Реализация метода проектов на уроках общественных дисциплин.
статья по географии (10 класс) по теме
Задача развития интеллектуально-творческих способностей выступает в качестве основной линии организации содержания современного обучения. В связи с этим возникла идея создания научного исследовательского общества учащихся, в основе которого лежат научные исследования, проводимые детьми, дающие возможность получить опыт практического общения, понять основные законы природы и общества, и дополнить учебные программы знаниями краеведческого характера. Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна и мне и моим ученикам. С каждым годом все разнообразнее и интереснее становятся их работы. Постепенно они включаются в поисковую деятельность. Учащиеся учатся работать с информацией, собирая материал из различных источников, проявляют свою творческую фантазию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizaciya_metoda_proektov_na_urokah_obshchestvennyh_disciplin.docx | 92.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА Ι Теоретическое рассмотрение вопроса. 3
1.1 «Метод проектов – технология развивающего обучения» 3
1.2 Историческая справка 3
1.3 Актуальность метода проектов в наши дни 4
1.4 Виды проектов 7
ГЛАВА ΙΙ Реализация метода проектов. 9
2.1 Метод проектирования на уроках общественных дисциплин. 9
2.2 Реализация проектной деятельности через кружковую работу. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Классификация проектов. 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 30
ЛИТЕРАТУРА 31
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире образование рассматривается как процесс, направленный на развитие и саморазвитие личности учащихся. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу приводит к повышению спроса на творческую личность, способную находить нестандартные пути решения существующих проблем. В этой связи особую значимость приобретают развивающие технологии, одной из которых является метод проектов.
В докладе Международной комиссии по образованию для XXI в., представленном ЮНЕСКО, рассмотрены четыре основополагающих принципа образования: научиться приобретать знания, научиться работать, научиться жить, научиться жить вместе. На реализацию заявленных принципов образования нацелен и метод проектов, так как при использовании метода проектов создаются благоприятные условия для формирования умений, умение делать обоснованный выбор, самостоятельно работать, планировать и корректировать свою деятельность, выбирать и исполнять социальные роли и т. д.
Метод проектов реализует одну из принципиальных новаций современного образования - компетентностный подход.
Педагогическому проектированию как научной проблеме посвящены исследования Н.А. Алексеева, В.В. Гузеева, Е.С. Заир-Бек, Г.Л. Ильина, Е.С. По-лат, Г.К. Селевко, И.Д.Чечель. Вопросам внедрения метода проектов в практику общеобразовательной школы уделено внимание в работах А.Л. Блохина, В.Н. Давыдова, Ю.В. Железняковой, Ю.В. Киримовой, В.Е. Мельникова, В.А. Мигунова, Н.В. Матяш, Н.Ю. Пахомовой, П.А. Петрякова, М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко, Н.А. Степановой, Н.Г. Чаниловой.
В настоящей работе обобщаются и продолжаются исследования проблемы методики использования метода проектов в курсах общественных дисциплин на идеях личностно-ориентированного образования и гуманистического подхода. Проблемный, гуманистический потенциал географической науки отвечает идеям модернизации современного географического образования.
Также следует отметить высокие образовательные возможности, мировоззренческую значимость курсов истории и географии, что создаёт благоприятные условия для личностного и профессионального самоопределения учащихся. Кроме того, комплексность содержания даёт возможность поиска и решения различных проблем, находящихся на стыке интеграционных связей этих дисциплин.
Вместе с тем, анализ практики позволил установить, что в теории и методике ( особенно географического) образования недостаточно методических рекомендаций по данной проблеме. Учителя высоко оценивают содержательный потенциал курсов для использования метода проектов, однако испытывают значительные трудности в методике: в отборе тем и заданий для организации проектной деятельности учащихся, в мотивировании учащихся, в выявлении этапов проектной деятельности, в способах организации исследовательской деятельности учащихся, в осуществлении непрерывной обратной связи, в подходах к анализу и оценке проектов.
Данная работа направлена на выявления методических условий и особенностей использования метода проектов , способствующих повышению эффективности процесса обучения
Цель исследования заключается в разработке методики использования метода проектов в обучении .
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в с учётом применения метода проектов.
Предмет исследования - методика использования метода проектов в обучении географии, истории и обществознании.
Гипотеза исследования. Изучение общественных дисциплин на основе применения метода проектов будет эффективно, если: - будут уточнены теоретические основы использования метода проектов с учётом идей проблемного обучения; - будут определены методические условия реализации метода проектов с учётом содержательного, процессуального и результативно-оценочного аспекта педагогической деятельности; - будут выявлены методические особенности использования метода проектов в обучении , отражающие специфику предметов на подготовительном, исследовательском этапе и этапе представления и анализа полученных результатов проектирования.
ГЛАВА Ι
Теоретическое рассмотрение вопроса.
1.1 «Метод проектов – технология развивающего обучения»
В последние годы со страниц педагогической печати, с трибун разных совещаний можно услышать: «Обучение должно быть развивающим». Напрашивается вопрос разве раньше мы не – учителя не заботились о развитии учащихся? Такое впечатление, что слова «развивающее обучение» просто стали модой, а на самом деле ничего не изменилось: та же школа, те же учителя.
