программа внеурочной туриско-краеведческой деятельности "Секция туризма и краеведения"
рабочая программа по физкультуре (5 класс) на тему
Программа секции «Туризма и краеведения» составлена путем модификации программы внеурочной туристко-краеведческой деятельности («Туризм и краеведение для учащихся 5-8 классов), авторы: П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов.
Модифицированная программа внеурочной туристско-краеведческой деятельности учащихся (общий объём — 108 ч) ориентирована на учащихся 5-7 классов. Туристско-краеведческая деятельность позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед учеником младшего школьного и подросткового возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные с воспитанием учащихся. Эта особенность туристско-краеведческой деятельности и положена в основу данной образовательной программы.
Программа секции «Туризма и краеведения» рассчитана на 1 год, исходя из 3 ч в неделю.
Цели и задачи предполагают:
-овладение детьми основными туристскими знаниями, умениями и навыками;
-укрепление их здоровья и развитие воли и выносливости;
-формирование адекватной самооценки школьников, воспитание у них чувства ответственности и сопричастности своей малой и большой родине.
Программа может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов и параллелей. Занятия могут быть кружковыми или клубными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sekciya_turizma_i_kraevedeniya.doc | 616.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11 г. Павлово
«Рассмотрено» Руководитель ШМОКР ______________ Клюкина О.В. Протокол № ____ от_________ «____»______________2012 г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ СОШ № 11 ______________ Баринова С. Э. «___»____________ 2012 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 11 ___________________Н.В. Зайцева Приказ № ______ от____________ «___»____________ 2012 г. |
Рабочая программа
внеурочной туристко-краеведческой деятельности
«Туризм и краеведение для учащихся 5-7 классов»
Год реализации программы - 1 год
Учебная нагрузка – 3 ч. в неделю
Норочкина Наталья Сергеевна
учитель физической культуры
МБОУ СОШ № 11 г. Павлово
г. Павлово
2012г.
Пояснительная записка.
Программа секции «Туризма и краеведения» составлена путем модификации программы внеурочной туристко-краеведческой деятельности («Туризм и краеведение для учащихся 5-8 классов), авторы: П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов.
Модифицированная программа внеурочной туристско-краеведческой деятельнос ти учащихся (общий объём — 108 ч) ориентирована на учащихся 5-7 классов. Туристско-краеведческая деятельность позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед учеником младшего школьного и подросткового возраста, так и собственно педа гогические задачи, связанные с воспитанием учащихся. Эта осо бенность туристско-краеведческой деятельности и положена в основу данной образовательной программы.
Программа секции «Туризма и краеведения» рассчитана на 1 год, исходя из 3 ч в неделю.
Цели и задачи предполагают:
-овла дение детьми основными туристскими знаниями, умениями и навыками;
-укрепление их здоровья и развитие воли и вынос ливости;
-формирование адекватной самооценки школьников, воспитание у них чувства ответственности и сопричастности своей малой и большой родине.
Программа может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из раз ных классов и параллелей. Занятия могут быть кружковыми или клубными.
Самодеятельный пешеходный туризм — трудоёмкий, но очень интересный и полезный способ организации досуга учащихся. Такой туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, раз личные трудности, брать на себя ответственность за общее дело; учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся.
Последнее имеет особое значение для развития детей млад шего школьного возраста. Многие из них начинают испыты вать в школе вполне естественные и объяснимые сложности с учебной самоорганизацией. В сочетании с высоким автори тетом и большой ролью в жизни младшего школьника взрос лых, к которым он обращается за помощью, это может спо собствовать нежелательному развитию у него привычки во всём полагаться не на самого себя, а на помощь и мнение взрос лого. Склонность к стандартному поведению в сочетании со стремлением выглядеть в глазах взрослого не хужедругих детей порождает конформизм младших школьников, а также ведёт к возможному отказу от своего «Я сам». В силу этих обстоя тельств одной из задач, которые стоят перед педагогами, яв ляется создание благоприятных условий для развития само стоятельности учащихся.
Воспитывая в младших школьниках самостоятельность, пе дагог помогает им решить те задачи, которые встанут перед ними в подростковом возрасте. Ведь позднее у школьника воз никнет потребность ощущать себя взрослым, и зависимость от других всё больше станет тяготить его. Подросток будет стремиться освободиться от статуса зависимого малыша и
утвердить себя в качестве взрослого. С имеющимся же за спи ной пережитым опытом самостоятельности ему легче будет решать новые задачи, легче проживать переходный возраст.
Утверждение подростком себя как «взрослой» личности нераз рывно связано с реализацией им собственных потребностей:
- в самопознании (проявлении интереса к своим взглядам, отношениям, поступкам, определении своих возможностей, стимулируемом к тому же быстрыми изменениями в физи ческом облике и внутреннем мире подростка);
- в самореализации (раскрытии своих возможностей и лич ностных качеств, а также предъявлении их окружающим);
- в самоидентификации (определении своей принадлежности к тем или иным социальным группам).
В какие формы выльется реализация этих потребностей, каков будет её характер, во многом зависит от той среды, которая окружает школьника, общности, с которой он себя идентифицирует, и деятельности, в которую он включён. Всё вместе это образует некое пространство его личностного само утверждения. Педагогам важно создать для учащихся подобное пространство, которое отвечало бы их насущным возрастным потребностям и при этом было бы благоприятным для их нравственного развития. Взрослым надо поддерживать природ ное любопытство учащихся и желание всё испытать самим, неуёмную физическую энергию и страсть к приключениям и романтике, стремление к независимости, самостоятельности, потребности проявить себя среди других.
На наш взгляд, в наибольшей мере перечисленным выше условиям соответствуют всевозможные формы организации жиз недеятельности школьников в естественной, природной, «неци вилизованной», необустроенной среде, в том числе самодеятель ные туристские путешествия. Здесь учащимся предоставляются дополнительные ниши, где они могут реализовать свои природ ные свойства и актуальные устремления. В таких условиях школьники в большей степени (по сравнению с семьёй или школой) ощущают собственную независимость от взрослых. Ослабевает влияние родительских сценариев, и тем самым открываются возможности для свободного и автономного бытия учащихся, их самостоятельного поступка, самостоятельного выбора позиции. Попадая в новую обстановку, учащиеся имеют больше возможностей познакомиться с иными человеческими отношениями. При повышенных физических нагрузках, сильных эмоциональных переживаниях, включении в групповую работу у них появляется принципиальная возможность проверить себя, показать себя, что-то доказать себе и другим.
Ожидаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты внеурочной туристско-краевед- ческой деятельности школьников распределяются по трём уровням.
- Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и по вседневной жизни): приобретение школьником знаний о пра вилах ведения здорового образа жизни; о правилах поведения человека в лесу, у водоёмов, на болоте, в горах; о правилах пе редвижения по дорогам; о правилах обращения с огнём; о пра вилах обращения с опасными инструментами; о правилах об щения с незнакомыми людьми; об основных нормах гигиены; о способах ориентирования на местности и элементарных пра вилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах от ношения к природе, к памятникам истории и культуры; о рис ках и угрозах нарушения этих норм; о действенных способах защиты природы; об истории и культуре родного края; о ген дерных нормах поведения мальчиков и девочек; об основах организации коллективной творческой деятельности.
- Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общест ва и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружаю щих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.
3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобрете ние школьником опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответ ственности за других людей, опыта волонтёрской (доброволь ческой) деятельности.
Рекомендации по реализации воспитательного потенциала туристско-краеведческой деятельности учащихся
С чего начать организацию туристской работы с детьми?
С похода! Именно так! Не с занятий по ориентированию на местности и технике пешеходного туризма и не с обучения, как правильно собирать рюкзак и ставить палатку. Все эти турист ские навыки будут лучше усвоены в полевых условиях, когда необходимость в них станет ощущаться детьми отчётливо и непосредственно.
Сказанное вовсе не означает, что никакой вводный инструк таж вообще не нужен. Он, конечно, необходим, но должен яв ляться составной частью общей предпоходной подготовки груп пы. Ведь главная задача на начальном этапе — создать костяк будущего детского туристского объединения. А он формиру ется отнюдь не на околопоходных занятиях, которые никогда не дадут детям представления обо всех трудностях и прелестях туристского путешествия.
Не переживайте, если желающих участвовать в первом озна комительном походе окажется немного, а после возвращения из похода первоначальная группа даже немного сократится и часть ребят, поняв, что это занятие не для них, скорее всего, покинут объединение. Зато после похода:
во-первых, в вашей группе не окажется посторонних «по путчиков»;
во-вторых, вы уже наверняка будете знать, на кого из детей можно положиться в дальнейшем;
в-третьих, по школе начнёт быстро распространяться ин формация о вашем кружке (секции, клубе), привлекая в него новых потенциальных туристов.
Вводный инструктаж
Какую информацию должны получить школьники перед первым своим туристским путешествием? Конечно, в первую очередь это должна быть информация о технике безопасности, смысл которой заключается в следующем: за безопасность детей в походе отвечают взрослые, а потому все их указания отно сительно техники безопасности должны исполняться строго и безоговорочно.
Кроме того, необходимо провести и специальный инструк таж, касающийся неписаных туристских правил, традиций, форм поведения. Например:
Вещь, положенная в рюкзак, на время похода перестаёт быть абсолютной частной собственностью. Приветствуется совмест ное пользование имуществом и умение отдать последнюю су хую рубашку нуждающемуся товарищу. В походе всё принадлежит всем и всё делится поровну. Осуж даются «индивидуальные домашние пайки» или «междусобойчи ки». Зато поощряются неучтённые завхозом по продовольствию «заначки», припрятанные в собственном рюкзаке для всех.
Нежелательно совершение индивидуальных покупок в попа дающихся по пути населённых пунктах. Во-первых, не у каж дого могут оказаться с собой карманные деньги, а имущест венное неравенство в туристской группе крайне нежелательно. Во-вторых, это противоречит принципу автономности турист ского путешествия. А в-третьих, ничего так не изнеживает ту риста, как плоды цивилизации.
Рюкзаки девочек должны быть легче мальчишечьих. Основ ной груз общественного снаряжения должна взять на себя муж ская часть группы. Приветствуется оказание помощи девочкам в облегчении их рюкзаков, в преодолении трудных участков пути, а также моральная их поддержка. То же самое касается и помощи младшим членам туристской группы.
Приветствуется благоустройство и поддержание чистоты всех посещаемых туристами природных и культурных объектов. Бы ло бы хорошо не просто следить за собственной чистоплот ностью, но и по возможности уничтожать чужой мусор — рас чищать туристские стоянки, парки, родники, берега рек.
Исключается вырубка для туристских нужд живых деревьев — использовать можно только хворост и сухостой. Походный кос тёр следует стараться разводить так, чтобы не повредить корни и ветви близлежащих деревьев и кустарников.
В походе приветствуется красивая и правильная русская речь. Ругань, грубость, пошлость, тюремный жаргон крайне не желательны. Вступать в конфликты с местными жителями, от вечать грубостью на грубость с их стороны, вести себя вызы вающе запрещается.
На маршруте группа передвигается компактно, отрыв впе рёд или отставание от группы не разрешается. Тот, кто чув ствует, что не в силах поддерживать заданный темп движения,
должен незамедлительно сообщить об этом дежурному коман диру группы или кому-то из взрослых.
Предъявление начинающим туристам этих неписаных правил имеет особое значение в плане воспитания. Рано или поздно они станут традицией, которую сами же школьники и будут поддер живать. Они укоренятся в группе или даже ритуализируются, и «старички» (туристы со стажем, опытные, знающие, одним сло вом — «бывалые») станут предъявлять эти правила начинающим туристам. А те в свою очередь, желая идентифицировать себя с более взрослыми и авторитетными в их глазах школьниками, естественным образом станут воспроизводить их в собственном поведении. Главное условие — взрослый должен сам последо вательно воспроизводить эти неписаные правила в собственном поведении и личным примером побуждать к этому детей.
Введение системы сменных должностей
Система сменных должностей — это, по сути, система дет- ско-взрослого самоуправления, действующая во время подго товки и проведения турпохода. Практика введения системы сменных должностей распространена среди многих туристских групп, поскольку значительно облегчает их работу на маршруте и является хорошей школой формирования туристских навы ков. Все (или почти все) участники похода по очереди зани мают те или иные должности в течение суток — смена долж ностей обычно производится после выхода группы с места но чёвки. Должности могут быть, например, такими:
Штурманы. Задача двух штурманов — при помощи компа са и карты провести группу по намеченному на сутки маршруту. Располагаясь впереди идущей группы на расстоянии 20—25 м, они выбирают наиболее удобную для всех дорогу, а при необхо димости производят её разведку. Естественно, что ошибки штур манов могут серьёзно усложнить жизнь путешественников, и поэтому взрослому руководителю группы необходимо постоянно отслеживать эти ошибки. Но не следует при этом тут же бро саться их исправлять — важнее дать почувствовать детям, что значит быть человеком, от которого зависят другие люди.
Хронометрист. Его задача — в специальном блокноте фик сировать основные участки пути, время и скорость их прохож дения, расстояния между ними, преодолеваемые препятствия и степень их сложности. Пунктуальность, оперативность, уме ние работать в неблагоприятных условиях — вот качества, тре бующиеся от исполняющего эти обязанности школьника. Ре зультаты работы хронометриста могут понадобиться для отчёта о походе в маршрутно-квалификационной комиссии.
