Сенсорное воспитание младших дошкольников
статья

Титовская Анжелика Эдуардовна

В настоящее время проблема сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста и формирование у них сенсорной культуры является одной из приоритетных задач дошкольного образования. Это связано с тем, что сенсорное воспитания имеет одно из главных значений в успешном развитии ребенка, в связи с чем, требует пристального внимания со стороны педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_vospitanie.docx318.92 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание младших дошкольников

В настоящее время проблема сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста и формирование у них сенсорной культуры является одной из приоритетных задач дошкольного образования. Это связано с тем, что сенсорное воспитания имеет одно из главных значений в успешном развитии ребенка, в связи с чем, требует пристального внимания со стороны педагогов.

Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Выдающиеся зарубежные ученые (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.П.Усова и др.), справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития детей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

   Видный отечественный ученый Н.М. Щелованов называл младший дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств  предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.  Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Поэтому важно последовательное и систематическое включение сенсорного воспитания в режимные моменты ДОУ.

Задачи сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста:

  • Учить детей различать предметы по форме, цвету, величине и т.д.
  • Учить детей различать материалы по фактуре, массе, звуковым свойствам и т.д.
  • Познакомить детей с разновидностями основных свойств предметов: по цвету, форме, величине и т.д.
  • Познакомить детей со свойствами предметов, которые можно различать, используя слух, вкус, обоняние и т.д.
  • Сформировать у детей представления о пространстве, расположении предметов в нем.
  • Научить детей ориентироваться в пространстве относительно частей своего тела и некоторых словесных характеристик (перед, за, спереди, слева, справа и т.д.).
  • Научить детей замечать количество предметов, особенности их движения, расположение относительно друг друга.

В процессе сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста, необходимо формировать у них следующие умения:

  • Определять величину, форму, цвет и т.д.
  • Группировать предметы по характерным признакам, чередовать их относительно данных признаков.
  • Группировать предметы, имеющие однородный сенсорный признак, либо два признака.
  • Сравнивать предметы между собой по характерным признакам.

Начиная с трех лет, основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами – общепринятыми образцами внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои – во вкусовом, обонятельном восприятии.

В овладении сенсорными эталонами как средством восприятия можно выделить несколько этапов:

  1. Этап – появление предметных предэталонов, когда при восприятии одного предмета другой используется в качестве образца (например, треугольные предметы называют крышами). Обычно это происходит на третьем году жизни. Последующие этапы характерны для четвертого года жизни ребенка.
  2. Этап – переход от использования предэталонов к применению собственно эталонов; средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а образцы их свойств (основные цвета, геометрические фигуры, величина).
  3. Этап – более тонкая дифференциация усваиваемых эталонов: знакомство с оттенками цветовых тонов, вариантами геометрических фигур, отдельными параметрами величины.

В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности), которая проявляется в различении признаков и свойств предметов. Одновременно ребенок учится называть свойства предметов (мягкий, твердый, пушистый, шершавый, холодный, теплый, горячий, горький, сладкий, соленый, кислый, легкий, тяжелый, снизу - сверху, близко - далеко, справа - слева).

 В отечественной системе сенсорного воспитания традиционное содержание расширено и дополнено за счет включения ориентировки во времени, развития речевого и музыкального слуха.

Ориентирование во времени предполагает, что ребенок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени.

Речевой (фонематический) слух - это способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. С развитием фонематического слуха связано овладение нормами звукопроизношения. Уровень развития фонематического слуха проявляется при обучении ребенка грамоте, когда перед ним встает задача звукового анализа слова. Это значит, что он должен отойти от смысла слова, его значения и работать со словом как звуковым комплексом, то есть формальной единицей.

Музыкальный слух - это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии

Основным методом организации игр-занятий является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика – к концу второго года жизни).Именно деревянные игрушки важны для сенсорного развития: их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементарных действий с ними удобны для игр-занятий с детьми раннего возраста.

Для сенсорного воспитания детей младшего возраста, используют следующие виды дидактических игр:

  • Игры – поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками (предметами): подобрать, складывать, вставлять, нанизывать и т.д. (матрешка, пирамидки и др.).
  • Игры с прятаньем и поиском, основаны на интересе детей к неожиданному появлению и исчезанию предмета, их поиску и нахождению.
  • Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Что здесь?», «Что изменилось», «Волшебный мешочек».
  • Сюжетно-дидактические игры – изображение жизненных ситуаций, в выполнении роли взрослых или животных («Напоим Машу чаем», «Постираем кукле платье», гуси, медведь, зайчик и т.д.).

Мы видим, что роль дидактических игр в сенсорном воспитании ребенка колоссальна. Увлеченный игрой, он с удовольствием выполняет все просьбы и условия игры, обучение происходит легко и в веселой форме. Благодаря этим играм дети начинают грамотно выстраивать свою речь, она становится более образной. Такая методика помогает выстроить их представление о природе разных предметов, а игры для развития моторики служат прекрасным средством для развития логических навыков и увеличения подвижности пальцев рук.

Развитие сенсорного воспитания с помощью творчества – отличная методика для обследования предметов и привития ребенку чувства прекрасного с самого раннего возраста. Кроме того, развивается фантазия и воображение, ребенок, глядя на исходные материалы, начинает представлять итоговый вариант.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Развитие речи младших школьников через сенсорное воспитание»

Тема:   «Развитие речи младших школьников через сенсорное воспитание»...

Сенсорные игры для младших дошкольников

Необходимость сенсорного воспитания младших дошкольников. ...

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание младших дошкольников в семье»

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего, воспитание человека.В.А. Сухомлинский. Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – уг...

Мастер класс: "Развитие сенсорных эталонов у дошкольников".

РЕКОМЕНДАЦИИ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙИгры для развития сенсорики у детей дошкольного возраста  Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешни...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ, КОТОРЫЕ  ПОМОГАЮТ ДОШКОЛЬНИКАМ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ РАЗВИВАТЬ И КОРРЕКТИРОВАТЬ СЕНСОМОТОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ...