Создание экологоориентированной образовательной и воспитательной среды в школе для формирования экокультуры у школьников.
учебно-методическое пособие по экологии (9 класс) по теме

Угрюмова Галина Фёдоровна

 

Работа в этом направлении ведется нами уже  четыре года. Был написан проект, который является планом действий, направленных на реализацию основной цели – создание экологоориентированной образовательной и воспитательной среды для формирования экологической культуры учащихся.

Основные направления нашей  педагогической деятельности для реализации поставленной задачи, это:

  • интеграция экологических вопросов в содержание родственных предметов (анатомия, ботаника, зоология, общая биология);
  • создание системы экологического воспитания. Формирование экологического сознания через повседневную практическую деятельность учащихся;
  • система исследований  влияния среды обитания на здоровье человека и человека на «здоровье» среды обитания.

 

  Актуальность данной деятельности для школы состоит в том, что можно осуществить формирование экологонаправленной мировоззренческой установки у детей без сокращения объема программ по другим дисциплинам.

О необходимости  работы по воспитанию экологической грамотности у школьников мы поняли в результате анализа ситуации.

Преподавание экологии в 8-9-х классах носит чисто академический характер.  Полученные знания мало реализуются  в практической деятельности учащихся. Отсутствует система экологического воспитания, которое  формируется в процессе познания экологических закономерностей, применения  их на практике и анализа полученного результата. Экология, как изучаемая дисциплина, оторвана от других  наук, изучающих естественные законы, тогда как в природе всё взаимосвязано.

Преодоление современного глобального кризиса общество усматривает в переходе к новым моделям развития, нацеленным на оптимизацию отношений общества и природы. Решение этой проблемы кроется в  формирование новой культуры человечества – экологической.  Инструментом реализации региональной политики в области экологического образования и просвещения является целевая программа "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2011-2013 годах.

     Экологическое воспитание определяет программы жизни каждого человека, отношения с окружающей природной средой, направленность поступков. Критерием  сформированности экологического образования является экологически обоснованная деятельность, базис которой составляют естественнонаучные знания. Что бы стать основой повседневного поведения знания должны осознаваться.  Это осознание приходит в результате освоения дисциплин естественного цикла. Необходима экологически ориентированная деятельность учащихся. Этот вид деятельности не укладывается в рамки урока. Все это требует создания специально оборудованной экологоориентированной  воспитательной и образовательной среды. Реализация в содержании  биологического образования идей системно-синергетического подхода помогает учителю раскрыть перед учащимися надпредметность экологических знаний, делает возможным  формирование у них универсального знания о мире, делает реальным совмещение интеллектуального осмысления мира и его эмоционально-чувственного представления.

В реализации  педагогического проекта используем широкий спектр современных интерактивных технологий, адаптация которых в экологическом образовании позволяет эффективно формировать экологическую культуру учащихся.

  Мы предложим Вам схему создания такой среды, формы экологонаправленной деятельности, которые  способны  адаптировать учащихся к жизни с учетом экологических законов.

Данный педагогический опыт может быть использован педагогами, желающими работать в направлении создания экологонаправленной образовательной и воспитательной среды.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_nashego_seminara_vosstanovlen_vosstanovlen.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема нашего семинара:

Создание экологоориентированной образовательной  и воспитательной среды в школе для формирования экокультуры у школьников.

Работа в этом направлении ведется нами уже  четыре года. Был написан проект, который является планом действий, направленных на реализацию основной цели – создание экологоориентированной образовательной и воспитательной среды для формирования экологической культуры учащихся.

Основные направления нашей  педагогической деятельности для реализации поставленной задачи, это:

  • интеграция экологических вопросов в содержание родственных предметов (анатомия, ботаника, зоология, общая биология);
  • создание системы экологического воспитания. Формирование экологического сознания через повседневную практическую деятельность учащихся;
  • система исследований  влияния среды обитания на здоровье человека и человека на «здоровье» среды обитания.

  Актуальность данной деятельности для школы состоит в том, что можно осуществить формирование экологонаправленной мировоззренческой установки у детей без сокращения объема программ по другим дисциплинам.

О необходимости  работы по воспитанию экологической грамотности у школьников мы поняли в результате анализа ситуации.

Преподавание экологии в 8-9-х классах носит чисто академический характер.  Полученные знания мало реализуются  в практической деятельности учащихся. Отсутствует система экологического воспитания, которое  формируется в процессе познания экологических закономерностей, применения  их на практике и анализа полученного результата. Экология, как изучаемая дисциплина, оторвана от других  наук, изучающих естественные законы, тогда как в природе всё взаимосвязано.