Краеведы. Их задача — находить в посещаемых туристами населённых пунктах таких людей, которые могли бы расска зать краеведам (а если это очень интересно, то и всей группе) о местных достопримечательностях: интересных событиях, произошедших здесь когда-то, интересных людях, которые здесь жили или живут, интересных природных или культур ных объектах, которые стоит посмотреть, и т. д. Со своим вооружением — ручкой и блокнотом — школьники зани маются поиском и интервьюированием таких людей, а на привале или у вечернего костра они могут поделиться добы той информацией со всеми. Кроме того, через краеведов можно выяснить, какую посильную помощь туристы могут оказать, например, живущим здесь ветеранам, местной школе или музею.
Дежурные. Занимая эту должность, школьники приобре тают элементарные навыки самообслуживающего труда. Костёр, дрова, посуда, завтрак, обед и ужин — вот объекты заботы дежурных. А ещё — места привалов и ночёвок, кото рые после ухода группы должны стать чище, чем они были до её прихода.
Командир. Этот человек отвечает за всё и за всех — он (если не считать взрослого руководителя, на котором лежит ответственность за безопасность школьников) организует нормальное функционирование туристской группы, а потому только он имеет право вмешиваться в работу других и тре бовать качества её результатов. Объект особой его заботы — девочки и младшие ребята. Командиру надо так распределить груз по рюкзакам и выбрать такой темп движения, чтобы группа смогла идти ровно, не растягиваясь из-за спешащих и отстающих, но и не передвигаясь черепашьим шагом, грозя выйти из запланированного графика. От него зависит выбор режима движения, времени привалов, места ночёвки, а также организация вечернего анализа прошедшего дня. Постарай тесь (хоть это и чрезвычайно сложно) не вмешиваться в рабо ту командира и не пытаться изменить его решения, даже если они кажутся вам неудачными или ошибочными. Не ошибается, как известно, только тот, кто ничего не делает. Принимать же решения и отвечать за других, пожалуй, самая сложная работа. А высказать свои замечания или дать совет опытного человека вы сможете вечером, когда будут подво диться итоги дня.
Кроме временных должностей, в группе могут быть и по стоянные — завхоз по снаряжению, завхоз по продовольствию, реммастер и т. п.
Выпуск туристской стенгазеты
Логичным и полезным итогом совершённого путешествия мо жет стать выпуск красивой и неординарной туристской газеты. В ней можно поместить фотографии, отражающие важные, необычные, смешные и курьёзные моменты прошедшего похода. Комбинируя фрагменты фотографий, иллюстраций из старых журналов и собст венных рисунков, в газете можно сделать забавные коллажи. Про цесс подготовки стенгазеты было бы неплохо сопроводить увлека тельными конкурсами: на лучшее название газеты, на лучшие под писи к фотографиям, на лучший коллаж и т. п. Самое главное — постараться с её помощью передать характерную для турпохода ат мосферу приключения, испытания, свободы, неформального и ин тересного общения. Возможно, эта газета станет своеобразной рек ламой, которая приведёт к вам новых потенциальных туристов.
Проведение краеведческой олимпиады
Лучшее время для её проведения — зима, когда условия для активных форм туристской деятельности не очень благо приятны. Олимпиада может быть проведена в три этапа. Пер вый этап (домашний тур) — команда класса получает серию таких вопросов, чтобы в поисках ответов на них школьникам пришлось поработать в библиотеке или архиве, провести ка кое-то мини-исследование на местности и т. д. Второй этап (очный поединок) — это командная игра «Что? Где? Ког да?». Третий этап может представлять собой индивидуальную краеведческую викторину на выбывание. Открыть или закрыть олимпиаду будет уместно научной краеведческой конферен цией, проводимой НОУ (научным обществом учащихся) или приглашёнными в школу студентами местного вуза.
Проведение природоохранных акций
Такие акции могут быть самыми разными, например: «Очис тим лес», «Внимание, муравейник!», «Поможем птицам зимовать», «Марш парков», «Чистый берег» и т. п. Суть их проста — желаю щие принять участие в такой акции просыпаются и приводят в порядок свою планету. Заметим, не устраивают игры в пресс- конференцию учёных, разглагольствующих о загрязнении окру жающей среды, не рисуют правильные плакаты на экологические темы, а чистят, убирают, наводят порядок, строят. Было бы хо рошо, если бы эти акции предварялись обсуждением (или анкет ным опросом): для чего мы это делаем, зачем нам это нужно, как привлечь других школьников, педагогов, родителей, жителей микрорайона? Организующий эту акцию Совет дела может со брать необходимые инструменты, приготовить для всех пришед ших малышей нехитрые подарки, провести конкурсы на самый большой пакет собранного мусора или самую оригинальную кормушку, вручить всем памятные самодельные сертификаты «Друг Greenpeace». Для ребят постарше после работы можно ор ганизовать пикник с угощениями и подвижными играми.
Личная книжка достижений туриста
Эта книжка заполняется постепенно и состоит из несколь ких разделов:
- совершённые походы (время, район, категория сложности, занимаемые должности, отметки об уровне функциональной подготовки);
- полученные разряды (по спортивному туризму, спортивному ориентированию, туристскому многоборью и т. д.);
- выполненные краеведческие работы (научные исследования, статьи в школьных, городских или районных СМИ, фото репортажи, видеоролики и т. п.);
- индивидуальные задачи развития и их достижение.
Все разделы заполняются школьником и педагогом совмест но, после предварительного обсуждения прошедших за опре делённый промежуток времени дел. Лишь последний раздел ведёт (или не ведёт) сам ученик — взрослый лишь консуль тирует его. Неплохо было бы договориться со Станцией юных туристов, чтобы с её помощью придать Личной книжке дости жений туриста статус официального документа.
Организация и проведение многодневного спортивного похода
Наверное, самое удобное время — это майские праздники. С одной стороны, уже достаточно тепло и дети безопасно для своего здоровья могут ночевать в палатках, с другой — ещё не жарко и ваши туристы не будут обливаться потом под тяжё лыми рюкзаками. Кроме того, обычно многочисленные в эти праздничные дни выходные не позволят школьникам пропус тить из-за похода слишком много учебных занятий.
