метапредметный мини-курс "Финансовая математика"
методическая разработка по математике (8 класс)
Пояснительная записка
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
Предлагаемый мини курс направлен на расширение и углубление знаний по финансовой грамотности и развитие функциональной грамотности учащихся.. В процессе обучения мы пройдемся по основным составляющим финансового успеха: от правил создания личного финансового плана, ведения личного или семейного бюджета, до первых шагов в мире инвестиций на фондовом рынке.
Курс раскрывает перед учащимися основы рационального финансового поведения – как разумно организовать и оптимизировать будущий семейный бюджет, что надо делать для повышения личного и семейного благосостояния, почему важно предусмотреть возможность финансовых потерь и как их минимизировать, как научиться смолоду управлять своими финансами, чтобы иметь безбедную старость, и др
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и рассчитана на 6 часов. При необходимости общее количество часов может быть увеличено. Данный курс предусматривает изучение важных вопросов программы математики и обществознания, истории, экономики на уровне их взаимосвязи. Он рассчитан на учащихся основной ступени обучения и может оказать содействие в выборе дальнейшего профиля обучения. В ходе прохождения курса учащиеся добывают необходимый материал из учебных книг, дополнительных источников литературы и используют полученные знания для составления обобщающих схем, таблиц, рисунков, творческих работ.
В процессе изучения курса предусматривается выполнение практических работ. Закрепление изученного материала осуществляется через составление схем, рисунков и таблиц. При всей информативности этих занятий они не требуют сложного оборудования и могут быть полезны при организации исследовательской работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Метапредметный мину-курс "Финансовая математика" | 394.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МБОУ Российская гимназия № 59
Рассмотрена на заседании НМС Протокол № ___ от «___» ________ 20__г. Руководитель НМС___________ | «Утверждаю»: директор МБОУ Российская гимназия № 59 _____________/ ___________- ФИО «___» _________20__ г. |
Программа мини курса
«Финансовая математика»
Количество часов: 6 часов
Класс: 8 – 9 класс
Учитель: Мурзина Наталья Юрьевна – учитель математики
г. Улан-Удэ
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………….. | 3 | |
Требования к образовательным результатам…………………………………………... | 5 | |
Тематическое планирование…………………………………………………………….. | 6 | |
Контрольно измерительные материалы………………………………………………... | 12 | |
Список литературы | 19 | |
.
Пояснительная записка
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
Данный мини курс направлен на формирование финансовой и математической функциональной грамотности учащихся при расширении и углублении знаний, а также и на развитие устойчивого интереса к интеграции истории, обществознания и математики.
Курс раскрывает перед учащимися основы рационального финансового поведения – как разумно организовать и оптимизировать будущий семейный бюджет, что надо делать для повышения личного и семейного благосостояния, почему важно предусмотреть возможность финансовых потерь и как их минимизировать, как научиться смолоду управлять своими финансами, чтобы иметь безбедную старость, и др
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и рассчитана на 6 часов. При необходимости общее количество часов может быть увеличено. Данный курс предусматривает изучение важных вопросов программы обществознания, математики и истории на уровне их взаимосвязи. Он рассчитан на учащихся основной ступени обучения и может оказать содействие в выборе дальнейшего профиля обучения. В ходе прохождения курса учащиеся добывают необходимый материал из дополнительных источников литературы, интернет ресурсов и используют полученные знания для составления обобщающих схем, таблиц, диаграмм, графиков.
В процессе изучения курса предусматривается выполнение практических заданий, которые направлены на формирование математической и финансовой функциональной грамотности. Закрепление изученного материала осуществляется через составление схем, рисунков и таблиц. При всей информативности этих занятий они не требуют сложного оборудования и могут быть полезны при организации исследовательской работы.
Цель курса: формирование математической и финансовой функциональной грамотности учащихся при изучении математики, обществознания и истории, путем применения проектно-исследовательских методов обучения
Задачи курса:
- расширение и углубление знаний в финансовых вопросах, для оптимального поведения в современных условиях.
- развитие умений отбора необходимого материала при составление схем, таблиц и диаграмм.
- развитие навыков исследовательской деятельности и умений предоставлять результаты исследований;
- развитие коммуникативной активности учащихся.
Методическое и техническое обеспечение курса:
- изобразительные средства наглядности (таблицы, схемы, видеоматериалы);
- технические средства обучения (ПК, мультимедийный проектор, принтер);
- учебно-методические и учебно-наглядные пособия.