Преодоление современного глобального кризиса общество усматривает в переходе к новым моделям развития, нацеленным на оптимизацию отношений общества и природы. Решение этой проблемы кроется в  формирование новой культуры человечества – экологической.  Инструментом реализации региональной политики в области экологического образования и просвещения является целевая программа "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2011-2013 годах.

        Экологическое воспитание определяет программы жизни каждого человека, отношения с окружающей природной средой, направленность поступков. Критерием  сформированности экологического образования является экологически обоснованная деятельность, базис которой составляют естественнонаучные знания. Что бы стать основой повседневного поведения знания должны осознаваться.  Это осознание приходит в результате освоения дисциплин естественного цикла. Необходима экологически ориентированная деятельность учащихся. Этот вид деятельности не укладывается в рамки урока. Все это требует создания специально оборудованной экологоориентированной  воспитательной и образовательной среды. Реализация в содержании  биологического образования идей системно-синергетического подхода помогает учителю раскрыть перед учащимися надпредметность экологических знаний, делает возможным  формирование у них универсального знания о мире, делает реальным совмещение интеллектуального осмысления мира и его эмоционально-чувственного представления.

В реализации  педагогического проекта используем широкий спектр современных интерактивных технологий, адаптация которых в экологическом образовании позволяет эффективно формировать экологическую культуру учащихся.

  Мы предложим Вам схему создания такой среды, формы экологонаправленной деятельности, которые  способны  адаптировать учащихся к жизни с учетом экологических законов.

Данный педагогический опыт может быть использован педагогами, желающими работать в направлении создания экологонаправленной образовательной и воспитательной среды.

3.4. Механизм реализации проекта  «Создание экологоориентированной образовательной  и воспитательной среды в школе»

Выполняемая нами работа   имеет психологическую целесообразность для ученика, т.к. предполагается индивидуальное развитие учащихся; свободный выбор экологически направленной деятельности, что ведёт к формированию положительной учебной мотивации, включению внутренних механизмов саморегуляции, адаптации учебного процесса к особенностям учащихся, следовательно,  возрастные и индивидуальные особенности  обучающихся учитываются. 

Цель экологического воспитания и образования заключается не только в том, чтобы школьники овладели определенным набором знаний об окружающем мире, но и в том, чтобы эти знания способствовали их пониманию родства с природой, формированию нравственных качеств, использованию экологических принципов во всех областях человеческой деятельности. Результативность этого процесса во многом зависит от выбранных средств обучения и воспитания. В сфере сознания учащихся возникают такие отношения  к окружающей среде, которые вырабатываются не только на основе познания. Необходима трудовая, пропагандистская, художественная, экологически ориентированная деятельность учащихся.

Если отбросить педагогическую терминологию, то цель нашей  ежедневной  работы  можно сформулировать очень просто – дать детям экологические знания, научить детей пользоваться экологическими знаниями и предвидеть возможные последствия своей, либо чужой,  деятельности в природной среде и в повседневной жизни. Из этой цели вытекают необходимые для её осуществления условия:

  • дети должны знать экологию;
  • дети должны уметь прогнозировать развитие событий, опираясь на экологические закономерности;
  • дети  должны применять полученные экологические навыки в повседневной жизни.

Только при достижении всего вышеперечисленного можно говорить о воспитании экологически грамотного человека.

Мы представим Вам осуществлённые и планируемые формы организации учебной деятельности для реализации основной цели  – создания экологоориентированной воспитательной и образовательной среды.

 Осуществлённая и планируемая  деятельность по реализации проекта.

1. Адаптация  ИК- технологий к задачам экологического образования.

         Для актуализации экокультурного потенциала содержания образования и активизации экологообразовательного процесса мы используем методики и формы организации  работы  учащихся,  способствующие формированию  экологических знаний и экологически сообразной деятельности. В первую очередь к ним относятся ИК-технологии. Задача  школы воспользоваться огромным ресурсом информационного века - научить ребят учиться при помощи компьютерных технологий. Как сделать это?  Хорошие результаты в усвоении изучаемого материала  дает создание презентаций, где формируется пространственная  схема изучаемого материала,  отражаются все связи и зависимости, что очень важно, при изучении экологии. Такие презентации, как иллюстрации зависимости  от отдельных компонентов системы в целом, могут выполнять и учащиеся. 

        В своей деятельности использую информационные фрагменты уроков, сопровождающие объяснение учителя, дидактические карты и информационные уроки. При активном применении на уроках информационных технологий вырабатывается особый стиль мышления человека современного  общества.  

Планируемые варианты использования ИК-технологий в процессе  формирования  экологического сознания учащихся

1.Продолжить работу по формированию электронного банка дидактического материала поурочно, по всем параллелям. Учитель, раскрывая соответствующий уроку файл, имеет презентацию для сопровождения урока, тестовый опрос, дидактические карты и т.д. Все уроки, соответственно   поурочному планированию внесены в электронный банк.

2.Подготовить серию интерактивных карт, когда неверный выбор ответа на вопрос сопровождается разной реакцией.

3.Подготовить серию презентаций как информационного сопровождения уроков биологии и экологии, демонстрирующие  экологические  темы.

4.Разрабатывать стратегии для преподавания экологии с использованием ИК-технологий  с 6-го по 11 классы.

5.Разрабатывать концепции экологических проектов, при работе над которыми учащиеся будут использовать ИК-технологии для постановки вопросов, исследований, разработки концепций.

6.Фокусировать внимание учащихся на  применении в классе ИК-технологий в проектах, имеющих реальное применение для решения реальных проблем окружающего мира.

2. Интеграция экологических знаний в содержание биологического  образования.

Каждый из традиционных  предметов по биологии  базисного учебного плана (федерального компонента) имеет свою нишу в структуре экологического образования и воспитания.  Дисциплины естественнонаучного  цикла  нацелены на формирование системы знаний, составляющих базис компетенций, необходимых для организации экологически обоснованной деятельности.        «Экологизация» содержания биологии должна базироваться на идее интеграции экологических тем в биологические предметы. Экологическая тематика органично дополняет разделы зоологии, ботаники, анатомии и общей биологии. В 2009-2010 уч.году  прошла апробацию  и была  утверждена рабочая программа основного общего образования по биологии 7 класс (базовый уровень с экологическими темами) .  В течение года на уроках проверки знаний и умений проводились тестовые опросы, которые показали  наличие хороших знаний по вопросам биологии и экологии. Более того, ответы учеников на задания, требующие прогнозирование экологической ситуации в результате изменения биологических параметров,  показали готовность учащихся к   экологическому  прогнозированию. Результаты  работ заносились в таблицу, и по итоговым данным была составлена диаграмма, которая иллюстрирует  положительный  итог проделанной работы

3. Формирование бережного и грамотного отношения к своему здоровью

        Каждый человек хочет быть здоровым, полным сил и энергии. В процессе обучения необходимо сформировать у учащихся определенные знания и жизненную позицию, которые позволят в некоторой мере, а возможно и полностью, избежать проблем со здоровьем, самостоятельно разобраться в том, как функционирует организм, какие отклонения в его работе свидетельствуют о начинающемся заболевании, от чего начинается,  чем проявляется та или иная болезнь и как можно с ней справиться. Эти  темы не являются чисто анатомическими. Необходимо знание профилактических мер  и экологических ситуаций для  положительного решения вопросов здоровья. Для достижения этой цели в процессе преподавания анатомии мы широко внедряем тематику профилактики и  воздействий  различных факторов на организм.  Вопросы профилактики заболеваний являются фрагментами  урока соответствующей темы Кроме того, рассматриваются  возможности обеспечения гармонии человеческого организма в целом, и системы органов в частности, с окружающей средой.     

Фрагментом становления экологического сознания учащихся является  формирование бережного отношения к своему здоровью, не только физическому,  но и психическому. Для осуществления данного направления  экологического воспитания проводится работа в разных параллелях при изучении курса биологии и на курсах по выбору «Основы медицинских знаний». На занятиях экологического кружка «Поколение» использовались темы элективных курсов С.Е. Мансурова, О.А. Шклярова  «Практикум: Здоровье человека и окружающая среда» В ходе выполнения данного практикума школьники учатся исследовать собственное здоровье, устанавливать зависящую от него работоспособность, свои адаптивные возможности, оценивать особенности окружающей среды.  Итогом работы на практикуме «Здоровье и окружающая среда» стала конференция учащихся по проблемам здоровья и окружающей среды.

 По этому направлению планирем разработать  серию уроков по ботанике, где будут представлены лекарственные растения и  способность  растений оказывать помощь при различных заболеваниях, а также, уроки по другим разделам биологии, демонстрирующие влияние различных экологических факторов на здоровье человека. Начало такой работы уже положено: урок «Разнообразие голосеменных»; урок-конференция «Парниковый эффект».

4. Проектная исследовательская деятельность учащихся. 