Перед тем как отправляться в путешествие, постарайтесь официально зарегистрировать свой маршрут на станции дет ского и юношеского туризма или в городском (районном) ту ристском клубе. Для этого в данной организации вам надо по лучить и заполнить маршрутную книжку (в случае, если вы заявляете категорийный спортивный поход)' или маршрутный лист (в случае, если вы заявляете несложный поход ниже 1-й категории сложности). Не позднее чем за 10 дней до начала по хода заполненную в двух экземплярах «маршрутку», копии спра вок, подтверждающих опыт участников и руководителя, кар тографический материал необходимо представить и зареги стрировать в маршрутно-квалификационной комиссии (МКК), имеющей соответствующие полномочия. Сделав этот шаг, вы и ваши дети возьмёте на себя определённые обязательства: соблю дать график и маршрут похода, вести его техническое и крае ведческое описание, протоколировать его в хронометрической таблице и фоторепортаже. Эти формальности важны не только со спортивной точки зрения (представленный в МКК грамот ный и доказательный отчёт об удачно совершённом спортивном туристском походе является основанием для получения школь никами значков «Юный турист», «Турист России» или спортив ных разрядов). Главное здесь то, что строгие требования спор тивного похода дисциплинируют ребят, придадут их путеше ствию осмысленность и целенаправленность.
С первых же минут особое внимание уделяйте соблюдению детьми всех основных режимных моментов. От этого, кстати, за висит, уложитесь ли вы в запланированный график движения.
На утренние сборы (подъём, гигиенические процедуры, зав трак, демонтаж палаток, укладка рюкзаков, уборка территории бивака) отводите не более 1,5 ч. Чуть раньше других должны проснуться дежурные — утром у них работы больше, чем у других. Когда в их походных котелках закипит вода, можно объявлять и общий подъём. Не стоит расслабляться в утренние часы и штурманам. Хоть группа и стоит на месте, им неплохо было бы сесть за карту, сориентироваться на местности и опре делить направление дальнейшего движения. При необходимос ти они могут совершить и разведку местности.
Чтобы не затягивать время выхода с места ночёвки, введите в группе простое правило: пусть эта фраза «ищу работу» ляжет в основу отношения юного туриста к своему свободному вре мени. Текущей работы в палаточном лагере хватает всегда, и, если ребята будут ждать, что эту работу выполнят только те, кто отвечает за неё по должности, об удачном походе можно забыть. Фразы вроде «А это не мои обязанности...» в походе исключены. Конечно, с того, чьи это обязанности, спросится на вечернем разборе полётов, но дело в любом случае должно быть выполнено чётко и в срок. Это важно для всего отряда, причём гораздо важнее, чем строгое исполнение своих инди видуальных обязанностей. Поэтому ничем не занятые в данный момент дети должны предлагать себя в помощники и сами искать работу. Пусть это станет правилом хорошего тона в вашей туристской группе.
Вечернее время столь же дорого — и не только из-за того, что быстро темнеет. Оперативные и расторопные действия школьников по установке палаточного лагеря позволят оста вить больше времени на традиционные песни под гитару и итоговую рефлексию дня.
Последнее имеет особое значение, поскольку позволяет школьникам проговорить свои проблемы и затруднения; учит их адекватно оценивать свои силы, способности, характер, своё отношение к порученному делу, к коллективу; учит ставить перед собой цели и достигать их; учит передавать свои чувства, преодолевать в себе стыдливость быть открытым для других, открыто восторгаться и расстраиваться, гордиться и печалить ся, благодарить и критиковать.
Что же представляет собой эта рефлексия? Вечером, после того как лагерь уже разбит, школьники подготовились ко сну и поужинали, у костра собирается вся группа и начинается совместное обсуждение прошедшего дня. Ребята по очереди говорят о своих чувствах, переживаниях и впечатлениях: каково самочувствие, есть ли какие-то проблемы со здо ровьем, каково душевное состояние, настроение; чем это вы звано; что в связи с этим планируешь сделать завтра;
какие обязанности (штурмана, командира, дежурного и т. д.) выполнял сегодня; справился ли с ними; что получалось хорошо, а с чем были проблемы; чем они были вызваны; как можно бы ло бы их избежать; какой совет дал бы тому, кто будет испол нять эти обязанности завтра; чему новому ты сегодня научил ся; что дало (или не дало) тебе пребывание в этой должности; в каком качестве хотел бы попробовать себя ещё раз; какие произошедшие сегодня события, увиденные вещи и явления, встреченные люди удивили, поразили, обрадовали, расстроили; чем и почему; как ты думаешь, почему это задело тебя лично; кому из товарищей хотел бы сказать сегодня спасибо; за что; кто был для тебя сегодня примером, кто тебя чему-либо новому научил, чем-то помог.
Будет лучше, если первым начнёт этот вечерний разговор кто-то из взрослых (но не руководитель группы) или кто-либо из старших детей, туристов со стажем: это послужит для ребят хорошим примером рефлексии и сразу задаст достаточно высо кий её уровень. Завершать анализ дня должны командир груп пы и взрослый руководитель. Помимо общих для всех вопро сов, командиру предстоит ответить ещё на такие: как ты в целом оцениваешь сегодняшние действия всей группы? Что было на высоте? Что можно было бы сделать по-другому? Что этому помешало? Кроме того, командир, а затем и взрослый руково дитель группы анализируют действия отдельных туристов пер сонально — если, конечно, в этом есть необходимость.
Инициировать и вести вечерний разговор должен взрослый. Однако со временем, когда разбор полётов за день станет тра диционным и привычным для ваших туристов, можно деле гировать эту функцию дежурным командирам.
Постарайтесь сделать так, чтобы маршрут первого похода пролегал через необжитые места и затрагивал немногие на селённые пункты. Это важно для предотвращения возможных конфликтов с местной молодёжью — к пришлым сверстникам, увы, они далеко не всегда проявляют дружелюбие. Руковод ствуясь этими же соображениями, планируйте и места ночё вок — согласитесь, спокойный сон уставших туристов не долж ны нарушать ночные визиты незваных гостей. В то же время нитка маршрута не должна сильно удаляться от транспортных артерий, чтобы в случае возникновения чрезвычайных ситуа ций можно было оперативно ими воспользоваться.
Если уж и заходить в какой-нибудь населённый пункт, то в тот, где есть на что посмотреть (старинные усадьбы, монас тыри, храмы, памятники, музеи, места важных исторических событий и т. д.) и кого послушать (местные краеведы, старо жилы, ветераны войны, просто интересные люди). Школьники смогут проводить здесь краеведческую работу и организовы вать встречи с очевидцами событий, хранителями школьных музеев боевой славы, членами поисковых отрядов и т. д. Такие встречи и беседы не идут ни в какое сравнение с музейными экскурсиями или рассказами приглашаемых в школу гостей. Заинтересованно, эмоционально школьники слушают рассказы своих собеседников, переживают вместе с ними, сочувствуют, пытаются понять. Бывает, что беседы длятся часами и закан чиваются далеко за полночь. Такие собеседники особенно цен ны для подростков, потому что к ним ребята добирались не один день, сами разыскали их, сами устроили встречу в нехит рых условиях: на матах спортзала местной школы, на порож ках деревенского дома, а то и прямо на земле. Здесь нет учи тельского стола, трибуны, сцены, разделяющих пространство их встречи, нет различий в одежде и занимаемой позе, нет заданного взрослыми протокола. Правила общения рождаются спонтанно, в процессе свободного диалога.
