовет: «Итоги адаптации первоклассников» - май

Методическая и аналитическая работа.

-        Подготовка опросников, анкет, тестов - сентябрь

-        Подготовка к собраниям, коррекционно-развивающим занятиям - в течение года

-        Изготовление наглядных пособий для коррекционно-развивающих занятий - в течение года

-        Обработка диагностики - в течение года

Этапы реализации программы:

I этап подготовительный (сентябрь) включает:

  • Психологическое просвещение родителей и классных руководителей 1 класса.
  • Психолого-педагогическую        диагностику        участников образовательного процесса.

Основная задача данного этапа - определить актуальный уровень психического развития первоклассников, выявить детей, имеющих трудности адаптации и нуждающихся в коррекционной и развивающей работе в целях профилактики школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Методы работы:

  • наблюдение на уроках и вне учебной деятельности;
  • экспертные опросы педагогов и родителей;
  • психологическое обследование самих детей;
  • анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований.

Наблюдение - наиболее распространённый и незаменимый метод в работе с первоклассниками. Применяется выборочное наблюдение, когда фиксируются только некоторые особенности поведения первоклассников. Фиксируются резко выраженные эмоциональные реакции, характерные ответы и ошибки, темп работы, активность на уроках, отношение к успехам неудачам и т.д. Путём систематического наблюдения выделяются дети моторно-расторможенные, возбудимые, раздражительные, малоподвижные, дети эмоционально неустойчивые и с преобладанием определённого типа эмоций, социально смелые, легко вступающие в контакт, робкие, застенчивые и т.д.

Результаты наблюдения фиксируются по схеме, включающей 7 шкал: учебная активность, усвоение программных материалов, поведение на уроке, поведение на перемене, взаимоотношения с одноклассниками, отношение к учителю, эмоции. Заполняется карта наблюдений на каждого первоклассника.

Опрос педагогов рассматривается как основной способ получения информации. Он позволяет:

  •  выявить соответствие ряда важнейших характеристик обучения, поведения и общения ребёнка, предъявляемым ему психолого-педагогическими требованиями;
  •  уточнить содержание и природу трудностей, возникающих у детей с нарушением поведения.

Опрос родителей является вспомогательным методом получения информации об отношении ребёнка к школе, некоторых аспектов его учебной деятельности и актуальном психологическом состоянии.

Анализ документации предполагает работу с тетрадями школьников, просмотр медицинских записей в карте ребёнка.

Психологическое обследование детей направлено на получение информации о особенностях психолого-педагогического статуса школьника: это система отношения к миру, к себе и значимым видам деятельности, особенности мотивационно-личностной сферы, эмоциональное самочувствие. Помимо этого обследование позволяет уточнить содержание и природу школьных трудностей, возникающих у некоторых детей.

Дети обследуются в групповой форме по методикам, включенным в план обследований универсальных учебных действий, а также дополнительным разработкам, например, структурированная психодиагностическая беседа «Дети разговаривали о школе» или проведение проективной рисуночной методики «Урок в моём классе».

По итогам диагностики заполняются сводные таблицы по каждой методике.

Применяются также и другие методики, не учтенные планом обследований, эти методики применяются по запросу или необходимости, включая индивидуальное обследование.

На основании проведенной работы на первом этапе заполняется карта адаптации на каждого первоклассника и оформляется справка, обобщающая все результаты.

II этап организационный (октябрь) включает:

  • Формирование групп для дальнейшей коррекционно-развивающей

работы по профилактике трудностей адаптации первоклассников.

  • Психологическое консультирование родителей и педагогов по итогам диагностики.

Результаты диагностики позволяют грамотно построить консультативную работу с родителями и педагогами. Ознакомление классных руководителей с индивидуальными особенностями учащихся в целях дифференциации процесса обучения. Индивидуальные и групповые консультации с родителями по результатам диагностики проводятся в течение всего учебного года.

Основная задача - проинформировать родителей и педагогов о трудностях адаптации, об уровне актуального психического развития, дать соответствующие рекомендации и получить согласие на дальнейшую психолого-педагогическую работу с детьми.

Консультативная работа с педагогами и родителями, связанная с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или психологического самочувствия проводится в течение года.

III этап обучающий (октябрь - май) включает:

  • Психологическое просвещение педагогов и родителей.
  • Развивающую психолого-педагогическую, коррекционную работу с

первоклассниками.

Основная задача данного этапа - профилактика трудностей адаптации у первоклассников.

Содержание (тематика) просветительной и консультативной работы, равно как и формы ее проведения, могут быть достаточно разнообразными и рассчитанными не на один год работы с педагогами и родителями.

IV этап заключительный (апрель-май):

  • Психолого-педагогическая диагностика участников образовательного процесса.
  • Консультационная и просветительская работа с родителями.

Основная задача - выявить динамику развития обучающихся 1 класса.

