программа дополнительного образования "Пластилинография"
рабочая программа
"Через сказку. фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка". В. А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 44.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ»
Воспитатель: Бабарина О. П.
Срок реализации: 1 год
2019-2020 гг.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность программы «Пластилинография» по содержанию является художественно - эстетической.
2. Новизна программы - заключается в развитие у детей творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Дошкольное детство-очень важный период в жизни детей. В этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее и разностороннее развивается ребёнок, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, гибкости, точности в выполнении работы. В процессе изготовления поделки постепенно образуется система специальных навыков и умений. Основным материалом в пластилинографии является пластилин разного цвета, а основным инструментом-руки. Непосредственный контакт ребёнка с материалом (пластилином, элементарные опыты с ним позволяют знать свойства материала (пластилина, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира.
3. Актуальность программы - Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Ведь развитие фантазии у ребенка тесно связано с развитием интеллектуальных способностей. Поэтому, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребенка, его способность представлять перед собой образы предметов, закладывается база для развития интеллекта ребенка. Учеными доказано, если развитие двигательной активности рук отстает от нормального течения, то задерживается и речевое развитие. В процессе занятий с пластилином ребенок проявляет творческие способности, которые благотворно влияют на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
4. Отличительные особенности программы - программа составлена с учётом реализации интеграции образовательных областей:
Познавательное развитие: осуществляется знакомство с природой, с явлениями общественной жизни. Идет исследовательская образовательная деятельность.
Социально-коммуникативное развитие: развивается общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности и целенаправленности, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Речевое развитие: осуществляется обогащение словаря, звуковой культуры речи, развитие речи, общение.
Физическое развитие: дети выполняют упражнения пальчиковой гимнастики, способствующие развитию мелкой моторики обеих рук, выполняют гимнастику для глаз.
Художественно-эстетическое развитие: используются произведения познавательной направленности, все виды образовательной деятельности направлены на решение эстетических задач.
5. Педагогическая целесообразность программы:
Объясняется тем, что нужно закладывать в детях чувство прекрасного, которая способна вызвать у человека чувство эстетического наслаждения, радости. Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму.
Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.
6. Цель программы – овладение детьми приёмами нетрадиционной техники работы с пластилином- пластилинографии.
7. Задачи программы:
Обучающие:
• Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.• Обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
• Дать теоретические знания и формировать у обучающихся практические приемы и навыки работы с пластилином.
Развивающие:
• Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии.
• Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия.
• Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.
• Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывающие:
• Содействовать воспитанию у обучающихся интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином.
• Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
• Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.
8. Возраст детей - Программа рассчитана на детей 10 - 17 лет с ОВЗ.
9. Срок реализации программы - 1 год.
10. Форма детского образовательного объединения: кружок.
11.Режим организации занятий: 1 раз в неделю по 30 минут.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ»
Тема | Раздел, тема | Содержание |
Тема №1 Сентябрь "Осень" | "Гроздь Рябины" | Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение. Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, выкладывать из тонких колбасок силуэт грозди рябины и сложный листик. |
Тема №2 Сентябрь | "Яблоки поспели" | Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения детей аккуратно использовать пластилин в своей работе. |
Тема №3 Сентябрь | "Грибы-грибочки выросли в лесочке" | Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму. |
Тема №4 Сентябрь | "Осенние деревья" | Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, произведений живописи. Вспомнить с детьми осенние приметы. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем. Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография» : лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей. |
Тема№1 Октябрь | "Кленовые листья" | Учить детей приему «вливание одного цвета в другой». Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени; закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости. Воспитывать чувство любви к красоте родной природы. |
Тема№2 Октябрь | "Консервированные фрукты" | Обобщать представления детей о фруктах, об их характерных особенностях. Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы по всему силуэту. Учить достижению выразительности через более точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображения мелких деталей у фруктов: черенков, семян, чашелистиков. |
Тема№3 Октябрь | "Ежик с грибами" | Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный бросовый материал. Развивать детское творчество. |
