План по самообразованию на тему: Тема: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
материал

Кичкайло Екатерина Владимировна

В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, ее ценностям начинается с раннего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по созданию духовно-нравственного начала, патриотического сознания, чувства любви к Отечеству, уважения к его символике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx27.72 КБ
Файл samoobrazovanie.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Солнышко»

План по самообразованию

Воспитателя подготовительной группы «Улыбка»

Кичкайло Екатерины Владимировны

Срок реализации 2022-2023 учебный год

Покачи 2022

План по самообразованию

воспитателя подготовительной группы «Улыбка»

Кичкайло Екатерины Владимировны на 2022-2023 учебный год.

Тема: Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством разных видов деятельности.

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д. С. Лихачев

 

Актуальность выбранной темы

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине.

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является основной ступенью нравственно патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является её сыном, значит Россия для него – Родина.

Патриотизм понимается, не только как любовь к своей родине, но и любовь к ее истории. Он подразумевает, то, что ты ценишь и знаешь прошлое своей страны, активно участвуешь в ее настоящем и планируешь ее будущее. Это любовь к своей родине за ее культуру, традиции и менталитет. Понятие истории в патриотизме также важно, как любовь. Потому что именно за историю мы можем любить свою страну и за ее настоящие поступки. Патриотизм – это знание и уважение родной культуры, родной истории, родных традиций, родного ремесла, родного языка. Это любовь и уважение к своим соотечественникам, гордость за них и надежда на то, что в современном мире будут такие же выдающиеся личности как раньше.

Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Понимая важность данной проблемы, я поставила перед собой цель: повысить свою профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством разных видов деятельности.

Задачи для педагога:

  1. повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы;
  2. разработать консультации и папки- передвижки для родителей;
  3. разработать план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;
  4. пополнить предметно-развивающую среду;
  5. создать картотеку игр по данной теме;
  6. провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.

Задачи для детей:

  1. формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
  2. формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
  3. формировать представления о России как о родной стране;
  4. воспитывать патриотизм, уважение к культурной прошлой России;
  5. воспитывать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики.

Ожидаемый результат:

  1. У воспитанников повысится уровень нравственно-патриотического воспитания;
  2. Сформируется чувство долга и ответственности за свою страну и поведение;
  3. Выработаются коммуникативные навыки, культура общения,

законопослушность;

  1. Воспитанники получат представление о социуме и родственных отношениях в семье, о родной стране, малой родине, государственных и народных праздниках, о долге, об истории России;
  2. Сформируются потребность и желание быть патриотом своей Родины, чувства ответственности за всё то, что в ней происходит.

Методы и формы работы с детьми:

  1. беседы;
  2. игры;
  3. чтение художественной литературы;
  4. творческое задание;
  5. экскурсии, в музей детского сада (Русская изба)
  6. художественное творчество;
  7. трудовая деятельность;
  8. театрализованная деятельность;
  9. работа с родителями.

Используемые технологии:

  1. игровые;
  2. информационные;
  3. коммуникативные;
  4. проблемные;
  5. развивающего обучения;
  6. консультативные;
  7. проектные;
  8. ИКТ.

Задачи для родителей:

  1. Создать в семье благоприятные условия для нравственно- патриотического развития ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.

В работе с родителями используем разнообразные формы:

  1. конкурсы;
  2. выставки;
  3. буклеты;
  4. консультации;
  5. наглядная информация;
  6. беседы.

План поэтапной реализации проекта

№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственные

I этап. Подготовительный (Организационный)

1

Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

Сентябрь-май

Воспитатель

2

Определение целей и задач работы над темой

Сентябрь

Воспитатель

3

Планирование работы по самообразованию

Сентябрь

Воспитатель

                             II этап. Внедренческий

1

Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов)

Сентябрь-май

Воспитатель

2

Практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами, участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования.

Сентябрь-май

Воспитатель

III этап. Обобщающий

1

Определить эффективность проведённой работы, подведение итогов

Май

Воспитатель

2

Провести анализ полученных результатов

Май

Воспитатель

3

Оформление результатов работы по теме самообразования;

представление материалов;

использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы;

распространение. 

Май

Воспитатель

Реализация проекта.

План работы на год с детьми дошкольного возраста и их родителями

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Изучение литературы по данной теме. НОД с использованием ИКТ «Моя малая Родина», показ презентации «Славный город Покачи–моя малая Родина».  

Д/ игры по нравственно-патриотическому воспитанию: «Мой адрес», «Наш детский сад», «Символы России».

Развлечение для детей «День Города»

Чтение художественной литературы:

Н. Асеев "Москва-Россия",

Н. Колпакова "Моя Москва",

В. Борисов "Москва - России краса"

Консультации: «Выходные в семье», «Семейные традиции»

Анкета для родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье»

Фотовыставка «Моё любимое место в городе Покачи»

Октябрь

Составление картотеки игр по патриотическому воспитанию.

