Статья: "Сенсорное воспитание дошкольников в процессе игры".
статья по теме

Тихонова Оксана Владимировна

Статья по дошкольному воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyadokument_microsoft_office_word_2.docx48.63 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: Сенсорное воспитание дошкольников в процессе игры.

       На современном этапе развития человеческой цивилизации существенно меняются представления о процессе формирования человека, приоритетах его личностных качеств, жизненных установок и ценностей. К системе образования, через которую проходит практически все подрастающее поколение, предъявляются качественно иные, чем в прошлом, требования, в свете которых сложившаяся в индустриальную эпоху педагогическая парадигма все чаще выявляет свою неэффективность.

Современное общество, вступающее в новый информационный период своего развития, предъявляет высокие требования к системе образования в целом и к уровню образованности молодого поколения в частности, что в последние годы затрагивает и период раннего возраста.

Поскольку в дошкольный период формирование всех функций сознания происходит, по выражению Л.С. Выготского, «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия», особую остроту приобретает проблема совершенствования сенсорного воспитания детей.

В современном подходе к сенсорному воспитанию существует два направления: усвоение «сенсорных эталонов» и овладение способами обследования предметов (Ш.А. Абдуллаева, З.М. Богуславская, А.В. Запорожец, З.М. Истомина, З.Н. Максимова, С.Л. Новоселова, Л.А. Пеньевская, Э.Г. Пилюгина, и др.).

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики ( Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные отечественные педагоги и психологи ( Е.И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова и д. р.) справедливо считали, что сенсорное воспитание является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

О.В. Запорожец, О. П. Усова указывали на то, что основным в формировании сенсорных способностей детей является обучение их обобщенным способам обследования предметов, перенос усвоенных способов действий в новые условия, новые предметы. Это дает возможность детям самостоятельно ориентироваться в разнообразных свойствах новых предметов.

Однако на занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, в труде, в повседневной жизни нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания; важная роль должна принадлежать  играм. В одних случаях они выступают своеобразной игровой формой занятия и проводятся со всеми детьми организованно в часы занятий; в других – игры широко используются в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности  [17].

Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи (Л.С. Выготский, А.М. Горький, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.).

Развитие сенсорных способностей  посредством игр  изучали: В.Н.Аванесова, А.И. Ануфриева, О.И. Бобылева, А.К. Бондаренко, Т.Г. Васильева, Т.А. Губенко, Р.И. Жуковская, О.М. Митюкова, И.Б. Теплицкая и др.)

   Проблема сенсорного воспитания рассматривалась многими зарубежными и отечественными учеными, педагогами и психологами, но немногие ученые связывали  игры и сенсорное воспитание дошкольников.

  Рассмотрение вопроса возможностей игры в процессе сенсорного воспитания дошкольников невозможно без конкретизации понятия «сенсорного воспитания». Необходимо понимать, что содержательное наполнение рассматриваемого понятия у каждого педагога связано с определенными концепциями  сенсорного воспитания.

Становление понятия сенсорного воспитания , возникло уже в конце XVIII начале XIX века в Западной Европе. В отечественных источниках оно употреблялось в широком значении, характеризуя педагогическую деятельность, направленную на развитие и совершенствование сенсорных процессов детей  (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков)[22].

В соответствии с основными положениями данной концепции являющейся с середины ХХ в. методологической основой отечественной теории сенсорного воспитания, названное воспитание представляется как процесс целенаправленного приобщения детей к сенсорной культуре социума, что выражается в формировании у них сенсорных эталонов, осуществляемом на основе организации педагогом практической и познавательной деятельности воспитанников (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.И. Логинова, А.П. Усова) [24].

В 60-80-е гг. ХХ века в отечественной педагогике доминировали представления о сенсорном воспитании в значении прямого обучающего воздействия, осуществляемого в рамках модифицированной по отношению к данному периоду классно-урочной модели (В.Н. Аванесова), вследствие чего большинство исследователей методики сенсорного воспитания детей (Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Е.И. Радина и др.) обращались к разработке последовательности проведения групповых занятий, достаточно жестко регламентированных по пространственно-временным параметрам, структуре и характеру взаимодействия участников [24].

Происходящее в последние годы реформирование дошкольного образования, направленное на повышение его качества, не могло не отразиться на корректировке ранее разработанных компонентов сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.

Современные подходы к сенсорному воспитанию дошкольников  дают возможность педагогу занять позицию организатора предметных действий детей, принципиально отличную как от позиции учителя (что характерно для большинства отечественных разработок), так и позиции наблюдателя за самопроявлениями малышей в подготовленной среде (что свойственно многим зарубежным системам). 