Формы организации обучения:
- проектная и исследовательская работа;
- работа в малых и больших группах;
- самостоятельная работа с дополнительной литературой.
Формируемые компетенции
Читательская грамотность:
- находить и извлекать информацию;
- интегрировать и интерпретировать информацию;
- осмысливать и оценивать содержание и форму текста;
- использовать информацию из текста.
Финансовая грамотность:
- распознавание финансовой информации;
- анализ информации в финансовом контексте;
- оценка финансовых проблем;
- применение финансовых знаний.
Математическая грамотность:
- формулировать ситуацию на языке математики;
- применять математические понятия, факты;
- интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты.
Требования к образовательным результатам
- использовать полученные знания в жизненных ситуациях;
- выявлять особенности финансово-математического исследования;
- осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;
- делать выводы, формулировать ответ в понятной форме;
- выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью решения финансовых задач;
- перечислять явления, факты, события;
- сравнивать объекты, события, факты;
- объяснять явления, события, факты;
- характеризовать объекты, события, факты;
- анализировать события, явления и т.д.;
- видеть суть проблемы;
- составлять конспект, план, схему.
Тематический план
№ | Тема | Содержание темы. Формируемые понятия. | Развиваемые компетенции, умения | Формируемые учебные действия | ||
Обществознание | Математика | История | ||||
1 | Бюджет | Семейный бюджет – это план доходов и расходов семьи на определенный временной период (месяц или год) Основные статьи расходов семейного бюджета Жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) — услуги по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования Построение семейного бюджета Минима́льный разме́р опла́ты труда́ (МРОТ) — установленный минимум оплаты труда в час, день, неделю или месяц (год), который работодатель может (должен) платить своему работнику, и за который работник может законно продать свой труд. |
| История денег: как появились первые в мире деньги? История развития денег Появление центральных банков и создание всемирного банка Электронные деньги. | Находить и извлекать информацию. Осмысливать и оценивать содержание текста Распознавание финансовой информации Анализ информации в финансовом контексте Формулировать ситуацию на языке математики Применять математические понятия, факты |
|
2 | Вклады и кредиты | Банковский вклад (депозит) – сумма денег, переданная лицом кредитному учреждению с целью получить доход в виде процентов, образующихся в ходе финансовых операций с вкладом. Банковский кредит – предоставление банком или кредитной организацией денег заемщику в размере и на условиях, предусмотренных кредитным договором, по которому заемщик обязан возвратить полученную сумму и уплатить проценты по ней Капитализация процентов - причисление процентов к сумме вклада, позволяет в дальнейшем осуществлять начисление процентов на проценты путем выполнения двойной операции. Виды вкладов: вклад до востребования , срочный вклад (сберегательный, накопительный, расчетный) |
Sn = S (1 + )
Sn = S (1 + )n Sn – наращенная сумма (исходная сумма вместе с начисленными процентами) S – исходная сумма p% - процентная ставка от суммы, выраженная в долях за период n – число периодов начисления | История возникновения банковского дела (Вавилонские банки) Финансовые организации (церкви, монастыри, банкирские дома) История возникновения вкладов. Ростовщики. Банковские билеты. Киевская Русь – общины иудеев История вкладов в России. Ссуды | Находить и извлекать информацию. Применение финансовых знаний Анализ информации в финансовом контексте Формулировать ситуацию на языке математики Применять математические понятия, факты
Интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты |
|
3 | Человек и государство |
Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве. Классификация налогов и сборов в РФ Ипоте́ка — одна из форм залога, при которой закладываемое недвижимое имущество остается во владении и пользовании должника, а кредитор, в случае невыполнения последним своего обязательства
| Степени. Свойства степеней Формулы для вычисления налогов (транспортный, земельный ) Отчисления из заработанной платы (проценты) Вычисление дифференцированных и аннуитетных платежей по ипотеке | История возникновения налогов и налогообложения на Руси. Налоговые реформы. Дань Подать. Способы взимания дани. Сборы (оброчный, гильдейский, гербовый, питейный) Пошлины; | Находить и извлекать информацию. Осмысливать и оценивать содержание текста Распознавание финансовой информации Оценка финансовых проблем Анализ информации в финансовом контексте Формулировать ситуацию на языке математики Применять математические понятия, факты |
|
