ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНУЮ КУЛЬТУРУ.
статья по музыке на тему

Материал  взят  с  сайта

«Социальная  сеть  работников  Образования»,

подготовлен

музыкальным  руководителем

Видовой Н.Г.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ    ВОСПИТАНИЕ   ДЕТЕЙ   СТАРШЕГО   ДОШКОЛЬНОГО    ВОЗРАСТА   ЧЕРЕЗ   МУЗЫКАЛЬНУЮ    КУЛЬТУРУ.

В последние   годы особое внимание уделяют социокультурному аспекту воспитания будущего гражданина. Актуальность темы определена и в таком государственном документе, как Указ Президента РФ от 1июня 2012г. №761  «О  Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности,  начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается»  человек .

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать  познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою  страну, с уважением относящегося к другим народам.

Патриотизму нельзя научить, его надо воспитывать с раннего детства. Патриотизм у детей дошкольного возраста требует первоначальных знаний об истории нашей Родины, самобытной русской культуры, истории родного края, героико-военного прошлого нашей страны.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое  в наших детях, заложить нравственные основы, которые их сделают более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт. Ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в весёлой , игровой форме, знакомят детей с обычаями и бытом русского народа. Трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают.  

Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания.

Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические  движения детей, отводит их от трафарета и придаёт движениям определённую окраску.

Следующим этапом работы в этом направлении явилось использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребёнка-дощкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где он играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит  формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребёнка-дошкольника – это, прежде всего  воспитание любви и уважения к матери. В нашем детском саду существует традиция отмечать  День Матери. Для многих людей это слово «мама» -- самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью:

А для милой мамочки

Испеку два пряничка.

В мелодии этой песни ( А. Филиппенко  «Пирожки» ) звучат и любовь, и ласка, и желание сделать маме приятное.

Более сложные чувства у старших дошкольников. Это и гордость за свою маму:

Пускай узнает ветер

И звёзды, и моря,

Что лучше всех на свете

Мамочка моя!

И чувство дружелюбия: мама – старший друг и товарищ ( песня Ю.Слонова «Мы с мамою нашей большие друзья», и чувство нежной радости, ласкового спокойствия ( песня А. Филиппенко «Хорошо рядом с мамой» ).

В продолжение этой темы хочется отметить ещё один аспект, над которым работает наш коллектив. Это знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Родной город… Надо показать ребёнку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями,  памятниками, знаменитыми людьми. В нашем детском саду ещё одна традиция – праздновать День города. При подготовке этого праздника  детей знакомили с названиями улиц , площадей, памятников нашего города, с количеством площадей, мостов.

Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты», муз. А. Филиппенко. «Будем в Армии служить». Муз Ю. Слонова и «Наша Армия сильна», муз. А. Филиппенко. Они  написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.    

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времён и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатлениях от экскурсий к памятникам погибшим воинам.

Итак, совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами и музыкальными руководителями нашего детского сада, дало ощутимые результаты: музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.                                                                                        

Материал  взят  с  сайта

«Социальная  сеть  работников  Образования»,

подготовлен

музыкальным  руководителем

Видовой Н.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование

Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особ...

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи через развитие фонематического восприятия

Нарушение произношения звуков неразрывно связано с недоразвитием у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звуково...

Проект «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через использование фольклорного жанра – частушки».

Используемая нами в логопедической работе, "Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи" под редакцией профессора  Л.В. Лопатиной (С-П...

Опыт работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

  В настоящее время в дошкольных учреждениях отмечается значительный рост количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии. В связи с этим формируются логопедические группы с ...