Спортивный проект "Тимбилдинг - как средство создания комфортной образовательной и воспитательной среды в коллективе"
проект (9 класс)

Ефименко Наталья Борисовна

 

 

 

 

Спортивно- оздоровительный проект по теме:

 

 

 

 

«Тимбилдинг - как средство создания комфортной образовательной и воспитательной среды в коллективе»

 

Тимбилдинг как эффективный инструмент формирования детского коллектива

 

 

 

 

Составили учителя физической культуры

 ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»:

Ефименко Н.Б.

Евдокимов Д.В.

Давайте серьёзно продумаем вместе

Как детство друг другу лицом повернуть,

Чтоб дети запели единые песни,

Чтоб вместе хотелось им горы свернуть!

Актуальность

В переводе с английского «Тимбилдинг» означает «командообразование». На самом деле, тимбилдинг – комплекс игр, с помощью которых из обычных участников со своими слабостями и недостатками формируется уверенная, надежная и сплочённая суперкоманда.

. Развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития коллектива, но и для успешной учебной деятельности. В современном мире дети мало контактируют друг с другом. Почему? Погружены в виртуальный мир. Поэтому трудно устанавливают контакты со взрослыми и сверстниками.

Существует множество психотипов детей. Кому-то общение дается легко, и дети быстро находят общий язык со сверстниками, даже попадая в новый коллектив. Порой, эти дети не боятся сцены и публичных выступлений, и им нужно лишь задать правильное направление, чтобы общение носило конструктивный характер. Но есть категория детей, которым общение дается намного сложнее. Как правило, трудности в общении не говорят о каких-либо отклонениях, а лишь отражают психотип и темперамент ребенка. Таким детям нужна определенная помощь в интеграции в коллективе, чтобы в дальнейшей, взрослой жизни трудности в общении не сформировали комплексы и коммуникационные барьеры. Помочь им можно, создав искусственную ситуацию взаимодействия с коллективом, где ребенок смог бы раскрыться и почувствовать себя частью коллектива, ощутить себя в безопасности. Важно, как можно раньше избавиться от социальных барьеров и научиться адаптироваться в любом коллективе – отстаивать свою точку зрения, не бояться общения, показать свои личностные качества и интересы.

Это так же актуально для наших детей с ОВЗ, которые ввиду своей психологической особенностью с трудом находят контакт с одноклассниками. Нужна система. Поэтому мы решили использовать приёмы тимбилдинга на уроках физкультуры, в воспитательной работе и во внеурочное время. Они способствуют сближению детей, улучшению микроклимата в классе, созданию комфортной образовательной среды, являются связующим звеном в цепи взаимоотношений.

 

Цель: создать командный дух в коллективе, где каждый участник будет чувствовать себя частью единого целого для достижения цели.

 

Задачи: способствовать формированию и развитию навыков командной работы:

  1. принятие ответственности за результат команды;
  2. ситуационное лидерство (лидерство под задачу);
  3. принятие единого командного решения и согласование его с членами команды;
  4. формирование устойчивого чувства «мы»;
  5. развитие доверия между участниками, понимания и принятие индивидуальных особенностей друг друга.

 

Вид проекта: спортивно- оздоровительный.

Участники проекта: учителя, воспитатели, психологи, дефектологи.

Сроки реализации: сентябрь – май 2020 – 2021 уч.года.

В структуру тимбилдинга входят: игры, тренинги, упражнения.

 

Составляющие процесса командообразования:

  •   развитие сплоченности коллектива;
  •   оценка роли каждого «игрока» в команде;
  •   выявление лидеров;
  •   оттачивание навыков решения нестандартных задач;
  • повышение мотивации на достижение коллективных целей;
  • развитие стрессоустойчивости;
  • возможность для членов команды попробовать себя в новой роли.

 

Этапы работы в период социальной адаптации

 

Содержание

Сроки

Ответственные

Подготовительный этап

Изучение методической литературы.

Составление планов работы с детьми.

Создание комфортной предметно-развивающей среды.

 

Сентябрь

педагоги

Основной этап - работа с детьми

Знакомство детей с классом, друг с другом.

Диагностика вновь поступивших детей.

Организация и проведение игр.

Организация и проведение игровых занятий.

 

октябрь - апрель

педагоги

Заключительный этап

Итоговое занятие между классами

Фото-отчет.

 

май

педагоги

 

Цикл игр по месяцам

(проводятся 1 - 2 раза в месяц)

 

Дата

Тема занятия

Задачи

Участники

2-4 неделя

Удержать палку

 

Создание положительного эмоционального настроя в классе.

