Программа развития туристско-краеведческой деятельности
материал по теме
Целью настоящей программыявляется создание условий для развития и расширения туристско-краеведческой деятельности учащихся города как комплексного средства формирования здорового образа жизни молодежи.
Элементы программы:
1. Система поддержки, переподготовки и подготовки туристских кадров.
2. Система обеспечения нормативно-правовой базы и методических материалов.
3. Система отслеживания и мониторинга результативности, введение разрядных туристических квалификаций, нормативов.
4. Система материально-технического обеспечения.
5. Система рекламно-просветительской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pazvitie_turizma_na_baze_cdod.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
туристско-краеведческой деятельности
на базе Центра дополнительного образования детей
на 2010 — 2013 гг.
Введение
Туристско-краеведческая деятельность — как важнейшее средство образования и социализации подростков.
Туристско-краеведческая деятельность — это многоуровневая система разнообразных видов совместной деятельности учащихся и взрослых. Отличительными признаками туристско-краеведческой деятельности являются: передвижение в пространстве, активное взаимодействие с окружающим миром, высокая степень самодеятельности и познавательной активности участников, сочетание умственного и физического труда.
Туристско-краеведческая деятельность детей, подростков относится к видам деятельности, интенсивно развивающим в ее участниках такие качества, как ответственность, самостоятельность, уважение прав человека, интерес к окружающим и к собственной стране, чувство привязанности к родному краю, его истории, природе, людям.
По своей организации туристско-краеведческая деятельность относится к массовым, максимально широким формам педагогически организованной деятельности, наиболее гибким и разнообразным по вариантам ее использования.
Организация сети туристско-краеведческих объединений школьников может стать широким каналом, связывающим задачи обучения с задачами стимулирования саморазвития личности, обеспечивает занятость значительного числа детей в свободное время при относительно небольших расходах государственных средств.
В последние год, продолжают действовать следующие тенденции в развитии туристско-краеведческой работы со школьниками города:
- не увеличилось число постоянно действующие туристско-краеведческие объединения учащихся в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования округа;
- снижается число педагогов и объединений, занимающихся туристско-краеведческой деятельностью в учреждениях дополнительного образования;
- снижается число учащихся, занятых туристско-краеведческой деятельностью;
- снижается число педагогов и учащихся, участвующих в летних оздоровительных туристско-краеведческих мероприятиях;
Целью настоящей программы является создание условий для развития и расширения туристско-краеведческой деятельности учащихся города как комплексного средства формирования здорового образа жизни молодежи.
Задачи программы сориентированы на комплексное решение проблем развития туристско-краеведческой деятельности с детьми и подростками города:
- повышение безопасности проводимых туристско-краеведческих мероприятий со школьниками;
- увеличение количества детских коллективов, постоянно занимающихся туристско-краеведческой деятельностью;
- увеличение количества многодневных категорийных походов и многодневных краеведческих поездок, разнообразие их географии и тематики;
- обеспечение возможности детским коллективам участия в туристских и краеведческих соревнованиях различного уровня;
- создать систему поддержки, подготовки и переподготовки туристских и краеведческих кадров;
- создание компьютерного банка данных о маршрутах, туристско-краеведческих программах, педагогов работающих в этой области.
Условия реализации
1. Определение на базе Центра дополнительного образования детей отдела по туристско-краеведческой деятельности (п/к «Горизонт»), развитие и поддержка его деятельности.
2. Укрепление и развитие материально-технической базы образовательных учреждений, специализирующихся на проведении туристско-краеведческой деятельности.
3. Подготовка кадров педагогов для проведения туристско-краеведческой деятельности.
Основные исполнители:
- МОУ ДОД ЦДОД;
Контроль за исполнением программы:
- Управление образования Администрации города Димитровградаю.
Программа поддержки и развития основных направлений туристско-краеведческой деятельности.
Элементы программы поддержки и развития основных направлений туристско-краеведческой деятельности учащихся:
1. Система поддержки, переподготовки и подготовки туристских кадров.
2. Система обеспечения нормативно-правовой базы и методических материалов.
3. Система отслеживания и мониторинга результативности, введение разрядных туристических квалификаций, нормативов.
4. Система материально-технического обеспечения.
5. Система рекламно-просветительской деятельности.
Из всего многообразия форм туристско-краеведческой деятельности в программе как основные выделяются следующие формы: многодневные походы, многодневные краеведческие поездки, выживание в природной и городской среде.
Туристский поход — это прохождение туристской группой маршрута в загородной местности с целью получения и развития системы навыков обитания в природной среде, выполнения краеведческой, исследовательской, учебной и другой познавательной работы, а также работы общественно-полезного характера. Поход может быть местным (по области), а также дальним; выходного дня (на 1-3 дня) и многодневным; не имеющим спортивной категории (бескатегорийным) или спортивным степенным, категорийным. Наибольшее влияние на подростков оказывают спортивные категорийные походы, развитию которых и посвящена данная программа.
