Элективный курс "Основы черчения"
рабочая программа (11 класс)
Рабочая программа элективного курса в 11 классе. Рассчитана на 1 год (1 занятие в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по элективному курсу "Основы черчения" | 162 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Элективный курс черчения в школе рассчитан на трудовую и политехническую подготовку обучающихся, на формирование мотивации и самореализацию в профессиях сельского социума. Учебно-воспитательные задачи курса способствуют формированию основ графической грамоты, умению составлять чертёжно-графическую документацию и сознательно ею пользоваться. Чтение и выполнение чертежей деталей и сборочных единиц, их анализ создают предпосылки для развития у школьников склонности к изучению техники, в том числе и сельскохозяйственной. Тесная связь обучения черчению с жизнью, производительным трудом, широкое использование межпредметных связей, включение в процесс обучения черчению возможно более широкого круга познавательных и занимательных задач повышают интерес к изучению предмета и качество обучения.
Программа открывает реальные возможности для развития творческой деятельности учащихся в процессе их графической подготовки, предусматривает знакомство учащихся с понятиями производственно-технического характера и требования технической эстетики. Так, при выполнении упражнений учащиеся знакомятся с названием деталей, их назначением, характером работы, связью с другими деталями и механизмами, с материалами, из которых они изготовлены, а также получают некоторые сведения об их изготовлении. Ознакомление школьников с требованиями технической эстетики и привитие им культуры графического труда создают основу для эстетического воспитания учащихся средствами черчения. Развитие умения наблюдать и сравнивать предметы и их изображения, выделять в них существенные признаки и свойства, осуществлять на основе усвоения приёмов логического мышления.
Цели и задачи курса.
В процессе обучения черчению необходимо:
- сформировать у учащихся знания о прямоугольном проецировании на одну, две, три взаимно перпендикулярные плоскости, о построении аксонометрических проекций и приёмам выполнения технических рисунков;
- ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
- учить в процессе чтения чертежей воссоздавать образ предметов и анализировать их форму и конструкцию;
- способствовать развитию у учащихся технического и образного мышления, а также пространственных представлений, имеющих большое значение в трудовом обучении, производственной деятельности и техническом творчестве;
- научит самостоятельно пользоваться учебными справочными пособиями в практике чтения и выполнения чертеже;
- способствовать привитию учащимся культуры труда при выполнении графической документации; знакомить с техническими профессиями сельского социума.
Место в учебном плане.
Изучение курса «Основы черчения» рассчитано на один год обучения, 1 час в неделю.
Всего за год 34 часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Основные личностные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения:
- развитие познавательных интересов и активности при изучении курса черчения;
- воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- овладение установками, нормами и правилами организации труда;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию;
- готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и мировоззрению;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной и творческой деятельности, готовности и способности вести диалог и достигать в нём взаимопонимания;
- формирование социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Метапредметные результаты
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения:
- определение цели своего обучения, постановка и формулировка новых задач в учебе;
- планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных;
- способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся задачей;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- способность определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; работа индивидуально и в группе: умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Предметные результаты
- приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации;
- развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, статических, динамических и пространственных представлений;
- развитие визуально – пространственного мышления;
- рациональное использование чертежных инструментов;
- освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения;
- развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразования формы предметов, изменения их положения и ориентации в пространстве;
- приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том числе базирующихся на ИКТ;
- применение графических знаний в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования);
- формирование стойкого интереса к творческой деятельности.
Ученик научится:
- выполнять прямоугольное проецирование на одну, две, три плоскости проекции и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
- правильно выполнять чертежи;
- выполнять и обозначать сечения и разрезы на чертежах;
- рационально использовать чертёжные инструменты;
- читать несложные строительные чертежи;
- пользоваться справочной литературой.
Ученик получит возможность научиться:
- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
- анализировать графический состав изображений;
- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных деталей;
- выбирать необходимое количество видов на чертежах;
- выполнять чертежи основных соединений деталей;
- читать архитектурно-строительные чертежи, делать
обзор разновидностей графических изображений.
Содержание материала.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (6 часов)
Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Типы линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, шгрихпунктирная, тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись.
Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба.
СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (7 часов)
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.
Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала.
Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.
ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ (5 часов)
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел.
ОБОБЩЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О СПОСОБАХ ПРОЕЦИРОВАНИЯ. (2 часа)
Повторение способов проецирования. Чертежи группы геометрических тел.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета.
Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений.
СЕЧЕНИЯ И РАЗРЕЗЫ (3 часа)
Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях.
Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов.
СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ (7 часов)
Чертежи типовых соединений деталей. Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений.
Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей.
Выполнение чертежей резьбовых соединений.
Сборочные чертежи изделий.
Изображения на сборочных чертежах.
Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Размеры на сборочных чертежах.