Психолого-педагогическая диагностика участников образовательного процесса включает:

-         наблюдения на уроках,

-         экспертные опросы педагогов, в итоге заполняется карта наблюдения за процессом адаптации, которая предназначена для фиксации наблюдений и оценок учителя по отношению к отдельным детям. В ней представлены параметры, на основании которых можно оценить деятельность ребенка, особенности его эмоционально-волевой сферы и положение в классе (заполняется 2 раза в год, в декабре и апреле). Проводится сравнительный анализ

-        групповая диагностика первоклассников (включает методики, направленные на изучение особенностей сформированности познавательных процессов, произвольности, учебной деятельности и мотивации учения).

-         родительское собрание: «Итоги адаптации детей в школе»;

-         общее родительское собрание для родителей будущих первоклассников: «Особенности и трудности адаптации детей к школе. Причины школьной дезадаптации».

Содержание коррекционно-развивающих занятий по профилактике трудностей адаптации первоклассников «Хочу быть успешным»

Занятия строятся в доступной и интересной форме. Основное содержание групповых занятий составляли игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Занятия входят в систему сопровождения адаптации первоклассников к школе, поэтому в ходе их проведения проходят консультации с учителем на протяжении всего учебного года, встречи с родителями детей индивидуально и на родительских собраниях.

Программа «Хочу быть успешным» рассчитана на 33 занятия по 1 академических часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю в каждой группе. Программа рассчитана на группу детей в возрасте от 6-7 лет, она разработана с учетом возрастных особенностей детей и включает занятия различной тематики, способствующие разностороннему развитию детей.

В группу включаются дети, показавшие низкую когнитивную готовность к школе, испытывающие трудности в поведении и общении в различных школьных ситуациях, испытывающие трудности в эмоциональной сфере, т.е. дети, которые в данный период находятся в состоянии дезадаптации. Приблизительная длительность каждого занятия - 35-45 минут, в зависимости от состояния детей, сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы. Дополнительно с групповыми занятиями проводятся индивидуальные занятия с этими детьми по развитию когнитивных умений и способностей, необходимых для обучения в школе. Индивидуальные занятия проводятся раз в неделю в течение 20-30 минут.

Структура занятия

Каждое занятие состоит из ритуалов приветствия и прощания, разминки, основной части, рефлексии занятия. Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал обычно предлагается психологом. В него должны быть включены все дети.

Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Определённые разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.

Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса.

Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.

Динамика развития детей отслеживается посредством проведения контрольных срезов через каждые 10 занятий. Также каждые пять занятий проводится консультация родителей детей, занимающихся в группе. На консультациях родителям предлагаются игры и упражнения по развитию ребёнка в домашних условиях.

Список использованной литературы:

1.         Битянова М.Р. Психолог в школе: содержание и организация работы / М.Р.Битянова. - М., 1998.

2.        Битянова Л. Психологическое сопровождение детей / Л.Битянова // Школьный психолог. - 2000. - № 10.

3.        Бачков И.В. «Психологическая азбука» первый год обучения, Ось - 89,2003 г.

4.        Груздева Ю.В., Богачкина Н.А. «Классные часы с психологом. 1 - 4 классы». - М.: «Глобус», 2009

5.        Воднева, Г.Д. Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации: методическое пособие / Г.Д.Воднева. - Витебск, 2006.

6.        Завьялова Т.П., Стародубова И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. - М.: АРКТИ, - 2010г.

7.        Ильина М.В. Развитие вербального воображения. - М.: ПРрометей; Книголюб,

2003г.

8.        Истратова О.Н. «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники» - Ростов-на- Дону «Феникс», 2010

9.        Костяк Т.В. «Психологическая адаптация первоклассников» - М.: «Академия»,

2008

10.        Локалова Н.П. “120 уроков психологического развития младших школьников”, “Ось-89”, 2008.

11.        Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учеб.пособие - 4-е изд.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.

12.        Тарабарина Т.Н., Соколова Е.И. Что необходимо знать к 1-му классу.- Ярославль: Академия развития, 2003г.

13.        Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф.Тихомирова. - Ярославль, 1997.

14.        Фопель К. «Чтобы дети были счастливы», Генезис, 2005 г.

15.        Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: программа формирования психологического здоровья у младших школьников / О.В.Хухлаева. - М.: Генезис, 2004 г.

16.        Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей, популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1996г

17.        Чибисова М.Ю., Пилипко Н.В. Психолог на родительском собрании.-2-е изд.- М.: Генезис, 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения адаптации учащихся 1х классов к школьному обучению

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 1х классов разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей ...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения и адаптации к среднему звену школы учащихся 5х классов

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5х классов разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей с...

Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”

Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”...

Методическая программа “Психолого-педагогическое сопровождение талантливых и одаренных детей, помощь в адаптации к школьному обучению, развитие у учащихся стремления к самореализации и раскрытию потенциала”

Цель сопровождения: выявление, поддержка и развитие талантливых и одаренных детей, психолого-педагогическая помощь в адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу, психолого-педагогическа...

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи как часть адаптированной образовательной программы

Программа предназначена для работы учителям-логопедам в условиях инклюзивного образования....

Рабочая программа "Психолого-педагогическое сопровождение периода адаптации обучающихся 10-х классов"

Проблема адаптации учеников актуальна на всех этапах обучения. Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Большую по...