Развитие умения действовать соответственно правилам игры.

Развитие координации движений, общей и мелкой мото­рики.

специалисты по реабилитации

дети

 

1-3 неделя

 

 

 

 

 

 

Спасатели

Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками.

Повышение эмоционального тонуса.

Развитие чувства ритма, координации движения.

Формирование зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

специалисты по реабилитации

дети

 

1-4 неделя

По дорожке на одной ножке

Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры.

Закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка-мальчик).

Развитие общей и мелкой моторики.

специалисты по реабилитации

 

дети

 

1-4 неделя

Принцесса, крабик, Джек Воробей

Снятие эмоционального напряжения и агрессии.

Снижение излишней двигательной активности, импуль­сивности.

Обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы.

Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики.

специалисты по реабилитации

дети

 

2-4 неделя

Обруч по кругу

Сплочение группы, развитие эмпатии.

Снятие эмоционального и мышечного напряжения, тре­вожности.

Развитие умения связывать свои действия с действи­ями других детей, в ритме стиха, с правилами игры.

специалисты по реабилитации

 

дети

 

1-4 неделя

Несите предмет, не уронить

Преодоление упрямства, негативизма.

Формирование положительной самооценки.

Развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный авто­матизм.

Развитие слухового внимания, быстроты реакции.

специалисты по реабилитации

родители

дети

 

1-4 неделя

Лабиринт

Сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей на­выкам сотрудничества.

Снятие страхов перед сказочными героями.

Развитие общей и мелкой моторики, координации движе­ний.

Развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного).

специалисты по реабилитации

родители

дети

 

1-4 неделя

Построй колодец, разбери колодец

Формирование положительной самооценки.

Развитие стремления сопереживать, помогать, поддержи­вать друг друга.

Снятие мышечного напряжения.

Развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и ра­дость).

Развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки.

Развитие моторики, координации движений.

специалисты по реабилитации

родители

дети

 

1-4 неделя

Пролезь в дупло

Создание положительной эмоциональной обстановки.

Сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста.

специалисты по реабилитации

родители

дети

 

 

 

Мероприятия

 

Октябрь

А, ну-ка парни

8 класс

Январь

Зимние забавы

Вся школа

Апрель

День здоровья

Вся школа

Май

Я- выпускник!

9 класс

 

 

Результаты, достигаемые с помощью качественно проведенного тимбилдинга.

  1. Нормализация атмосферы и отношений внутри коллектива, продуктивное разрешение конфликтных ситуаций;
  2.  получение детьми навыков эффективного общения: умение налаживать взаимодействие, находить общий язык;
  3.  верное понимание распределения ролей в команде, умение использовать ресурсы каждого участника команды;
  4.  открыто обсуждать проблемы и пути их решения, анализировать прошлый опыт, делать выводы, учитывать ошибки;
  5.  повышение уровня инициативности обучающихся;
  6.  повышение уровня доверия в коллективе;
  7. с помощью тимбилдинга ребенок сможет избежать серьезных трудностей в общении и даст надежный фундамент для успешной реализации себя в будущем.
  8.  с помощью моделирования ситуации все члены одной команды нарабатывают полезные навыки для совместного достижения цели, взаимной помощи друг другу, обретают удовлетворение от активного обмена эмоциями, побеждая скрытые комплексы.

 

Механизм   оценки проекта:

  • анализ, чему научились дети в ходе игры? (все не могут быть ведущими, иногда нужно уметь быть в роли ведомого)
  • психологический  мониторинг детей;
  • активность детей на площадке.

 

Вывод:

 

Тимбилдинг – позволяет найти в ребятах данного конкретного коллектива скрытые возможности: их желания, потребности, интересы, способности и воплотить их в социально значимую деятельность, где и происходит сплочение классного коллектива. Благодаря тимбилдингу учащеюся:

 

 

 

 

  1. Учатся стратегическому, «долговременному», а не краткосрочному тактическому мышлению. Расставляют приоритеты, понимают, что если добиваться лишь личной выгоды, то в итоге будешь иметь меньше, а не больше;
  2. Моделируют кризисные ситуации и находят из них выход при помощи совместных усилий.
  3. Приобретают уверенность в себе и целеустремленность.
  4. Начинают чувствовать свою собственную значимость.
  5. Перестают быть тихонями.
  6. Проявляют инициативу, креативность.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Спортивно- оздоровительный проект по теме:

«Тимбилдинг - как средство создания комфортной образовательной и воспитательной среды в коллективе»

Тимбилдинг как эффективный инструмент формирования детского коллектива

Составили учителя физической культуры

 ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»:

Ефименко Н.Б.

