ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНУЮ КУЛЬТУРУ.
статья по музыке на тему
Материал взят с сайта
«Социальная сеть работников Образования»,
подготовлен
музыкальным руководителем
Видовой Н.Г.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНУЮ КУЛЬТУРУ.
В последние годы особое внимание уделяют социокультурному аспекту воспитания будущего гражданина. Актуальность темы определена и в таком государственном документе, как Указ Президента РФ от 1июня 2012г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек .
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Патриотизму нельзя научить, его надо воспитывать с раннего детства. Патриотизм у детей дошкольного возраста требует первоначальных знаний об истории нашей Родины, самобытной русской культуры, истории родного края, героико-военного прошлого нашей страны.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые их сделают более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт. Ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в весёлой , игровой форме, знакомят детей с обычаями и бытом русского народа. Трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают.
Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания.
Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придаёт движениям определённую окраску.
Следующим этапом работы в этом направлении явилось использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребёнка-дощкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где он играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребёнка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. В нашем детском саду существует традиция отмечать День Матери. Для многих людей это слово «мама» -- самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью:
А для милой мамочки
Испеку два пряничка.
В мелодии этой песни ( А. Филиппенко «Пирожки» ) звучат и любовь, и ласка, и желание сделать маме приятное.
Более сложные чувства у старших дошкольников. Это и гордость за свою маму:
Пускай узнает ветер
И звёзды, и моря,
Что лучше всех на свете
Мамочка моя!
И чувство дружелюбия: мама – старший друг и товарищ ( песня Ю.Слонова «Мы с мамою нашей большие друзья», и чувство нежной радости, ласкового спокойствия ( песня А. Филиппенко «Хорошо рядом с мамой» ).
В продолжение этой темы хочется отметить ещё один аспект, над которым работает наш коллектив. Это знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Родной город… Надо показать ребёнку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми. В нашем детском саду ещё одна традиция – праздновать День города. При подготовке этого праздника детей знакомили с названиями улиц , площадей, памятников нашего города, с количеством площадей, мостов.
Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты», муз. А. Филиппенко. «Будем в Армии служить». Муз Ю. Слонова и «Наша Армия сильна», муз. А. Филиппенко. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времён и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатлениях от экскурсий к памятникам погибшим воинам.
Итак, совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами и музыкальными руководителями нашего детского сада, дало ощутимые результаты: музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.
Материал взят с сайта
«Социальная сеть работников Образования»,
подготовлен
музыкальным руководителем
Видовой Н.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование
Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особ...
Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-ритмические движения.
Самообразовательная работа....
Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи через развитие фонематического восприятия
Нарушение произношения звуков неразрывно связано с недоразвитием у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звуково...
Проект «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через использование фольклорного жанра – частушки».
Используемая нами в логопедической работе, "Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи" под редакцией профессора Л.В. Лопатиной (С-П...
Опыт работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»
В настоящее время в дошкольных учреждениях отмечается значительный рост количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии. В связи с этим формируются логопедические группы с ...
«Особенности организации художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста через сотрудничество музыкального руководителя и воспитателя по изодеятельности»
Данный материал представлен в виде презентации проекта "По дороге к искусству"....