Чтение сборочных чертежей. Деталирование.
ЧТЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ (4 часа)
Основные особенности архитектурно-строительных чертежей, правила их прочтения. Обзор разновидностей графических изображений. Условные обозначения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1. | Правила оформления чертежей | 6 |
2. | Способы проецирования | 7 |
3. | Чтение и выполнение чертежей деталей | 5 |
4. | Обобщение сведений о способах проецирования | 2 |
5. | Сечения и разрезы | 3 |
6. | Сборочные чертежи | 7 |
7. | Чтение строительных чертежей | 4 |
Итого: | 34 |
Календарно – тематическое планирование.
№ урока | Название разделов, тем уроков | Кол. часов | Дата | Примечание |
1. Правила оформления чертежей | 6 | |||
1 | Вводный урок. Техника безопасности на уроках. Линии чертежа. | 1 | ||
2 | Сведения о чертёжном шрифте | 1 | ||
3 | Понятие о стандартах. Форматы, рамка, основная надпись. | 1 | ||
4 | Масштаб. Нанесение размеров. | 1 | ||
5 | Чертёж плоской детали. | 1 | ||
6 | Моделирование по чертежу. | 1 | ||
2.Способы проецирования | 7 | |||
7 | Изображение предмета на одну и две плоскости проекции. | 1 | ||
8 | Построение третьей проекции. Понятие о местных видах. | 1 | ||
9 | Графическая работа №1 | 1 | ||
10 | Анализ геометрической формы предмета. Чертёж детали. | 1 | ||
11 | Аксонометрические проекции плоских и объёмных фигур. | 1 | ||
12 | Эллипс как проекция окружности. Чтение чертежей. | 1 | ||
13 | Самостоятельная работа | 1 | ||
3.Чтение и выполнение чертежей деталей. | 5 | |||
14 | Проекции геометрических тел. Чтение чертежей. | 1 | ||
15 | Анализ графического состава изображения. | 1 | ||
16 | Эскиз и технический рисунок детали. | 1 | ||
17 | Эскиз детали с включением элементов конструирования. Эскиз детали с натуры. | 1 | ||
18 | Графическая работа №2 | 1 | ||
4.Обобщение сведений о способах проецирования | 2 | |||
19 | Выполнение чертежа предмета по его наглядному изображению. | 1 | ||
20 | Выполнение аксонометрической проекции с построением точек. | 1 | ||
5.Сечения и разрезы. | 3 | |||
21 | Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. | 1 | ||
22 | Простые разрезы. Эскиз детали с выполнением разреза. | 1 | ||
23 | Устное чтение чертежей. | 1 | ||
6.Сборочные чертежи. | 7 | |||
24 | Рабочий чертёж детали. | 1 | ||
25 | Местные разрезы. | 1 | ||
26 | Чертёж детали с натуры. | 1 | ||
27 | Чертежи деталей с соединениями. | 1 | ||
28 | Деталирование. Сборочные чертежи. | 1 | ||
29 | Решение творческих задач. | 1 | ||
30 | Графическая работа №3 | 1 | ||
7.Чтение строительных чертежей. | 4 | |||
31 | Архитектурно-строительные чертежи. | 1 | ||
32 | Обзор разновидностей графических изображений. | 1 | ||
33 | Условные изображения на строительных чертежах. | 1 | ||
34 | Итоговая графическая работа. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по черчению "Разрезы и сечения" (9 класс)
Элективный курс по черчению для 9 класса....
Программа элективного курса по черчению " Графический язык твоей профессии"
Данный курс предназначен для обучения учащихся 10-11 классов, утвердившихся в выборе специальности архитектора, строителя, дизайнера, инженера, конструктора, топографа, геолога и других професси...
Рабочая программа по элективному предмету "Черчение" для учащихся 10 и 11 класса
Рабочая программа по элективному предмету "Черчение" для учащихся 10 - 11 класса составлена с целью углубления знаний в области графики. Как средство передачи инженегрных знаний графика будет необходи...
Элективный курс "Черчение"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Данная программа конкрет...
Элективный курс "Черчение"
Элективный курс черчения в школе рассчитан на трудовую и политехническую подготовку обучающихся, на формирование мотивации и самореализацию в профессиях сельского социума. Учебно-воспитательные ...
Рабочая программа элективного курса «Черчение с элементами моделирования и проектирование на ПК» (для учащихся 8-9 классов) Адаптированная.
Рабочая программа элективного курса «Черчение с элементами моделирования и проектирование на ПК» для общеобразовательных классов общеобразовательных школ. Разработана на основе типовы...
Элективный курс черчение "Основы инженерной графики"
Настоящая программа для 9 класса создана на основе программыдля общеобразовательных учреждений, допущена Министерством образованияи науки Российской Федерации, Издательским...