Евдокимов Д.В.

Давайте серьёзно продумаем вместе

Как детство друг другу лицом повернуть,

Чтоб дети запели единые песни,

Чтоб вместе хотелось им горы свернуть!

Актуальность

В переводе с английского «Тимбилдинг» означает «командообразование». На самом деле, тимбилдинг – комплекс игр, с помощью которых из обычных участников со своими слабостями и недостатками формируется уверенная, надежная и сплочённая суперкоманда.

. Развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития коллектива, но и для успешной учебной деятельности. В современном мире дети мало контактируют друг с другом. Почему? Погружены в виртуальный мир. Поэтому трудно устанавливают контакты со взрослыми и сверстниками.

Существует множество психотипов детей. Кому-то общение дается легко, и дети быстро находят общий язык со сверстниками, даже попадая в новый коллектив. Порой, эти дети не боятся сцены и публичных выступлений, и им нужно лишь задать правильное направление, чтобы общение носило конструктивный характер. Но есть категория детей, которым общение дается намного сложнее. Как правило, трудности в общении не говорят о каких-либо отклонениях, а лишь отражают психотип и темперамент ребенка. Таким детям нужна определенная помощь в интеграции в коллективе, чтобы в дальнейшей, взрослой жизни трудности в общении не сформировали комплексы и коммуникационные барьеры. Помочь им можно, создав искусственную ситуацию взаимодействия с коллективом, где ребенок смог бы раскрыться и почувствовать себя частью коллектива, ощутить себя в безопасности. Важно, как можно раньше избавиться от социальных барьеров и научиться адаптироваться в любом коллективе – отстаивать свою точку зрения, не бояться общения, показать свои личностные качества и интересы.

Это так же актуально для наших детей с ОВЗ, которые ввиду своей психологической особенностью с трудом находят контакт с одноклассниками. Нужна система. Поэтому мы решили использовать приёмы тимбилдинга на уроках физкультуры, в воспитательной работе и во внеурочное время. Они способствуют сближению детей, улучшению микроклимата в классе, созданию комфортной образовательной среды, являются связующим звеном в цепи взаимоотношений.

Цель: создать командный дух в коллективе, где каждый участник будет чувствовать себя частью единого целого для достижения цели.

Задачи: способствовать формированию и развитию навыков командной работы:

  1. принятие ответственности за результат команды;
  2. ситуационное лидерство (лидерство под задачу);
  3. принятие единого командного решения и согласование его с членами команды;
  4. формирование устойчивого чувства «мы»;
  5. развитие доверия между участниками, понимания и принятие индивидуальных особенностей друг друга.

Вид проекта: спортивно- оздоровительный.

Участники проекта: учителя, воспитатели, психологи, дефектологи.

Сроки реализации: сентябрь – май 2020 – 2021 уч.года.

В структуру тимбилдинга входят: игры, тренинги, упражнения.

Составляющие процесса командообразования:

  •   развитие сплоченности коллектива;
  •   оценка роли каждого «игрока» в команде;
  •   выявление лидеров;
  •   оттачивание навыков решения нестандартных задач;
  • повышение мотивации на достижение коллективных целей;
  • развитие стрессоустойчивости;
  • возможность для членов команды попробовать себя в новой роли.

Этапы работы в период социальной адаптации

Содержание

Сроки

Ответственные

Подготовительный этап

Изучение методической литературы.

Составление планов работы с детьми.

Создание комфортной предметно-развивающей среды.

Сентябрь

педагоги

Основной этап - работа с детьми

Знакомство детей с классом, друг с другом.

Диагностика вновь поступивших детей.

Организация и проведение игр.

Организация и проведение игровых занятий.

октябрь - апрель

педагоги

Заключительный этап

Итоговое занятие между классами

Фото-отчет.

май

педагоги

Цикл игр по месяцам

(проводятся 1 - 2 раза в месяц)

Дата

Тема занятия

Задачи

Участники

2-4 неделя

Удержать палку

Создание положительного эмоционального настроя в классе.

Развитие умения действовать соответственно правилам игры.

Развитие координации движений, общей и мелкой моторики.

специалисты по реабилитации

дети

1-3 неделя

Спасатели

Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками.