4. | Страхование | Страхова́ние — отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определённых событий (страховых случаев) за счёт денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии) Страховой договор - это соглашение между страхователем и страховщиком, в соответствии с условиями которого страховщик обязуется компенсировать ущерб в той или иной форме либо выплатить страхователю или выгодоприобретателю... Страховые выплаты - осуществление страховщиком выплаты страхового возмещения. Виды и формы страхования Мировой рынок страхования Принципы организации страхового дела в РФ Услуги страхового рынка | Работа с таблицами. Построение графиков функций Работа по графику функций Формулы для вычисления страховых выплат. | История развития страхования Родоначальники страхования Первые страховые общества Страхование в России Законы Солона (594 г. до н.э.) | Находить и извлекать информацию. Интегрировать и интерпретировать информацию Использовать информацию из текста Анализ информации в финансовом контексте Формулировать ситуацию на языке математики Применять математические понятия, факты |
|
5 | Пенсионная система | Пенсия - регулярная и (как правило) пожизненная денежная выплата гражданам со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях (определенный возраст, инвалидность, потеря кормильца, выслуга лет и особые заслуги перед государством) Пенсионная система РФ - совокупность юридических норм, государственных и частных структур, обеспечивающих периодические выплаты гражданам денежных средств при достижении пенсионного возраста, а также в случае инвалидности или утраты кормильца. Пенсио́нный во́зраст — устанавливаемый государством возраст гражданина, по достижении которого он может обратиться за назначением пенсии по старости. Пенсионный фонд — фонд, предназначенный для осуществления выплат пенсий по старости или по инвалидности. Пенсионные накопления | Работа с таблицами. Построение графиков функций Работа по графику функций Формулы для вычисления пенсии. Вычисление максимального значения пенсионного балла. Вычисления накопительной пенсии. | История возникновения пенсии. Первые военные пенсии в Римской империи. Первые в мире государственные пенсии. Системы пенсионирования в Дании и Новой Зеландии. Историю возникновения пенсионного обеспечения в России. Лучшие и худшие пенсионные системы в мире. | Находить и извлекать информацию Осмысливать и оценивать содержание и форму текста Использовать информацию из текста Анализ информации в финансовом контексте Применение финансовых знаний Применять математические понятия, факты Оценивать математические результаты |
|
6 | Диагностика | Диагностика сформированности элементов финансовой, математической, читательской (решение ситуационных задач). Решение метапредметных ситуационных задач по теме «Финансовая математика». |
Контрольно-измерительные материалы
Налоги и сборы |
Налоговый кодекс РФ (НК РФ) предусматривает одну классификацию налогов и сборов: все налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации, делятся на федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12НК РФ).
Общую классификацию налогов и сборов можно представить в следующем виде (Рис.1)
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК и обязательные к уплате на всей территории РФ. Региональными - налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях субъектов РФ. Местными - налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
К федеральным налогам и сборам относятся:
| К региональным налогам и сборам относятся:
| К местным налогам и сборам относятся:
|
По объекту обложения выделяют: 1) налоги на имущество; 2) налоги на доходы (прибыль); 3) налоги на определенные виды деятельности.
Классификация налогов на прямые и косвенные. Критерием классификации выступает субъект, несущий налоговое бремя. Для прямых налогов таким лицом выступает непосредственно налогоплательщик, для косвенных - конечный потребитель (покупатель) товаров, работ или услуг. Налогоплательщик включает сумму косвенного налога в цену товара, перекладывая реальное бремя его уплаты на покупателя. В случае дальнейшей перепродажи этот покупатель, в свою очередь, становится налогоплательщиком.
Прямые налоги, в свою очередь, принято классифицировать на личные и реальные. Размер личных налогов определяется полученными доходами, реальные налоги исчисляются в зависимости не от действительных, а от предполагаемых доходов налогоплательщика.
Налоги можно классифицировать на целевые и общие (нецелевые). Налоги не могут увязываться с определенными расходами бюджета, они обеспечивают общую совокупность всех расходов государства.
В определенных случаях налог может носить целевую направленность, обусловленную интересами определенных групп населения либо отраслей хозяйства или ведомств. Целевым является единый социальный налог, который по установленным нормативам зачисляется в государственные внебюджетные фонды.
Налоги классифицируют на ординарные и чрезвычайные. Чрезвычайные налоги вводятся в условиях каких-либо особых обстоятельств, к которым могут относиться стихийные бедствия, войны, блокады, техногенные аварии и катастрофы.
Задание 1/1. К федеральным налогам и сборам не относятся:
1. Налог на добавленную стоимость;
2. Водный налог;
3. Земельный налог;.
4. Государственная пошлина.
5. Налог на обучение.
