Методические рекомендации родителям по работе с трудными подростками
материал

Воробьева Александра Сергеевна

Рекомендации родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mdk_rekomendatsii_roditelyam.docx380.29 КБ

Предварительный просмотр:

Родителю подростка!

Подростковый возраст – очень непростой период в жизни каждого человека. У кого-то он проходит плавно и равномерно, но чаще, подростковый период переносится тяжело и вносит колоссальные изменения в жизнь, как ребенка, так и его родителей.

Девиантное поведение, низкая учебная мотивация, низкая самооценка ребенка, агрессивное поведение, депрессия – все это является характерным для детей подросткового возраста.

 Как же вести себя родителям, чьи дети находятся в этом непростом периоде?  Эта брошюра расскажет родителям подростков, как вести себя с ребенком подростком, чтобы оставаться с ним в теплых и доверительных отношениях, воспитать в нем гармоничную личность, уважение к себе и в окружающему миру.


Девиантное поведение подростков – совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом.

Что делать, если Ваш ребенок имеет девиантное поведение?

  •  ГОВОРИТЕ ДЕТЯМ О НАСИЛИИ, КОТОРОЕ ПОКАЗЫВАЮТ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ, а не просто выключайте телевизор. Объясните им,  что в большинстве своем насилие, показываемое в фильмах - это продукт, созданный для того, чтобы развлекать, возбуждать, держать зрителя в напряжении. И что это совсем не означает, что такую модель поведения нужно применять в своей жизни.
  • НЕЛЬЗЯ НЕДООЦЕНИВАТЬ ВАЖНОСТЬ СЛОВ "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ". Дети любого возраста нуждаются в одобрении, поцелуях,  объятиях, дружеских похлопываниях по плечу. Они хотят слышать "Я горжусь тобой!"
  • Требования,  предъявляемые  подростку,  должны  быть  разумно аргументированы.
  •  Не требуйте беспрекословного подчинения. Взрослый  должен  быть  другом  подростка,  но  другом  особым, отличным от друга сверстника. Взрослый - друг – руководитель.
  •  Нужно  уметь  понимать,  чувствовать  своего  ребенка,  посмотреть  на себя  его  глазами  и  терпеливо  вести  разговоры  изо  дня  в  день,  не срываясь на крик и оскорбления.
  • Не  разговаривайте  с  ним  грубо  и  высокомерно,  не  используйте нецензурные слова.
  •  Поощряйте  активность,  загружайте  интересной  и  полезной деятельностью.

Агрессия подростков — одно из наиболее типичных проявлений подросткового кризиса.

Как строить отношения с агрессивным подростком?

  • ПОДАВАЙТЕ ХОРОШИЙ ПРИМЕР.  Угрозы, а также битье, психическое давление, оскорбления и т.п. редко улучшают ситуацию. Ваш  ребенок берет за образец Ваше поведение и будет учиться у Вас как справляться с гневом без применения силы.
  • Принимайте ребенка таким, каков он есть;
  • Предъявляя к ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности;
  • Расширяйте кругозор ребенка, включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле;
  • За  содеянное  не  столько  наказывайте,  сколько  вызывайте  чувство раскаяния.
  • Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.

Бороться с агрессивностью нужно терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.


Отношение ребёнка к учению, т.е. учебная мотивация, играет важнейшую  роль  в формировании  личности школьника.

Как могут помочь родители  детям  в этой ситуации?

  • Каждый день спрашивайте ребёнка: «Как дела? Что было в школе?». Сделайте такие разговоры привычкой, пусть  ребёнок чувствует вашу заинтересованность в его делах.
  •  Предложите  помощь  в выполнении  какого-либо задания. Например, обсудите план сочинения, вместе подберите литературу, но писать за ребёнка сочинение  не надо.
  • Используйте  похвалу и поощрения  (за успехи в  учебной деятельности, а не только за способности).
  • Не сравнивайте с достижениями других людей, только с самим собой.

Заниженная самооценка у подростков негативно отражается на их адаптации в социуме и становится причиной непонимания в семье и коллективе. Ребенок ощущает постоянную неуверенность в себе, что способствует формированию комплекса неполноценности.

Что делать родителям?

  • Старайтесь правильно оценивать знания  и достижения ребёнка.
  • Никогда не сравнивайте его с другими детьми из класса или детьми родственников и знакомых
  • Предоставляйте право выбора. Это не только сделает его более самостоятельным, но и укрепит его уверенность в себе.
  • Учите не бояться неудач. Объясните малышу, что все совершают ошибки, и это вполне естественно. Приучайте ребенка решать проблемы, не унывая и смело смотря вперед. Настраивайте на позитивное мышление и приучайте к оптимистическому восприятию мира.
  • Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
  • Поощряйте в ребенке инициативу.

Подростковая депрессия является серьезной медицинской проблемой и проявляется стойким чувством печали и потери интереса к какой-либо деятельности. Это отражается на мыслях, чувствах и поведении подростка.

Что делать родителям?

  • ГОВОРИТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ. Поощряйте их желание говорить с Вами о своих страхах, о своем гневе и печали. Родители должны слышать тревоги своих детей, разделять их интересы и чувства, а также давать хорошие советы.
  • Принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему, возможность измениться;
  • Развивайте в ребенке положительные эмоции, почаще дарите ему свое время и свое внимание;
  • С пониманием относитесь к переживаниям и страхам  ребенка, не высмеивайте их и не пытайтесь решительными мерами искоренить этот страх;
  • Заранее проигрывайте с ребенком ситуацию, вызывающую тревогу.      

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционно–развивающей работы с "трудными" подростками (методические рекомендации)

В данном материале даны рекомендации, которые помогут организовать корекционно-развивающую работу с подростками, имеющими девиантное поведение....

Рекомендации классным руководителям в работе с «трудными» подростками.

Задача учителя - научить сформировать навыки, знания и умения даже у тех детей, которые не хотят или не могут хорошо усвоить материал вследствие ряда причин. Чтобы такие учащиеся воспринимали материал...

«Рекомендации учителям предметникам в работе с "трудными" подростками» на МО учителей гуманитарного цикла.

Особенности подросткового периода развития:ребенок стремится приобрести личную свободу и независимость;примеряет на себя различные интересы и жизненные цели;вступает в первые романтические отнош...

рекомендации для классного руководителя по работе с трудными подростками

составление плана индивидуальной работе, анкетиролвание по выявлению трудных подростков, бланки картотеки учащихся и многое другое...

Методические рекомендации родителям по содействию подросткам в отказе от табаккурения

Борьба с курением в подростковом возрасте будет эффективной лишь при условии комплексного подхода, включающего как социально-психологические, информационные и другие немедикаментозные методы, так и по...

Памятка "Рекомендации педагогам при работе с трудными подростками и в кризисных ситуациях"

В памятке "Рекомендации педагогам при работе с трудными подростками и в кризисных ситуациях" представлены:Основные трудности подростковПорядок поведения педагога при возникновении конфликта во время у...

Методические рекомендации классному руководителю по работе с "трудными" подростками

Система работы классного руководителя  с "трудными" обучающимися...