Повышение эмоционального тонуса.

Развитие чувства ритма, координации движения.

Формирование зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

специалисты по реабилитации

дети

1-4 неделя

По дорожке на одной ножке

Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры.

Закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка-мальчик).

Развитие общей и мелкой моторики.

специалисты по реабилитации

дети

1-4 неделя

Принцесса, крабик, Джек Воробей

Снятие эмоционального напряжения и агрессии.

Снижение излишней двигательной активности, импульсивности.

Обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы.

Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики.

специалисты по реабилитации

дети

2-4 неделя

Обруч по кругу

Сплочение группы, развитие эмпатии.

Снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности.

Развитие умения связывать свои действия с действиями других детей, в ритме стиха, с правилами игры.

специалисты по реабилитации

дети

1-4 неделя

Несите предмет, не уронить

Преодоление упрямства, негативизма.

Формирование положительной самооценки.

Развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм.

Развитие слухового внимания, быстроты реакции.

специалисты по реабилитации

родители

дети

1-4 неделя

Лабиринт

Сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества.

Снятие страхов перед сказочными героями.

Развитие общей и мелкой моторики, координации движений.

Развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного).

специалисты по реабилитации

родители

дети

1-4 неделя

Построй колодец, разбери колодец

Формирование положительной самооценки.

Развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга.

Снятие мышечного напряжения.

Развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость).

Развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки.

Развитие моторики, координации движений.

специалисты по реабилитации

родители

дети

1-4 неделя

Пролезь в дупло

Создание положительной эмоциональной обстановки.

Сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста.

специалисты по реабилитации

родители

дети

Мероприятия

Октябрь

А, ну-ка парни

8 класс

Январь

Зимние забавы

Вся школа

Апрель

День здоровья

Вся школа

Май

Я- выпускник!

9 класс

Результаты, достигаемые с помощью качественно проведенного тимбилдинга.

  1. Нормализация атмосферы и отношений внутри коллектива, продуктивное разрешение конфликтных ситуаций;
  2.  получение детьми навыков эффективного общения: умение налаживать взаимодействие, находить общий язык;
  3.  верное понимание распределения ролей в команде, умение использовать ресурсы каждого участника команды;
  4.  открыто обсуждать проблемы и пути их решения, анализировать прошлый опыт, делать выводы, учитывать ошибки;
  5.  повышение уровня инициативности обучающихся;
  6.  повышение уровня доверия в коллективе;
  7. с помощью тимбилдинга ребенок сможет избежать серьезных трудностей в общении и даст надежный фундамент для успешной реализации себя в будущем.
  8.  с помощью моделирования ситуации все члены одной команды нарабатывают полезные навыки для совместного достижения цели, взаимной помощи друг другу, обретают удовлетворение от активного обмена эмоциями, побеждая скрытые комплексы.

Механизм   оценки проекта:

  • анализ, чему научились дети в ходе игры? (все не могут быть ведущими, иногда нужно уметь быть в роли ведомого)
  • психологический  мониторинг детей;
  • активность детей на площадке.

Вывод:

Тимбилдинг – позволяет найти в ребятах данного конкретного коллектива скрытые возможности: их желания, потребности, интересы, способности и воплотить их в социально значимую деятельность, где и происходит сплочение классного коллектива. Благодаря тимбилдингу учащеюся:

  1. Учатся стратегическому, «долговременному», а не краткосрочному тактическому мышлению. Расставляют приоритеты, понимают, что если добиваться лишь личной выгоды, то в итоге будешь иметь меньше, а не больше;
  2. Моделируют кризисные ситуации и находят из них выход при помощи совместных усилий.
  3. Приобретают уверенность в себе и целеустремленность.
  4. Начинают чувствовать свою собственную значимость.
  5. Перестают быть тихонями.
  6. Проявляют инициативу, креативность.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

        27 сентября прошла первая встреча в рамках проекта «Тимбилдинг», под названием «Вспомним лето». Участвовали 2 команды из учащихся 9 А, 7А, 7Б классов. Ребята приняли активное участие в различных конкурсах. Соревновались в скорости, ловкости, умении работать в команде. Все этапы проходили в напряженной борьбе.

Проведённые соревнования сплотили ребят, никого не оставили равнодушным и ребята почувствовали себя настоящим коллективом! Соревнования стали настоящим праздником спорта, здоровья и молодости! Соревнования организовали учителя физической культуры Евдокимов Д.В. и Ефименко Н.Б.



