Этапы урока | Цель этапа | Взаимодействие | Планируемый результат Формирование УУД |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Подготовительная часть (10-15 мин) |
1. Организационный момент | Построение, приветствие. Самоопределение к деятельности | Построение класса, приветствует, создаёт ситуацию самоопределения и принятия обучающимися цели урока: - Здравствуйте, ребята! Я рада видеть в спортивном зале таких спортивных, подтянутых учеников, готовых получать новые знания и совершенствовать умения! - Перед вами корзина с множеством мячей. Назовите их… Я прошу вас отгадать, с каким мячом мы сегодня будем заниматься. Для этого отгадайте загадку: «В этом спорте игроки Все ловки и высоки. Любят в мяч они играть И в кольцо его кидать. Мяч легко стучит об пол, Значит, это... (баскетбол) - Так с каким мячом мы будем заниматься? | Стоят в шеренге. Внимательно слушают. Отвечают на вопросы. | Самооценка готовности к уроку, учебно-познавательный интерес к теме урока. |
2. Актуализация знаний | Актуализация знаний о баскетболе и баскетбольном мяче | Организация деятельности обучающихся по актуализации знаний о баскетболе и баскетбольном мяче: - что означает «баскетбол»? - как называются двигательные действия, когда мы пружинистыми движениями направляем мяч в пол на месте или при ходьбе, в беге? (ведение мяча). Его еще называют дриблинг. | Отвечают на вопросы, вспоминая рассказ и показ движений учителя | Актуализация знаний, необходимых для понимания темы, умения осознанно и произвольно осуществлять высказывания в устной форме |
3. Формулирование темы урока | Формирование умения целеполагания, представления о результате деятельности, закрепление знаний по двигательным действиям и исходным положениям. | Создание ситуации и условий для развития у обучающихся умения ставить цель и представлять результат. - Кто хочет еще лучше овладеть ведением баскетбольного мяча, хлопните в ладоши. - Чтобы подготовить свой организм к работе, с чего всегда нужно начинать урок? (с разминки) Демонстрация двигательных действий учителем со словесной инструкцией – ходьба в обход по залу по лицевой и боковой линиям волейбольной площадки и координационной лестнице: - на носках, кисти растираем; - на пятках, разминаем суставы пальцев; - на внешней стороне стопы, вращательные движения в запястном суставе; - на внутренней стороне стопы, вытягиваем руки вперёд ладонью наружу; - в полуприседе, руки за головой с поворотами; - перекатом с пятки на носок, круговые движения руками вперед и назад; - бег с заданиями. | Обучающиеся повторяют способы действия, выполняют упражнения по укреплению осанки, контролируют свои действия, ориентируясь на показ движений учителем. | Умение использовать имеющиеся знания и опыт, умение распознавать и называть двигательные действия, умение самоопределяться к задачам урока и целеполаганию, умение определять собственную деятельность по достижению цели. |
Основная часть (25-30 мин) |
4.Открытие нового знания 5. Первичное закрепление | Соотношение команд учителя с двигательными действиями учеников, формирование правильной осанки и восстановление дыхания, способствование укреплению мышечного корсета, обучение упражнениям с мячом в парах, развитие ловкости, совершенствование умения выбирать способы действия с баскетбольным мячом, способствовать самоопределению обучающихся в подготовке эстафет. Первичное закрепление знаний и умений о способах передач и ведения баскетбольного мяча в изменяющихся условиях, в игровых связках. | Построение. Создание ситуации для оценивания выполнения двигательных действий классного коллектива (приглашается ученик на роль учителя, который дает оценку выполнения двигательного действия классного коллектива). - Какое физическое качество развивается при работе с мячом? (ловкость) - А какое качество наиболее проявляется в баскетболе? (ловкость) - Поэтому каждый из вас сегодня постарается как можно техничнее выполнить все упражнения. Не забываем о технике безопасности во время работы с баскетбольным мячом (аккуратно работаем сами и бережно относимся к партнёру). Каждый берет мяч и перестроение налево через центр в колонну по два, интервал и дистанция 3 метра (использовать метки на площадке, подсказывать, показывать, направлять). Повернуться лицом друг к другу в двух шеренгах. Учитель с мячом между шеренгами, показывает, объясняет, поворачивается чтобы дети видели показ упражнения. Упражнения на развитие ловкости в стойке баскетболиста: - передачи с руки на руку перед грудью; - вращение мяча перед собой кистями (тыльной стороной и ладонями); - вращение мяча вокруг туловища; - вращение мяча «восьмёркой» вокруг ног в низкой стойке баскетболиста; - передачи под ногой с махом ноги (правой рукой под левой ногой и наоборот); - то же с отскоком от пола; - ведение мяча на месте без зрительного контроля в средней стойке (смотреть на партнёра); - непрерывное ведение на месте в средней стойке правой рукой 5 раз, опускание на колени – ведение 5 раз, опускание в упор лежа – ведение 5 раз (также обратно и то же левой рукой); Первые номера убирают мячи и работа в парах: - обвести мяч вокруг туловища 3 раза, передача; - ведение на месте правой рукой 5 раз (передача левой) и наоборот; - передача двумя руками от груди; - ведение поочередно правой - левой рукой, смотреть на партнера, когда он хлопнет в ладоши - передача; - ведение мяча дальней рукой вокруг партнера, возвращение на своё место, поворот и передача. Положите мячи на место. Построение. | Обучающиеся отвечают на вопросы и выполняют движения в строю по команде учителя, соотносят свои действия с командами учителя, бережно