СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ В РАМКАХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН
статья на тему
Сегодня, когда отмечается резкое возрастание спроса на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи в условиях развития постиндустриального общества существует социальная необходимость выявления и развития детской одарённости.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_v_odarennymi_statya.docx | 39.43 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ В РАМКАХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН
Е.В. Данилова,
учитель обществознания
МБОУ «Гимназия № 12г. Белгорода» им. Ф.С. Хихлушки
Белгородская область, г. Белгород
ox68@list.ru
Сегодня, когда отмечается резкое возрастание спроса на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи в условиях развития постиндустриального общества существует социальная необходимость выявления и развития детской одарённости.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка [2, c. 4].
Каким образом я, учитель истории и обществознания, могу определить, что ребенок обладает незаурядными способностями к изучению общественных дисциплин?
Использую следующие методы: наблюдение на уроках и во внеурочной деятельности, анализ результатов самостоятельных, контрольных творческих работ, участия в олимпиадах и конкурсах различных уровней, беседы с учителями начальных классов, родителями.
Одаренные дети обычно демонстрируют:
- высокий уровень интеллектуального развития (широкий кругозор, начитанность, ораторские способности),
- высокий уровень познавательной потребности,
- неординарность мышления, умение видеть явление в развитии,
- склонность к логическому мышлению, анализу, синтезу,
- стремление к творческой деятельности,
- перфекционизм (стремление добиться совершенства),
- устойчиво высокую самооценку,
- независимость,
- укоренившиеся интересы и склонности,
- особую систему ценностей.
За годы работы в школе сложилась определенная система, которая позволяет не только выявлять талантливых детей, но и развивать их способности, добиваться положительных результатов. Основными формами работы с одаренными детьми является индивидуальная и групповая. Реализуется она в ходе урочной и внеурочной деятельности.
Наиболее оптимальной формой работы, учитывающей личностные особенности школьников, считаю разработку индивидуальных планов. Это позволяет создать условия для подготовки к олимпиадам, турнирам, успешного выполнения учебно-исследовательских и проектных работ. Основные приемы индивидуальной работы с одаренными школьниками: организация самостоятельной работы с дополнительной литературой, с Интернет-ресурсами, энциклопедиями, словарями, консультирование учащихся во внеурочное время, решение олимпиадных заданий прошлых лет.
Одним из основных подходов к обучению, способствующего развитию способностей обучающихся на уроке является, по-моему мнению, деятельностно-компетентностный подход, который позволяет школьникам приобрести, кроме знаний, умений, и опыт практической деятельности. Деятельностно-компетентностный подход ориентирован, прежде всего, на достижение определенных результатов, приобретение значимых компетентностей. Развитию компетентностей способствует технология проблемного обучения. Она реализуется через следующие приемы:
- создание проблемных ситуаций путем сообщения противоречивых точек зрения на изучаемое явление. Например: в 11 классе на уроке истории при изучении темы «Новое политическое мышление: достижения и проблемы» обучающихся знакомятся с точками зрения на «новое политическое мышление»: «Новое политическое мышление» привело к капитуляции перед Западом, к явному поражению в холодной войне»; «М.С. Горбачев начал процесс, позволивший всему миру избавиться от угрозы ядерной катастрофы, а России занять достойное место в системе современных международных отношений». Вопрос: «Как вы думаете, каковы причины неоднозначности оценок политики нового политического мышления?».
- постановка проблемных вопросов (например, при изучении темы по истории в 11 классе «Кризис и распад советского общества» перед обучающимися ставится проблема «Распад СССР – закономерное явление или цепь случайностей?»)
- решение проблемных задач (например, при изучении темы по обществознанию «Основы административного права РФ» организуется работа по технологии УМШ (учебный мозговой штурм), класс делится на группы по 7 человек. Каждая группа получает пакет материалов: Кодекс РФ об административных правонарушениях, тексты с задачами, листы формата А4 (на них необходимо указать номера разделов, глав, статей Кодекса РФ, которые содержат указания на правильное решение проблемы). Первый этап УМШ - создание банка идей. Второй этап – анализ идей. Третий этап – обработка результатов, группа отбирает правильное решение, назначает спикера, который представляет его всему классу.
Проблемный материал развивает способность к анализу, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию, позволяет учителю решать задачи развития интереса к общественным явлениям, усиления мотивации учащихся к изучению предметов общественного цикла, развития социализации, творческой самостоятельности.