Так например, О.А.Пакулова в  статье «Через игру к совершенству» отмечала следующее: «Сенсорное воспитание детей, обогащение дошкольника способами освоения культуры - процесс многогранный, ибо захватывает такие явления, как накопление чувственного опыта, интуиции, абстрагирования, мышления, решение познавательных задач, практическая деятельность, озарения, открытия». Она протовопоставляла активное раскрепощение индивидуальных способностей ребёнка  в противовес ещё одной беде нашего традиционного образования, строго ориентирования на некоего безликого среднестатистического ученика. Так настоящим праздником для ребёнка становится когда игра сменяется игрой, когда никто не думает, что есть такое слово «Надо», а просто тянется к игре, живёт игрой и впитывает каждой клеточкой восторг игры и незаметно для себя, ещё и пользу. Праздник - это рассказывать, запоминать, учиться, придумывать, мечтать, чувствовать прикосновение слова к игре. В данном случае абстрактно - логическая неразвитость мозга ребёнка компенсируется невиданной мощью восприятия импульсов, идущих от тактильности, зрения, слуха, обоняния, интуиции [13].

Л.П. Баркова, Н.Г. Волкова в статье «Формирование основ сенсорного воспитания в раннем детстве через игру» отмечали, что «Сенсорное воспитание в повседневной жизни предусматривает, прежде всего, обогащение личности ребёнка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром вещей, созданных руками человека. Углубление и обогащение мироощущения ведёт к формированию миропонимания, всё более осознанного отношения к явлениям окружающего. Хотя малыш не готов ещё к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Педагог дифференцирует учебные задачи в соответствии с возрастом детей и реальным уровнем их сенсорных умений и навыков. Однако и внутри одного возраста отдельные дети могут отставать от своих сверстников или, наоборот, опережать их» [1,C.3].

Я.А. Янушко так характеризует понятие сенсорного воспитания ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Сенсорное воспитание способствует не только развитию органов чувств, но и общему физическому и психическому развитию ребенка [31].

В.В. Антонова дает следующее определение понятию сенсорное воспитание – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное), температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее [3].

Н.Н. Колесник считает, что сенсорное воспитание ребенка — это основа его дальнейшего умственного развития, становления интеллектуальной культуры в целом. В понятие сенсорного воспитания входит развитие обоняния, вкусовых ощущений, пространственных представлений, развитие слуховой чувствительности, развитие временных представлений и усвоение сенсорных эталонов (форма, цвет, величина).

«Необходимо развивать живой интерес ребенка; активизировать ребенка, сотрудничать с ним. Дети активнее идут на контакт, когда с ними общаются на равных, то есть видят в них равноправного «маленького» взрослого. Важно учитывать индивидуальные особенности, потому что все дети разные. После выполнения заданий, упражнений обязательно нужно повторить, закрепить. Здесь можно провести игры на закрепление. И, самое главное, в своей работе нужно учитывать возраст детей. Каждому возрасту соответствуют свои игры»

Очень важно соблюдать последовательность этапов сенсорного воспитания.

1. Привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен.

2.Обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках.

3. Формирование обобщенных представлений об эталонах.

4. Создание условий для самостоятельного применения знаний навыков [10].

Более полное и точное определение сенсорного воспитания в современной психолого-педагогической литературе, по нашему мнению, предложено Ю.М. Хохряковой. Здесь оно охарактеризовано как целостный, специально организованный в дошкольном учреждении педагогический процесс, представляющий собой целенаправленное, содержательно-наполненное, логически-выстроенное, результативно-диагностируемое, индивидуализированное взаимодействие воспитателя с детьми, обеспечивающее своевременное формирование предпосылок к освоению сенсорной культуры [28].

В настоящее время данным вопросом продолжают занимаются такие педагоги как С.А. Козлова, Г.А. Широкова, В.И. Ядешко, Т.И. Гризик, В.Я. Салахова, О.А. Пакулова, Ю.М. Хохрякова, Е.А.Янушко, Н.Н.Колесник.

Итак, на основе изучения научной литературы по сенсорному воспитанию зарубежных и отечественных педагогов, и сделав сравнительный анализ отечественных и зарубежных систем по сенсорике, можно сделать вывод о том, что понятие как и сама система сенсорного воспитания в мировой практике постоянно изменялась, и продолжает  меняться, каждый из педагогов вносит в нее что-то новое, по-своему ценное. Опыт каждого из них не стоит воспринимать «истиной в последней инстанции», каждая теория не лишена недостатков, нужно внимательно изучать наследие каждого из педагогов, отмечая и достоинства и недостатки их систем.