Тема№4 Октябрь | "Астры и хризантемы" | Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Представить осенний цветок астру. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: скатывать длинные колбаски и делить их стекой на равные части, перекручивать пластилиновые колбаски в жгутики, наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы |
Тема№1 Ноябрь | "Осенний букет " | Развивать умение любоваться природными формами и преобразовывать их в декоративные. Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание. Закреплять умение детей выполнять лепную картину, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. |
Тема№2 Ноябрь | "Осенний лес"-коллективная работа | Расширять знания о многообразии растительного мира, об осеннем колорите. Формировать познавательный интерес к природе. Учить детей передавать в работе характерные особенности внешнего вида разных деревьев посредством пластилинографии. Учить в лепке, передавать признаки предметов: длинный – короткий, толстый – тонкий. Продолжать отрабатывать различные приемы лепки: раскатывание, скатывание, сплющивание. Учить договариваться о предстоящей работе, распределять обязанности. |
Тема №3 Ноябрь | "Божья коровка, улети на небо" | Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Развивать умение находить с помощью взрослых ответы на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы. |
Тема №4 Ноябрь | "Поздняя осень" | Обеспечить развитие умение у детей самостоятельно передавать форму дерева. Способствовать формированию навыков рельефной лепки. Способствовать развитию умения создавать выразительную композицию (красиво размещать, соблюдая пропорции, строение). Способствовать развитию мелких движений пальцев при лепке элементов выпуклого узора. |
Тема№1 Декабрь "Зима" | "Снежинка" | По беседовать с детьми о зиме. Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина. |
Тема№2 Декабрь | "Снегурочка" | Учить детей лепить фигуру человека. Закрепить умения лепить мелкие детали, создавать образ, соответствующий персонажу Снегурочки. Развивать фантазию, творческое воображение детей, образное мышление, мелкую моторику рук. Воспитывать и развивать интерес к персонажам русского фольклора и сказок. Проявлять аккуратность в работе с пластилином. |
Тема№3 Декабрь | "Игрушка новогодняя" | Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика. |
Тема №4 Декабрь | "Елка новогодняя огоньками светится " | Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения – пластилинографию; добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала (блестки); Воспитывать самостоятельность. |
Тема№1 Январь | "Зимняя картина" | Ознакомить детей с понятием "пейзаж". Воспитывать интерес к природе в разное время года. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого. |
Тема№2 Январь | "Снеговик" | Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал. |
Тема№3 Январь | "Творю что хочу(самосто-ятельная деятельность детей) | Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других. |
Тема№1 Февраль | "За окошком снегири" | Обобщить представления детей о зимующих птицах. Разобрать особенности внешнего вида снегиря. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер. |
Тема№2 Февраль Тематичекое:"День Святого Валентина" | "Сердечки-валентинки" | Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. фантазию, мелкую моторику рук.Формировать навыки самостоятельной работы. |
Тема №3 Февраль Тематическое:"23 Февраля" | "Галстук " | Систематизировать знания о защитниках Отечества: лётчиках и моряках, танкистах и пограничниках. Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. |
Тема№4 Февраль | "Пингвинчик" | Познакомить детей с представителем животного мира самой холодной природной зоны – пингвином. Передавать характерное строение птицы, соблюдая относительную величину частей. Закреплять усвоенные приемы лепки ( скатывание, оттягивание, прощипывание, сглаживание и др.) Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение. |
Тема№1 Март (Тематическое:"8 марта") "Весна" | "Украшение для мамы" | Приобщать детей к миру искусства, развивать фантазию творчества, воображение, наглядно-образное мышление, зрительную память. Закреплять представления о цвете и размерах предметов. Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. |
Тема№2 Март | "Весна идет, весне дорогу" | Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук. |
Тема№3 Март | "Фиалочки в горшке" | Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растительного мира, укрепить познавательный интерес к природе. Учить создавать композицию из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия работы. Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественно – творческой деятельности: цвет, материал, составление композиции. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. |
Тема№4 Март | "Подснежники" | Дать представление о первоцветах. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни в определенное время года (весна, подснежники); осваивать способ создания образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости; закреплять навыки раскатывания, примазывания; испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки. Воспитывать самостоятельность. |
Тема№1 Апрель | "Бабочки, жучки" коллективная работа | Обобщить представление о насекомых. Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей. Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию. |
Тема№2 Апрель Тематичес-кое: "Пасха" | "Волшебное яичко" | Познакомить детей с праздником - Пасхой, ее традициями, обычаями, познакомить со значением новых слов, развивать творческие способности, воспитывать уважение к традициям русского народа. Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме занятия. |