Краеведческая поездка — посещение группой памятников культуры, истории, объектов природы, музеев и выставок с целью знакомства с ними, получения полезной информации, новых знаний. Поездка может быть местной или дальней, однодневной или многодневной.
Туристские слеты и соревнования — рассматриваемые нами не только как форма выявления лучших туристско-краеведческих коллективов, но и активная форма пропаганды туризма, обмена опытом, повышения безопасности многодневных походов.
Эти формы имеют много общего: это педагогически организованная позитивная деятельность постоянно-действующих детский коллектив, в которых происходит активное взаимодействия педагога и ребенка, эффективная форма социализации, сочетающая высокий познавательный потенциал и физическая активность. Как результат их использования должно стать формирование здорового образа жизни ребенка: самоидентификация, адекватная самооценка и воспитание воли; умение жить в коллективе и взаимодействовать со сверстниками и педагогами; опыт принятия ответственных решений и выхода из нестандартных ситуаций.
Поддержка и развитие направления “многодневные туристские походы”
Задачи программы в этом направлении:
а) увеличение количества детских коллективов, постоянно занимающихся туризмом, т.е. увеличение сети туристских групп, объединений, кружков.
б) увеличение количества многодневных категорийных походов.
Система поддержки, переподготовки и подготовки туристских кадров.
а) организовать систему постоянно действующих консультаций по туристским программам, работе туристских объединений, выбору маршрутов и краеведческих заданий, участию в слетах, выставках и т.п. для педагогов округа;
б) организовать систему поощрения руководителей многодневных походов, краеведческих поездок, систематически работающих по годовым программам;
в) участвовать в аттестации педагогов, руководителей многодневных походов;
г) организовать систему переподготовки, повышения туристской квалификации руководителей походов, ежегодно отправлять на курсы инструкторов детско-юношеского туризма, походы повышения квалификации.
Система обеспечения нормативно-правовой базы и методических материалов.
а) обеспечить всех педагогов отдела действующими нормативно-правовыми документами;
б) создать банк данных о педагогах и группах школьников, занимающихся туристскими походами;
в) создать банк данных о маршрутах походов, описания походов, картографический материал;
г) создать банк данных по программам работы туристских объединений учащихся;
д) изучить опыт работы лучших педагогов отдела, города;
е) организовать распространение лучшего, передового опыта;
ж)составить и доводить до педагогов округа единый календарь туристско-краеведческих мероприятий округа, города, РФ.
Система обеспечения материальной базы.
а) финансировать вновь открывающихся туристские объединения:
— зарплата педагогу (учреждения дополнительного образования, школы);
— необходимое туристское снаряжение;
б) привлекать средства муниципалитета, области для организации отдыха социально неблагополучных детей в туристских походах;
в) найти возможность финансировать подготовку и переподготовку туристских кадров.
Система рекламно-просветительской деятельности.
а) подготовить серию материалов о летних походах для телевидения, городских и областных СМИ;
б) создать страницы в Интернете о туристских коллективах, походах и т.п.;
в) подготовить стенд в ЦДОД о туристско-краеведческой деятельности учащихся округа.
Поддержка и развитие направления “многодневные краеведческие поездки”
Задачи программы в этом направлении:
а) увеличение количества детских коллективов, постоянно занимающихся краеведческими поездками, т.е. увеличение сети краеведческих групп, объединений, кружков;
б) увеличение количества многодневных краеведческих поездок, разнообразие их тематики, географии;
в) обеспечение возможности краеведческим группам участвовать в краеведческих конференциях, выставках, смотрах различного уровня.
Система поддержки, переподготовки и подготовки туристских кадров.
а) организовать систему постоянно действующих консультаций по туристско-краеведческим программам, работе краеведческих объединений, выбору маршрутов и краеведческих заданий, участию в слетах, выставках и т.п. для педагогов округа;
б) организовать систему поощрения руководителей, систематически работающих по годовым программам;
в) участвовать в аттестации педагогов, руководителей краеведческих поездок;
г) организовать систему переподготовки, повышения туристской квалификации руководителей краеведческих поездок, организовать и провести курсы инструкторов детско-юношеского туризма для педагогов отдела и школ.
Система обеспечения нормативно-правовой базы и методических материалов.
а) обеспечить всех педагогов отдела действующими нормативно-правовыми документами;
б) создать банк данных о педагогах и группах школьников, занимающихся краеведческими поездками;
в) создать банк данных о маршрутах поездок, описания объектов, краеведческих материалах;
г) создать банк данных по программам работы туристских объединений учащихся;
д) изучить опыт работы лучших педагогов отдела;
е) начать распространение лучшего, передового опыта;
ж) составить и доводить до педагогов отдела, Центра, города единый календарь туристско-краеведческих мероприятий города, области, РФ.
Система обеспечения материальной базы.
а) финансировать новые открывающиеся краеведческие объединения учащихся:
— зарплата педагогу (учреждения дополнительного образования, школы);
— необходимое снаряжение.
