Статья. Комплексное сопровождение обучающихся со сложным дефектом на уроках математики
статья
Детский аутизм хуже других форм психопатологии детского возраста поддается терапии и потому нуждается в построении ясных и эффективных программ по коррекции. Аутизм следует отличать от умственной отсталости, психоза и других психических заболеваний, так как аутизм – это постоянное состояние, не требующее лечения, а «развития возможностей в рамках отклоняющихся параметров психики».Познание включает в себя таки процессы, как внимание и запоминание. Мозг аутичных людей обрабатывает информацию по-другому (качественное нарушение коммуникации и социального взаимодействия). Они слышат, чувствуют и видят, но их мозг выбирает совершенно другой путь для обработки этой информации. Данная статья описывает комплексное сопровождение обучающихся с РАС на уроках математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._kompleksnoe_soprovozhdenie_obuchayushchihsya_s_ras.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа № 18 Центрального района Санкт-Петербурга
«Разработка системы комплексного сопровождения обучающихся со сложным дефектом на уроках математики».
Учитель математики: Громилова Ольга Васильевна.
Если человек страдает аутизмом, это не означает, что он перестает быть человеком. Но при аутизме он становится чужим для остальных людей. Что нормально для других – для меня не нормально, а что нормально для меня – не нормально для других. В каком-то смысле я очень плохо подготовлен к выживанию в этом мире, как инопланетянин, оказавшийся на планете без инструкций по ориентации в пространстве.
Но я продолжаю оставаться человеком. Мое «я» не нарушено. Я нахожу ценность и смысл в жизни, и я не испытываю желания, чтобы меня вылечили от меня самого… Подарите мне чувство собственного достоинства, воспринимая меня таким, какой я есть… Признайте, что мы с вами одинаково чужие друг другу, что моя жизнь не просто бракованная копия вашей. Поставьте под сомнение ваши прежние предположения. Определите ваши условия. Давайте вместе возводить между нами мосты.
Тео Питерс
Детский аутизм хуже других форм психопатологии детского возраста поддается терапии и потому нуждается в построении ясных и эффективных программ по коррекции. Тео Питерс показывает, что понятие «первазивное нарушение развития», т.е. глубокое и затрагивающее человека в целом расстройство (проблема с пониманием значения, коммуникации, социальному взаимодействию, проблеме взаимодействия), препятствующее нормальному формированию личности, лучше отражает суть того, что представляет собой аутизм. По данным мировой статистики распространенность аутизма – до 45 случаев на 10000 детского населения. Аутизм следует отличать от умственной отсталости, психоза и других психических заболеваний, так как аутизм – это постоянное состояние, не требующее лечения, а «развития возможностей в рамках отклоняющихся параметров психики». Ключевое представление об аутизме заключается в том, что мозг больного обрабатывает сенсорную информацию иначе, чем у здорового человека. Познание связано с пониманием. Как можно научиться понимать? Дети видят, слышат, чувствуют, пробуют на вкус. Что они дальше делают со своей сенсорной информацией? Они учатся восприятию, пониманию, абстрактному мышлению. Познание включает в себя таки процессы, как внимание и запоминание. Мозг аутичных людей обрабатывает информацию по-другому (качественное нарушение коммуникации и социального взаимодействия). Они слышат, чувствуют и видят, но их мозг выбирает совершенно другой путь для обработки этой информации.
Воспринимая информацию, люди, страдающие аутизмом, ограничены в своих способностях ее интерпретировать (неспособность сократить воспринимаемую информацию путем извлечения из нее основных элементов, отделив их от второстепенной информации) и понимать смысл. Например, они не извлекают такие главные признаки, как правила. Они не понимают значения того, что видят и слышат. Это мешает им понимать социальное поведение других людей. Обычные дети могут воспринимать то, что не вполне очевидно. У них есть способность делать выводы и понимать значение того, что они видят и слышат. С момента рождения одновременно с развитием средств коммуникации дети интуитивно осознают, что человеческие звуки важнее всех остальных. Со временем, даже без уроков, дети начинают понимать речь и учатся говорить. Это является огромным достижением. Социальное поведение также нуждается в понимании его значения. Способность понимать социальное поведение заложена в нашем сознании, и у большинства людей с проблемами в развитии она почти не нарушена (ребенок, страдающий афазией, позволяет себя обнимать, глухой ребенок понимает значение материнской улыбки). Но в случае с аутизмом мы такого не видим. Поцелуй – мокрый. Важно понимать, что людям, страдающим аутизмом, особенно трудно «читать» выражение лица и понимать эмоции, которые стоят за ними. Если они не могут распознать эти эмоции, им трудно их учитывать. Это помогает нам понять печаль родителей, которые чувствуют себя отвергнутыми своим аутичным ребенком. В раннем возрасте, увидев слезы матери, ребенок может рассмеяться. «Он смеялся надо мной?!» На самом деле смех был вызван чем-то другим. Например, человек – кран. Дети с аутизмом не всегда имеют способность понять, что стоит за информацией, которую они получают. Инна Ван Беркелер назвала их «воспринимающие жизнь буквально». Врожденная биологическая способность правильно понимать поведение других людей, а затем не только понимать, но и развивать адекватное социальное поведение, нарушена у детей, страдающих аутизмом.