Не менее интересными для школьников могут оказаться и неформальные встречи: с попутчиками, людьми, заглянувшими на походный огонёк или приютившими ребят на ночлег у себя дома. Они часто рассказывают о себе, своей жизни, её тра гичных и радостных моментах. Детям открывается не только образ жизни этих людей, но и их внутренний мир. Физическая усталость и постоянное эмоциональное напряжение, сопровож дающие подростка в путешествии, обостряют в нём способ ность чувствовать людей, заставляют внимательнее присматри ваться к другим. Будучи максималистами, они резко отторгают тех, в ком чувствуют фальшь, лесть, эгоизм и самодовольство, и очень трепетно относятся к проявлениям искренности, ми лосердия, скромности, отзывчивости.
На воспитание работают также возникающие во время мно годневных походов ситуации повышенного физического, мо рального, эмоционального напряжения, которые переживает уче ник. Трудности походной жизни: попадающиеся на пути пре пятствия (лесные завалы, речные броды, топи и болота, горные перевалы), неблагоприятные погодные явления (сильный дождь, снег, ураганный ветер), многокилометровые дневные (а порой и ночные) переходы, отсутствие привычных бытовых условий, постоянный тяжёлый физический труд — требуют от подростка концентрации сил, воли, терпения. Смогут ли мальчишки не сломаться, не упасть в мягкую траву со словами «Несите этот рюкзак сами»? Смогут ли, имея за спиной десятки километров и десятки килограммов, продолжать выполнять свои должност ные обязанности? Смогут ли при этом ещё и помогать другим — девочкам, малышам, более уставшим сверстникам? Смогут ли взять на свои плечи чужой груз? Смогут ли в проливной дождь, пересилив своё желание отсидеться в палатке, отпра виться на помощь дежурным собирать дрова, разводить огонь, готовить пишу? Смогут ли удержаться от малодушного жела ния сократить маршрут или подъехать попутным транспортом? Смогут ли, устав, стиснуть зубы и продолжать идти?
Всё это естественные испытания, которые даются Богом, судьбой, жизнью и которые так и нужно воспринимать, а не стремиться уклониться от них, выбирая более лёгкую дорогу, более благоприятную погоду, более удобную жизнь. Задача пе дагога — помочь детям достойно встретить эти испытания, пройти через них, сохранив свою веру в себя и других.
В подобных ситуациях-испытаниях подросток находит ответы на актуальные для себя вопросы: «Что я есть на самом деле?», «Что во мне есть из того, что я в себе ещё не открыл?», «К че му я способен, что я могу?». Именно в таких экстремальных си туациях у мальчишки появляется принципиальная возможность проверить себя, показать себя, доказать себе, что он что-то в этой жизни может и чего-то стоит. Эти испытания дают ему возможность поверить, что собственные поступки могут быть подчинены не естественной необходимости (к чему толкают его инстинкты), а его свободной воле быть и оставаться мужчиной, который способен подняться над своими слабостями, каприза ми, страхами, способен переступить через своё эго. Даже так называемые проблемные подростки демонстрируют здесь свои лучшие человеческие качества, которые в обычных условиях жизни либо скрыты, либо отодвинуты на второй план.
Поэтому, планируя маршрут, не старайтесь делать его удоб ным для прохождения. Пусть в пути вам попадается достаточное количество сложных для прохождения участков. Пусть поход не будет для ребят лёгкой прогулкой. Пусть он станет настоя щей школой испытания, школой физической и нравственной закалки ребёнка.
Прививая детям основы экологического сознания и навыки природосообразного поведения, активно используйте собст венный пример. Возьмитесь лично развести первый костёр. Перед этим ножом или топором аккуратно снимите дёрн и отложите его в сторону — туда, где он никому не будет мешать. Объясните детям, зачем вы это делаете. Уходя со сто янки, уложите дёрн на место, предварительно залив огонь и убрав золу и угли. Таким образом вы поможете природе быст ро залечить раны, нанесённые ей походным костром. В сле дующий раз попросите проделать ту же самую операцию кост ровых, а затем поручите контроль за разведением «гуманных костров» дежурным командирам.
Точно так же старайтесь инициировать и экологические де санты. Приступайте к расчистке загрязнённых природных объек тов сами, а лучше предварительно сговорившись с кем-то из ребят (с тем, кто точно вас поддержит), но не раскрывая ваших планов остальным. Ни в коем случае не превращайте акцию в митинг и не делайте из неё события мирового масштаба — пусть это дело выглядит обыденным и само собой разумею щимся. Всем видом старайтесь показать, что это будничное за нятие. Как бы между прочим предложите желающим присо единиться, объяснив своё участие в уборке тем, что вам лично претит устраивать привал (обед или ночёвку) «на помойке». Продолжая работать, спросите, что думают по этому поводу ос тальные. Начавшийся разговор можно продолжить после ра боты или на подведении итогов дня у вечернего костра.
Объясните детям, что мусор и бытовые отходы нужно со бирать в полиэтиленовые пакеты и транспортировать до бли жайшего населённого пункта, а можно сжигать на костре и (или) закапывать в землю. Особое внимание начинающих ту ристов обратите на переработку традиционных туристских бы товых отходов — пустых консервных банок. Их следует обя зательно обжигать, уничтожая их специальное антикоррозий ное покрытие, — в этом случае процесс их гниения пойдёт значительно быстрее.
Одной из проблем, с которыми в походе могут столкнуться педагоги, является проблема сквернословия, грубости, жар гона, речевой безграмотности подростков. Увы, это распро странённое явление в подростковой среде. Лучший педагоги ческий способ поддержки речевой культуры в туристской груп пе — вежливо, кротко, не повышая голоса, никоим образом не выказывая признаков гневливости, но при этом настойчиво и постоянно (пусть даже по сто раз на дню) исправлять ляпы школьников, предлагая более приличные аналоги используе мых ими неблагозвучных слов. Когда ребята поймут вашу по зицию в вопросах русского языка, у них останется только два варианта дальнейшего поведения: либо осознанно игнориро вать ваше «благородное недовольство», что не просто, учиты вая ваш авторитет, либо стараться всё же контролировать свою речь. Это тоже не так-то легко сделать, ведь язык — один из самых консервативных элементов нашего повседневного пове дения. Поэтому не ждите от детей немедленного и стопро центного результата — умейте терпеливо, шаг за шагом окуль туривать, русифицировать язык школьников. И ещё открыто и искренне обижайтесь, оскорбляйтесь, демонстрируйте своё недовольство (вплоть до отказа разговаривать), если ученик часто использует подобные речевые ляпы в диалоге лично с вами. Пусть ученик поймёт, что это не дежурное занудство и не показной этикет — вам действительно неприятно иметь та кого собеседника.