6. Налог на доходы физических лиц;
7. Транспортный налог
8. Налог на добычу полезных ископаемых;
Ответ: _______________________________________________________________________
Задание 1 /2. Как определяется размер личных налогов?
Ответ: __________________________________________________________________________
Задание 1/3. Как налогоплательщик перекладывает бремя уплаты налога на покупателя?
Ответ: _________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
Задание 1/4. 2. Налог на доходы составляет 13% от заработной плоты. Заработная плата Ивана Петровича равна 32 000 рублей. Сколько рублей он получит после удержания налога на доходы?
Ответ: __________________________________________________________________
Обоснование _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Коммунальные услуги |
В многоквартирных домах жилищно-коммунальные услуги предоставляются товариществами собственников жилья (жилищно-строительными кооперативами) или управляющими компаниями, при непосредственном управлении возможен вариант предоставления ЖКУ самими жильцами. |
Жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) — услуги по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов коммунального назначения. |
Перечень услуг | В то же самое время существуют еще и коммунальные услуги. Коммунальные услуги — это предоставление услуг холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжение, газоснабжение и отопление. Данные виды услуг обеспечивают комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги: |
|
С 1 июля 2019 года приказом РСТ Республики Бурятия изменен тариф на электроэнергию для населения «Энергосбыт Бурятии» информирует, что с 1 июля 2019 года Приказом РСТ Республики Бурятия №1/54 от 26.12.2018 года установлен тариф на электроэнергию для населения в размере 2,828 руб. за 1 кВт/ч. |
Задание 2/1.
В чем отличие коммунальных услуг от жилищно-коммунальных услуг?
Ответ: ________________________________________________________________________ _____ _________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 2/2.
Какой вид услуг не предоставляется в нашем городе?
Ответ: _____________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________
Задание 2/3.
Счетчик электроэнергии 1 февраля показывал 54994 киловатт-часа, а 1 марта показывал 55175 киловатт-часов. Сколько рублей нужно заплатить за электроэнергию за февраль, семье Ивановых, проживающих в городе Улан-Удэ?
Ответ: ___________________________________________________________________
Задача 2/4
Установка двух счётчиков воды (холодной и горячей) стоит 3300 рублей. До установки счётчиков семья Ивановых платила за воду (холодную и горячую) ежемесячно 1300 рублей. После установки счётчиков оказалось, что в среднем за месяц они расходуют воды на 800 рублей при тех же тарифах на воду. За какое наименьшее количество месяцев при тех же тарифах на воду установка счётчиков окупится?
Ответ: ___________________________________________________________________
Задача 2/5
Обычная лампа накаливания потребляет электроэнергии 100 Ватт/час, а энергосберегающая лампа - 20 Ватт/час. Во сколько раз энергосберегающая лампа экономичнее обычной лампы накаливания? Сколько рублей в месяц составит экономия, если лампа будет работать 7 часов в сутки? (стоимость электроэнергии в квартире с электрической плитой составляет 1,66 руб. за 1 кВт/ч)
Ответ: ___________________________________________________________________
Задача 2/6
В среднем семья Кузнецовых в дневное время расходует 110 кВт/ч электроэнергии в месяц, а в ночное время – 155 кВт/ч. электроэнергии. Раньше у Кузнецовых в квартире был установлен однотарифный счетчик, и всю электроэнергию он оплачивал по тарифу 2,5 руб. за кВт/ч. Год назад они установили двухтарифный счетчик, при этом дневной расход электроэнергии оплачивается по тарифу 2,5 руб. за кВт/ч, а ночной расход оплачивается по тарифу 0,6 руб. за кВт/ч. В течение 12 месяцев режим потребления и тарифы оплаты электроэнергии не менялись. На сколько больше бы заплатили Кузнецовы за этот период, если бы не поменялся счетчик?
Ответ: ___________________________________________________________________
Семейный бюджет |
Семья Ворониных ежемесячно составляет семейный бюджет, планируя накопить средства и отправить летом детей в Международный лагерь. Для того, чтобы накопить необходимую сумму, они решили пересмотреть свои расходы.
Как семья могла бы изменить свои расходы, чтобы накопить нужные средства?
Отметьте в каждой строке две позиции, ответив на вопросы:
«Можно ли отказаться от расходов?» и «Можно ли сократить расходы?»