У Л.С. Выготского есть такие слова: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Обучение хорошо только тогда, когда оно идёт впереди развития» Эти слова выдающегося психолога означают: процесс обучения должен давать результат, который необходим не столько сегодня для решения сиюминутных задач, сколько ориентируется на будущее, определяет стратегию всей последующей жизни ребёнка. Эту мысль Л.С. Выготского прекрасно развивает Д.Б. Эльконин, который утверждает, что обучение не должно опираться на «уже созревшие плоды», иначе оно будет топтаться на месте, наполнять голову ученика, а не совершенствовать качества, необходимые для любой успешной деятельности. Здесь возникает главная идея теории развивающего обучения – в процессе обучения ученик должен выступать как субъект деятельности. Сравним позиции учащегося как «субъекта» и «объекта» деятельности.
В этой связи возникает новая функция учителя как ведущего дидактический процесс: он должен организовывать поисковую деятельность учащихся, став одним из её участников
Выполнить эту функцию помогает метод проектов. Он позволяет реализовать развивающее обучение, развивая теоретическое мышление и воображение, даёт возможность обучать групповому взаимодействию.
1.2 Историческая справка
Метод проектов возник ещё в начале века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребёнка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, которые даёт им школа, а уметь применять их на практике. Именно поэтому американские педагоги Дж. Дьюи, Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Её решение требовало знаний из различных областей. Именно поэтому первоначально метод проектов назывался проблемным. Рудольф Штайнер, известный австрийский педагог, также считал необходимым учить детей применять получаемые ими знания в решении практических задач. Всё, что ребёнок познаёт теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применять свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем.
Метод проектов нашёл широкое распространение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, даёт возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.
1.3 Актуальность метода проектов в наши дни
Метод проектов в настоящее время приобрёл довольно широкую популярность. Это обуславливается, прежде всего, наличием кризисных явлений во всех областях общественной жизни, включая и сферу образования. Разрушение прежней системы образования, централизованной, ориентированной на выполнение исключительно государственного заказа, привело в условиях разгосударствления общественной жизни к состоянию растерянности многих, и многих педагогов, образовательных учреждений, органов управления образованием. Ведь теперь, освобождаясь от необоснованных иллюзий или же потребительского отношения, надо многое учиться делать самим: понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. А этому нас не учили. Вот и возникает насущная потребность обучения проектированию практически на всех уровнях образования: федеральном, региональном, муниципальном, школьном.
Критерии оценки проектов
К критериям оценки проектов следует отнести:
- социальное значение проблемы;
- актуальность и важность поставленных проблем;
- самостоятельность разработки проекта;
- реалистичность;
- экономичность;
- перспективность;
- результаты
Методика работы над проектом
- Подготовка к работе над проектом
- Выбор проблемы
- Сбор информации
- Разработка собственного варианта решения проблемы
- Реализация плана действий
- Подготовка к защите проекта
- Презентация проекта
- Рефлексия (анализ)
Представляет интерес каждая позиция. Но для примера остановимся на подготовке к защите.
Подготовка к защите включает себя:
- оформление материала на стендах из ватмана или картона ( с фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, наглядно представляющими суть проекта);
- подготовка устной презентации проекта (5-6 человек могут принимать участие в изложении сути найденного решения проблемы, сопровождая аргументацию позиции слайдами, видеофильмом и прочими техническими средствами);
- подготовка команды для ответов на каверзные и серьёзные вопросы оппонентов (для этого предусматриваются тренировочные упражнения, обучающие ораторскому искусству);
- создание специальной папки документов (портфолио), в котором полно и доказательно представлена логика работы над проектом.
Вывод: каждая позиция направлена на то, чтобы вызвать живой отклик участника проекта, возбудить любопытство, вызвать интерес, пробудить творчество.
Рассматривая метод проектов как педагогическую технологию, следует не забывать, что в её структуру входят:
- концептуальная основа;
- содержательная часть обучения:
- цели (общие и конкретные) обучения;
- содержание учебного материала;
- содержание учебного материала;
- процессуальная часть – технологический процесс:
- организация учебного процесса;
- методы и формы учебной деятельности учащихся;
- методы и формы работы учителя;
- деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
- диагностика учебного процесса.
Условия использования метода проектов и определения границ его целесообразности (по Т.И. Шамовой):
- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных функций ученика, освоению им необходимых типов деятельности;
- глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях;
- гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.
Правила успешности проектной деятельности:
- В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
- Команды не соревнуются.
- Все члены команды должны получать удовольствие от общения с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
- Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
- Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнёров»
- Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание
К списку правил работы внутри группы при системном использовании проектного метода необходимо добавить важность ротации – перемещения членов команды по разным позициям в процессе получения результатов по проектам. Например, освоение позиции докладчика во время презентации проекта, главного оформителя проектной документации, аналитика собранной документации, составителя портфолио-папки документов.
Основные требования к использованию метода проектов
(по Е.С.Полат)
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для её решения.
- Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).
