Работа с историческими портретами на уроках общественных дисциплин
методическая разработка

Степаненко Вера Петровна

В обучении истории учащихся важное место занимают характеристики выдаю-щихся исторических деятелей. Они помогают понять, что историю делали люди, но их взгляды, стремления и действия были обусловлены конкретной эпохой, классовой принадлежностью. На примере характеристики исторического героя воспитываются такие важные черты и качества личности учащихся, как патриотизм, мужество, справедливость, гражданская позиция. Характеристики участников событий способствуют и лучшему пониманию самих событий. Доходчивость характеристик исторических лиц повышается, если они сопровождаются демонстрацией их портретов.Большую помощь в этом направлении оказывают «Исторические памятки» (портрет исторической личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_istoricheskimi_lichnostyami_na_urokah_istorii.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с историческими портретами на уроках общественных дисциплин

 Подготовила

Степаненко В.П. ,учитель истории

Троицко – Харцызской  СШ № 18

        В обучении истории учащихся важное место занимают характеристики выдаю-щихся исторических деятелей. Они помогают понять, что историю делали люди, но их взгляды, стремления и действия были обусловлены конкретной эпохой, классовой принадлежностью. На примере характеристики исторического героя воспитываются такие важные черты и качества личности учащихся, как патриотизм, мужество, справедливость, гражданская позиция. Характеристики участников событий способствуют и лучшему пониманию самих событий. Доходчивость характеристик исторических лиц повышается, если они сопровождаются демонстрацией их портретов.Большую помощь в этом направлении оказывают «Исторические памятки» (портрет исторической личности

Формируя умения обучающихся давать характеристику исторической личности, я придерживаюсь такого путеводителя:

1. Сообщаю знания об исторической личности поэтапно ( или даю опережающее задание учащимся, ои готовят сообщение или презентацию о личности): от внешнего облика и фактов биографии к познанию черт характера, анализу мотивов поступков, далее – к пониманию психологического состояния человека в момент принятия ответственного решения; наконец – к целостной характеристике.

2. Уделяю пристальное внимание деятельности личности в переломные, решающие моменты исторического развития, когда человек осуществляет выбор, который повлиял на его судьбу, на судьбу страны. Можно это назвать «звездным часом». В таких ситуациях раскрываются учащимися  возможные альтернативы истории, показывается жизненная позиция человека с точки зрения исторической значимости. Дмитрий Донской в Куликовской битве снял княжеские доспехи и одел одежду простого воина и сражался в пешем строю большого полка, чтобы победить или умереть.

3. Учу детей оценивать личность с точки зрения норм той эпохи, в которой жил человек. «Сфинкс, неразгаданный до гроба, о нем и ныне спорят вновь» - эти слова сказаны об Александре I П.А. Вяземским. Наполеон о нем же: « Это молодой, чрезвычайно добрый и красивый император. Он гораздо умнее, чем думают». Шведский канцлер дал Александру I еще более яркую характеристику: «фальшив, как пена морская». Можно предложить учащимся задание на описание личности глазами современников. Это поможет раскрыть взаимоотношение личности с окружающими людьми, которые называли Александра I Сфинксом, Коронованным Гамлетом, Блестящим метеором Севера.

4. Даю обучающимся право суждения о поступках исторического деятеля, право на субъективность и пристрастность. При этом, показываю не только сложность и неоднозначность моральных оценок, но и формирую представление об общечеловеческих ценностях. Например, князь А. Курбский, царский воевода, герой Казани и других походов, изменив царю, бежал в Великое княжество Литовское. Что привело Курбского к решению покинуть Россию? При каких обстоятельствах это произошло? Обоснуйте собственное мнение: было ли бегство князя Курбского изменой или протестом против деспотической власти?