Включайтесь на равных с детьми в систему сменных долж ностей и постарайтесь убедить в этом и других взрослых участ ников похода. Во-первых, это будет честно и справедливо. Вы покажете детям, что система сменных должностей — это не придуманная для них игра в самоуправление, а реально необ ходимая форма организации совместной походной жизни, где у каждого (кем бы он ни был) есть свой участок работы, за который он несёт ответственность перед всей группой и в пер вую очередь перед командиром (кто бы в данный момент эту должность ни занимал). Во-вторых, ваша работа в той или иной должности будет рассматриваться детьми как эталонная. Дру гими словами, именно ваши действия, как более опытного в группе туриста, будут примером для них. А в том, что к вашей работе (в качестве штурмана, дежурного или кого-то ещё) со стороны школьников будет проявляться более пристальное внимание, даже не сомневайтесь.
Во время туристского путешествия было бы неплохо орга низовывать работу, не относящуюся напрямую к целям спор тивного похода, но имеющую воспитательную ценность. По старайтесь завести в группе (а для этого начинайте работу са ми и без лишнего формализма и показного энтузиазма) такие традиции:
-ухаживать за братскими могилами, которые встречаются вам в пути;
-оказывать посильную помощь (если на то вам дадут согла сие) в восстановлении или ремонте храмов либо монастырей, мимо которых пролегает ваш маршрут;
-расчищать от мусора и благоустраивать места туристских стоянок, родники, колодцы и другие природные объекты;
-узнавать, не нужна ли ваша помощь (и при необходимости оказывать её) ветеранам Великой Отечественной войны и старо жилам, с которыми вы встречаетесь, музею, который вы посеща ете, школе, в которой вам разрешили переночевать, и т. п.
Пусть забота о других станет привычным делом юных ту ристов.
Морально сложных жизненных условиях при поддержке педагога школьники могут научиться поступаться собственными интере сами, удобствами, благополучием ради других.
Учебно-тематический план секции «Туризм и краеведение»
Количество часов – 108.
№ | Название разделов | Общее кол-во часов | Количество занятий | |
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | — |
2 | Поход-знакомство | 4 | 1 | 3 |
3 | Безопасность юного ту риста | 1 | 1 | — |
4 | Быт юного туриста | 1 | 1 | — |
5 | Кухня юного туриста | 1 | 1 | |
6 | Песни юного туриста | 5 | 5 | — |
7 | Легенды и были родно го края | 7 | 5 | 2 |
8 | Ориентирование на мест ности | 10 | 2 | 8 |
9 | Топография | б | б | — |
10 | Туристские узлы и их на значение | б | — | 6 |
11 | Преодоление препятст вий | 13 | — | 13 |
12 | Туристская стенгазета | 3 | 3 | — |
13 | Природоохранные акции | 3 | - | 3 |
14 | Походы выходного дня | 24 | 6 | 18 |
15 | Многодневные походы | 26 | 5 | 21 |
Итого | 108 | 34 | 74 |
Содержание деятельности
1.Вводное занятие (1 ч). Что такое туризм и каково его значение в физическом и духовном развитии ученика. Анонс будущих занятий, форм и направлений деятельности. Нормы поведения в туристском коллективе и правила личной безопасности.
2.Поход-знакомство (4 ч). Подготовка к ознакомитель ному походу: техника безопасности, правила гигиены, группо вое и личное снаряжение, цели и маршрут ознакомительного похода. Выбор ответственных за сбор и подготовку группового снаряжения, продуктов, медицинской аптечки, за проверку лич ного снаряжения туристов и состояние рюкзаков, разбивку бива ка, разведение костра и заготовку дров, приготовление обеда, соблюдение чистоты на местах привалов и стоянок, за фотоотчёт о походе ит. п.; предварительная работа с ними. Сборы и про верка готовности к первому походу. Пеший однодневный поход группы по заранее намеченному маршруту и обучение школь ников в естественных условиях похода элементарным турист ским навыкам: правильному движению по дорогам и пересе чённой местности, установке палаток, заготовке дров, разведе нию костра, приготовлению пищи на костре, уходу за собственной одеждой и обувью и т. п. Анализ в группе состо явшегося ознакомительного похода: самочувствия туристов, полученных ими впечатлений, проведённой ими работы и т. п. Фотоотчёт о состоявшемся походе «Наше первое приключение».
3.Безопасность юного туриста (1 ч). Правила поведения в лесу, у водоёмов, на болоте, в горах; правила передвижения по дорогам; правила обращения с огнём; правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением; правила об щения с местными жителями; правила гигиены туриста.
4.Быт юного туриста (1ч). Туристское снаряжение: групповое и личное. Распределение группового снаряжения в походе между мальчиками и девочками. Туристская одежда и обувь. Рюкзак. Укладка рюкзаков разного типа. Палатка, уста новка палаток разного типа. Походный лагерь. Место для кост ра. Топливо, правила хранения. Трудовая этика туриста. Тиму ровская работа на маршруте. Отношение к памятникам исто рии и культуры. Отношение к природе.
5.Кухня юного туриста (1ч). Продукты в походе. Ка лорийность. Походное меню. Упаковка и транспортировка про дуктов. Сублимированные продукты. Сушка овощей, фруктов, хлеба в домашних условиях. Туристская посуда. Уход за котла ми и канами. Приготовление пищи на костре. Выход группы на пикники с целью отработки навыков приготовления пищи.
6.Песни юного туриста (5ч). Бардовская песня, ту ристская песня. Песни Ю. Визбора, В. Высоцкого, В. Ланц- берга, О. Митяева, В. Егорова о человеке, судьбе, профессии. Прослушивание песен в исполнении педагога под гитару, про слушивание песни в авторском исполнении (в записи).Автор песни. История песни.Обсуждение песни: что понравилось, о чём песня и т. п. Разучивание и исполнение полюбившей ся песни.
7.Легенды и были родного края (7ч). Интересные страницы истории родного края: родной край в древности, в Средневековье, в Новое время, в годы Великой Отечественной войны и т. п. Местные легенды и мифы. Герои и яркие лич ности родного края. Экскурсия в краеведческий музей: подго товительная беседа (куда идём, зачем идём, как себя ведём, что смотрим, что обсуждаем после экскурсии), посещение му зея и беседа с экскурсоводом, возвращение и итоговая беседа о проведённой экскурсии (что запомнилось, что понравилось, что не понравилось, где и как можно организовать следующую экскурсию). Экскурсии или походы выходного дня к местам интересных исторических событий.
8.Ориентирование на местности (10 ч). Что нужно де лать, если заблудился в лесу, и что нужно знать, чтобы не за блудиться. Север, юг, запад, восток. Компас и его назначение. Нахождение сторон света без компаса. Ориентиры на мест ности. Карты. Масштаб. Легенда карты. Чтение карт. Обраще ние с компасом и картой. Азимут. Азимутальный ход. Спор тивное ориентирование: обучение и тренировки.
9.Топография (6ч). Топографическая карта. Топографи ческие знаки. Топографические игры. Топографический кросс ворд. Топографический диктант.
10.Туристские узлы и их назначение (6ч). Узлы, их назначение и применение в походе. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, восьмёрка, стремя, прусик, удавка, булинь, ткацкий, академический, схватывающий, грейпвайн и т. п. Отработка навыков завязывания туристских узлов. Конкурс «Узелок завяжется — узелок развяжется».
11.Преодоление препятствий (13ч). Виды препятствий. Лесные завалы, овраги, крутые склоны, гари, болота, ручьи и реки, горные перевалы и т. п. Страховка и самостраховка. Стра ховочные обвязки. Правила преодоления лесных завалов. Пере права по кочкам и гатям. Спуск с крутого склона при помощи альпенштока. Спуск с крутого склона при помощи верёвки. Подъём по крутому склону при помощи верёвки. Переправа по бревну. Переправа по параллельно натянутым верёвкам. Пере права при помощи вертикального маятника. Переправа при по мощи горизонтального маятника. Навесная переправа. Перепра ва рюкзаков. Отработка навыков преодоления препятствий.
12.Туристская стенгазета (3 ч). Совместная подго товка, изготовление и презентация стенных газет, посвящён ных совершённым туристами экскурсиям и походам, а также знаковым датам туристского календаря (например, Всемирно му дню туризма, Дню Земли и т. п.).
13.Природоохранные акции (3ч). Совместная подготов ка, осуществление и последующий анализ природоохранных ак ций: уборка мусора в близлежащих лесопарках и скверах; рас чистка близлежащих родников; развешивание кормушек и скво речников для птиц; огораживание муравейников и т. п.
14.Походы выходного дня (18ч). Совместная подготов ка, осуществление и последующий анализ похода в осенний лес с целью созерцания красот осенней природы, сбора гер бария и зарисовок родной природы. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ лыжного похода в зим ний лес с целью изучения следов животных. Совместная под готовка, осуществление и последующий анализ похода в весен ний лес с целью наблюдения за тем, как просыпается природа. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ похода вдоль небольшой лесной реки с целью отработки навы ков преодоления препятствий.
15.Многодневные походы (26ч). Предварительный сбор школьников, собирающихся в многодневное путешествие, и их родителей: информирование о целях и условиях совершения многодневного похода. Определение состава группы, отправ ляющейся в поход. Разработка маршрута. Оформление доку ментации, необходимой для совершения многодневного похо да. Подготовка к многодневному походу: техника безопаснос ти; правила гигиены; групповое и личное снаряжение; цели и маршрут похода. Изучение карт и краеведческого материала, связанных с маршрутом предстоящего похода. Распределение обязанностей на период подготовки многодневного похода. Определение системы сменных должностей на период совер шения похода. Сборы и проверка готовности участников к пер вому походу. Совершение пешего многодневного похода группы по заранее намеченному маршруту. Итоговый групповой анализ состоявшегося похода. Фотоотчёт о состоявшемся походе.
Календарно – тематическое планирование занятий
секции «Туризм и краеведение»
Количество часов - 108
№ | Тема занятий | Дата проведения | Количество занятий | |
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие. Что такое туризм? | 1 | ||
2 | Безопасность юного туриста. | 1 | ||
3 | Быт юного туриста. | 1 | ||
4 | Подготовка к ознакомитель ному походу: техника безопасности. | 1 | ||
5 -6 | Пеший однодневный поход группы по заранее намеченному маршруту и обучение школь ников в естественных условиях похода элементарным турист ским навыкам. | 2 | ||
7 | Анализ и фотоотчёт о состоявшемся походе «Наше первое приключение». | 1 | ||
8 | Топографическая карта. Топографи ческие знаки. | 1 | ||
9 | Север, юг, запад, восток. Компас и его назначение. | 1 | ||
10 | Нахождение сторон света без компаса. Ориентиры на мест ности. | 1 | ||
11 | Карты. Масштаб. Легенда карты. | 1 | ||
12 | Спортивное ориентирование. | 1 | ||
13 | Туристские узлы и их назначение. | 1 | ||
14 | Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, восьмёрка, стремя. | 1 | ||
15 | Виды препятствий. Лесные завалы, овраги, крутые склоны, гари, болота и т. д. | 1 | ||
16 | Страховка и самостраховка. Стра ховочные обвязки. | 1 | ||
17 | Песни юного туриста. | 1 | ||
18 | Интересные страницы истории родного края: родной край в древности, в Средневековье, в Новое время, в годы Великой Отечественной войны. | 1 | ||
19 | Поход в осенний лес с целью созерцания красот осенней природы, сбора гер бария и зарисовок родной природы. | 1 | ||
20 | Поход в осенний лес с целью созерцания красот осенней природы, сбора гер бария и зарисовок родной природы. | 1 | ||
21 | Уборка мусора в близлежащих лесопарках и скверах. | 1 | ||
22 | Спортивное ориентирование – тренировка. | 1 | ||
23 | Поход в осенний лес с целью созерцания красот осенней природы, сбора гер бария и зарисовок родной природы. | 1 | ||
24 | Поход в осенний лес с целью созерцания красот осенней природы, сбора гер бария и зарисовок родной природы. | 1 | ||
25 | Анализ походов в осенний лес. | 1 | ||
26 | Азимут. Азимутальный ход. | 1 | ||
27 | Навесная переправа. | 1 | ||
28 | Навесная переправа. | 1 | ||
29 | Подъём и спуск по склону с самостраховкой. | 1 | ||
30 | Подъём и спуск по склону с самостраховкой. | 1 | ||
31 | Параллельные верёвки. | 1 | ||
