Профилактика девиантного поведения и самовольных уходов из сиротского учреждения.
статья

Статья на тему: Профилактика девиантного поведения и самовольных уходов из сиротского учреждения.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ ИЗ СИРОТСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье рассмотрены методы профилактики девиантного поведения и самовольных уходов воспитанников из сиротского учреждения. Дана классификация самовольных уходов, выявлены их причины.

Ключевые слова: девиантное поведение, самовольные уходы воспитанников, побеги.

«Самовольные уходы и побеги» несовершеннолетних относят к девиантным формам поведения. Первым в России ввел термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение», Я.И. Гилинский, говоря о том, что такое поведение не соответствует социальным нормам – ожиданиям. Под самовольным уходом воспитанника из интернатного учреждения подразумевают его безвестное отсутствие с момента установления факта его отсутствия. Профессор, доктор медицинских наук А.Е. Личко связывал уходы (побеги) с тяжело протекающими возрастными кризисами. По его мнению, одна треть детей и подростков, совершающих побеги из дома или учреждения интернатного типа, имеют патологическую основу. Первые побеги обычно совершаются в страхе наказания или как реакция оппозиции, а по мере повторения превращаются в «условно-рефлекторный стереотип».

Классификация самовольных уходов несовершеннолетних.

Выделяют четыре типа побегов у несовершеннолетних: эмансипационные, импульсивные, демонстративные, дромоманические (бродяжничаские). Эмансипационные побеги. Это наиболее частые побеги (45%). Они совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родных или воспитателей, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться «свободной», «веселой», «лёгкой» жизни.

Импульсивные побеги. Этот вид побегов составляет 26%. Чаще всего первые побеги были следствием жестокого обращения, суровых наказаний, «расправ» со стороны родных или товарищей по интернату, детскому дому.

Демонстративные побеги. Эти побеги являются следствием реакции оппозиции и наблюдаются в 20% случаев. Особенность данных побегов в том, что убегают недалеко и в те места, где их увидят, поймают и возвратят. В побеге ведут себя так, чтобы привлечь внимание окружающих. Причина – гиперпротекция, уменьшение внимания со стороны референтных (значимых) взрослых или необходимость получить какую-либо материальную выгоду или сформировать авторитет у сверстников.

Дромоманические побеги. Дромомания – редкий тип побегов – 9% случаев. Под дромоманией принято понимать влечение к побегам, скитанию и перемене мест, наблюдается при различных психических заболеваниях. Этим побегам предшествует внезапно и беспричинно изменяющееся настроение («какая-то скука», «тоска»). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. В побег пускаются в одиночку и только за тем находят попутчиков.

Обстоятельную классификацию побегов у детей и подростков разработал американский психиатр Г. Штутте, выделивший следующие их типы: 1. Побеги, как следствие недостаточного надзора, поиск развлечения и удовольствия; 2. Побеги, как реакция протеста на чрезмерные требования или на недостаточное внимание со стороны близкого окружения; 3. Побеги, как реакция тревоги и страха наказания у «робких» и «забитых»; 4. «Специфически – пубертатный побег» вследствие возрастного фантазёрства и мечтательности.

Технология работы с несовершеннолетними, совершающими самовольные уходы, опирается на ряд факторов, среди которых наиболее важное место занимает взаимоотношение несовершеннолетнего с интернатным учреждением, в котором он проживает. Главная причина самовольных уходов всегда кроется в неудовлетворённости воспитанника своим местонахождением, невозможности жить в нормальных условиях, отсутствии контакта с родителями, недостатке их любви и заботы, стремлении к нахождению в типичной субкультуре. Поэтому, как восполнение данных проблем, необходимо наполнить жизнь несовершеннолетних в интернатном учреждении такими мероприятиями и событиями, появление которых поможет заглушить переживаемые чувства, забыться в какой-либо интересной деятельности, особенно связанной с риском, приключениями, ведь всем этим требованиям и отвечает побег, где переживания несовершеннолетних носят экстремальный, яркий характер. Воспитателям не стоит забывать и игнорировать опыт известных советских педагогов: В.П.Кащенко (система трудового обучения и воспитания + огромное внимание умственному развитию детей); А.С.Макаренко (развитие принципов самоуправления, дисциплина и формирование общественного мнения как ведущего регулятора межличностных отношений, развитие традиций, построение воспитательного процесса на основе соединения обучения с производительным трудом); С.Т.Шацкого (идея народности воспитания в сочетании с трудовым обучением); А.А.Католикова (многопрофильный сельскохозяйственный труд в основе воспитательного процесса, система трудового, экономического и экологического обучения, воспитания и развития личности ребёнка).