 Виды игр для сенсорного воспитания

В разное время учеными предлагались разные средства для решения проблемы сенсорного воспитания ребенка. Однако, основным средством являлась и продолжает оставаться на своей позиции игра. На неё почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с цветом, формой, величиной, пространством, звуком. Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Ф. Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является М. Монтесори. По определению места игры в образовательном процессе М. Монтессори была близка к позиции Ф. Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияния на развитие ребенка [26].

Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е. И. Тихеева заявила о новом подходе к играм. По мнению Е.И. Тихеевой, они являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы наряду с чтением, беседой, рисованием и т. д. Обучающие задачи в предлагаемых Е. И. Тихеевой играх выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорики ребенка. Они предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок), развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве [20]. А.П. Усова внесла также большой вклад в разработку теории игры, которую рассматривала как форму организации жизни детей дошкольного возраста [22].

В советской педагогике система игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л. А. Венгер, А. П. Усова, В. Н. Аванесова и др. В последние время поиски ученых (З.М. Богусловская, О. М. Дьяченко,Н. Е. Веракса, Е. О. Смирного и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов. Переносом сформированных умственных действий на основе содержания. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задач. Авторы чаще называют предлагаемые игры развивающими, а не традиционно- дидактическими.

Игра является такой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в процессе игры дети легче усваивают знания, получают представления об окружающей жизни. В отличие от учебных занятий, в игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно - воспитанники овладевают знаниями, играя. Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована на первом плане для играющего, мотивом ее выполнения становится естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия [4].

Игры весьма сложны для руководства. Чтобы игра не превратилась в занятие, в ней должны присутствовать такие структурные элементы: обучающая задача, игровое действие или игровой элемент и правила игры. Иногда выделяют еще содержание игры и ее окончание (заключение).

Отбор познавательных задач для игр осуществляется в соответствии с разделами программы обучения и воспитания, с учетом возрастных особенностей детей. Формами реализации игрового действия могут выступать:

1) разнообразные игровые манипуляции с предметами и игрушками - подбор, складывание и раскладывание их, нанизывание, прокатывание;

2) «зачин», который создает у детей игровое настроение (используется в виде сказки, песенки, рассказа, внесения волшебной игрушки, секретного письма);

3) осуществление поиска и находки нужной игрушки, предмета, числа, звука, слова;

4) загадывание и отгадывание загадок;

5) выполнение определенной роли;

б) соревнование (индивидуальное или коллективное);

7) особые игровые движения, такие как хлопки в ладоши, прыжки, проговаривание вслух, имитация действий [19].

Игра решает задачи умственного, физического и эстетического развития каждого ребенка. В игре создаются благоприятные условия для усвоения новых знаний и умений и для развития у детей психических процессов. Важнейший психологический секрет в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности. Заставить играть нельзя, увлечь игрой можно. В ней своеобразными путями осуществляется поэтапное формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции, общения и т. д. Игра завершает и выражает процесс сопоставления и отделения сенсорного опыта ребенка по восприятию свойств, качеств, явлений от общественно принятых эталонов.

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявлению детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. Все это чрезвычайно затрудняет классификацию детских игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Изучив и проанализировав литературу по этому вопросу, мы выявили следующие виды игр, способствующие сенсорному развитию: творческие игры и игры с правилами.

Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления, свое понимание окружающего и отношение к нему.

Игры с правилами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми. В зависимости от сложности содержания и правил, они предназначаются для детей разного возраста.

В свою очередь, обе группы игр имеют свои разновидности. Группу творческих игр составляют:

1.Сюжетно-ролевые игры (это основной вид творческих игр), игровое действие в которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых (продавца, покупателя, почтальона, врача) или животных (волка, зайчика, котика);

2.Строительно-конструктивные игры, состоящие из свободного конструирования, при котором ребенок не связан никаким внешним образцом: из имеющегося материала ребенку представляется возможность строить все, что он захочет. В процессе такого конструирования ребенок может неоднократно менять свой замысел и объединять отдельные элементы как угодно. И конструирования по образцу. В качестве образца при этом ребенок получает рисунок, на котором обозначены контуры всех элементов, составляющих данное изображение. Поскольку контуры формы, цвет и расположение отдельных элементов указаны, задача ребенка при этом виде конструирования состоит в том, чтобы воспроизвести в своей конструкции то, что изображено на рисунке. Только одной практики конструирования по образцу недостаточно для того, чтобы сформировать также качество восприятия, как зрительный анализ формы. Для развития восприятия необходимо организовать практическую деятельность ребенка, поставить его перед необходимостью анализа предложенной конструкции по форме.