Беседы «Россия многонациональная страна», «Наша Родина -Россия».

Рассматривание иллюстраций с изображением Российского флага, герба. Слушание гимна. Чтение стихов о России.

Рассматривание иллюстраций с изображением различных уголков нашей Родины. Города – герои.

Д/ игры по нравственно-патриотическому воспитанию: «Расскажи о своей семье», «Одень богатыря».

Презентации: «Путешествие по малой Родине», «Народы России». 

Народные подвижные игры «Краски», «Ручеек».

Чтение художественной литературы:

А. Ишимова «История России в

рассказах для детей", А. Пинчук "Моя первая книжка о России"

Наглядная информация «Что означает герб нашего города»

Консультация: «Наша Родина – Россия».

Ноябрь

Беседа «Моя мама лучше всех»

Выставка «Портрет моей мамы»

Презентация: «Матрешка – символ русский». Открытое НОД «Моя родина-Россия». Народные подвижные игры «Краски», «Ручеек», «Золотые ворота», «Гуси –лебеди». Тематическое мероприятие ко Дню Толерантности.

Д/ игры по нравственно-патриотическому воспитанию: «Символы России», «Наша страна» Лепка «Индюк» (по мотивам дымковской игрушки).  Изготовление поздравительных открыток для мам и бабушек.

Чтение художественной литературы:

Нанайская сказка "Айога",

Ненецкая сказка "Кукушка",

А. Милн "Непослушная мама",

Д. Габе "Моя семья",

Е. Ранневая "Доброта"

Предложить родителям посетить с детьми краеведческий музей города Покачи.

Конкурс «Семейное древо» «Семейная страничка»

Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»

Декабрь

Знакомство с народными праздниками.

Проект «В ожидании Нового Года»

Презентации: «Обычаи встречи нового года в разных странах», «Городецкая роспись». Рисование «Кокошник зимы» (элементы гжельской росписи) Лепка «Барышня (по мотивам дымковской игрушки». Словесные игры «Продолжи пословицу».

Чтение художественной литературы

В. Одоевский "Мороз Иванович",

С. Маршак "Двенадцать месяцев",

П. Бажов "Серебряное копытце"

Новогодний карнавал.

Консультация "О старинных

русских обычаях детям"

Конкурс «Столовая для птиц», «Рождественская открытка»

«Как мы встречали Новый Год».

Январь

Ознакомление с обычаями и традициями русского народа.  Праздничное развлечение «Святки – колядки, гуляют ребятки». Беседа по теме «Русские обычаи взаимопомощь и гостеприимство"

Народные подвижные игры: «Золотые ворота», «Гуси –лебеди» и др.

Рисование с элементами хохломской росписи. Просмотр презентации «Блокада Ленинграда», рассматривание альбома «Блокадный Ленинград».

Чтение художественной литературы

Русские народные сказки: "Пузырь, соломинка и лапоть", "Зимовье зверей", "Волшебное кольцо", "Сивка-бурка"

Консультация "Как объяснить ребёнку смысл пословиц и поговорок"

Совместное создание

книжки-малышки

"Гостеприимство и

взаимопомощь в

пословицах и поговорках"

Развлечение «Игры наших бабушек"

Февраль

Знакомство детей с русскими народными промыслами.  Беседа «Есть такая профессия-Родину защищать».  

Подготовка к празднику "День защитников Отечества". Проект: «Богатыри – защитники земли русской» Просмотр мультипликационных фильмов о богатырях.  Беседы: «Кто такие богатыри русские?», «Каким должен быть богатырь?»  Рисование на тему «Шлем богатыря» Чтение и заучивание пословиц и поговорок о силе, смелости и отваге русских богатырей.

Чтение отрывков из былин о русских богатырях: «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».  Д/игры «Одень богатыря», «Найди тень», «Подбери словечко»

Буклеты «Защитники земли русской»

Создание коллажа совместно с детьми «Мой папа (дедушка) служили в армии».

Март

Беседа с детьми на тему «Моя родная мама». Проведение праздника 8 марта. «Моя мама – лучше всех!» Выставка детского творчества «Портрет моей мамы».  

Чтение художественной литературы

Нанайская сказка "Айога",

Ненецкая сказка "Кукушка",

А. Милн "Непослушная мама",

«Посидим в тишине» Е. Благинина.

Знакомство и проведение «Масленицы»

«Выставки детских работ «Мамин портрет», «Для бабушки и мамочки соберу букет»

Апрель

Проект «Большое космическое путешествие», Викторина «Что вы знаете о космосе?» Знакомство детей с известными людьми «Юрий Гагарин – первый космонавт» Выставка совместно с родителями и детьми творчества «Космос глазами детей».