В 10-11 классах предпочтение отдается урокам-практикумам, лабораторным занятиям, которые характеризуются высокой степенью самостоятельности учащихся в овладении знаниями и умениями, использованием иных источников учебной информации, деятельностью учителя уже не в качестве информатора, а как организатора и консультанта (уроки, «Реформаторская деятельность М.М. Сперанского», Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов», «Общественное движение: либералы и консерваторы», «Начальный период Великой Отечественной воыны. Июнь 1941 – ноябрь 1942 г»). В старших классах практикуются уроки-семинарские занятия, на которых преобладает самостоятельная работа старшеклассников при изучении нового материала, его обобщении и систематизации (например, «Причины, цена и значение великой Победы», «Наука, литература, искусство, спорт 1960 -1980 гг.»). Эти уроки направлены на формирование и углубление знаний, их систематизацию и обобщение на основе самостоятельного изучения разнообразных источников, развитие широкого спектра аналитических умений, в том числе: конспектирование, рецензирование, подготовка развернутых проблемно-тематических вступлений, оппонирования, критического сопоставления источников и др. На семинаре школьники не просто овладевают новыми знаниями и умениями, а выносят их на коллективное обсуждение в классе после предварительной работы дома с рекомендованной литературой.
Особое внимание уделяется использованию интегрированного подхода в обучении [1]. Интеграция в современном образовательном пространстве, является средством формирования ключевых компетенций школьников. Предметная интеграция строится по нескольким линиям [3] (схема 1).
Схема 1. Направления предметной интеграции.
Разработаны рабочие программы с учетом интеграции истории и обществознания с предметами география и литература.
Практикуются такие формы интеграции, как:
- использование информации из других учебных предметов - география, литература, английский язык, биология;
- бинарные уроки (например, в 7 классе тема по географии «Изучение материков и океанов» и тема по истории «Великие географические открытия»; в 9 классе – тема по географии «Административно-территориальное устройство России» и тема по обществознанию «Национально-государственное устройство. Формы правления»;
- изучение материалов уроков средствами компьютерных технологий (анализ статистических данных при изучении тем социально-экономического развития стран, составление таблиц, диаграмм, схем);
- интегрированные учебные проекты, исследовательские работы
(исследовательские работы «Роль карандаша в жизни современного школьника», «Состояние образования в земских школах Курской губернии в 1904-1906 гг.», «Влияние темперамента на результаты учебной деятельности школьников»; проекты: «Семь чудес света», «Сайт «Холодная война», «Книга будущего предпринимателя», «Бизнес-план»);
- обучение способам деятельности, алгоритм формирования которых является общим для разных предметных областей (анализ, синтез, сравнение, конструирование понятий, перевод информации из одной знаковой системы в другую и др.).
Традиционными стали в школе Декады предметов общественного цикла, их основная цель - пропаганда исторических знаний, развитие в школьниках любознательности и интереса к прошлому, вовлечение ребят в активные формы изучения истории, развитие их творческих способностей. В Декаде принимают участие обучающиеся 5-11 классов. В ходе Декады применяются массовые (конференции, встречи с интересными людьми, экскурсии в музеи) и групповые формы работы: КВН, исторические викторины, турниры знатоков истории, конкурсах исторических коллажей, плакатов и др. Ежегодно растет количество обучающихся, принимающих участие в Декаде.
Ежегодно школьники участвуют в Международном заочном конкурсе «Золотое Руно».Конкурс "Золотое Руно" – это, прежде всего, стимулирование поисковой деятельности обучающихся и формирование интереса к познавательной деятельности. Запретов в использовании различных источников информации не существует. Это семейная форма конкурса, чем она и привлекает, при которой школьник может обсудить вопросы с родителями, учителями и друзьями, использовать справочники, книги, Интернет.
Системная и целенаправленная работа по выявлению перспективных и одаренных детей, созданию условий для развития их личностного потенциала приводят к успешной самореализации школьников во внеурочной деятельности. Обучающиеся постоянно участвуют в различных олимпиадах, творческих конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровней и добиваются позитивных результатов.
Литература:
- Абинова Н.М Интеграция в образовании: [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://ido.tsu.ru
- Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми/ авт-сост. Н.И.Панютина и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Шешукова Н.Н. Реализация межпреждметных связей на уроках истории: [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.oouk.vko.gov.kz/ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс по теме: Организация проектной деятельности обучающихся в рамках общественных дисциплин
Опыт организации проектной деятельности. Выступление по теме: Организация проектной деятельности обучающихся в рамках общественных дисциплин с представлением созданного информационного сайта "СС...
Система работы с одаренными детьми в рамках реализации Концепции математического образования
Одаренный ребенок… Лишние раздражающие вопросы на уроке или поле для совместного творчества? Статья будет полезна увлеченным математикой, творчески работающим педагогам....
Система работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС
Федеральные стандарты делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, ум...
Система работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках современной школы на уроках биологии и во внеурочное время.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Работа с одаренными детьми признана одним из приоритетных направ...
Система работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС - из опыта работы
Одним из наиболее дискуссионных вопросов является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две точки зрения: «все дети являются одаренными» и «одаренные дети встречаются крайне ред...
Система работы с одаренными детьми в рамках современной школы на уроках биологии и во внеурочное время
Система работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках современной школы на уроках биологии и во внеурочное время....
- Мне нравится (1)