 3. Игры - драматизации.

Игры с готовым содержанием и правилами по своему воспитательному воздействию условно подразделяются на :

1.Игры дидактические, в которых, прежде всего, развивается умственная деятельность детей, углубляются и расширяются их знания;

2. Игры подвижные, в которых совершенствуются различные движения;

3.Игры музыкальные, развивающие музыкальные способности.

Различают также игры-развлечения, игры-забавы [7].

А.Н. Аванесова, исходя из опыта сенсорного воспитания, приводит следующие виды  игр по игровому действию: 1. Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.п. 2. Игры с прятанием и поиском. Основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению. 3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?». 4. Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона – или животных: волка, гусей и т.д. 5. Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т.д. 6. Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его свойство (например, цвет), связанные с интересными игровыми моментами – избавиться от ненужного, сбросить карту, удержаться, не потребовать себе штрафной предмет или картинку, не сказать запретного слова [18] .

Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры-упражнения. Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Предметные игры - это игры с игрушкой, мозаикой, природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают восприятие цвета, величины, формы.

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.) Настольно - печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики, игры типа «Лабиринт» для старших дошкольников.

Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др [8].

Таким образом, необходимо отметить, что  игра - доступный, полезный, эффектный метод сенсорного воспитания детей. Она зачастую требует специального материала, определенных условий, и обязательно требует знания воспитателя самой игры.

     Применение игр в процессе сенсорного воспитания дошкольников

Для правильного воздействия игры на ребенка, ей необходимо руководить. Руководство игровой деятельностью – тонкий и сложный процесс. Очень важно  давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели. Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им те или иные игры.

Руководство игрой требует глубоких знаний теории игровой деятельности. Без знаний внутренних законов игры как деятельности попытки управлять игрой могут превратиться в ее ломку.

Необходимо учитывать, что игры будут способствовать сенсорному развитию лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной методике [4].

В методику проведения дидактической игры входят:

Подготовка:

- Отбор игры в соответствии с задачами обучения (углубление, обобщение, активизация знаний);

- Установление соответствий дидактической игры программным требованиям воспитания и обучения  дошкольников определенной возрастной группы;

- Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;

- Выбор места;

- Определение количества играющих;

- Подготовка необходимого дидактического материала;

- Подготовка к игре самого воспитателя;

- Подготовка к игре  дошкольников;

Проведение игры:

- Ознакомление  дошкольников с содержанием игры;

- Объяснение хода и правил игры;

Правила игры:

- Основная цель правил игры – организовать действия, поведения  дошкольников;

- Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что – то детям в игре;

Объявление игры может проходить в обычной форме, когда педагог произносит ее название и направляет внимание детей на имеющийся дидактический материал, объекты действительности. Названия многих игр говорят уже о том, что и как надо выполнять, например, «Найди дерево по описанию», «Угадай что это?», «Считай дальше», «Выложи фигуру», «Загадай, мы отгадаем» и др [19].

Воспитатель выбирает такой дидактический материал (куклу, игрушку), который дети могут обследовать и действовать с ним. При проведении дидактической игры с детьми младшего возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры. Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам, мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя. При объяснения правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд, то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что именно ему рассказывают об игре. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит  дошкольников к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствам, изображения на картинках. Если в игре используются стихотворения, потешка, воспитатель знает их наизусть, читает их выразительно. Подводя итог с детьми дошкольного возраста, воспитатель, как правило, отмечает только положительное поведение дошкольников во время проведения дидактической игры.

Кроме того, мы  сталкиваемся с сенсорными эталонами везде и можем знакомить с ними детей без специально подготовленной среды.  Можно запланировать в своей деятельности и ситуативно-возникающие словесные игры.

Например, одеваясь и раздеваясь, можно обратить внимание на  цвет  вашей одежды и одежды ребенка. Рассматривая одежду, называйте ее цвет, и учите находить такой же в других вариантах одежды и в других предметах. Одновременно возможно расширять  словарный  запас  ребенка.  Пример:  у  меня  красное платье, что еще красное есть у нас в детском саду,  найди такой же цвет? Что красное ты видишь на улице? Знакомя детей  с  размером предметов, обращайте внимание  на  размер посуды . У меня большая тарелка, а у тебя? А у кого больше. Какая у меня  ладошка,  а  у  тебя?  Выйдя  на  улицу,  вы  можете  обратить  внимание  на  большие  и маленькие предметы, которые вы встречаете.