- Использование исследовательских методов, что предполагает:
- определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования;
- выдвижение гипотезы их решения;
- обсуждение методов исследования;
- оформление конечных результатов;
- анализ полученных данных;
- подведение итогов;
- корректировка;
- получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчётов, защиты проекта и т.д.)
1.4 Виды проектов
Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов.
Исходя из преобладающего метода или вида деятельности, выделяют прикладные, исследовательские, информационные, ролево-игровые проекты.
Прикладные проекты отличают следующие черты:
четко обозначенный результат деятельности;
тщательное продумывание структуры проекта;
четкое распределение функций между участниками;
оформление итогов деятельности с последующим их представлением и рецензированием;
Исследовательские проекты подразумевают:
деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом;
наличие этапов, характерных для любой научной работы.
Информационные проекты направлены на изучение характеристик процессов, явлений, объектов и предполагают анализ и обобщение выявленных фактов. Структура информационного проекта похожа на структуру исследовательского, что часто служит основанием для их интеграции.
Структура ролево-игровых проектов только намечается. Для них характерно:
конструирование гипотетической игровой ситуации;
исполнение определенных ролей, имитирующих деловые, социальные и другие отношения;
результат остается неизвестным до конца работы.
Ролево-игровые проекты позволяют участникам приобрести определенный социальный опыт.
В соответствии с предметно-содержательной областью выделяют монопроекты и межпредметные проекты.
По характеру контактов проекты бывают локальными, внутришкольными, региональными, национальными, международными; по количеству исполнителей– индивидуальными и коллективными; по продолжительности проведения – краткосрочными, средней продолжительности и долгосрочными.
В реальной практике чаще всего происходит интеграция различных видов проектов, что обусловлено конкретными целями и задачами
ГЛАВА ΙΙ
Реализация метода проектов.
Меняется всё: времена, нравы,
даже ход светил. Неизменным
остается одно – бесконечная
любознательность человека/
2.1 Метод проектирования на уроках общественных дисциплин.
Проект – это целостная практическая деятельность, направленная на достижение определенного результата. Одновременно проект – это результат такой деятельности. Его осуществление происходит поэтапно: движение идет от замысла к результату, а завершение проекта, обсуждение итогов работы, возможность продемонстрировать его другим людям дает ребенку чувство осмысленности и оправданности усилий. К тому же коллективная работа по методу проектов избавляет учащихся от неприятного ощущения подконтрольности, создает чувство свободы, снимает интеллектуальные страхи, способствует возникновению внутренней мотивации.
Я, планируя проведение подобной работы, должна четко осознавать, для чего она необходима, каких целей хотела бы достичь, определить для себя все этапы предстоящей деятельности. Обычно в работе над проектом выделяют шесть стадий ):
- подготовка (формулирование темы и целей проекта);
- планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе и т.п.);
- исследование (сбор информации, решение промежуточных задач);
- оформление результатов и выводов;
- представление или отчет;
- оценка результатов и процесса.
Первые этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем. На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, а отчет о проделанной работе представляется на уроке.
Использование метода проекта возможно как при закреплении ранее изученного материала, так и в ходе его освоения. В приложении я представила базовые этапы урока с использованием технологии проектирования. В последнем случае защита проектов органически вплетается в структуру урока, давая ребятам возможность активно участвовать в овладении новыми знаниями. Проектные работы требуют предварительной подготовки, поэтому задание определяется заранее (обычно за 1-2 недели до запланированного урока). Например, при изучении темы «Великие географические открытия» совместно с учащимися были разработаны следующая цель и задания:
Цель: определить те причины, которые побудили людей отправиться в далекие путешествия, как изменились представления средневекового человека об окружающем мире, попытаться оценить географические открытия и завоевания с разных точек зрения: европейцев и индейцев, современников событий и с позиций современного нам человека.
Направления работы над проектом:
- отразить причины путешествия в виде письма к купцу, банкиру или правительству с просьбой о финансировании экспедиции с обоснованием её необходимости. Работа может быть выполнена и в форме записи в личном дневнике. Важное условие: все должно быть написано от первого лица;
- составление бортового вахтенного журнала;
- создание карты – маршрута путешествия;
- описание от первого лица впечатлений о путешествии и его результатах (от имени путешественника, завоевателя или коренного жителя, открытых европейцами земель, от лица современного ученого, нашедшего личный дневник путешественника или бортовой журнал).
Постановка задачи выполнения работы от первого лица преследовало цель стимулирования творческих способностей учащихся, получения детьми возможности пропустить получаемые знания через свой внутренний мир, определение личностных смыслов в овладении новыми знаниями. К тому же каждое направление проекта имело разную степень сложности, что давало возможность дифференцировать их. Разработанные задания дети распределяли среди членов группы самостоятельно. В зависимости от поставленных целей состав групп может определяться либо учителем, либо они формируются по желанию ребят.
Каждая группа должна была создать проектную работу об одном из мореплавателей (Ф. Магеллан, Васко да Гама, Х. Колумб, Бартоломеу Диаш), или конкистадорах (Ф. Писарро, Э. Кортес).