5. Через биографию исторического деятеля освещаю важные события, особенности жизни страны и народа, раскрываю образ эпохи. рекомендую схемы для характеристики исторической личности, которые я применяю на практике. Конечно, приходилось долгое время учить обучающихся характеризовать историческую личность. Это осуществлялось путём восхождения от абстрактного к конкретному при знакомстве с каждым новым персонажем.Обращение к разным видам  характеристик позволяет мне подходить к каждой исторической личности по-разному, не допускать шаблонов.

Характеристика и оценки исторического деятеля

для 5-6 кл.

1.    Когда и в какой стране жил и действовал политический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?

2.    Опишите внешность и характер политического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?

3.    Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось или не удалось претворить в жизнь).

4.    Установите, в интересах каких общественных сил действовал исторический деятель.

5.    Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества). Выскажите свое отношение к нему.

В старших классах, чтобы схема глубже осознавалась обучающимися, работа строится следующим образом. Обучающиеся сначала записывают в тетрадях фактический материал – сведения о жизни исторического деятеля, о его поступках, привычках, особенностях характера, а так же суждения о нем современников, потомков. Далее один из обучающихся читает свои записи вслух. При этом следует обратить особое внимание на противоречивые черты характера исторического деятеля, на непоследовательность его поведения в тех или иных ситуациях, то есть на то, что не поддается простому и однозначному толкованию. Завершается эта работа анализом сделанных обучающимся выводов

Например, на уроке по теме «А.В. Суворов – выдающийся полководец» (общая тема «Войны России с Турцией») обязательно должна быть дана учителем или составлена учащимися (под его руководством) характеристика этого исторического героя. В характеристике желательно отразить черты характера и личностные качества выдающегося полководца, например, таким образом:  великий полководец, не проигравший ни одного сражения;  образованный человек, знавший 8 языков, математику, историю, военное дело;  человек целеустремленный и большой силы воли, который воспитывал себя с детства, закаляя и преодолевая физическую слабость;  человек скромный в привычках и потребностях, довольствовавшийся малым в военных походах;  отличался любовью к солдатам, ценил и уважал их;  был человеком с чувством собственного достоинства, не зависимым и гордым, за что его не любили цари.

Эффективность школьного курса истории определяется выбором содержания и методов его реализации Важна нравственная оценка исторических личностей и событий. Коммуникативный диалог очень значим.  Игры на уроках – это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и действуют люди, участники исторической драмы. Дидактические довольно просты в исполнении.

Аукцион имен.

Эту игру я провожу на уроках обобщения в 7 классе. На аукционе продается оценка «5». Каждый из обучающихся может купить ее, т.е., подняв руку, назвать любое историческое лицо, жившее, скажем, в эпоху смутного времени. Ребята наперебой называют имена Б.Годунова, самозванцев, В.Шуйского и других, которые записываются на доске ( для этого назначается специальный ученик). При этом малоизвестные имена комментируются. В момент затухания активности участников аукциона учитель ударяет молотком три раза. Выигрывает тот, кто последним, до третьего удара молотка, смог назвать имя еще одного героя. Он получает оценку «5».

Можно сыграть по-другому. Обучающимся предлагается записать в тетрадях максимальное количество исторических имен, касающихся определенной темы. На эту работу отводится время, предположим 5 минут. Через 5 минут объявляется аукцион. Предлагается начальная цена (допустим 6 у.е.), кто может предложить больше? Участники называют свои цифры (по количеству имен в списке). Победитель получает оценку «5» или приз.

Отгадай героя.

Эту игру я провела в 5 классе на заключительном уроке по теме «Древней Греции».

Один из участников игры (водящий) выходит из класса. Ребята загадывают имена исторических деятелей. Вызывается «водящий», он должен их отгадать. Ему разрешается задавать вопросы всем участникам игры, но ответы на них могут быть только такими: «да», «нет», Чтобы игра проходила более организовано, можно поставить такие условия, чтобы между ответом и новым вопросом прошло не более15 секунд, а также ограничить количество ответов до 5 (т.е. кто в ответах на 5 вопросов не отгадал имя героя, уступает место другому участнику). Эту игру удобно проводить после «Аукциона имен», когда на доске имеется большой список имен, который дает возможность большего разнообразия. Выигрывает тот, кто за меньшее количество вопросов сумел отгадать героя. Игра приучает обучающихся логично размышлять, правильно ставить вопросы, сопоставлять ответы, приходить к правильным выводам.