Таким  образом,  постоянно  общаясь  с  ребенком,  необходимо  способствовать накоплению  его  сенсорного  опыта,  словарного  запаса  и  развитию  всех психических процессов.

Для игр, способствующих сенсорному воспитанию детей  широко используется естественный природный материал: снег, вода, песок, шишки, ракушки, желуди. Чтобы игры протекали успешно, необходимо целенаправленное руководство со стороны воспитателя. Рассмотрим это на примере организации игры со снегом. В основе строительства из снега лежит лепка. Пластичность материала позволяет осуществлять любой замысел, но из снега строить труднее, чем из готовых форм. Поэтому надо знакомить детей с разным свойством снега, воды, льда. Знание их поможет ребенку в каждом конкретном случае определить, какой признак будет играть главную роль в успешном выполнении задания.

В процессе наблюдений, организованных педагогом, дети уясняют, почему в одних случаях снег бывает мягким, а в других рассыпчатым, узнают, что в последнем случае его сначала нужно собрать в кучу (в большой вал) прихлопнуть и дать время на то, чтобы он слежался, стал плотным. Вода на морозе замерзает и образует лед. Его не возьмешь лопатой. От ледяной глыбы можно откалывать кусочки, срезать или выдалбливать лишнее острой лопатой. Изо льда хорошо делать лодки, кузов машины, колеса. Эти постройки прочнее снежных. Дети замораживают воду в формочках, наблюдают, как образуются льдинки. Украшают разноцветными льдинками свои участки, елку, деревья. При таких наблюдениях ребенок не получает готовых сведений от взрослых, а добывает их сам в процессе активной деятельности. Это облегчает ему ориентировку в характере предстоящей работы, помогает планировать свои действия. Строительство из снега надо начинать с заготовки валов. На участке в специально отведенном месте воспитатель показывает детям приемы сгребания, уплотнения, сбивания снега лопатой. Когда валы слежатся, он учит воспитанников превращать их в снежные постройки. Начинать надо с самого простого — домиков. Объяснение педагог начинает показом приемов обработки снега, напоминает, как можно лопатой прорубить окно, сделать вход. После того, как домик будет готов, развертывается игра с постройкой. По мере овладения детьми навыками, необходимыми для работы, воспитатель показывает им, как можно сделать скульптурные изображения. При создании скульптурных изображений: людей, животных, отдельные их части лепятся из снега, смоченного водой. Для прочности готовую постройку следует полить водой, можно разрисовать ее.

Летом в теплую и жаркую погоду дети любят играть с водой. Это могут быть игры в «ручеек» или «речку» с подготовленными заранее оборудованием и атрибутами. Вокруг сооружений, выполненных на берегу речки из песка (пристань, шлюзы, лодочная станция, мосты) развертываются длительные игры. При этом детям приходится решать и познавательные задачи: определить, где и почему быстрее течет река, как поднять ее уровень при закрытии шлюз а, как пропустить кораблик через шлюз, чтобы не допустить аварию. В летних условиях удобным и интересным материалом для игр является песок. Чтобы заинтересовать детей, воспитатель до начала прогулки может построить дом из песка, а затем предложить детям соорудить еще одну постройку. Тут же он показывает приемы: как прихлопывать и срезать песок лопаткой или дощечкой, как придавать песочной куче определенную форму. Кроме домов можно выполнять и другие постройки, например гараж для машин. Чтобы песок не осыпался, его надо предварительно утрамбовать, а затем осторожно лопатками сделать углубления для машин, дорогу, забор. Для игр с песком хороши деревянные бруски, палочки, природный материал, формочки. Большое место в детских играх занимает сооружение построек из снега, песка, а если таких материалов нет, то из стульев, досок, ящиков, камней. Постройка помогает детям лучше представить обстановку, в которой развиваются действия, приблизить действия участников игры к реальности. Воспитателю нужно показать, какие постройки можно сделать из строительного материала, песка и снега и как с ним играть. Кроме свободных игр с природным материалом, следует давать детям задания игрового порядка, воспроизвести конструкцию по образцу, по рисунку, больше проводить игр для развития творческих способностей. Учит детей строить и конструировать из природного материала и во время игры и на специальных занятиях [29].

