Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения и адаптации к среднему звену школы учащихся 5х классов
рабочая программа по психологии (5 класс) по теме
Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5х классов разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей с тяжелой речевой патологией и оказание помощи детям этой категории в адаптации к учебному процессу и освоении основной образовательной программы.
Цель программы:
Адаптация учащихся к среднему звену школы, развитие и коррекция познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5.docx | 35.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (V вида) № 2
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
198020, Санкт – Петербург, Старо-Петергофский пр. д. 33a
тел./факс 252-04-56
Принята «Утверждаю»
на педагогическом совете Директор школы
Протокол № «___» от __________г. ____________М. Г. Черных
«___»________________ г.
Рабочая программа
психолого-педагогического сопровождения
и адаптации к среднему звену школы
учащихся 5х классов
Принято на заседании научно-методического отдела
ГБОУ ЦППРК Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Протокол № ______ от «___» ________________ 2012г.
Заведующая отделом ______________ Т.Г. Зайченко
Санкт-Петербург
2012
Содержание:
- Пояснительная записка
- Актуальность программы
- Цель программы
- Целевая группа
- Задачи программы
- Количество и длительность занятий, этапы работы
- Целевая группа
- Прогнозируемые результаты работы
- Параметры результативности и диагностика
- Организационно- педагогические условия
2) Характеристика целесообразной методики построения курса.
3) Содержание программы
4) Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий
5) Список используемой литературы
- Пояснительная записка
- Актуальность программы
Вторая ступень обучения начинается с психологического сопровождения пятиклассников. Необходимость психологического сопровождения пятиклассников очевидна каждому, кто работает в школе. Пятый класс трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация 5 класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.
Кроме того, необходимо учитывать, что дети с тяжелой речевой патологией, обучающиеся в школе-интернате №2, имеют ряд специфических особенностей, как в познавательной сфере (неустойчивость внимания, своеобразие операций вербально-логического мышления и т. д.), так и в эмоционально-волевой сфере (повышенная возбудимость либо заторможенность нервной системы, обидчивость, болезненное стеснение своего недостатка и т. д. тревожность, гиперактивность, повышенная агрессия). Перечисленные факторы, а также особенности возраста – начало пубертатного периода делают психологическое сопровождение пятиклассников еще более актуальным.
Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5х классов разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей с тяжелой речевой патологией и оказание помощи детям этой категории в адаптации к учебному процессу и освоении основной образовательной программы.
- Цель программы:
Адаптация учащихся к среднему звену школы, развитие и коррекция познавательной и эмоционально-волевой сферы.
- Целевая группа:
Учащиеся 5 класса с тяжелой речевой патологией.
- Задачи программы:
- развитие словесно-логического мышления и связной речи;
- развитие внимания;
- развитие памяти;
- формирование волевой регуляции познавательных психических процессов и поведения;
- коррекция самовосприятия и восприятия других людей;
- формирование навыков коммуникации;
- снижение уровня агрессии и тревожности;
- улучшение общего психического состояния детей.
- Количество и длительность занятий, этапы работы:
- этап: Психологическая диагностика учащихся (диагностика проводится в 2 этапа: 1 этап – сентябрь-октябрь, контрольное обследование – май).
- этап: Участие в родительском собрании 5 класса. Презентация для родителей: «Адаптация пятиклассников».
- этап: Проведение коррекционно-развивающих занятий (см. календарно-тематическое планирование).
Программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на 23 занятия длительностью 1 ак. час.
- этап: Проведение индивидуальных занятий и консультаций с учащимися выявившими проблемы в познавательной или эмоционально-волевой сфере.
- этап: оценка эффективности проведенной работы путем сравнения входной и заключительной диагностики.
- Целевая группа – учащиеся 5 класса с тяжелой речевой патологией
- Прогнозируемые результаты работы:
Развитие познавательных процессов, повышение уровня волевой регуляции познавательных процессов и поведения, самоконтроля, улучшение навыков общения, формирование адекватной самооценки и оценки окружающих, улучшение психоэмоционального статуса учащихся.
Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на данном возрастном этапе, в рамках возможностей и особенностей учащихся с тяжелой речевой патологией.
1. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
2. Личностные действия УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
1) действие смыслообразования;
2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
3. Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
К ним относятся:
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата;
- коррекция;
- оценка;
- волевая саморегуляция.
4. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
- Параметры результативности и диагностика
В качестве критериев эффективности программы используется сравнительная оценка результатов входной и заключительной диагностики.
Использовали следующие методики:
- тест школьной тревожности Филлипса
- исследование внимания – таблицы Шульте
- мониторинг обученности учащихся
- мониторинг воспитанности учащихся
- психолого-педагогический мониторинг
- анкеты обратной связи участников
- Организационно- педагогические условия
• Временные и материальные ресурсы.
Группа формируется на основе результатов диагностики учащихся 5х классов, количество человек на занятии: 3-6.
• Условия проведения:
Занятия проводятся в кабинете психолога - просторном, хорошо проветриваемом помещении, где созданы условия для занятий и релаксации.
- Характеристика целесообразной методики
построения курса.
В ходе занятий используются групповые и индивидуальные формы работы.
Структура занятий позволяет гибко адаптировать содержание программы к актуальным проблемам и индивидуальным особенностям учащихся, формируя содержание каждого занятия в соответствии с актуальными целями и задачами группы.
Каждое занятие состоит из трех основных этапов.
Первый этап – организационный, в задачи которого входит создание психологического комфорта в группе, положительного психологического климата, знакомство с содержанием занятия, принятие (повторение) правил работы в группе. В данный этап также включаются психокоррекционные упражнения.