Необходимо применять разные формы работы с несовершеннолетними по профилактике самовольных уходов: индивидуальные, групповые, работу в микрогруппах, диалоговые интервью. Индивидуальная работа с несовершеннолетними строится на изучении их индивидуально – психологических особенностей, характера, стиля поведения. Индивидуальные беседы о недопустимости совершения противоправных действий, об ответственности за правонарушения и преступления, о необходимости соблюдать режим детского дома, посещать занятия. Одним из основных механизмов индивидуальной работы является динамическое наблюдение и контроль взрослого за волевым поведением ребёнка, что фиксируется в индивидуальных дневниках наблюдения на каждого из воспитанников. В системе индивидуальной работы следует отметить ежедневный контроль успеваемости и посещаемости воспитанников занятий, что позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях, в частности в организации дополнительных занятий с учителями предметниками, и предотвратить пропуски занятий по неуважительным причинам. На начальном этапе индивидуальной работы является важным установление контакта с несовершеннолетними и мотивирование его на участие в работе. Несовершеннолетний соглашается на общение только тогда, когда ему интересен сам 65 процесс и когда он чувствует, что его воспринимают как полноправного участника взаимодействия.

В основе работы с ним должны лежать принципы диалогического общения. Особенностью такого контакта являются партнерские отношения с несовершеннолетним с целью совместного изучения конкретной ситуации и путей ее разрешения. Целью групповой работы является формирование навыков конструктивного взаимодействия и адаптации в социуме. Основной формой групповой работы, используемой в профилактической работе, является тренинговое занятие. Психологический термин «тренинг» происходит от английского «to train» – обучать, тренировать, представляет собой совокупность методов практической психологии. Тренинг – это ситуация воздействия на личность, целью которой является самопознание и саморазвитие человека, приобретение им новых навыков. Следует различать понятия «тренинг» и «тренинговое занятие». Тренинговые занятия проводятся в рамках учебной деятельности, они подразумевают участие всей группы и режим коротких встреч. Тренинговые занятия отличаются отсутствием строгого порядка работы и высокой психологической безопасностью. Одним из направлений тренинговых занятий является формирование навыков ассертивного поведения. Термин «ассертивность» происходит от английского «assert» - настаивать на своем, отстаивать свои права. Это понятие близко принципу гештальт-терапии «Я существую не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, ты существуешь не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям…». Эффективным методом в работе с несовершеннолетними, предупреждающим самовольные уходы, является арт–терапия. Данный метод построен на использовании искусства как символической деятельности. Применение этого метода имеет два механизма психологического коррекционного воздействия. Первый направлен на влияние искусства через символическую функцию реконструирования конфликтной травмирующей ситуации и нахождение выхода через переконстуирование этой ситуации. Второй связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить реакцию переживания негативного аффекта по отношению к формированию позитивного аффекта, приносящего наслаждение.

В работе с несовершеннолетними используя игротерапию, можно дополнять ее арттерапевтическими методами, в том числе сказкотерапией. Терапевтические сказки – это сказки для несовершеннолетних, не столько развлекающие их, но дающие взрослым способ подсказать им, не обижая, выход из различных жизненных ситуаций. В сказках воссоздается аналогичная ситуация, описывается проблема, взгляд со стороны, рассматривается хотя бы один способ ее решения. Терапевтическая сказка позволяет несовершеннолетнему отделить его проблему, посмотреть на ситуацию в целом. Обычно, несовершеннолетние негативно относятся к советам, которые им дают напрямую, а опосредованный совет воспринимается, как им самим найденное решение. Часто они настолько зацикливаются на своей проблеме, что перестают замечать ситуацию в целом. Именно сказки и психологические игры могут помочь ребенку переключить внимание с себя и увидеть ситуацию извне. Терапевтические сказки нужно не только читать, эти сказки после прочтения необходимо обсуждать, задавать вопросы: «Как герой мог поступить еще в этой ситуации?», «Что можно исправить?», «Что сделал герой не так?» и т.д. Различают несколько видов арттерапии: рисуночная, основанная на изобразительном искусстве, библиотерапия, драмтерапия и музыкальная терапия. В качестве терапии средствами искусства педагоги могут применять прикладные виды искусства. Можно порекомендовать задания на определенную тему с заданным материалом: рисунки, лепка, аппликация, оригами и т.д.