Красота природы становится участницей детских игр: дети собирают цветы, листья и плетут из них венки, составляют букеты. Если они находят большой лист лопуха, он тут же превращается в зонтик, защищающий их от солнца, плоды репейника служат для изготовления интересных поделок и игрушек. Природа богата материалом, который дети могут использовать в игре. Ценность таких игр состоит в том, что ребенок черпает вдохновение непосредственно из природы и создает неповторимые вещи, радующие глаз своей красотой. В природных материалах ребята видят красоту и согласованность форм, гармонию, кроме того, они узнают характерные особенности материала: форму запах, цвет, строение. В дальнейшем, имея определенный опыт, они способны отвечать на разнообразные вопросы: что бывает твердым, сочным, мягким? Где есть косточка? Что растет на елках и соснах? Какие деревья бывают лиственными и хвойными? Что растет на лугу, в поле? Что бывает большим и маленьким?

Очень важно создать в игре условия для совершенствования сенсорного опыта ребенка. Например, в младшем дошкольном возрасте: «Подбери фигуры», «Соберем пирамидку» и т. д.; в старшем дошкольном возрасте для сенсорного развития используются такие игры, как «геометрическое лото», домино «Предмет и форма» и т. д.

Без заранее установленных правил игровое действие развертывается стихийно и дидактические задачи могут остаться невыполненными. Поэтому правила игры задаются воспитателем до ее начала и носят обучающий и организующий характер. Вначале объясняется детям игровое задание, а потом способ его выполнения.

Педагогическое руководство играми с природными материалами должно быть направлено на организацию условий, необходимых для развития ориентировочной деятельности детей и различных игровых действий. Так, для игр с песком следует использовать разнообразные пластмассовые и деревянные лопатки, формочки, воронки, сита, ведерки, фигурки животных, куклы. Сухой песок дети могут пропускать через воронки, заполнять им баночки, пузырьки. Наличие влажного песка позволяет обычную формочку пирожков разнообразить сооружением двориков, каналов, прокладыванием дорог. Дети с увлечением строят замки и крепости, роют каналы и глубокие колодцы, разбивают парки и сады. Действуя таким образом с песком, ребенок узнает его свойства (вязкость, плотность и др.) и в тоже время увлекательно играет. При наличии соответствующих игрушек дети разнообразно действуют с ними. В ходе строительно — сюжетной игры с песком «Зоопарк» помимо загородок, забора, кассы дети строят дорогу для маленьких грузовых и легковых машин, гараж. На грузовиках они подвозят животным пищу, а на легковых машинах катают экскурсантов, это игра будет возникать вновь и вновь, если постепенно обновлять игрушки. И хотя постройки быстро разрушаются, дети строят новые клетки, вольеры, пруды и т.д.

Игры с водой проводятся уже в младшей группе. Это могут быть игры в групповой комнате и на участке детского сада. Используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы), воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плавают — тонут). На участке детского сада малыши собираются около лужи, весеннего ручейка, пускают лодочки, сделанные из бумаги, коры, дерева, бросают разные предметы, чтобы узнать, какие плавают, а какие тонут. В результате в младшем возрасте дети подводятся к пониманию, что вода течет. Дети усваивают представление о том, что вода растекается, не имеет своей формы, одни предметы в ней плавают, а другие тонут, что она прозрачная. Таким образом, богатый ассортимент игрушек создает условия для разнообразия действий детей и накопления у них чувственных впечатлений. Но это еще недостаточно для того, чтобы ребенок мог осознанно обобщить качества материалов и умел правильно действовать с игрушками. Необходимо, как и в младших группах, участие в играх детей воспитателя. В процессе игры он называет, уточняет, а иногда и изменяет состояние материалов, их свойства; доказывает последовательность игровых действий.

Так постепенно дети овладевают разными способами восприятия признаков материалов и их выявления в каждом отдельном случае [2].

Созидательная деятельность требует постоянного руководства ею. Если в простейших играх воспитатель мог ограничиться уточнением представлений детей о свойствах материалов, показом приемов строительства, то при переходе к строительно — сюжетным играм усложняются и характер показа, и форма организации совместной игры. Строительно — сюжетные игры предполагают наличие у детей более совершенных и разнообразных умений. Даже при постройке простого домика из песка или снега ребенок должен действовать лопаткой по — разному (сгребать, насыпать и т. д.) необходимо, чтобы он умел ориентироваться в расположении своей постройки среди построек других детей, строить вместе с ними на ограниченном пространстве.

