Методические рекомендации родителям по работе с трудными подростками
материал
Предварительный просмотр:
Родителю подростка!
Подростковый возраст – очень непростой период в жизни каждого человека. У кого-то он проходит плавно и равномерно, но чаще, подростковый период переносится тяжело и вносит колоссальные изменения в жизнь, как ребенка, так и его родителей.
Девиантное поведение, низкая учебная мотивация, низкая самооценка ребенка, агрессивное поведение, депрессия – все это является характерным для детей подросткового возраста.
Как же вести себя родителям, чьи дети находятся в этом непростом периоде? Эта брошюра расскажет родителям подростков, как вести себя с ребенком подростком, чтобы оставаться с ним в теплых и доверительных отношениях, воспитать в нем гармоничную личность, уважение к себе и в окружающему миру.
Девиантное поведение подростков – совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом.
Что делать, если Ваш ребенок имеет девиантное поведение?
- ГОВОРИТЕ ДЕТЯМ О НАСИЛИИ, КОТОРОЕ ПОКАЗЫВАЮТ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ, а не просто выключайте телевизор. Объясните им, что в большинстве своем насилие, показываемое в фильмах - это продукт, созданный для того, чтобы развлекать, возбуждать, держать зрителя в напряжении. И что это совсем не означает, что такую модель поведения нужно применять в своей жизни.
- НЕЛЬЗЯ НЕДООЦЕНИВАТЬ ВАЖНОСТЬ СЛОВ "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ". Дети любого возраста нуждаются в одобрении, поцелуях, объятиях, дружеских похлопываниях по плечу. Они хотят слышать "Я горжусь тобой!"
- Требования, предъявляемые подростку, должны быть разумно аргументированы.
- Не требуйте беспрекословного подчинения. Взрослый должен быть другом подростка, но другом особым, отличным от друга сверстника. Взрослый - друг – руководитель.
- Нужно уметь понимать, чувствовать своего ребенка, посмотреть на себя его глазами и терпеливо вести разговоры изо дня в день, не срываясь на крик и оскорбления.
- Не разговаривайте с ним грубо и высокомерно, не используйте нецензурные слова.
- Поощряйте активность, загружайте интересной и полезной деятельностью.
Агрессия подростков — одно из наиболее типичных проявлений подросткового кризиса.
Как строить отношения с агрессивным подростком?
- ПОДАВАЙТЕ ХОРОШИЙ ПРИМЕР. Угрозы, а также битье, психическое давление, оскорбления и т.п. редко улучшают ситуацию. Ваш ребенок берет за образец Ваше поведение и будет учиться у Вас как справляться с гневом без применения силы.
- Принимайте ребенка таким, каков он есть;
- Предъявляя к ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности;
- Расширяйте кругозор ребенка, включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле;
- За содеянное не столько наказывайте, сколько вызывайте чувство раскаяния.
- Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.
Бороться с агрессивностью нужно терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
Отношение ребёнка к учению, т.е. учебная мотивация, играет важнейшую роль в формировании личности школьника.
Как могут помочь родители детям в этой ситуации?
- Каждый день спрашивайте ребёнка: «Как дела? Что было в школе?». Сделайте такие разговоры привычкой, пусть ребёнок чувствует вашу заинтересованность в его делах.
- Предложите помощь в выполнении какого-либо задания. Например, обсудите план сочинения, вместе подберите литературу, но писать за ребёнка сочинение не надо.
- Используйте похвалу и поощрения (за успехи в учебной деятельности, а не только за способности).
- Не сравнивайте с достижениями других людей, только с самим собой.
Заниженная самооценка у подростков негативно отражается на их адаптации в социуме и становится причиной непонимания в семье и коллективе. Ребенок ощущает постоянную неуверенность в себе, что способствует формированию комплекса неполноценности.
Что делать родителям?
- Старайтесь правильно оценивать знания и достижения ребёнка.
- Никогда не сравнивайте его с другими детьми из класса или детьми родственников и знакомых
- Предоставляйте право выбора. Это не только сделает его более самостоятельным, но и укрепит его уверенность в себе.
- Учите не бояться неудач. Объясните малышу, что все совершают ошибки, и это вполне естественно. Приучайте ребенка решать проблемы, не унывая и смело смотря вперед. Настраивайте на позитивное мышление и приучайте к оптимистическому восприятию мира.
- Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
- Поощряйте в ребенке инициативу.
Подростковая депрессия является серьезной медицинской проблемой и проявляется стойким чувством печали и потери интереса к какой-либо деятельности. Это отражается на мыслях, чувствах и поведении подростка.
Что делать родителям?
- ГОВОРИТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ. Поощряйте их желание говорить с Вами о своих страхах, о своем гневе и печали. Родители должны слышать тревоги своих детей, разделять их интересы и чувства, а также давать хорошие советы.
- Принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему, возможность измениться;
- Развивайте в ребенке положительные эмоции, почаще дарите ему свое время и свое внимание;
- С пониманием относитесь к переживаниям и страхам ребенка, не высмеивайте их и не пытайтесь решительными мерами искоренить этот страх;
- Заранее проигрывайте с ребенком ситуацию, вызывающую тревогу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности коррекционно–развивающей работы с "трудными" подростками (методические рекомендации)
В данном материале даны рекомендации, которые помогут организовать корекционно-развивающую работу с подростками, имеющими девиантное поведение....
Рекомендации классным руководителям в работе с «трудными» подростками.
Задача учителя - научить сформировать навыки, знания и умения даже у тех детей, которые не хотят или не могут хорошо усвоить материал вследствие ряда причин. Чтобы такие учащиеся воспринимали материал...
«Рекомендации учителям предметникам в работе с "трудными" подростками» на МО учителей гуманитарного цикла.
Особенности подросткового периода развития:ребенок стремится приобрести личную свободу и независимость;примеряет на себя различные интересы и жизненные цели;вступает в первые романтические отнош...
рекомендации для классного руководителя по работе с трудными подростками
составление плана индивидуальной работе, анкетиролвание по выявлению трудных подростков, бланки картотеки учащихся и многое другое...
Методические рекомендации родителям по содействию подросткам в отказе от табаккурения
Борьба с курением в подростковом возрасте будет эффективной лишь при условии комплексного подхода, включающего как социально-психологические, информационные и другие немедикаментозные методы, так и по...
Памятка "Рекомендации педагогам при работе с трудными подростками и в кризисных ситуациях"
В памятке "Рекомендации педагогам при работе с трудными подростками и в кризисных ситуациях" представлены:Основные трудности подростковПорядок поведения педагога при возникновении конфликта во время у...
Методические рекомендации классному руководителю по работе с "трудными" подростками
Система работы классного руководителя с "трудными" обучающимися...