б) привлекать средства для организации отдыха социально неблагополучных детей в краеведческих поездках.
г) финансировать подготовку и переподготовку краеведческих кадров.
Система рекламно-просветительской деятельности
а) подготовить серию материалов о летних походах для телевидения, городских и областных СМИ;
б) создать страницы в Интернете о туристских коллективах, походах и т.п.;
в) подготовить стенд в ЦДОД о туристско-краеведческой деятельности учащихся округа.
Поддержка и развитие направления “туристские слеты и соревнования”
Задачи программы в этом направлении:
а) увеличение количества образовательных учреждений города, постоянно организующих и участвующих в туристских слетах и соревнованиях различного уровня;
б) обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований;
Система поддержки, переподготовки и подготовки кадров.
а) организовать систему постоянно действующих консультаций по вопросам организации и проведения туристских слетов и соревнований, обеспечения их картографическим материалом;
б) организовать систему переподготовки, повышения туристской квалификации организаторов и судей туристских соревнований и слетов для педагогов.
Система обеспечения нормативно-правовой базы и методических материалов.
а) обеспечить всех педагогов округа действующими нормативно-правовыми документами;
б) создать банк данных об образовательных учреждениях, организующих и участвующих в туристских слетах и соревнованиях различного уровня;
в) создать банк данных о программах соревнований, описаний дистанции, картографического и краеведческого материала;
г) изучить опыт работы лучших педагогов;
д) составить и доводить до педагогов отдела и города единый календарь туристских слетов и соревнований города, области, РФ.
Система обеспечения материальной базы.
а) обеспечить финансирование проведения городских туристских слетов и соревнований;
б) создать прокатный фонд туристского снаряжения для проведения школьных туристских слетов и соревнований.
Система рекламно-просветительской деятельности.
а) подготовить серию материалов об участии команд отдела в туристских слетах и соревнованиях для телевидения, городских и областных СМИ;
б) создать страницы в Интернете, посвященные опыту проведения и участия в туристских слетах и соревнованиях;
Схема деятельности туристско-краеведческого отдела
Центр дополнительногообразования детей | ||||||
МОУ СОШ № 10
| п/к «Горизонт»
| Краеведческий музей
| п/к «Искатель»
| |||
Занято не менее 45 детей систематически, 600 чел. привлечены на мероприятия, 100 чел. на летние программы | Занято не менее 60 детей систематически 800 чел. привлечены на мероприятия, 100 чел. на летние программы | Занято не менее 30 детей систематически 600 чел. привлечены на мероприятия, 100 чел. на летние программы | Занято не менее 60 детей систематически 600 чел. привлечены на мероприятия, 100 чел. на летние программы |
Результатом деятельности отдела за пять лет будет:
- создание методической базы туристско-краеведческой деятельности,
- создание четырех стационарных площадок во всех частях города по развитию туристической деятельности,
- расширение спектра детского оздоровительного отдыха, путем организации и проведения стационарных палаточных лагерей,
- расширение спектра программ семейного отдыха,
- создание информационно-просветительской базы в сети Интернет,
- привлечение к систематическим занятиям туризмом не менее 500 детей,
- 12500 человек примут участие в мероприятиях способствующих развитию любительского туризма,
- охвачено летними программами не менее 2000 человек.
Источники финансирования программы:
- бюджетные средства;
- средства, выделяемые на каникулярные оздоровительные мероприятия;
- привлеченные средства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Туристско-краеведческая деятельность – педагогический ресурс развития личности подростка в воспитательной системе школы
В своей внеурочной деятельности использую такие формы изучения родного края как экскурсии.Об этом делюсь опытом в своей статье....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Дополнительные материалы к занятиям по туристско-краеведческой деятельности. Туристские игры.
Туристские игры. Дополнительные материалы к занятиям по туристско-краеведческой деятельности...
Рабочая программа объединения "Туристско - краеведческий"
. Программа разработана на основе ст.12,п.4 федерального закона "Об образовании в Российской Федерации " № 273 - ФЗ; письма от 11.12.2006 г. №06 - 1844 " Требовани...
Дополнительная общеобразовательная программа по туристско-краеведческой работе
Учебная программа «Комплексная туристско-краеведческая подготовка» является комплексной и объединяет спортивно-оздоровительую и туристско–краеведческую деятельность занимающихся....
Становление и развитие туристско-краеведческого движения «Бичкн Торскм» в Республике Калмыкия (обобщение опыта работы для КалмГУ, 2019-20 уч.год)
Школьное краеведение является одним из самых эффективных средств обучения и воспитания учащихся в Республике Калмыкия. Творческий, созидательный характер краеведческой деятельности способствует ...
Рабочая программа по дополнительной общеразвивающей программе объединения туристско-краеведческой направленности «Компас открытий»
Цель программы: создание условий для формирования всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения, развитие двигательной, функциональной активности обучающихся, сохранение и у...