Cемейный бюджет и его виды.
методическая разработка (6 класс)

Ермакова Екатерина Николаевна

Финансовая грамотность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cemeynyy_byudzhet_i_ego_vidy.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

Проект внеурочного занятия по финансовой грамотности

по теме: «Семейный бюджет и его виды»

Класс №  6

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Цели занятия

Формирование у обучающихся знания о видах семейного бюджета и о его роли в семье; понимание необходимости анализа доходов и расходов и ведения семейного бюджета.

Формы и методы обучения и познания

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая; методы: проблемно-поисковый, практический, словесный, наглядный

Основные понятия

Семейный бюджет, доходы, расходы, профицит, дефицит, сбережения, вклады, кредиты

Организационные условия

Столы расставлены по кругу для работы 5-7 человек

Учебно-методическое обеспечение

УМК по финансовой грамотности для 5-7 классов (Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А.),   интерактивная доска, компьютер, дидактический материал

Планируемые образовательные результаты:

Личностные ожидаемые результаты: 

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- осознание себя как члена семьи, понимание экономических проблем семьи и участие их обсуждении;

- умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет;

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;

- умение рационально относиться к семейному бюджету,

- формирование социальной активности и самостоятельности, навыков в мире финансовых отношений;

- выработка навыков культурного общения.

Метапредметные ожидаемые результаты: 

- умение самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

- умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,

- активизация самостоятельной деятельности и работы в группе;

- умение высказывать и аргументировать свою позицию, сравнивать и делать выводы, отстаивать свое мнение;

- выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков различных видов бюджетов;

- построение рассуждений-обоснований.

Предметные ожидаемые результаты: 

- обобщение и систематизация знаний по теме «Семейный бюджет и его виды»;

- владение базовыми предметными понятиями: доходы, расходы, семейный бюджет, профицит, дефицит, сбережения, вклады, кредиты;

- понимание необходимости анализа доходов и расходов семьи;

- применение навыков и умений для решения типовых задач в области семейной экономики;

- грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.

План занятия

Этапы занятия

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия (УУД)

1.Организационный момент

(1 мин.)

Оценка готовности обучающихся

Приветствие обучающихся: -Здравствуйте, ребята! Повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь ему. И с хорошим настроением мы начнем наше занятие.

Проверка готовности к занятию

Приветствие учителя

Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил на работу

2. Проблемная ситуация

(5 мин.)

Практическая задача

(см. Приложение 1) (слайд 6)

Группе раздается текст с жизненной ситуацией, на основе которой необходимо определить тему занятия

- Да, правильно ребята! Получилось «Семейный бюджет»

- Какая проблема существует в семье Марии и Саши?

- Что необходимо предпринять Марии в первую очередь? (слайд 7)

Обучающиеся определяют тему занятия на основе задания:

Семейный бюджет

Обучающиеся анализируют жизненную ситуацию и отвечают на поставленные вопросы

Коммуникативные:

построение рассуждений- обоснований;

Личностные:

умение выслушивать и уважать мнение других.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, формулирование ответа 

3. Определение цели занятия

 (1 мин.)

- Что бы вы хотели узнать по данной теме?

Обучающиеся отвечают на вопрос

4. Актуализация знаний

(5 мин.)

Таблица доходов и расходов

(см. Приложение 2)

- Что вы знаете по данной теме?

- Работая в группе, вам необходимо вспомнить, что такое «семейный бюджет», «доходы», «расходы».

- Затем составить схему семейного бюджета, заполнив таблицу (слайд 8)

Обучающиеся отвечают на вопрос.

Вспоминают и озвучивают определение семейного бюджета, составляют схему, заполняя таблицу.

Представляют полученные результаты:

- Семейный бюджет – денежный план семьи. Состоит из доходов и расходов.

- Доходы – все денежные поступления семьи.

- Расходы – затраты семьи.

Обучающиеся сравнивают свои ответы с информацией данной учителем на слайде 9

Коммуникативные:

умение выслушивать мнение своих одноклассников;

устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

 Познавательные: 

умение излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

умение построить речевое высказывание в устной форме

5. Изучение нового материала и применение полученных знаний на практике

(15 мин.)

Таблица структуры семейного бюджета (см. Приложение 3)

- Какая ситуация может складываться с доходами и расходами в семейном бюджете?

- Проанализируйте ситуацию с семейным бюджетом в жизненной ситуации, представленной вам в начале занятия, и назовите вид семейного бюджета семьи Марии и Саши.

Учитель подводит обучающихся к формулированию понятий «сбалансированный», «дефицитный»,

«профицитный» бюджеты

- О чём говорят предложенные схемы? (слайд 11)

Доходы =расходы

Доходы< расходы

Доходы> расходы

- Какая формула будет наилучшей?

- Почему?

Учитель подводит обучающихся к следующему:

- Риски сбалансированного и дефицитного бюджетов - долги.

- При профицитном бюджете: можно  размещать сбережения на депозитах.

- Кредиты могут привести к дефицитному бюджету. (слайд 12)

Учитель предлагает обучающимся сделать обобщение всего сказанного на занятии

- Как семье можно оптимизировать семейный бюджет? (слайд 13)

Обучающиеся отвечают на вопрос

Обучающиеся анализируют жизненную ситуацию, заполняют таблицу (слайд 10) и  представляют полученные результаты

Обучающиеся работают с предложенными вопросами:

Сбалансированный

Дефицитный

Профицитный

- Лучше формула профицитного бюджета.

- Если профицитный – отложим сбережения, а если дефицитный – долги

Обучающиеся обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили

Обучающиеся  обобщают знания, полученные в ходе занятия, и отвечают на вопрос (слайд 14)

Коммуникативные:

построение рассуждений- обоснований;

соблюдение норм публичной речи, регламента;

выслушивание собеседника, при необходимости вступление с ним в диалог.

Регулятивные:

Самостоятельный анализ условий достижения целей в учебном материале

Личностные:

умение выслушивать и уважать мнение других.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, формулирование ответа

6. Рефлексия

(3 мин.)

- Какие понятия для вас открылись по-новому?

- Для чего знать и понимать, какие виды бюджета бывают?

- Что у вас получилось, и что не получилось?

- Что бы вы рассказали своим родителям после сегодняшнего занятия? (слайд 15)

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, и анализируют свою деятельность

Личностные:

определяют значение и смысл данного занятия

Регулятивные:

оценка своей деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Рациональный потребительский бюджет или социально зрелая семья"

В игре моделируются процессы распределения доходов семьи по основным статьям бюджета, сведения баланса доходной и расходной части семейного бюджета.Цель игры:   Ознакомить участников со структуро...

Урок по технологии на тему «Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета» для 9 класса

Урок по теме сопровождается слайдовой презентацией, раскрывает понятия "бюджет семьи", "расходная и доходная части бюджета", привлекает учеников к активному участию в формировании семейного бюджета....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03. «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами» для специальности РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03. «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами»

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 «Эк...

Семейный бюджет . Доходная и расходная части бюджета

Планируемые личностные результаты освоения: У учащихся будут сформированы:- готовность и способность к саморазвитию  и личностному самоопределению;-  способность ставить цели и строить ...

Cемейные ценности и традиции

технологическая карта урока...

Интегрированный урок по технологии и информатике "Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета".

В данной папке представлены материалы для  проведения урока: конспект урока, презентация к уроку, практическая работа и карточки для учащихся....

Практикум по теме "Бюджет семьи и его виды"

Практикум по теме "Бюджет семьи и его виды"...