Второй этап – работа по основной теме занятия.
Третий этап - рефлексия деятельности на занятии, задачей которого является выявление степени удовлетворенности участниками совместной деятельностью, и усвоения ими новым знаний и умений.
Используемые педагогические технологии.
Техники арттерапии, сказкотерапии, релаксации, психокоррекционные игры и упражнения, беседы с учащимися, ИКТ, бланковый и раздаточный материал из УМК психолога.
- Содержание программы
- Тема 1: Введение
Информирование: обозначение перспектив занятий, их цели о форме. Создание рабочей обстановки. Тест школьной тревожности Филлипса.
- Тема 2: Развитие и коррекция познавательной сферы.
Развитие анализа и синтеза. Творческое мышление. Развитие вербального мышления. Решение логических задач. Развитие произвольного внимания. Развитие мыслительных операций. Зрительная память и восприятие.
- Тема 3: Формирование мотивации к обучению.
Формирование мотивации достижения и учебной мотивации.
- Тема 4: Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков.
Мир эмоций. Способы разрешения конфликтов. Профилактика и коррекция агрессии. Формирование толерантного поведения. Профилактика и коррекция школьных страхов. Мимика – язык лица, жесты – язык тела. Профилактика и коррекция тревожности. Формирование адекватной самооценки.
4. Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий
№ п/п | Дата | Тема | Содержание занятия, методическое обеспечение | Количество часов |
1 | Октябрь | Вводное занятие Введение |
| 1 |
2 | Октябрь | Развитие анализа и синтеза Развитие и коррекция познавательной сферы |
| 1 |
3 | Октябрь | Творческое мышление Развитие и коррекция познавательной сферы |
| 2 |
4 | Ноябрь | Мир эмоций Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков |
| 2 |
5 | Ноябрь | Развитие вербального мышления Развитие и коррекция познавательной сферы |
| 1 |
6 | Ноябрь | Способы разрешения конфликтов Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков |
| 1 |
7 | Декабрь | Решение логических задач Развитие и коррекция познавательной сферы |
| 2 |
8 | Декабрь | Профилактика и коррекция агрессии Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков |
| 1 |
9 | Декабрь | Формирование толерантного поведения Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков |
| 1 |
10 | Декабрь | Развитие произвольного внимания Развитие и коррекция познавательной сферы |
| 1 |
11 | Январь | Профилактика и коррекция школьных страхов Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков |
| 1 |
12 | Январь | Развитие мыслительных операций Развитие и коррекция познавательной сферы |
| 1 |
13 | Январь | Мимика – язык лица, жесты – язык тела Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков |
| 1 |
14 | Февраль | Произвольное внимание Развитие и коррекция познавательной сферы |
| 1 |
15 | Февраль | Зрительная память и восприятие Развитие и коррекция познавательной сферы |
| 1 |
16 | Февраль | Профилактика и коррекция тревожности Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков |
| 2 |
17 | Март | Формирование адекватной самооценки Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков |
| 1 |
18 | Март | Формирование мотивации достижения и учебной мотивации Формирование мотивации к обучению |
| 1 |
19 | Март | Итоговое занятие Итоги |
| 1 |
- Список используемой литературы
Битянова М. «Организация психологической работы в школе»., М. «Совершенство», 1998
Власенко И. Т. особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М. 1991
Выготский Л. С. Собр. Соч. – М. 1982
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: ЧеРо, 1998
Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога \под ред.И. В. Дубровиной/ М. 1987
Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению». – Я. 1997
Кряжева Н. Л. «Развитие эмоционального мира детей»
Овчарова Р. В. «Справочная книга школьного психолога» - М., 1996
Рогов И. Е. «Настольная книга школьного психолога», - М. 1996
Изард К. «Эмоции человека» Москва, 1980
Самоукина Н. «Практический психолог в школе». М. 1997
Тихомирова Л. Ф. «Развитие интеллектуальных способностей школьника». Я., 1996
Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей», М. 1996
Сайты Internet
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социально-психологического тренинга для учащихся 5-х классов в период адаптации к среднему звену школы «Тайны островов внутренних сил»
Авторы-составители: Гилёва Татьяна Александровна, педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5»Шихова Татьяна Юрьевна, педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5» Программа предназначена для ра...
Психологическое сопровождение процесса адаптации к среднему звену учащихся 5-х классов.
Хочу поделиться опытом работы, который на протяжении 10 лет помогает успешно адаптировать учащихся 5-х классов при переходе из начальной школы в среднюю....
«Условия успешности пятиклассника в период адаптации к среднему звену школы»
Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Родители должны обязательно проявлять интерес к ш...
Программа по адаптации в среднем звене школы.
Выявление проблем детей при переходе в среднее звено школы, оказание помощи в решении этих проблем, а также усвоение новых образцов поведения....
Программа сопровождения обучающихся 5 класса в период адаптации к обучению в среднем звене школы
Предлагаемая программа поможет школьникам адаптироваться в условиях средней школы. Игры и упражнения, используемые на занятиях, направлены на снижение школьной тревожности, формирование адекватной сам...
Адаптация в среднем звене школы
На начало 1 четверти 2020-2021 учебного года – 21 чел.На конец 4 четверти 2020-2021 учебного года – 20 чел.Выбыл: 1 чел. (Пономарев Никита в МАОУ «СОШ №26»)Прибыл: ...
Рабочие программы по английскому языку за курс средней общей школы. (10-11 классы) "Rainbow English", авторы-Афанасьева О.В. и Михеева И.В.
Программа по английскому языку (базовый уровень) на уровне среднего общего образования разработана на основе ФГОС СОО.Программа по английскому языку является ориентиром для составления рабочих програм...