Современная краеведческая деятельность
статья (9 класс)
Предварительный просмотр:
КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа [4].
Духовность и культура - это мощный фактор развития общества. Многие учреждения и организации занимаются сегодня изучением истории края и сохранением культурных традиций: это и музеи, и школы, и вузы, и архивы, творческие и общественные организации. Однако особая роль в связи с этим принадлежит библиотекам. Библиотеки как часть культурного достояния страны всегда, в разные исторические эпохи, были источником духовности, центрами распространения национальной культуры, школой патриотизма. «Краеведение - изучение природы, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населённых пунктов силами местного населения» [1].
Краеведение в нашей стране долгое время понималось в основном как форма кружковой работы со школьниками и вид досуга провинциальной интеллигенции. Сегодня этому термину возвращается первостепенное значение: «краеведение — это «сфера научной, культурно-просветительской и памятнико-охранительной деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края» (от сравнительно крупного региона до отдельных города, села, завода, усадьбы, монастыря и даже улицы, дома), а также общественной деятельности, к которой причастны и ученые-специалисты, и широкий круг лиц (разного возраста и разной подготовки), преимущественно местных жителей» [2].
Таким образом, краеведение - это форма общественного движения, и науки интегрирующего характера, методология и методика которой используется широкими слоями общественности, и освоения культурного и природного наследия. Краеведение - это созидательная деятельность по сохранению природы, памятников истории и культуры, улучшение социально-культурных и экологических условий жизни в своем крае. Краеведением в современном его понимании занимаются специалисты самых разных областей знания. Нередко, говоря о краеведении, понимают его как географическое изучение края. Действительно, краеведение имеет ярко выраженный географический характер. Но было неверным сужать его границы на этой основе, ведь оно на практике тесно связано и с изучением других сторон жизни края: истории, местного литературного творчества, искусства и др. В зависимости от того, какое направление преобладает, различают природное, экономическое, историческое, искусствоведческое, литературное краеведение.
Так Н.Н. Щерба, разработавший термин «библиотечное краеведение», предложил следующую классификацию краеведения. Если в основании лежит признак отрасли, то выделяется географическое, литературное, историческое краеведение и т.д. если в основе - организационные каналы, то - архивное, библиотечное, вузовское, музейное, туристическое, церковное, школьное краеведение [3].
В нашей стране сложились следующие организационные формы краеведения: государственное, школьное, общественное.
Государственное краеведение осуществляется краеведческими музеями, научно-исследовательскими учреждениями, местными органами управления, в ведении которых находятся библиотеки.
В школьном краеведении главная роль в краеведческой работе принадлежит учащимся, участвующим в этой деятельности под руководством учителя, в соответствии с учебными и воспитательными задачами школы.
Краеведение - одно из приоритетных направлений в деятельности школьной библиотеки. Библиотеки систематически выявляют источники, рассказывающие об истории края и составляют рекомендательные списки литературы о нем, календари знаменательных и памятных дат, выполняют большое количество запросов читателей по краеведению.
Для этого библиотеки:
1. Тщательно собирают и сохраняют литературу по местной историко-культурной жизни.
2. Наиболее полно отражают местную тематику в справочно-поисковом аппарате.
3. Составляют тематические картотеки, оформляют папки-накопители, рекомендательные списки литературы по краеведению.
4. Совместно с другими организациями создают летописные и биографические описания местных достопримечательностей, истории отдельных семейств, знаменитых деятелей, наиболее ярких событий [5].
Общественным изучением края занимается самодеятельное население, организуемое общественными профсоюзными организациями, домами культуры, клубами, библиотеками, в том числе детскими и юношескими.
Сегодня все эти три направления переживают важный, качественно новый этап своего развития: государственное - в связи с изменением приоритетов в развитии политики, экономики и культуры России, с наметившейся тенденцией повышения роли регионов в решении задач российского общества; школьное - в связи с гуманитаризацией образования, появлением новых типов школ, поисками новых путей, форм и методов воспитательной работы; общественное - в связи с обострением в обществе нравственных, экономических, экологических, межнациональных и других проблем.
Сегодня библиотеки выступают не только в роли хранилища краеведческих фондов и интегратора краеведческой информации о крае, но и в качестве самостоятельного генератора краеведческих знаний. Библиотеки органично вошли в региональную систему краеведения, взаимодействуют с другими учреждениями, выступают полноправным партнером при формировании культурно-информационного и научного потенциала региона.
На современном этапе краеведческая деятельность присуща библиотекам всех типов. Именно библиотеки становятся центрами распространения краеведческих знаний, изучения истории, славянских традиций и культуры.
Литература:
- Краеведение // Советский энциклопедический словарь. - М. , 1980. - С. 651.
- Руководство для детских библиотек / ИФЛА ; Секция библиотек для детей и подростков. - Пер. О.Мяэотс, Т.Усковой // Библиотека в школе. - 2005. - № 4 (136). - С. З - 5.
- Щерба, Н. Н. Библиотечное краеведение : сущность, внутренняя культура и внешние связи / Н. Н. Щерба // Сов. библиотековедение. – 1992 .- № 5-6. - С. 87-84.
4.Гайворонская Н. И.Авторская программа по краеведению. http://festival.1september.ru/authors/105-852-499.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые формы краеведческой деятельности или создание сайта юных исследователей истории
"Новые формы краеведческой деятельности или создание сайта юных исследователей истории" методический материал по истории и краеведческой деятельности...
Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности
Как придать историко-краеведческому образованию деятельностный характер? Как заинтересовать школьника изучением истории своего села, малой Родины? Ведь без добровольности поисковая работа не смо...
Программа развития туристско-краеведческой деятельности
Целью настоящей программыявляется создание условий для развития и расширения туристско-краеведческой деятельности учащихся города как комплексного средства формирования здорового образа жизни молодежи...
Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника.
этот материал создан для повышения обмена опыта в сфере патриотического воспитания....
Туристско-краеведческая деятельность – педагогический ресурс развития личности подростка в воспитательной системе школы
В своей внеурочной деятельности использую такие формы изучения родного края как экскурсии.Об этом делюсь опытом в своей статье....
Программа внеурочной краеведческой деятельности для младших школьников "Мой родной край"
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе ФГОС НОО с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умен...
программа внеурочной туриско-краеведческой деятельности "Секция туризма и краеведения"
Программа секции «Туризма и краеведения» составлена путем модификации программы внеурочной туристко-краеведческой деятельности («Туризм и краеведение для учащихся 5-8 классов), автор...