32 | Параллельные верёвки. | 1 | ||
33 | Техника преодоления полосы препятствий. | 1 | ||
34 | Техника преодоления полосы препятствий. | 1 | ||
35 | Правила преодоления лесных завалов. Пере права по кочкам и гатям. | 1 | ||
36 | Спуск с крутого склона при помощи альпенштока. Спуск с крутого склона при помощи верёвки. | 1 | ||
37 | Подъём по крутому склону при помощи верёвки. | 1 | ||
38 | Переправа по бревну. | 1 | ||
39 | Совместная подго товка, изготовление и презентация стенгазеты, посвящён ной совершённой туристами экскурсии и похода. | 1 | ||
40 | Отработка навыков завязывания туристических узлов. | 1 | ||
41 | Конкурс «Узелок завяжется - узелок развяжется» | 1 | ||
42 | Топография: топографический диктант. | 1 | ||
43 | Бардовская песня, ту ристская песня. Песни Ю. Визбора, В. Высоцкого, В. Ланцберга, О. Митяева, В. Егорова о человеке, судьбе, профессии. | 1 | ||
44 | Экскурсия в краеведческий музей: подготовительная беседа. | 1 | ||
45 | Посещение му зея и беседа с экскурсоводом. | 1 | ||
46 | Прослушивание песен под гитару, про слушивание песни в авторском исполнении (в записи). Автор песни. История песни. Обсуждение песни. | 1 | ||
47 | Разучивание и исполнение полюбившей ся песни. | 1 | ||
48 | Совместная подготовка к лыжному походу. | 1 | ||
49 | Осуществление лыжного похода в зим ний лес с целью изучения следов животных. | 1 | ||
50 | Осуществление лыжного похода в зим ний лес с целью изучения следов животных. | 1 | ||
51 | Осуществление лыжного похода в зим ний лес с целью изучения следов животных. | 1 | ||
52 | Осуществление лыжного похода в зим ний лес с целью изучения следов животных. | 1 | ||
53 | Анализ лыжного похода в зим ний лес с целью изучения следов животных. | 1 | ||
54 | Изготовление и презентация стенгазеты, посвящённой лыжному походу. | 1 | ||
55 | Ориентирование на лыжах. | 1 | ||
56 | Ориентирование на лыжах по азимуту. | 1 | ||
57 | Топографический кроссворд. | 1 | ||
58 | Развешивание кормушек и скво речников для птиц. | 1 | ||
59 | Переправа по параллельно натянутым верёвкам. | 1 | ||
60 | Пере права при помощи вертикального маятника. Переправа при по мощи горизонтального маятника. | 1 | ||
61 | Навесная переправа. Перепра ва рюкзаков. | 1 | ||
62 | Отработка навыков преодоления препятствий зимой на лыжах. | 1 | ||
63 | Полоса препятствий на лыжах. | 1 | ||
64 | Туристическая газета «Тренировка туристов». | 1 | ||
65 | Топографические знаки. | 1 | ||
66 | Топографический диктант. | 1 | ||
67 | Песни юного туриста. | 1 | ||
68 | Отработка навыков завязывания туристических узлов. | 1 | ||
69 | Отработка навыков завязывания туристических узлов. | 1 | ||
70 | Техника подъёма по склону на лыжах. | 1 | ||
71 | Техника спуска по склону на лыжах. | 1 | ||
72 | Ориентирование на лыжах. | 1 | ||
73 | Преодоление препятствий. | 1 | ||
74 | Вертикальный и горизонтальный маятник. | 1 | ||
75 | Техника спуска по склону спортивным способом. | 1 | ||
76 | Техника подъёма спортивным способом. | 1 | ||
77 | Навесная переправа. | 1 | ||
78 | Местные легенды и мифы. | 1 | ||
79 | Рас чистка близлежащих родников. | 1 | ||
80 | Совместная под готовка к походу в весенний лес с целью наблюдения за тем, как просыпается природа. | 1 | ||
81 | Поход в весенний лес с целью наблюдения за тем, как просыпается природа. | 1 | ||
82 | Анализ похода в весен ний лес. | 1 | ||
83 | Совместная подготовка к походу вдоль небольшой лесной реки с целью отработки навы ков преодоления препятствий. | 1 | ||
84 | Осуществление похода вдоль небольшой лесной реки с целью отработки навы ков преодоления препятствий. | 1 | ||
85 | Анализ похода вдоль небольшой лесной реки с целью отработки навы ков преодоления препятствий. | 1 | ||
86 | Поход выходного дня к местам исторических событий «Павловская линия обороны». | 1 | ||
87 | Герои и яркие личности родного края. | 1 | ||
88 | Спортивное ориентирование в заданном направлении. | 1 | ||
89 | Ориентирование по азимуту. | 1 | ||
90 | Топографические игры. | 1 | ||
91 | Кухня юного туриста. | 1 | ||
92 | Предварительный сбор школьников, собирающихся в двухдневное путешествие, и их родителей. | 1 | ||
93 | Подготовка к многодневному походу. | 1 | ||
94 | Техника безопаснос ти, правила гигиены. | 1 | ||
95 | Групповое и личное снаряжение. Цели и маршрут похода. | 1 | ||
96 | Изучение карт и краеведческого материала, связанных с маршрутом предстоящего похода. | 1 | ||
97 | Определение состава группы, отправляющейся в поход. | 1 | ||
98 | Распределение обязанностей на период подготовки многодневного похода. | 1 | ||
99 | Сборы и проверка готовности участников к походу. | 1 | ||
100-103 | Совершение пешего многодневного похода группы по заранее намеченному маршруту. | 9 | ||
104 | Анализ и фотоотчёт о состоявшегося похода. | 1 | ||
Итого | 108 | 34 | 74 |
Список использованной литературы.
1. Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность / П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов. – М.: Просвещение, 2011г.
2.Научно-методические журналы «Физкультура в школе».
3. Программа для общеобразовательных учреждений «Физическая культура» 5-11 классы / Матвеев А. П. М.: Просвещение2008г.
19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ» ОБЪЕДИНЕНИЯ « ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ»
Программа туристического кружка в школе....
Программа внеурочной деятельности для 5 кл. "Литературное краеведение"
Программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 кл...
Программа внеурочной деятельности для 8 класса "Литературное краеведение"
Основные задачи:- знакомство с выдающимися людьми нашего края и осмысление их роли и места в развитии общественно-культурной жизни России, приобщение школьников к культурному наследию края;- осмыслени...
Программа внеурочной деятельности "Туризм и краеведение"
Данная программа комплексная и даёт возможность учащимся осуществлять ряд осознанных выборов, способных в дальнейшем помочь определить жизненные принципы и интерес к познанию окружающего мира.Создание...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 8-9 классов "Краеведение"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение" разработана для 8-9 классов. Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Рабочая программа содержит результ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы туризма и краеведения»
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы туризма и краеведения" составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности П.В. Спепанова Туристско-крае...