Cемейный бюджет и его виды.
методическая разработка (6 класс)
Предварительный просмотр:
Проект внеурочного занятия по финансовой грамотности
по теме: «Семейный бюджет и его виды»
Класс № 6
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Цели занятия | Формирование у обучающихся знания о видах семейного бюджета и о его роли в семье; понимание необходимости анализа доходов и расходов и ведения семейного бюджета. |
Формы и методы обучения и познания | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая; методы: проблемно-поисковый, практический, словесный, наглядный |
Основные понятия | Семейный бюджет, доходы, расходы, профицит, дефицит, сбережения, вклады, кредиты |
Организационные условия | Столы расставлены по кругу для работы 5-7 человек |
Учебно-методическое обеспечение | УМК по финансовой грамотности для 5-7 классов (Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А.), интерактивная доска, компьютер, дидактический материал |
Планируемые образовательные результаты: Личностные ожидаемые результаты: - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - осознание себя как члена семьи, понимание экономических проблем семьи и участие их обсуждении; - умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет; - осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; - умение рационально относиться к семейному бюджету, - формирование социальной активности и самостоятельности, навыков в мире финансовых отношений; - выработка навыков культурного общения. Метапредметные ожидаемые результаты: - умение самостоятельно формулировать тему и цели занятия; - умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, - активизация самостоятельной деятельности и работы в группе; - умение высказывать и аргументировать свою позицию, сравнивать и делать выводы, отстаивать свое мнение; - выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков различных видов бюджетов; - построение рассуждений-обоснований. |
Предметные ожидаемые результаты:
- обобщение и систематизация знаний по теме «Семейный бюджет и его виды»;
- владение базовыми предметными понятиями: доходы, расходы, семейный бюджет, профицит, дефицит, сбережения, вклады, кредиты;
- понимание необходимости анализа доходов и расходов семьи;
- применение навыков и умений для решения типовых задач в области семейной экономики;
- грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.
План занятия | ||||
Этапы занятия | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия (УУД) |
1.Организационный момент (1 мин.) | Оценка готовности обучающихся Приветствие обучающихся: -Здравствуйте, ребята! Повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь ему. И с хорошим настроением мы начнем наше занятие. | Проверка готовности к занятию Приветствие учителя | Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил на работу | |
2. Проблемная ситуация (5 мин.) | Практическая задача (см. Приложение 1) (слайд 6) | Группе раздается текст с жизненной ситуацией, на основе которой необходимо определить тему занятия - Да, правильно ребята! Получилось «Семейный бюджет» - Какая проблема существует в семье Марии и Саши? - Что необходимо предпринять Марии в первую очередь? (слайд 7) | Обучающиеся определяют тему занятия на основе задания: Семейный бюджет Обучающиеся анализируют жизненную ситуацию и отвечают на поставленные вопросы | Коммуникативные: построение рассуждений- обоснований; Личностные: умение выслушивать и уважать мнение других. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, формулирование ответа |
3. Определение цели занятия (1 мин.) | - Что бы вы хотели узнать по данной теме? | Обучающиеся отвечают на вопрос | ||
4. Актуализация знаний (5 мин.) | Таблица доходов и расходов (см. Приложение 2) | - Что вы знаете по данной теме? - Работая в группе, вам необходимо вспомнить, что такое «семейный бюджет», «доходы», «расходы». - Затем составить схему семейного бюджета, заполнив таблицу (слайд 8) | Обучающиеся отвечают на вопрос. Вспоминают и озвучивают определение семейного бюджета, составляют схему, заполняя таблицу. Представляют полученные результаты: - Семейный бюджет – денежный план семьи. Состоит из доходов и расходов. - Доходы – все денежные поступления семьи. - Расходы – затраты семьи. Обучающиеся сравнивают свои ответы с информацией данной учителем на слайде 9 | Коммуникативные: умение выслушивать мнение своих одноклассников; устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. Познавательные: умение излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; умение построить речевое высказывание в устной форме |
5. Изучение нового материала и применение полученных знаний на практике (15 мин.) | Таблица структуры семейного бюджета (см. Приложение 3) | - Какая ситуация может складываться с доходами и расходами в семейном бюджете? - Проанализируйте ситуацию с семейным бюджетом в жизненной ситуации, представленной вам в начале занятия, и назовите вид семейного бюджета семьи Марии и Саши. Учитель подводит обучающихся к формулированию понятий «сбалансированный», «дефицитный», «профицитный» бюджеты - О чём говорят предложенные схемы? (слайд 11) Доходы =расходы Доходы< расходы Доходы> расходы - Какая формула будет наилучшей? - Почему? Учитель подводит обучающихся к следующему: - Риски сбалансированного и дефицитного бюджетов - долги. - При профицитном бюджете: можно размещать сбережения на депозитах. - Кредиты могут привести к дефицитному бюджету. (слайд 12) Учитель предлагает обучающимся сделать обобщение всего сказанного на занятии - Как семье можно оптимизировать семейный бюджет? (слайд 13) | Обучающиеся отвечают на вопрос Обучающиеся анализируют жизненную ситуацию, заполняют таблицу (слайд 10) и представляют полученные результаты Обучающиеся работают с предложенными вопросами: Сбалансированный Дефицитный Профицитный - Лучше формула профицитного бюджета. - Если профицитный – отложим сбережения, а если дефицитный – долги Обучающиеся обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили Обучающиеся обобщают знания, полученные в ходе занятия, и отвечают на вопрос (слайд 14) | Коммуникативные: построение рассуждений- обоснований; соблюдение норм публичной речи, регламента; выслушивание собеседника, при необходимости вступление с ним в диалог. Регулятивные: Самостоятельный анализ условий достижения целей в учебном материале Личностные: умение выслушивать и уважать мнение других. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, формулирование ответа |
6. Рефлексия (3 мин.) | - Какие понятия для вас открылись по-новому? - Для чего знать и понимать, какие виды бюджета бывают? - Что у вас получилось, и что не получилось? - Что бы вы рассказали своим родителям после сегодняшнего занятия? (слайд 15) | Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, и анализируют свою деятельность | Личностные: определяют значение и смысл данного занятия Регулятивные: оценка своей деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра "Рациональный потребительский бюджет или социально зрелая семья"
В игре моделируются процессы распределения доходов семьи по основным статьям бюджета, сведения баланса доходной и расходной части семейного бюджета.Цель игры: Ознакомить участников со структуро...
Урок по технологии на тему «Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета» для 9 класса
Урок по теме сопровождается слайдовой презентацией, раскрывает понятия "бюджет семьи", "расходная и доходная части бюджета", привлекает учеников к активному участию в формировании семейного бюджета....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03. «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами» для специальности РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03. «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами»
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 «Эк...
Семейный бюджет . Доходная и расходная части бюджета
Планируемые личностные результаты освоения: У учащихся будут сформированы:- готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению;- способность ставить цели и строить ...
Cемейные ценности и традиции
технологическая карта урока...
Интегрированный урок по технологии и информатике "Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета".
В данной папке представлены материалы для проведения урока: конспект урока, презентация к уроку, практическая работа и карточки для учащихся....
Практикум по теме "Бюджет семьи и его виды"
Практикум по теме "Бюджет семьи и его виды"...