относятся к своему и чужому здоровью, контролируют свои действия, работают индивидуально и в парах на принципах уважения, доброжелательности, взаимопомощи. Выполняют упражнения, обсуждают ошибки, исправляют их, делают замечания, оценивают свою работу. | Умение видеть и чувствовать красоту движения. Умение осознанно и произвольно осуществлять высказывания в устной форме, формирование бережного отношения к своему здоровью, умение проявлять дисциплинированность, контролировать свои действия, ориентируясь на показ движения учителя. Умение организовывать деятельность в паре. Умение в доступной форме объяснять правила эстафеты, выдвигать предложения, согласовывать и принимать коллективные решения. Умение активно включаться в коммуникации со сверстниками. Умение самостоятельно организовывать свою деятельность. Понимание способов ведения и передачи мяча, умение применять новые умения и навыки в игровых связках, умение организовывать ведение в парах, осуществлять контроль и взаимоконтроль. |
6. Обобщение и систематизация знаний и способов действий | Формирование прочных навыков работы с баскетбольным мячом, умений и навыков в организации и проведении эстафет. | Организация деятельности обучающихся по первичному закреплению новых знаний. - Ребята, сейчас вы повторяли передачи мяча и совершенствовали ведение мяча в разных условиях. - Как вы думаете, какие упражнения с мячом могут быть приближены к игровым, в которых развиваются и быстрота и ловкость? (эстафеты) - Скажите, а вы сможете придумать эстафеты с баскетбольными мячами, включая ведение и передачи? (ответы) Хорошо, если возникнут затруднения - я вам помогу. Делимся на две команды. Команды выбирают капитана и придумывают название. -Давайте придумаем эстафеты, можно использовать кроме баскетбольных мячей обводные стойки, обручи, большие корзины. Организация и проведение эстафет. | Делятся на 2 команды перестроением, выбирают капитана, придумывают название команды, придумывают и предлагают эстафеты учителю, помогают расставить инвентарь для эстафет, соревнуются. | Умение самоопределяться с заданием, принимать решения по его выполнению; умение выдвигать предложения, принимать коллективные решения, организовывать коллективную совместную деятельность; умение в доступной форме объяснить правила эстафеты. Развитие мыслительной способности- сопоставление, сравнение и определение физических качеств, развивающихся при работе мячом – ловкости, быстроты, координации движений. |
6. Контроль и оценка | Формирование умения осуществлять контроль и оценку учебной деятельности группы (команды) и самооценку | Содействие развитию у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки, взаимооценки, организации взаимооценки в парах. - Как будем оценивать работу в парах и выполнение эстафет? - Вспомним какую цель мы ставили в начале урока? - Добились ли поставленной цели? - Какие знания и умения, качества могут пригодиться вам в жизни? Примеры. | Обучающиеся отвечают на вопросы, контролируют работу с мячом в парах и в команде, проговаривают критерии оценки, приводят примеры жизненных ситуаций, где могут применить свои знания и умения, навыки и физические качества. | Умения проверять, оценивать работу других, положительное отношение к проделанной работе; осознание ценности изученного материала, применение его в жизненных ситуациях. |
Заключительная часть (5-7 мин) |
7. Рефлексия | Развитие рефлексивных умений, вовлечение детей к подготовке баскетбольного фестиваля | Создание условий для осмысления проделанной работы на уроке, формирования самооценки, вовлечения детей к подготовке спортивного праздника. Построение. - Ребята, вы доказали, что цель урока достигнута – вы совершенствовали приёмы баскетбола в разных условиях – тренировочных и игровых. Придумали интересные эстафеты, которые мне помогут в проведении уроков в других классах. Спасибо вам большое за ваш творческий подход. - Чему вы научились на уроке? - Какие упражнения давались вам легко? А какие труднее? - С каким настроением заканчивается наш урок? - Почему? - Что особенно вам понравилось? - Оценим себя: я держу коробочку со смайликами разного цвета. Вы берете: ✔ красный смайлик, если вы считаете, что справились со всеми заданиями, предложили эстафету и соблюдали дисциплину; ✔ зелёный смайлик, если испытывали трудности, но проявили настойчивость и у вас всё получилось; ✔ синий смайлик, если вам было сложно управлять мячом, но вы настроены освоить приёмы баскетбола на следующих уроках. | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, оценивают свою работу на уроке. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке и настрой на следующий урок. | Осознание обучающимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока, умение применять поученные знания в организации и проведении досуга, умение дать самооценку собственной деятельности. |
Домашнее задание | Выбор домашнего задания | - Что хотели бы выполнить дома? - Я предлагаю три варианта домашнего задания разного уровня: 1. Придумать 2-3 эстафеты с передачами и ведением б/б мяча (возможно для тех, кто выбрал красный смайлик). 2. Упражнения с ловлей и ведением мяча (возможно для тех, кто выбрал зелёный смайлик). 3. Упражнения с мячом на координацию (возможно для тех, кто выбрал синий смайлик). | Осмысливают и самостоятельно выбирают уровень для выполнения д/з. | Планирование своих действий в соответствии с самооценкой. |
Организованное завершение урока | Организованный уход из зала. | Урок окончен. До свидания. Направо, в раздевалки шагом марш!. | Организованно, строем покидают спортивный зал. | Соблюдение дисциплины. |