Чтение художественной литературы:

Н. Носов «Незнайка на луне»,

«Почему звезды такие красивые», «Покорение космоса»,

В. Медведев "Звездолёт "Брунька",

А. Леонов "Шаги над планетой",

В. Бороздин "Первый в космосе",

В. Кащенко "Найди созвездия"

Консультация "Читаем детям о космосе"

Выставка детских работ "Космос глазами

детей"

Май

Знакомство детей с главными праздниками России –Днем Победы.

НОД по теме «День Победы, как

он был от нас далёк!» Презентация на

Тему «День победы». Выставка рисунков и поделок «Салют – народу победителю»

Чтение художественной литературы

С. Алексеев "Первый ночной таран", "Дом", М. Исаковский "Здесь похоронен

красноармеец", А. Твардовский «Рассказ танкиста", А. Митяев "Мешок овсянки",

С. Баруздин "Слава", К. Симонов «Сын артиллериста"

Консультация «Как рассказать ребенку о войне»

Досуг, посвящённый

Дню Победы!

Экскурсия к памятнику неизвестного солдата.

Итоги мониторинга на конец учебного года.

Используемая литература:

  1. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N С. 82 – 92
  2. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада. -М.: Просвещение.1987
  3. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 - 13.
  4. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. А.Я. Ветохина, З.С. Дмитренко. - «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
  5. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников Зеленова, Н.Г. Пособие для воспитателей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.  
  6. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Князева О. Л., Маханева М. Д., - Санкт-Петербург, 1999 год.
  7. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – Тихонова М.В., Смирнова Н.С. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.детском саду. №2 – 08.
  8. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Солнышко»

План по самообразованию

 на тему: Тема: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Срок реализации – 2020-2021 учебный год

Выполнила воспитатель:

Кичкайло Е.В

г.Покачи 2021г

План по самообразованию на тему: Тема: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Цель: создать необходимые условия для  формирования основ у детей старшего дошкольного возраста начал гражданственности посредством ознакомления воспитанников с родным городом, краем.

Задачи: 

  • Повысить собственный уровень по теме;
  • Создать систему работы по патриотическому воспитанию через ознакомление старших дошкольников с родным городом, краем;
  • Пополнить РППС дидактическим материалом по теме;
  • Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
  • Повысить педагогическую культуру родителей.

План работы по самообразованию на 2020- 2021 учебный год

Наименование мероприятия/ Тема

Форма работы

Дата

Итоговый материал

Работа с педагогами

Как знакомить дошкольников с историей города

Методические рекомендации

Октябрь

Оформление методических рекомендаций

Подборка литературы для чтения детям

Рекомендации списка литературы

Декабрь

Оформление списка литературы для чтения детям старшего дошкольного возраста

Изучение и подбор материала для РППС по ознакомлению дошкольников с жизнью и бытом коренных народов

Методические рекомендации

Февраль

Оформление методических рекомендаций

Уголок патриотического воспитания в группе

Методические рекомендации

Апрель

Оформить список примерного содержания патриотического уголка для детей старшего дошкольного возраста

Работа с родителями

Патриотическое воспитание детей

Анкетирование

Сентябрь

Анализ результатов для построения дальнейшей работы

«Растительный и животный мир Югры».

Создание презентации

Ноябрь

Материалы для презентации

«Круг чтения и формирование системы ценностей».

Памятка

Январь

Памятка

«Русские культурные традиции и нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»

Буклет

Апрель

Буклет

Работа с детьми

«Коренные малочисленный народы Западной Сибири – Ханты»

Дидактический, наглядно-демонстрационный материал, серия конспектов НОД и совместной деятельности с презентациями.

Сентябрь-

Январь

Практический материал для работы с детьми

Подборка материала по ознакомлению с городом Покачи

Практический материал

Ноябрь-

декабрь

Перспективный план ознакомления с городом

Подборка литературы для чтения детям

Примерный перечень детской художественной литературы

Февраль-

март

Оформление списка литературы для чтения детям старшего дошкольного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию "Культурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня".

План по самообразованиюКультурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. (2011-2012 г.г.)Учитель-логопед: Рогалева Наталья А...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНУЮ КУЛЬТУРУ.

Материал  взят  с  сайта«Социальная  сеть  работников  Образования»,подготовленмузыкальным  руководителемВидовой Н.Г....

Картотека игр по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Целью игрового пособия является воспитания нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ПО ВОПРОСАМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ

Работа по формированию экономического воспитания, культуры  старших дошкольников очень актуальна и невозможна без участия родителей, без их заинтересованности, понимания важности проблемы, ее акт...

Из опыта работы по реализации проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Мы помним! Мы гордимся!»

Статья из опыта работы по реализации проекта по патриотическому воспитанию в старшей группе...

презентация по теме «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.»

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в раннем возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств во...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Патриотическое воспитание дошкольника является основой формирования будущего гражданина, патриота и предполагает формирование у ребенка уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, ...