Предварительный просмотр:

26 октября 2023г. ученики 9Б и 9 А, 6А  классов приняли участие спортивном мероприятие «Спецназ вперед!» (в рамках спортивного проекта «Тимбилдинг»), где познакомились с деятельностью отряда спецназа. Ребята справились с веселыми заданиями, при выполнении которых проявляли взаимопомощь и взаимною поддержку и доказали, что команда- это сила! Мероприятие провели учителя: Евдокимов Денис Витальевич, Ефименко Наталья Борисовна.



Предварительный просмотр:

14 декабря 2023г ученики 7А и 9 А классов приняли участие в спортивном мероприятие «Новогодний забег!» (в рамках спортивного проекта «Тимбилдинг»).  В начале мероприятия ребят познакомили с историей  новогоднего праздника, вспомнили главные приметы праздника. Поговорили как празднуют Новогодний праздник дома, какие традиции в их семьях. Далее приступили к Новогоднему забегу: нарядили елочки мишурой и игрушками, покатались на лыжах, походили скандинавской ходьбой. Ребята справились с веселыми заданиями.  Проявили взаимопомощь, взаимною поддержку и доказали, что команда- это сила! Мероприятие провели учителя: Евдокимов Денис Витальевич, Ефименко Наталья Борисовна.



Предварительный просмотр:

15 февраля прошла встреча в рамках проекта «Тимбилдинг», под названием "Мы-частицы России”. Участвовали 2 команды из учащихся 9 А, 7А, 8Б классов. Мероприятие началось с спортвно- патриотической постановки «Мы- частицы России». Затем ребята приняли активное участие в конкурсах, где прошли проверку настоящих патриотов, будущих защитников нашей страны. Соревновались в скорости, ловкости, умении работать в команде. Все этапы проходили в напряженной борьбе.

Проведённые соревнования сплотили ребят, никого не оставили равнодушным, и ребята почувствовали себя настоящим коллективом! Соревнования стали настоящим праздником спорта, здоровья и молодости! Соревнования организовали учителя физической культуры Евдокимов Д.В. и Ефименко Н.Б.

E:\ПРОЕКТЫ 2023-2024\спортивный проект тимбилдинг\февраль\IMG20240216124019.jpgblob:https://web.telegram.org/fbd5b526-a2aa-4ebf-a4fc-5cb962839998blob:https://web.telegram.org/fbd5b526-a2aa-4ebf-a4fc-5cb962839998E:\ПРОЕКТЫ 2023-2024\спортивный проект тимбилдинг\февраль\IMG20240216123921.jpgblob:https://web.telegram.org/fbd5b526-a2aa-4ebf-a4fc-5cb962839998



Предварительный просмотр:

21 марта прошла встреча в рамках проекта «Тимбилдинг», под названием «К ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ ГОТОВ!»”. Участвовали 2 команды из учащихся 6А, 7А, 9 Б классов. С учащимся  проведена работа по формированию сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях. Соревнования прошли в атмосфере доброжелательности, спортивного духа и показали сплоченные команды спортсменов.  Соревнования организовали учителя физической культуры Евдокимов Д.В. и Ефименко Н.Б.

E:\ПРОЕКТЫ 2023-2024\спортивный проект тимбилдинг\февраль\IMG20240216124019.jpgE:\ПРОЕКТЫ 2023-2024\спортивный проект тимбилдинг\февраль\IMG20240216123921.jpg

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание комфортной образовательной среды на уроках физики в 5 классе

Представлены методические приемы работы на уроках физики в 5 классе...

Педагогическое проектирование как средство создания комфортной образовательной среды

Опыт рабы по реализации проекта озеленения и благоустройства территории "Наш уголок" представлен мной в 2009 году на научно-методической конференции педагогов, воспитателей детских домов, школ-ин...

Создание экологоориентированной образовательной и воспитательной среды в школе для формирования экокультуры у школьников.

Работа в этом направлении ведется нами уже  четыре года. Был написан проект, который является планом действий, направленных на реализацию основной цели – создание экологоориентированной обр...

Рейтинговая система обучения - залог создания комфортной образовательной среды при переходе к ФГОС ООО/

Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценивания знаний учащихся, система оценки накопительного типа путем набора баллов, учитывает успеваемость учащихся, их творческий потенциал, поз...

СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.

Статья посвящена наверное самой актуальной проблеме повышения мотивации к изучению английского языка в урочной и внеурочной деятельности, созданию комфортной образовательной среды в образовательном уч...