Важным является и тот момент, как включить защиту проектов в структуру урока. В данном случае урок был построен следующим образом:
1.Объявление темы и определение совместно с детьми целей предстоящей работы на уроке;
2. Определение порядка представления проектов (причины – ход события – результаты);
3.Представление первой части проектов - причин каждого из путешествий.
Задание учащимся: определить и сформулировать причины Великих географических открытий, записать их в тетрадь.
Проверка выполнения задания, обобщение и уточнение.
Вопрос учащимся: какие, по-вашему мнению, технические изобретения сделали возможными подобные путешествия? Сообщение, подготовленное одним из учащихся по этой теме (об особенностях каравелл и об астролябии).
4.Представление бортовых вахтенных журналов (рассказ сопровождается работой с картой) и впечатлений от путешествия и его результатах.
Вопрос для учащихся: Каковы, по-вашему мнению, результаты Великих географических открытий? Обобщение и уточнение ответов (запись в тетрадь).
5. Подведение итогов урока.
Постановка дополнительных вопросов для учащихся, не задействованных в представлении проектных работ, позволяет включить их в активную работу на уроке, стимулирует их познавательную деятельность, учит внимательно слушать выступающих, делать выводы.
Таким образом, подобная организация работы детей позволяет избежать поверхностности при использовании метода проектирования.
Этот метод можно применять и без предварительной подготовки, организовав групповую работу учащихся на уроке. Так, при изучении темы «Реформация в Европе» группам можно дать следующие задания: подготовить выступления от имени католического священника, представителя лютеранской церкви или народной реформации с защитой своих идей. Здесь уже дети либо самостоятельно, либо совместно с учителем должны сформулировать цель, гипотезу, методы реализации проекта. Затем можно организовать дискуссию между представителями различных религиозных учений.
Это позволяет ребятам глубже осмыслить причины кризиса католической церкви, вникнуть в суть идей реформационных течений. В ходе работы на уроке учитель может оказать детям помощь в случае затруднений. Такая организация урока позволит учителю создать условия для развития у студентов навыка работы с учебником, для осмысленного, а не механического запоминания изучаемого материала.
Приведенные примеры показывают, что многие вопросы, изучаемые в курсе истории, можно превратить в проектные задания. Однако проекты, которые требуют больших затрат времени на подготовку, целесообразно использовать 2-3 раза в год. В результате они становятся одним из методов повышения учебной мотивации учащихся в процессе изучения предметов .
Возможные направления при создании проектных работ по теме «Становление Древнерусского государства в IX – X веках» («Первые русские князья»):
-характеристика князя от имени дружинника;
-составление летописи (основные события правления князя);
-рассказ о жизни древнерусского общества в период правления князя (от первого лица);
-на контурную карту нанести границы Древнерусского государства в период правления князя.
Проектная работа должна содержать иллюстрации, схемы, карты, рисунки. Детям было предложено подготовить работы о следующих князьях: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир.
По теме «Политическая раздробленность Руси» ребята создавали проектные работы о Киевском, Владимиро-Суздальском, Галицко-Волынском княжествах и Новгородской земле.
Работа оформляется на листе ватмана, где детям необходимо было отразить следующие моменты:
-природно-географические и климатические условия;
-организацию управления;
-социальные слои общества и основные занятия населения;
-взаимоотношения с соседними государствами;
-уровень культуры и образования;
Подготовить соответствующие комментарии:
-используя подготовленные плакаты, описать от первого лица жизнь и облик соответствующего феодального центра («Путешествие в Киев (Новгород, Владимир, Галич)»);
-составить летопись основных событий этого княжества или земли в данный период времени;
-изобразить генеалогическое древо правителей княжества;
В курсе истории метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически на любом уроке. Избираемые темы должны быть значительными и интересными. Осуществляя работу над проектами, студенты могут, например, рассказывать и писать о жизни исторических личностей, создавать собственный журнал, готовить макеты, рисунки, коллажи, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики, диаграммы и т.д. Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие передо мною как учителем, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны. Все это, в конечном счете, способствует формированию активной гражданской позиции учащихся и максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого.
Курс “Экономическая и социальная география мира” является завершающим этапом в изучении школьной географии. При его прохождении возникают трудности разного характера и некоторые из них можно сгладить, проводя уроки, к подготовке которых привлекаются ученики.
Страноведение не является набором самых разнообразных знаний, оно использует материалы различных наук: истории, географии, демографии, экономики, социологии, политологии и даже литературы и искусства.
История – раскрывает периоды возникновение, развитие и функционирования государства, выявляет черты и традиции прошлого и настоящего.
Экономика - выявляет сочетание отраслевой и территориальной структуры хозяйства, отражающих эффективность материального обеспечения общества.
Демография – это ориентация на человека и все стороны его жизни, связанные с территорией.
Большое значение играет “политический портрет” территории, связи с другими странами.
Искусство и литература вносят образность в восприятие страны.
Посредством совокупности этих понятий создается целостный, слитный образ территории, “образ места”.
В разделе “Региональный обзор мира” все уроки я делю на две группы: уроки по темам “Общая характеристика Зарубежной Европы”, “Общая характеристика Зарубежной Азии” и т.д. Они носят типологический характер: урок-лекция, урок-диалог, урок-практикум.