Герой, дата, событие.

В игре участвует 8-й класс. Тема: «Отечественная война 1812 г.». Ведущий проходит мимо участников игры (которые сидят, как обычно, за партами) и просит одного из них назвать героя, другого – дату, а третьего – событие. Первый участник называет имя героя. Следующий участник – дату, связанную с этим героем, а третий – соответствующее событие.

Знаешь ли ты исторических деятелей?

8-й класс делится на 2-3 команды (можно по рядам). Командам предлагаются портреты декабристов (без подписи). Целесообразно задать вопрос: по какому признаку объединены эти деятели? Вопросы:

  1. Какой исторический деятель изображен?
  2. Укажите эпоху, в которой он жил?
  3. Расскажите, чем он известен в истории?

Задание можно усложнить предложив команде несколько изображений исторических деятелей, объединенных общей деятельностью.

8-му классу предлагаются портреты С.Т. Разина и Е.И. Пугачева, а к ним выдержка из документа: «Жалуем сим имянным указом и монаршим и отеческим нашим милосердием всех находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков…и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, вольностию и свободою и вечно козаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и протчих денежных податей…»

Задание: определить, какие исторические деятели изображены, рассказать об их роли в истории. Указать, во времена какого из названных исторических деятелей может быть составлен этот документ. Ученики должны не просто определить, что это указ Пугачева, но аргументировано обосновать правильность своего утверждения.

В оформлении кабинета я стараюсь максимально использовать все средства наглядного обучения: портреты исторических деятелей, иллюстративный материал на постоянных и сменных стендах – летописные миниатюры, репродукции картин русских художников. Гуманизация образования предполагает активизацию интеллектуальной и эмоциональной деятельности обучающихся, развитие их способности объективно оценивать события и поступки людей. На различных уроках я успешно формирую в сознании обучающихся образ исторической личности, гениальной, неординарной, неоднозначной. Перед глазами обучающихся – человек, испытавший взлеты и падения, добивавшийся побед и совершавший ошибки, страдавший и каявшийся.

Следует помнить, что составленная с опорой на портрет характеристика исторического героя обладает большим коррекционно-воспитательным потенциалом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы "Самостоятельная работа учащихся на уроках общественных дисциплин как основа формирования учебно - познавательной компетенции"

В документе содержится  материал из опыта работы учителя истории и обществознания над методической темой. В содержании документа теоретическая и практическая часть. Практическая часть ...

Реализация метода проектов на уроках общественных дисциплин.

Задача развития интеллектуально-творческих способностей выступает в качестве основной линии организации содержания современного обучения. В связи с этим возникла идея создания научного исследовательск...

Доклад на тему "Технология проблемного обучения на уроках общественных дисциплин"

В этом докладе представлены материалы из опыта работы учителя, рассматриваются пути и методы решения проблемных вопросов на уроках общественных дисциплин....

Урок общественных дисциплин в системе личностно-ориентированного обучения. (из опыта работы)

Содержание. Актуальность личностно-ориентированного подхода в обучении.История  становления «личностной компоненты» образования   в отечественной педагогике.3.Особенности лич...

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ В РАМКАХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН

Сегодня, когда отмечается резкое возрастание спроса на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи в условиях развития постиндустриального общества существует соци...

План работы циклического методического объединения учителей естественно – общественных дисциплин на 2020-2021 учебный год

Методическая тема школы:«Единое цифровое образовательное пространство школы как условие обеспечения качественного  образования» Тема работы МО учителей естественно – общест...

Мастер-класс: "Методы и приёмы работы с историческим портретом"

При изучении личности главное – всесторонняя оценка её жизни и деятельности. Не должно быть только восхваления или уничижения кого бы то ни было.Понятие “историческая личность” обычн...