У детей с аутизмом ограничены способности интерпретировать жесты. Особенно затруднено понимание экспрессивных жестов, которые они сами не используют. Портретные жесты (визуальная связь между образом и его значением) аутичные дети используют наравне с другими детьми. О значении жеста нет необходимости догадываться. Экспрессивные жесты используются для передачи сложных эмоций и состояний. Понять их значение не так легко. Жест утешать. Дети с аутизмом не смогли распознать этот жест. Почему в одном контексте этот жесть обозначает «утешать», в другом «чистить»? Этот жест отстранен от образа и, чтобы понять его значение, нужно сделать выводы. Поэтому, иногда, кажется, что они бесчувственны по отношению к нам, но на самом деле это не совсем верно.
Им также сложно понять эмоциональные высказывания людей. Чувства понять труднее, особенно, если эти чувства выражены не буквальным, а абстрактным способом.
«Людей с нарушениями в развитии следует воспринимать такими, какие они есть, а не исходя из желаний узкого круга людей.» Ребенку предлагается среда и виды деятельности, наилучшим образом адаптированные к его способностям. Работа будет успешной, если выполнить ряд условий: повышать квалифицированных учителей, адаптировать программу и методику, создать непрерывную коммуникацию, дать практически полезные навыки (исходя из конкретных учащихся), взаимодействовать с семьей.
Все особенности восприятия внешнего мира аутичными дети в полной мере используются на уроках математики.
Индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывается эмоциональный фон, готовность к усвоению материала.
Применяется большое количество наглядного материала для соотнесения зрительного, тактильного образа с решаемой на уроке задачей.
Используются нетрадиционные методы обучения, которые находятся методом проб и ошибок. Например, ребенок не мог усвоить алгоритм умножения многозначных чисел на двузначное число (7 класс). При умножении на десятки прибавлял числа, которые запоминал при умножении на единицы. Выход оказался достаточно прост – зачеркнуть эти числа. И проблема решилась. Но путь к данному решению был не прост, а, кажется, лежал на поверхности.
При решении задач на движение применяется визуальный показ (двигаемся по классу, как транспорт, животные). Сравниваем скорость. Наглядно понимаем, что такое скорость сближения. Это оживляет процесс обучения.
Используются технические средства. В частности, презентации, как часть урока. Это позволяет соотнести наглядные образы с конкретной арифметической задачей.
При составлении текстовых арифметических задач и учитываются знания, полученные учащимися на других учебных предметах (русский язык и литература, истории и культуре Санкт-Петербурга, биология, география, СБО, ОБЖ, трудовое обучение). Задачи бытового, экологического содержания. Например, из незакрытого до конца крана с водой за час выливается капля за каплей 10 л воды. Сколько воды выльется за сутки? После решения задачи – вывод. Каждый из вас лично уже сейчас может быть защитником природы? Учащиеся должны осознавать себя частью общества, природы, мира.
На уроках математики не используются материалы общественного содержания, связанные с природными катаклизма, террористическими актами, глобальными экологическими катастрофами и т.д. Это может привести к нервозности, нарушению поведения, негативным эмоциям. Тем самым нарушится здоровьесберегающая структура урока.
На уроках также используется система поощрений. Иногда сладкий приз (за быстрое и качественное выполнение заданий). Также любимые дополнительные задание, например, графические диктанты. Ребенок сразу видит полученный результат. Если задание выполнено правильно. Может дополнить изображение своими деталями, используя образы, полученные в жизни. Это повышает интерес к уроку, улучшает эмоциональный фон.
Постоянная связь с родителями, выработанные единые требования при выполнении домашнего задания, способствуют лучшему усвоению пройденного материала.
Ребенку предлагается среда и виды деятельности, наилучшим образом адаптированные к его способностям.
Не было никакого внезапного «пробуждения», не было грома среди ясного неба, который превратил бы нашего сына в «нормального человека». Был только тяжелый труд, который требовал много сил и времени. Мы должны были понять все то, с чем мы сталкивались, дать всем явлениям названия и описать функции. И очень многое еще предстоит сделать.
Миссис Бэррон, 1992
Литература
Т. Питерс Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию – М. 2003.
С.С. Морозова Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах – М. 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная программа по логопедии по курсу «Формирование и развитие устной и письменной речи у обучающихся со сложным дефектом и глубокой степенью умственной отсталости
Настоящая программа разработана в связи с необходимостью проведения специальных индивидуальных и групповых логопедических занятий для обучающихся со сложными дефектами и глубокой умственной отсталость...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для обучающихся со сложными дефектами 8 класса
Рабочая программа по чтению и развитию речи для обучающихся со сложными дефектами 8 класса...
Рабочая программа по чтению и развитию речи и календарно- тематическое планирование уроков для обучающихся со сложными дефектами 8 класса
Рабочая программа по чтению и развитию речи и календарно- тематическое планирование уроков по предмету для обучающихся со сложными дефектами 8 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СО СЛОЖНЫМИ ДЕФЕКТАМИ 1-9 КЛАССОВ НА 2014 /2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся со сложными дефектами 1-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида....
Доклад "Деятельность областного Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Амурской области по сопровождению детей со сложным дефектом"
"Деятельность областного Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Амурской области по сопровождению детей со сложным дефектом" Доклад был представлен на Всероссийской науч...
Индивидуальная программа комплексного сопровождения обучающегося
Данная программа составлена для обучающегося 0 класса в связи с введением ФГОС ОО с у/о на 2016 – 2017 уч. год. Она приведена как пример работы специалистов службы сопровождения....
Конспект открытого урока для учащихся 4 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся со сложным дефектом
Конспект открытого урока по теме «Рыбы» ориентирован на учащихся 4 класса. Учащиеся данного класса не владеют связной речью и имеют еще ряд различных нарушений в развитии.Предмет: живой ми...