Игры со снегом имеют свою специфику. Во время прогулок в холодное зимнее время воспитатель должен заботиться о том, чтобы дети не переохлаждались. Он может предложить ребятам набрать в формочки снег для цветных льдинок или сделать снежную горку. Игры со снегом требуют усвоения приемов его преобразования. Самый простой прием — лепка. Педагог предлагает малышам вылепить комочки — снежки, зайчика с ушками, морковку, чтобы его накормить, и т. п. В присутствии детей воспитатель лепит снеговика, потом все вместе из камешков, сучков, сухих веточек делают ему глаза, рот, уши, волосы. Собравшись вокруг снеговика, дети радуются, что снег липкий, славный получился снеговик! Так малыши усваивают представление о свойствах снега. А дети осваивают новый прием строительства из снега — лепку из накатанных комьев, так делают фигуры человека, крепости. Катая комья дети подходят к пониманию еще одного свойства влажного снега — тяжести. Сооружениям из комьев снега можно придать большую прочность, если облить водой (это дети делают вместе с педагогом), заделывают отверстия между комьями снежным тестом (в ведре снег смешивается с водой).

Дошкольников знакомят с приемами строительства из утрамбованного снега. Для этого в определенном месте на участке детского сада в течение какого-то периода времени собирают снег. Слежавшийся, плотный, он представляет собой великолепный материал для ваяния. Малышам педагог показывает, как с помощью острой лопатки можно вырезать фигурку животного, человека. Дошкольники постарше делают это сами при участии взрослых (можно привлекать родителей). Из утрамбованного снега можно вырезать кирпичи (старшие дети делают это сами) и использовать их для постройки зданий, заборов и пр. Старшие дошкольники участвуют в строительстве горки. В основание ее можно уложить ящики, а для утрамбовки поверхности использовать доски. Комбинирование разнообразных материалов стимулирует развитие инициативы, смекалки, творчества.

Руководя играми с природными материалами, воспитателю приходится не только думать над тем, во что играть с детьми, но и заботиться о том, чтобы дети не охлаждались, если они долго играют в неподвижном состоянии, не переутомлялись, действуя со снегом; не перегревались; играя с водой и песком. Для того чтобы такие игры проходили успешно, воспитатель должен знать свойства природных материалов, их изменчивость при определенных условиях, владеть необходимыми приемами работы, например подготавливания снега для сооружения горок, ледяных дорожек, снежных валов, изготовление цветных кусочков льда; владеть техникой создания скульптур из снега и пр.

Кроме игр с песком, водой и снегом, в средней группе проводят игры с игрушками-самоделками, выполненными детьми совместно с воспитателем из коры, шишек, желудей, травы, палочек, глины. Это могут быть лодочки, кораблики, птицы, животные, различная мебель [22].

Таким образом, с ребенком дошкольного возраста можно играть в разнообразные строительные игры. Они доставляют детям большое удовольствие, воспитывают любовь к технике, развивают конструктивные способности, мыслительную активность.

Из природных материалов также можно изготовить музыкальные инструменты: собирать косточки от вишни и черешни, арбуза, персика, а потом с помощью пластиковых бутылок или других емкостей делать шумелки, в зависимости от наполнения бутылки будет разное звучание.

Итак, подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что при использовании игры как средства сенсорного воспитания ребенка, необходимо соблюдать определенную методику. Необходимо обратить внимание на то, что в игре должны создаваться такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный сенсорный опыт.

Список литературы

1.Баркова Л. П., Волкова Н. Г. Формирование основ сенсорного воспитания в раннем детстве через игру // Образование и воспитание. — 2015. — №4. — С. 26-28.  

2.Богусловская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста[Текст]/ З.М. Богусловская, Е.О. Смирнова - М.: Просвещение, 1991. - 207с.

3.Боголюбов В.И. Эволюция педагогических технологий / В.И. Боголюбов // Школьные технологии. 2004. - № 4. - С. 12-21.

4.Бондаренко, А.К. Дидактическая игра в детском саду [Текст]/А.К. Бондаренко- М.: Просвящение,1991.-160 c;197с.

5.Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст]/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер - М.: Просвящение, 1998г.- 143стр.

6.Венгер,Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. для воспитателя детского сада [Текст]/Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина - М.: Просвещение, 2000г.-267с.

7.Гризик Т.И. Сенсорное воспитание / Т.И. Гризик, Т.Н. Ерофеева // Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет. М.: Просвещение, 2007. - С. 110-122.

8.Зворыгина, Е.В. Формирование игры в группах раннего возраста // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе дошкольного воспитания [Текст]/ Е.В. Зворыгина – Таллинн: 1994г.-285с.

 9. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика.5-е издание [Текст]/С.А Козлова, Т.А Куликова- М.: Академия, 2004г.- 409с.