Уроки изучения отдельных стран – это выполнение практической работы
“Составление экономико-географической характеристики одной из стран”, отражение результатов в рефератной форме на основе использования разнообразных источников знаний.
Форму традиционного реферата я заменила творческой работой “Путешествие по стране” с использованием информационных технологий. Информационные технологии являются современным средством обучения, которое очень быстро внедряется в учебный процесс и позволяет расширить кругозор школьников, систематизировать полученные знания, развивать логическое мышление и художественный вкус.
Каждый ученик получает индивидуальные консультации учителя по отобранному материалу и правилам его оформления.
Здесь работает еще один дидактический принцип – это оптимальное содержание и формы изложения.
На основе собранного материала в компьютерных программах Microsoft Pover Point, Microsoft Word, Adobe Photoshop создаются слайды и компонуются в компьютерную презентацию. В презентации включается так же видеоролики, музыкальное сопровождение. C помощью использования информационных технологий происходит формирование межпредметных связей.
Для полного раскрытия “образа страны” в типовой план характеристики страны учащиеся добавляют свои пункты, например, народные традиции, национальная кухня, обряды, праздники и т.д. Например, Финляндия – это страна сыра “Виола”, тысячи озер, Санта-Клауса, Рождества, качественной обуви, зимних видов спорта и т.д.
Япония – это страна сакуры, суши, восходящего солнца, высококачественной электроники и т.д.
На уроке происходит работа по развитию устной монологической речи. Учебный монолог переходит в учебный диалог обсуждения темы, оценивание выступающего .
Таким образом, каждый учащийся, выполняя практическую работу “Составление экономико-географической характеристики страны”, учится самостоятельной и систематичной работе с разными источниками информации. Также активизируется и познавательная деятельность ребёнка.
Накопленный материал с успехом используется как на уроках географии, так и во внеурочной работе.
Познание других народов, территорий расширяет кругозор, способствует развитию эстетического воспитания, все это формирует систему духовных ценностей юных россиян.
Уроки обществознания, как и уроки истории, географии, позволяют усиливать ученическую активность, позволяющую формировать навыки социального партнерства.
Цель использования проектной технологии - самостоятельное постижение учащимися проблем, проблемных ситуаций, имеющих жизненный смысл для учащихся. Оно дает возможным приобретения детьми реального опыта участия в жизни сообщества, решения социально-значимых проблем. В ходе проектной деятельности учащиеся имеют возможность соотнести общие представления, усвоенные на уроках, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, родители, учителя, а также с общественной жизнью, с социальными событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города и страны в целом. Таким образом, проект позволяет преодолеть разрыв между образованием и жизнью, и является связующим звеном между учебной и научно-исследовательской деятельностью.
Данный метод предполагает "проживание" учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование познавательных моделей. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно применяемое учащимися развернутое решение проблемы в виде разработок. Подчеркнем, что дидактической единицей в методе проектов становится взятая из реальной жизни и лично значимая для учащихся проблема (экономическая, правовая, экологическая и т.д.). Таким образом, проблема и пути ее решения приобретают контуры проектной деятельности.
При решении проекта наряду с научно-познавательной стороной содержания всегда присутствуют эмоционально-ценностная (личностная) деятельностная и творческие стороны. Причем именно эмоционально-ценностный и творческие компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и насколько самостоятельно он выполнен.
Проект побуждает учащегося: проявить интеллектуальные способности; нравственные и коммуникативные качества; продемонстрировать уровень владения знаниями и предметными умениями: показать способность к самообразованию и самоорганизации.
В процессе разработки проекта: учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска; интегрируют информацию смежных дисциплин; ищут более эффективные пути решения задач проекта; общаются друг с другом.
Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно - и полипредметного, индивидуального и группового образовательных маршрутов проекта. Существенными особенностями этого метода являются субъективность учащегося, диалогичность, креативность, контекстность, технологичность и самостоятельность учащихся, возникающие в процессе реализации метода проектов.
Организация обучения по истории, обществознанию, праву, географии по методу проектов создает оптимальные условия превращения учащихся в "субъектов" деятельности. Диалогичность позволяет учащимся в процессе выполнения проекта вступить в диалог как с собственным "Я", так с другими. Именно в диалоге осуществляется "свободное самооткровение личности" (М.М. Бахтин). Диалог в методе проектов выполняет функцию специфической социокультурной среды, создающей условия для принятия школьниками нового опыта, переосмысления прежних смыслов, вследствие чего полученная юридическая, социальная, правовая информация становится личностно значимой.
Креативность связана с разрешением проблемной ситуации, которая обуславливает начало активной мыслительной деятельности, самостоятельности учащихся, вследствие чего они обнаруживают противоречие между известным им правовым, социальным, экономическим содержанием и невозможностью оперативно применять их на практике. Решение проблемы нередко приводит к оригинальным, нестандартным способам деятельности и результату выполнения. Любой проект - это всегда творчество учащихся.
Контекстность в этом методе позволяет создать проекты, приближенные к естественной жизнедеятельности учащихся, осознать место "Право", "Обществознания", "География" в общей системе человеческого бытия.
Интегративность означает оптимальный синтез знаний для реализации учащимися изучаемой проблемы с привлечнием содержания из других предметов.
Технологичность связана с организацией познавательной деятельности учащихся по определенным этапам проектной деятельности.
В целях стимулирования познавательной деятельности учащихся на уроках обществознания я провожу практические и лабораторные занятия с решением проблемных задач, обсуждение типичных ситуаций. Учащиеся с интересом знакомятся с Конституцией Р.Ф., Уставом города.
Перед изучением темы "Права человека" (примерно за месяц) был дан старт исследовательскому проекту "ТВОИ ПРАВА".
Ребята дали этому проекту творческое название
"Ребята, давайте жить дружно!"
Данный проект:
Практико-ориентированный
Категория учащихся – 1-ый курс
групповой
срок реализации - 1 месяц
направлен на реализацию следующих задач:
Образовательные цели:
Актуализировать знания учащихся по разделу "Права ребенка"
Развивающие цели:
Способствовать формированию, развитию критического мышления;
-информационной культуры.
Воспитательные цели:
Способствовать формированию коммуникативной культуры;
-формированию основ правой культуры;
-воспитанию толерантности.
Основополагающим вопросом проекта стал вопрос:
Свободен ли свободный мир?
В ходе вводного занятия учащиеся обозначили актуальность темы, определили проблему, предмет, объект исследования, цели и задачи. Для выполнения проекта были сформированы группы. В группах выделились лидеры.
Первой группе предложена тема исследования - Зачем человеку права?
Второй группе - Перед какой "статуей" снимают шляпу, а равнодушные проходят мимо?
Третьей - Что делать, если твои права нарушены?
Проектный месяц включил три основных этапа:
подготовительный (организационный, или период запуска);
основной (выполнение проекта);
презентационный (публичная защита выполненной работы, представление полученного на основном этапе "продукта", ответы на вопросы учащихся и педагога.
В ходе реализации проекта учащиеся сумели создать достаточно компетентные работы.
I группа подготовила:
Лента времени (сообщение)
К+К (сообщение, презентация о конституции)
Мои права - моё богатство (кроссворд, буклет, тест)
II группа:
Я - гражданин (буклет, тест)
Сказка ложь, да в ней намек (презентация)
III группа:
А меня обидели (буклет)
Дядя Степа - милиционер (сообщение)
Итогом реализации этого проекта стал урок - "Круглый стол" (продолжительность 2 часа), который должен был подвести детей к следующим выводам:
Чтобы права человека были защищены, мало их написать на бумаге, надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать: права человека реализуются только через его волю.
Наши права заканчиваются там, где начинается нарушение прав другого человека. Если сегодня мы нарушаем права более слабого, завтра найдется тот, кто нарушит наши права.
Каждое право порождает определенную ответственность. Права без обязанностей приводят к вседозволенности, а обязанности без прав - к произволу.
Каждый имеет прав столько прав, сколько он хочет и может иметь.
Человек государство общаются друг с другом только письменно.
Самое оживленное обсуждение вызвала презентация - игра "Сказка-ложь, да в ней намек", которую создали учащиеся не только дл я себя, но и для того чтобы рассказать о Правах ребенка и младшим учащимся.
В ходе проектной деятельности образовательными продуктами учеников являются исследовательские работы учащихся.
Таким образом, практико-ориентированные проекты направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями учащихся. Данный опыт социальной практической деятельности передается ученикам, формируя у них ответственное отношение к себе и своим поступкам, умение приобретать и осмысливать личный опыт толерантности и взаимодействия с другими людьми.
2.2 Реализация проектной деятельности через кружковую работу.
Основной целью внеурочной деятельности можно считать реализацию детьми своих способностей и потенциала личности.
Кроме данных проектов, в настоящее время идет работа над такими проектами как :
- “Тёплые воспоминания о “холодной войне” (среднесрочный проект для учащихся вторых курсов , их родителей, бабушек и дедушек. Продукт – доклады и сочинения учащихся, семейные истории в альбоме).
- “Перестройка от А до Я” (среднесрочный проект. Продукт – энциклопедический словарь перестройки).
- “История на Оси времён” (долгосрочный проект . Продукт – иллюстрированная хронологическая Ось истории для кабинета).
- “История в песне” (межпредметный, долгосрочный проект для учащихся всех курсов. Продукт – концерт с показом слайдов).
- “История в стихах» (долгосрочный проект)
- «Моя малая Родина» (долгосрочный проект, продукт – иллюстрированная папка для работы на уроках истории и занятиях кружка, внеклассные мероприятия)
Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов.
Практико-ориентированный проект предполагает реальный результат работы, носит прикладной характер (например, оформить выставку фоторабот «Моя родина»). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может – практико-ориентированный.
К практико-ориентированным проектам по географии можно отнести:
проекты изучения уже существующих и возможных следствий хозяйственной деятельности человека (при этом вовсе не обязательно рассматривать только негативные примеры);
проекты освоения территорий;
проекты по созданию новых объектов, например, городов и поселков, национальных парков и т.д.
проекты по созданию научных станций, в том числе в экстремальных условиях природной среды.