Одной из наиболее эффективных форм применения полученных экологических знаний, навыков и умений  учащихся, является проектная исследовательская деятельность детей. Учебно-исследовательский проект направлен на решение какой-то творческой задачи с неизвестным заранее решением. Метод проектирования   хорошо  сочетает коллективную, индивидуальную  и практическую деятельность детей.  Проектная деятельность и творческие  работы  учащихся на экологические темы развивают  умения  прогнозировать развитие событий, опираясь на экологические закономерности.  На основании научно-исследовательской работы учащихся «Шум в школе» о воздействии шума и его уровне в школьном помещении был создан проект, осуществление которого  позволяет  снять шумовую напряженность в школе. Очевидно, наша деятельность в области создания экологоориентированной воспитательной и образовательной среды,  даёт результаты, так как ребята неизменно принимают участие в научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее». Имеет положительное значение и  то, что каждое исследование конкурсантов было представлено на заседании научного общества школы и широко обсуждалось в коллективе учащихся. Происходило обсуждение  результатов исследований на научных конференциях. Участие в конкурсах и олимпиадах мотивирует исследовательскую деятельность детей, побуждает их творчество.

В дальнейшем планируем определить экологическую тематику и ввести в программу обучения экологии и биологии  проектную деятельность учащихся 9-11 - х классов. Представляем примерные темы минипроектов и исследовательских работ, которые будут предлагаться учащимся 11-го класса при изучении биологии.

5. Воспитание умений пользоваться полученными экологическими знаниями.

5.1.Организация практической экологоориентированной деятельности учащихся.  

 Теоретические знания детей необходимо подкреплять практической деятельностью в социоприродной среде.  Деятельностный  подход является одним из основополагающих в воспитании экологической культуры. Он нацеливает всю систему экологического образования на формирование у детей умений и навыков экологически обоснованных поведения и деятельности. [5,24] Практическая реализация в повседневной жизни полученных экологических знаний  – главный показатель уровня экологической культуры ученика. Поэтому одной из важных задач учителя является создание условий для практической экологоориентированной деятельности учащихся.

                       

Одним из вариантов такой деятельности является создание садика лекарственных растений  Когалымского региона на территории школы и выпуск брошюры учащимися с рекомендациями их практического применения. Эта работа подразумевает  детальное изучение многообразия лекарственных растений данной местности, условий их произрастания, способов пересадки,  выращивания и ухода, а так же изучение действующих веществ, содержащихся в растениях и их безопасного применения. Помимо этого, существует реальное воплощение данного труда – брошюра с рецептами и рекомендациями.

Такое же направление деятельности имеет созданное в 2009году школьное экологическое общество учащихся «Поколение».  Общество охватывает детей с шестого до одиннадцатого класса. Членство в обществе предусматривает возможность выполнять следующие работы:

  • создание «красной книги» своей местности;
  • создание рекреационных зон в школе, уход за растениями;
  • экологический мониторинг класса, школы или пришкольной территории;
  • работа по созданию экологической тропы и проведение на ней экскурсий для младших школьников;
  • работа по благоустройству школьного двора и улиц родного города;
  • организация социологических опросов населения по вопросам экологии;
  • исследования по заявкам Управляющего совета школы;
  • натуралистическая работа;
  • участие в природоохранных мероприятиях;
  • проведение операций «Птичья столовая», «Мой двор - моя забота»;
  •  участие в природоохранных акциях: «День защиты животных», «Очистим планету от мусора», «День биологического разнообразия», «День воды», «День Земли», «Марш парков», «Дни защиты от экологической опасности».

Важное  значение имеет художественное оформление детьми продуктов своей деятельности, публикации результатов исследований в специальных вестниках, газетах, презентациях. Для привлечения большего числа школьников к экологическим проблемам и деятельности детей осуществляется выпуск экологической газеты «Югренок». В дальнейшем мы переименовали её в «Экостиль». В дальнейшем планирую силами экологического общества «Поколение» собрать  сборник брошюр учащихся о выращивании и применении лекарственных растений  Когалыма, создать «Красную книгу» своей местности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тьюторское сопровождение учащихся в воспитательной среде общеобразовательной школы. Проектный офис (технология разработана институтом ПРЭСТО, директор М.А. Мансветова)

В этом учебном году в рамках  программы развития «Школа – дом. Дом больших возможностей»,реализуются: "Проектный офис"  (технология разработана институтом ПРЭСТО, директор М.А. Ман...

Формирование экокультуры младших школьников во внеурочной деятельности на занятиях декоративно-прикладного направления.

Жизнь человека во все времена была тесно связана с жизнью природы. В настоящее время проблема взаимодействия этих двух объектов выросла в глобальную поблему. Начальные знания по этому вопросу формирую...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Для развития педагогической системы сельской школой необходимо знать элементы педагогической системы, оказывающие существенное воздействие, на ее функционирование и развитие; особенности сельско...

Воспитательная среда ОУ как средство формирования социальной успешности каждого обучающегося.

Воспитательная среда ОУкак средство формирования социальной успешности каждого обучающегося....