Тема№3 Апрель | "Тюльпаны" | Познакомить детей с весенними цветами – тюльпанами. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией; учить создавать выразительный образ посредством передачи цвета и объёма. Закреплять умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к пробуждающейся весенней природе. |
Тема№4 Апрель | "Божья коровка на ромашке" | Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Использовать знания и представления об особенности строения насекомых в своей работе. Воспитывать умения с помощью взрослого находить ответы на вопросы в ходе работы. |
Тема№1 Май | "Цветущая веточка" | Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве. Изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина. Создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющие умения и навыки работы с пластилином – скатывание, сплющивание. |
Тема№2 Май | "Незабудки" | Продолжить знакомство детей с миром природы. Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями. Стимулировать активную работу пальцев рук. |
Тема№3 Май | "Земляничка" | Закреплять познавательный интерес к природе. Продолжить обучение созданию композиции из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия картины. Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином. |
Тема№4 | "Весенняя полянка" коллективная работа | Вызвать у детей эмоциональное радостное отношение к весенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем. Продолжать лепить картинку из отдельных деталей – придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей. Расширять умения применения разнофактурный материал для выразительности картинки. |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.
Прямая пластилинография- изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
Особенности выполнения работы:
1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).
2. Располагать их на горизонтальной поверхности.
3. Затем расплющивать, соединяя детали.
Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).
Особенности выполнения работы:
1. Использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность (прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т. д.).
2. С обратной стороны прозрачной поверхности маркером нарисовать контур рисунка.
3. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).
4. Располагать их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения.
Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».
Особенности выполнения работы:
1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.
2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.
3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.
4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.
Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины с на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.
Особенности выполнения работы:
1. Для начала мы берем разные цвета пластилина.
2. Делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой. Мы получили так называемый «слоеный пирог», при изготовлении которого желательно идти от темных цветов - к светлому. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой.
3. А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии - она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой. Или скатываем колбаску и разрезаем ее.
Модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.
Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.
Особенности выполнения работы:
1. Скатывать мелкие шарики, нужного цвета.
2. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета.
3. Слегка прижать.
Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф).
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это ещё и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветным фоном поверхность картона, стекла или пластмассы. Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в дошкольном учреждении может стать необычным решением задачи, развития мелкой моторики рук дошкольников. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы. Занятия в технике пластилинография помогают получить информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют представление о цвете, форме и размере предметов, развивает воображение.
Чтобы работа в технике пластилинография была более эффективной воспитателю необходимо, прежде всего, заинтересовать детей, начинать работу следует постепенно от лёгкого к сложному. В процессе обучения пластилинографии не следует ставить перед детьми очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом. Организация работы в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка.
- Приемы и методы организации.
Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.
Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немногопластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захватапластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
- Дидактический материал.
Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ребёнка (трафареты, шаблоны и пр.);
таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;
альбомы с образцами, фотографиями.
- Техническое оснащение занятий.
Материалы, используемые в пластилинографии:
Пластилин (разных цветов);
Пластиковые дощечки для выполнения работ;
Стеки;
Картон (однотонный и цветной), плотный;
Можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево, стекло, пластик;
Бросовый материал - для создания игровых фантазийных изображений: бумага разной фактуры, фантики от конфет, семечки, зернышки, пуговицы, паетки, бусины и т.д.
Список литературы для педагогов
1. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.
2. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: Издательство «Скрипторий», 2007.
3. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. 2008, 80 стр..
4. Иванова М. Лепим из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007
5. Лыкова И.А. «Лепим игрушки: Лепка из пластилина. Мастерилка». Издательство: Мир книги. 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...