Особое место во внеурочной деятельности студентов я отвожу краеведению, так эта работа имеет прямое отношение к воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Приобщение к славной истории родного края является важной составляющей частью всего комплекса формирования и воспитания гражданина России, т.к. призвана развивать нравственные качества, способствовать приобретению военно-патриотических знаний, укреплять верность боевым и трудовым традициям народов России и Вооружённых Сил.
Цели краеведческой работы во внеурочное время:
- активизация познавательного интереса к предмету;
- формирование уважительного отношения к творениям минувшей эпохи, культуры;
- привитие любви к малой Родине, родному краю, улице, району;
- изучение истории края подведет учащихся к осознанию своего места в обществе.
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации об истории родного края. Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории не может в полном объеме охватить богатейший материал по родному краю и применить поисково-исследовательскую методику (провести поисково-исследовательскую работу). Поэтому основная работа проводится во внеурочное время на занятиях краеведческого кружка и групповых занятиях по истории родного края.
Обучающиеся в результате поисково – исследовательской работы и использования ИКТ оформляют проекты по истории родного края, города. Суть участия в проекте в следующем: участники собирают материал и самостоятельно готовят странички, затем эти странички соединяются в единый проект. Так собираются материалы для творческого проекта «Моя малая родина»
Финальной частью работы над проектом является его презентация. Есть много интересных секретов разработки презентаций, которые осваивают учащиеся, защищая свои проекты. Сегодня презентация – это убеждение в своих позициях, форма коммуникации, чувство цвета, линии, композиции, пропорции и гармонии, способность к образному мышлению, знание психологии цвета. Все это помогает создать эффективную презентацию проекта и обеспечивает успех. При разработке презентации учитывается, что она:
- быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
- вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
- усиливает воздействие выступления.
Творческие работы, поисково-исследовательские и презентационные проекты выполняются учащимися как индивидуально, так и в творческих группах. Результат работы представляется на уроках истории, тематических классных часах, на научно-практических конференциях и конкурсах в техникуме, районе, крае, на федеральном уровне. Благодаря этой работе формируется компетенция в сфере социальной деятельности и преемственности поколений: понимание необходимости заботы о сохранении и приумножении общественных информационных ресурсов; готовность и способность нести личную ответственность за достоверность распространяемой информации; уважение прав других и умение отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности личности.
Таким образом, система моей работы во внеурочное время с использованием ИКТ и Интернет – технологий имеет действительно ряд преимуществ:
- дает учащимся широкие возможности свободного выбора собственной траектории учения в процессе школьного образования. Отсюда изменяется роль учащегося, который вместо пассивного слушателя становится самоуправляемой личностью, способной использовать те средства информации, которые ему доступны;
- предполагает дифференциальный подход к учащимся, основанный на признании того факта, что у разных учеников предыдущий опыт и уровень знаний в одной области различны, каждый ученик приходит к процессу овладения новыми знаниями со своим собственным интеллектуальным багажом, который и определяет степень понимания им нового материала и его интерпретацию, т.е. осуществляется поворот от овладения всеми учащимися одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала;
- гарантирует непрерывную связь в отношениях "учитель – ученик";
- способствует индивидуализации учебной деятельности (дифференциация темпа обучения, трудности учебных заданий и т.п.);
- повышает мотивацию учения;
- развивает у учащихся продуктивные, творческие функции мышления, интеллектуальные способности, формирует операционный стиль мышления.
Использование информационно – коммуникационных технологий во внеурочное время позволяет усилить образовательные эффекты, поскольку дает мне, как учителю, дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Интерактивные обучающие программы по истории, основанные на гипертекстовой структуре и использовании мультимедиа курсов, записанных на CD-ROM, дают возможность организовать одновременное обучение, обладающих различными способностями и возможностями, создать адаптивную систему обучения.
Работа над любым проектом может быть организована как индивидуальная, групповая, коллективная или смешанная, т.е. на разных этапах работы имеет место и групповая, и индивидуальная работа. Результатом работы школьников могут быть какие-либо макеты, разработки, карты, схемы, описания объектов и конкретная деятельность по их благоустройству и т.п. Главное, чтобы выбранная тема проекта была тесно связана с реальной жизнью и личностно значима для каждого школьника
Очень важно, что при работе над проектом учащиеся не только овладевают такими географическими знаниями, как познавательные, практические, оценочные, и приобретают новые, но и учатся взаимодействовать друг с другом, работать в творческом коллективе.
Поскольку работа над проектом - процесс достаточно сложный организационно, количество проектов не может быть большим.