Перечень | Можно ли отказаться от расходов? | Можно ли сократить расходы? | ||
да | нет | да | нет | |
коммунальные платежи | ||||
сладости | ||||
погашение кредита | ||||
плата за детский сад | ||||
посещение кафе | ||||
налоги | ||||
проездные билеты | ||||
Семейный автомобиль | ||||
Интернет |
Эталон ответов | |
№ | Оценивание |
1/1 | 1 балл – правильно 0 балов – неправильно |
1/2 | 1 балл – правильно 0 балов – неправильно |
1/3 | 1 балл – правильно 0 балов – неправильно |
1/4 | 2 балла – правильно 1 балл - допущена одна ошибка 0 баллов – допущено две ошибки |
2/1 | 1 балл – правильно 0 балов – неправильно |
2/2 | 1 балл – правильно 0 балов – неправильно |
2/3 | 2 балла – правильно 1 балл - допущена вычислительная ошибка 0 баллов – допущено две ошибки |
2/4 | 2 балла – правильно 1 балл - допущена вычислительная ошибка 0 баллов – допущено две ошибки |
2/5 | 2 балла – правильно 1 балл - допущена вычислительная ошибка 0 баллов – допущено две ошибки |
2/6 | 2 балла – правильно 1 балл - допущена вычислительная ошибка 0 баллов – допущено две ошибки |
3/1 | 2 балла – правильно 1 балл – есть неточности 0 баллов – допущено две и более ошибки |
Задания | Интерпретация |
1/1 1/2 1/3 2/1 2/2 | Неверное выполнение задания показывает не умение ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя информацию из текста |
1/4 | Неверное выполнение задания показывает не умение ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя информацию из текста, применять понятие проценты в решении задач. |
2/3 2/4 2/5 2/6 | Неверное выполнение задания говорит о затруднении обучающегося в оценке результатов деятельности на основе анализа имеющихся условий ее реализации, о не возможности применения своих знаний на практике |
3/1 | Неверное выполнение задания говорит о неумении рационально использовать имеющиеся денежные средства для достижения финансовой цели накопления средств |
Список литературы для учащихся
1. Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника»
3. www.nes.ru – сайт спецпроекта российской экономической школы по личным финансам
4. www.economicus.ru – образовательно-справочный портал по экономике
5. Вылкова, Е. С. Налоговое планирование. Теория и практика. Учебник / Е.С. Вылкова. - М.: Юрайт, 2014. - 672 c.
6. Войтов А. Г. Деньги: учебное пособие. - М. 2002
7. Воронов Ю. П. Страницы истории денег. - Н. 1999
Список литературы для учителя
1. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Экономика: Основы потребительских знаний / под ред. Е. Кузнецовой, Д. Сорк: учебник для 9 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
3. Экономика: моя роль в обществе: учебное пособие для 8 класса. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
4. Базилевич, О. И. Налоги и налогообложение / О.И. Базилевич, А.З. Дадашев. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2019. - 288 c.
5. Войтов А. Г. Деньги: учебное пособие. - М. 2002
7. Воронов Ю. П. Страницы истории денег. - Н. 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие учащихся с помощью метапредметности в области"Математика"
Метапредметное обучение в общеобразовательном процессе на уроках математики, связь с практической деятельностью людей....
Метапредметность на уроке математики и во внеурочное время
ПЛАН.1. Введение. 2. Сущность метапредметности. 3. Реализация метопредметности на уроке и результаты.1) Создание метапредметных проблемных ситуаций.2) Метопредметность как способы работы с информ...
метапредметный урок по математике 6 класс
урок соответствует требованиям , предъявляемым к современному метапредметному уроку...
Разработка метапредметного урока по математике и физике по теме «Производная в математике и физике» в 11 классе
Разработка метапредметного урокапо математике и физикепо теме «Производная в математике и физике» в 11 классе( с использованием метапредметных образовательных технологий )...
Рабочая программа внеурочной деятельности. Метапредметный проект "Увлекательная математика каждому", 7класс (ФГОС).
Программа позволит увлекательно и с удовольствием изучать серьезные научные вещи.Темы , предложенные в программе, позволят не только развить кругозор учащихся, но и найти предметы для исследования. Чт...
Контрольно-измерительные материалы для оценки достижения метапредметных результатов по математике в 5 классе
КИМ в 2-х вариантах для проведения итоговой диагностической работы в конце 5 класса...
Технологическая карта метапредметного урока по математике в 6 классе "Свет и тьма"
Тема урока: Метапредметная тема урока " Свет и тьма". Предметная тема: "Решение задач с помощью пропорций"Место урока в системе курса: обобщающий урок в теме "Отношения и пропорции".Тип урока: урок пр...