10.Колесник Н.Н. Воспитание сенсорной культуры ребенка — фундамент умственного развития [электронный ресурс] / Н.Н. Колесник//Волшебный сад детства - Режим доступа: http://el-mikheeva.ru/ (дата обращения: 07.04.2016).

11.Любина, Г. Вербальные и невербальные средства коммуникации в Монтессори – группе/ Дошкольное воспитание [Текст]/Г. Любина, М.:, 2000г-№11. - 128с.

12.Михайленко, Н. Овладение игровыми умениями в раннем возрасте / Дошкольное воспитание [Текст]/Н. Михайленко, Н. Короткова 1989г.-№ 5.-156с.

13.Пакулова О. А. Через игру к совершенству [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I.  — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 88-90.

14.Палагина Н. Развитие воображения у детей второго года жизни//Дошкольное воспитание. - 1993. - №6. - С. 40-46.

15.Палагина, Н.Н. Развитие воображения ребенка в педагогике [Текст]/ Н.Н. Палагина // Вопр. психол.-2001г.-187с.

16. Палагина, Н.Н. Формирование познавательной активности детей на занятиях // Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста [Текст]/.Н.Н Палагина - М.: 1995г.-240с.

17.Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию [Текст]/Э.Г. Пилюгина - М.: Просвещение,1993г.- 93стр.

18.Поддьякова, Н.Н. Изд- 2[Текст]/ Н.Н. Поддьякова, В.Н Аванесова- М.: Просвещение,1991г- 191 стр.

19.Психология и педагогика игры дошкольника[Текст]/ Под ред. А.В. Запорожца, А. П. Усовой.- М., 1996.-112с.

20.Развитие общения у дошкольников [Текст]/ Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной.- М., 1994г.-140с.

21.Салахова В.Я. Основы диагностики особенностей развития и формирование сенсорного опыта детей раннего возраста / В.Я. Салахова // Качество дошкольного образования: научные исследования и практический опыт. Челябинск: Образование, 2005. - С. 46-49.

22.Сенсорное воспитание дошкольников [Текст]/.Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой - М., 1993г.- 226с.

23.Сенсорное воспитание в детском саду [Текст]/ / Под ред. Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддьякова, Метод. Указание- М.: Просвещение, 2001, - 176с.

24.Сенсорное воспитание в детском саду [Текст]/Метод.указание./ Под ред. Л.А. Венгер- М.: Просвящение, 1999г.- 145с.

25. Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности.// Дошкольное воспитание.-2002.-№10.-С.90-93.

26.Фридрих, Фребель Будем жить для своих детей [Текст]/ Л.В. Волубцева, - М.: Издательский дом «Карапуз», 2001г.-128с.

27.Фролова, А.Н. Игры – занятия с малышами[Текст]/А.Н. Фролова, - К., Рад.школа, 1997г.-197с.

28.Хохрякова Ю. М. Технология сенсорного воспитания детей раннего возраста : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Хохрякова Юлия Михайловна ; Урал. гос. пед. ун-т ; Перм. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2010. — 23 с.

29.Широкова, Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста [Текст]/-Г.А. Широкова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006г.- 251с.

30.Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст]/Д. Б. Эльконин - М., 2000г.-280с.

31.Ядешко, В.И. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для учащихся по спец. 2002 «Дошкольное воспитание» и 2010 « Воспитание в дошкольных учреждениях»[Текст]/ Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина, 2-е изд. испр.и доп., - М.: Просвещение, 2006г.-156с.

32.Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. : Мозайка-Синтез, 2009. – 72с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: опыт работы УДОД в процессе реализации инновационного проекта «Светёлка».

Предлагаю вашему вниманию конспект тематического вечера "День победы".Цель: воспитание патриотизма, любви к Родине, уважительного отношения к участникам ВОв.Задачи: актуализировать и активизировать сл...

Развитие образной связной речи дошкольников в процессе музыкального воспитания

Консультация для воспитателей всех возрастных групп ДОУ...

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с общественно-значимыми событиями.

Общественно значимые  события содержат огромный образовательный потенциал: -знакомство с такими событиями и сопереживание  им  делает жизнь детей более...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников 5-6 лет в процессе музыкальных занятий в эстетической школе "ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК"

Воспитание дошкольников в музыке, формирование музыкальных способностей, понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребёнку представление о действительности, о её законом...

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе реализации проекта «Защитники земли русской»

   Любовь к Отечеству испокон веков была яркой чертой русского национального духа. Привязанность к родной земле, своему народу, пережитой им истории, достижениям культуры, всегда оказ...