При выборе конкретного содержания проектов следует обратить внимание на то, чтобы один из них был посвящен проблемам страны в целом, а другой - связан с конкретной реальной проблемой нашего края. Такое сочетание обеспечивает наиболее полную реализацию идей метода проектов: познакомить с социально значимыми проблемами, развить творческие способности, умение работать с различными источниками географической информации и в то же время заняться конкретной деятельностью по изучению своего края, его благоустройству.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Создание различных типов проектов учащимися на уроках истории и в процессе внеклассной работы позволяет мне, как учителю, решить ряд важных образовательных задач. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся. Проведенный мною среди студентов опрос показал, что 61% из них в качестве условия успешной работы над проектом называют участие в ней сверстников и взрослых. Однако при этом они осознают важность исследовательской деятельности для общества. Хотя только 6 % из числа oпpoшенных указали на имеющийся у них опыт исследовательской деятельности, тем не менее 39 % уверенно назвали исследование в качестве обязательного этапа разрешения краеведческих и общественных проблем. Изучение мотивов включения в исследовательскую деятельность позволило установить, что связывают свое участие в ней с социальной значимостью и неотложностью решения проблем (53%), желанием испытать свои силы и возможности в новой для себя сфере (22%), развитием познавательных интересов и мышления, необходимых для будущей профессиональной деятельности (12%). Приложение 3
Важным показателем признания труда учащихся служит отношение взрослых. По данным моего исследования, 54% из числа студентов, выполнявших проекты, отметили интерес к своей деятельности со стороны окружающих (родных, друзей, знакомых), а 16% учащихся рассказали о том, что в ходе работы над проектом взрослые неоднократно предлагали им свою помощь (Приложение 4)
На основе полученных данных становится всё более очевидно, что образование, традиционно считавшееся основным, не решает своей главной задачи. Оно не обеспечивает и не может обеспечить ребёнка гарантиями того, что уровень получаемого им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной творческой реализации в разнообразных сферах деятельности. Задача развития интеллектуально-творческих способностей выступает в качестве основной линии организации содержания современного обучения. В связи с этим возникла идея создания научного исследовательского общества учащихся, в основе которого лежат научные исследования, проводимые детьми, дающие возможность получить опыт практического общения, понять основные законы природы и общества, и дополнить учебные программы знаниями краеведческого характера.
Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна и мне и моим ученикам. С каждым годом все разнообразнее и интереснее становятся их работы. Постепенно они включаются в поисковую деятельность. Учащиеся учатся работать с информацией, собирая материал из различных источников, проявляют свою творческую фантазию. В настоящее время все больший объем работы они пытаются выполнять дома.
Каждый личностный опыт уникален, никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его.
Важным компонентом при организации обучения проектным методом является социальное взаимодействие, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика.
Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения. Таким образом, помимо знаний, у детей формируются навыки социального поведения и интереса к другому, как источнику познания.
Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо больше, чем безликая оценка.
Воспитание и обучение человека задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его взрослых людей. Учитель, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.
Метод проектов – замечательное дидактическое средство, позволяющее воспитывать личность в соответствии с требованиями современной жизни
Закончить я хочу словами В.А.Сухомлинского: “Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства – умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье творчества”. И мы, вслед за В.А.Сухомлинским, не уставали удивляться нашим ребятам: как быстро они менялись, становясь исследователями, как по-новому открывались нам своими, прежде не замечаемыми нами, талантами, как уверенно и красиво говорили, как преображались внутренне и внешне.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Классификация проектов.
№ п/п | Критерии | Виды проектов |
1 | По содержанию проекта |
|
2 | По методу, доминирующему в проекте. |
|
3 | По характеру координирования проекта. |
|
4 | По включенности проектов в учебные планы |
|
5 | По характеру контактов |
|
6 | По продолжительности выполнения проекта |
|
7 | По количеству участников проекта |
|
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
ЛИТЕРАТУРА
Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем // Завуч.2000,№3,
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Начальная школа 2004 год
Муравьёв Е.М. Творческие проекты по технологии //Школа и производство 2002 год
Новикова Т.Г. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, №8-9
Павлова М… Проектный подход в обучении технологии // Школа и производство 2007
Петрукович О.А. Проектированию надо учить // // Школа и производство 2003год
Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч №6 2003 год.
Карсонов В.А. Педагогические технологии в образовании 2007 г. Саратов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов на уроках технологии и реализация социально значимых проектов учащихся
Выступление на школьном методическом объединении по теме "Современные образовательные технологии в общеобразовательной школе на уроках обслуживающего труда"...
«Развитие творческого потенциала учащихся через реализацию метода проектов на уроках информатики»
Образованные творческие личности востребованы во всех сферах современной жизни, особенно в сфере образования. Именно они двигают научно-технический и социальный прогресс. Тем не менее, в современной с...
Применение метода проектов на уроках обществознания в рамках реализации ФГОС
Применение метода проектов на уроках обществознания в рамках реализации ФГОС...
Выступление на форуме "Метод проектов на уроках математики как одна из эффективных технологий достижения планируемых универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного стандарта"
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знан...
Реализация метода проектов на уроках математики
Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах, но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается уже в 5-8 классах. Для примера проектной работы можно рассмотре...
Реализация метода проектов на уроках английского языка у учащихся с ЗПР как средство формирования положительного интереса к предмету.
В условиях реализации ФГОС одним из эффективных методов обучения иностранным языкам является проектная методика. Она наиболее полно обеспечивает личностно-ориентированное обучение. Применение проектно...
Тема: «Метод проектов на уроках информатики как способ реализации творческого потенциала учащихся».
Представление опыта работы учителя информатики МБОУ СОШ №1 г. Данкова Липецкой области ...