Условия жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полном государственном обеспечении приводят к формированию иждивенческой позиции по отношению ко всем окружающим. Она проявляется в высказываниях: «Вы нам должны», «Вы обязаны», «Дайте нам...» и т.д.

Для большинства воспитанников сиротских учреждений характерны следующие специфические особенности:

- неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;

- нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;

- низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;

- слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;

- потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;

- неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;

- несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное;

- несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения);

- низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания; - склонность к аддитивному поведению - злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т.д.); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты.

В работе с девиантными подростками необходимо переосмыслить свои профессиональные позиции, а, следовательно, отказаться от оценивания: «хорошо – плохо», «правильно – неправильно», понять и уважать точку зрения подростка, с которым педагог не всегда согласен.

Поэтому, чтобы работа по профилактике девиантного поведения и самовольных уходов воспитанников была успешной, необходимо выработать:

- позитивный настрой

- доверительное взаимодействие

- последовательность во взаимоотношениях

- опора на положительные качества и ресурсы - разумный компромисс

- индивидуальный подход

- системность.

Для профилактики девиантного поведения, самовольных уходов воспитанников необходимо:

1.У воспитанников следует формировать следующие волевые черты его поведения.

- Быть хозяином своего слова и дела. Самоопределившийся человек, имеющий духовно-моральный стержень, вряд ли попадет под влияние негативных норм и образов поведения.

- Тормозить стремления и мотивы, способные привести к поступкам, наносящим вред обществу. - Концентрировать усилия на главном, наиболее важном в настоящее время.

- Ставить перед собой продуманные и не противоречащие праву цели, подчиняя им мимолетные влечения.

2. Реализация личностного подхода.  

- Видеть в воспитаннике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.

- Любить и уважать трудных сложнее, чем хороших воспитанников, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями.

- Говорить с трудным подростком как со взрослым, не ломать резко его нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно.

- Взять в основу работы с трудным оптимистическую гипотезу, верить в исправление трудного: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить.

- Создавать такую обстановку учения, общения, труда, в которой каждый воспитанник чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему.

- Предоставлять трудному подростку возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон

- Организовать переубеждение на его собственном опыте.

- Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков воспитанника. Понимать причины его незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству.

- Предъявляя требования к трудному, нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить;

- Быть искренним, не лицемерить с трудным, не морализировать, не унижать его.

- Организовать атмосферу «успеха», помогать воспитаннику, обретать уверенность в своих силах и способностях.

- Вызывать, искать все положительное в трудном, опираться, делать ставку на его проявление.

- Не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков трудного.

- Учить воспитанника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому.

- Всячески поддерживать усилия трудного по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации.

- Вовлекать и включать трудного в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям.

- Завоевывать уважение и доверие сверстников, для чего относиться к себе самому как к личности и быть интересной и значимой личностью для своих воспитанников.

- Влиять на трудного прежде всего примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям.

- Не следует пренебрегать таким видом воспитания, как разъяснения, устные советы. Беседы должны быть хорошо спланированы. Для формирования личности воспитанника необходимо приводить примеры из жизни – это дает информацию о мире, о нормах поведения. Опыт показывает, что воздействие словом помогает выработать у ребят здоровую мораль.

- Очень важно соблюдать умеренность. Не следует лишать воспитанников ничего из того, что необходимо для их личностного развития, но нельзя потакать всем их желаниям. Также нужно научить их не поддаваться давлению более сильных, склонных к правонарушениям. Подражание способствует потере индивидуальности, оказывает влияние на принятие собственных решений.

3. Организация личности трудного ребенка.

- Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках трудных учащихся.

- Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие «синдрома неудачника».

- Забота об укреплении положения воспитанников в коллективе.  

- Формирование положительной Я - концепции. Создание для личности обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, анализ каждого этапа, результата деятельности, его достижений. Поощрение положительных изменений.

- Организация медицинской помощи. Проведение систематического диспансерного осмотра с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера. Оказание медикаментозной, физиотерапевтической, суггестивной помощи.

- Предупреждение привычек курения, влечения к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.

- Половое просвещение трудных подростков. Решение проблем половой идентификации.

4. Организация психологической помощи.

- Изучение психологического своеобразия трудных подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.

- Психологическое консультирование с целью помочь воспитаннику разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

- Индивидуальные беседы с трудными воспитанниками с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.

- Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.

5. Организация свободного времени трудных подростков.

- Необходимо помочь воспитаннику приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели.

- Изучение интересов и способностей воспитанников. -

 Вовлечение трудных в кружки, секции, общественно-полезную и социально значимую деятельность.

- Изучение участия трудных в неформальных объединениях, компаниях. По необходимости помочь в переориентации интересов.

- Поощрение любых видов художественного и технического творчества трудных и участие их в общественных мероприятиях.

6.Соблюдение дисциплины и порядка. Воспитанникам необходимо усвоить и выполнять установленные нормы и правила. Каждый поступок и любые действия воспитанников должны соответствовать этому порядку. Стремясь к достижению этой цели следует обратить внимание на следующее:

- Следует научить воспитанника выполнять режим дня, отклонений от которого нельзя допускать.

- Не следует проходить мимо какого бы то ни было беспорядка, но делать это надо уверенно и настойчиво.

- Использовать различные приемы из повседневной жизни для того, чтобы показать отрицательные последствия невыполнения порученных дел, преимущества их выполнения.

Необходимо постоянно помнить, что в интересной, заполненной трудом, спортом, активным досугом организации жизнедеятельности нет времени и желания мечтать о побегах и совершать их.

Библиографический список:

1. Крылова Т.А., Струкова М.Л. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска (учебно-методическое пособие). – М.: НИИ школьных технологий, 2010.

2. Методические рекомендации по взаимодействию образовательных учреждений с органами внутренних дел по профилактике ухода детей из семей / Разработчики: Крылова Т.А., к.психол.н., доцент, научный сотрудник лаборатории комплексного сопровождения региональной системы образования АОУ ВО ДПО «ВИРО»; Воронина Е.А., к.п.н., зав. лабораторией воспитания и социализации АОУ ВО ДПО «ВИРО».

3. Пути решения проблемы самовольных уходов детей Методические рекомендации Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции». –Ханты-Мансийск, 2013.

4. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1997.

5. Вестник практической психологии образования. - №4(21) октябрь-декабрь 2009.

6. Беличева С.А., Дементьева И. Ф. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков // Воспитание школьников. – 2004. - № 3. - С. 23- 32.

7. Олифреенко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска». – М.: Академия, 2002. - С. 110-112.

8. Саленко Н. Профилактическая работа с семьями, имеющими несовершеннолетних детей // Социальная педагогика. – 2006. - № 2. - С. 76-86.

9. Сидоров Н.Р. Проблемы социальной дезадаптации несовершеннолетних // Вестник практической психологии образования. – 2006. - № № 2-3.

10. http://azps.ru/ http://www.trepsy.net/kommunikat/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, оказавших в трудной жизненной ситуации (алкоголизм родителей) в системе образовательных учреждений

Цель исследования: разработать систему психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних в трудной жизненной ситуации, связанные с алкогольно-зависимыми родителями....

Проект: Система работы по предупреждению и профилактике девиантного поведения детей и подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа

в презентации преведен алгоритм работы с детьми  девиантного поведения, находящихся в условиях учреждений интернатного типа....

Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, оказавших в трудной жизненной ситуации (алкоголизм родителей) в системе образовательных учреждений

Цель исследования: разработать систему психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних в трудной жизненной ситуации, связанные с алкогольно-зависимыми родителями....

Статья на тему: "Профилактика вредных зависимостей, правонарушений, самовольных уходов воспитанников детских домов"

« Профилактика правонарушений и девиантного поведения, самовольных уходов воспитанников детских домов и школ, интернатов»....

Девиантное поведение - причины, формы, виды, коррекция профилактика девиантного поведения у подростков

Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) является отклонением асоциального поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся...

«Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения в условиях образовательного учреждения закрытого типа»

Изменения социально-экономического устройства общества, его расслоение по уровню  материальной обеспеченности обострили  подростковые  проблемы и привели к росту преступности  несо...

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация. В статье рассматриваются формы профилактики девиантного поведения среди подростков. Предлагаются различные способы профилактической работы с участием всех участников образовательного и восп...