Научная статья "Развитие координации на уроках хореографии"
статья
Хореография - это прекраснейшее из искусств, заставляющее человека переживать целую гамму чувств и эмоций. Хореографическая координация выстраивается в координационно-системном подходе практических занятий и формирует такие качества у человека, как компетентность и высокая внутренняя мотивация к формированию профессионального мастерства. развитие координации имеет огромное значение, так как согласованная работа мышц тела является условием нормального роста и развития. Координация движений это, прежде всего, согласованное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, создающих благоприятные условия для координированной работы. Только на основе хорошо развитой памяти можно воспитать у исполнителя не механического исполнения отдельных фигур, а способность к созданию действенного танца органичного и эмоционального.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_statya.razvitie_koordinatsii_na_urokah_horeografii.docx | 29.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие координации на уроках хореографии.
Ромаева Диана Раисовна
Педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района»
г. Нижний Новгород
Хореография - это прекраснейшее из искусств, заставляющее человека переживать целую гамму чувств и эмоций. Люди, работающие и прикасающиеся к хореографии очень тонкие натуры, с эстетическим восприятием окружающей действительности, с изысканным вкусом и стилем. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики. Танец является способом невербального самовыражения танцором, проявляющийся в виде ритмически организованных в пространстве и времени телодвижений.
Хореографическая координация выстраивается в координационно-системном подходе практических занятий и формирует такие качества у человека, как компетентность и высокая внутренняя мотивация к формированию профессионального мастерства.
Актуальностью темы исследования: Является координация движения в хореографическом искусстве, она дает свободное владение всем опорно-двигательным аппаратом через двигательные навыки, артистизм, музыкальность, художественную образность. Хореографическая координация является основой мышления хореографа.
Цель исследования: Рассмотреть приемы координации в хореографическом искусстве, ее использование на уроках.
К задачам исследования относятся:
1. формирование теоритических знаний о координации;
2. определение ее приемов, используемые на уроках хореографии;
3. ознакомление с основными приемами ;
Процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи, называются координацией. Координация возникает из согласованности таких физических навыков как равновесие, скорость и чувство времени, с сигналами, поступающими от различных органов чувств. Для развития такой согласованности необходимо, чтобы взаимодействие физических и психологических факторов происходило не осмысленно, а доводилось до автоматизма. Координация движений регулируется мозжечком. В науке определены следующие виды координационных способностей: Пространственные, временные параметры движений.
Временными ориентировками дети овладевают дольше и труднее, чем пространственными. Большинство упражнений активно влияет на развитие временных ориентировок, так как они проводятся в определенном темпе и ритме. Развитые координационные способности влияют на темп, вид и способ усвоения техники движений. Основная форма тренировки координационных возможностей ребенка считается двигательная деятельность, например, подвижные игры и танцы.
Уже давно замечено, что танцоры, у которых есть трудности с координацией часто испытывают сложности и с музыкальным исполнением. Постоянное «непопадание» в музыку может быть связано с раскоординированностью. Средства координационной направленности рекомендуется включать во все части урока: вводную, разминочную, в основную и заключительную, где следует уделить внимание совершенствованию способности к произвольному расслаблению мышц, что ведёт к скорейшему восстановлению организма после нагрузки.
Настоящий танец не может обойтись без хорошей физической формы. Профессиональный танцор должен иметь подготовленные мышцы, растяжку, выносливость и развитую координацию.
Принципы построения урока хореографии определяется 4 условиями: соразмерностью отдельных частей урока; подбором упражнений и последовательностью выполнения; чередованием нагрузки и отдыха; составлением учебных комбинаций на уроке.
Нетрудно представить себе, допустим, ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно меняется условие выполнения. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения техники а так же на ее дальнейшее разнообразное применение. Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в хореографической деятельности.
Основная форма тренировки координационных возможностей ребенка считается двигательная деятельность, например, подвижные игры и танцы. Танец относится к сложно-координированным видам деятельности человека, а согласно исследованиям, при занятиях координационно сложной деятельностью повышается интеллект и образовательная способность ребенка. Танцы не только укрепляют тело, но и положительно влияют на работу мозга. Истинный танцор способен перемещать различные части тела в одно и тоже время не зависимо друг от друга – в этом состоит суть свободы в танце. Свобода же была бы невозможна без очень ценного свойства нашей физиологии - координации. Координация - это ключ, который открывает дверцу к слитному танцевальному потоку, создающему «бесшовный» цельный танец.
Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а так же изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие
Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Упражнения относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии. Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает так же освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков). Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.
Таким образом: средства координационной направленности рекомендуется включать во все части урока: вводную, разминочную, в основную и заключительную, где следует уделить внимание совершенствованию способности к произвольному расслаблению мышц, что ведёт к скорейшему восстановлению организма после нагрузки.
Упражнения для развития координации :
- Марш - это отличное движение для начального этапа координации рук и ног. Двигая и ногами, и руками одновременно, причем в разных плоскостях. Когда простейший вариант марша изучен - можно выполнять его со сменой точек. Например, по 4 счета на 1-3-5-7 точку плана класса. Обычно дети достаточно легко справляются с этим упражнением. Далее можно усложнять - ускорять темп, менять ритмический рисунок или добавлять движения головой.
- Хвост налево- нос направо
Очень важно, чтобы все изучаемые движения на классе пробовались и справой, и с левой руки и ноги. Это дает огромный толчок для развития координации, так как активизируется попеременно то правое, то левое полушарие головного мозга, что является очень полезной зарядкой! Чтобы полноценно реализовывать себя как танцора в дальнейшем -просто необходимо уметь быстро ориентироваться и выполнять движения с другой (непривычной) руки или ноги. Включать как можно больше таких комбинаций в класс и затем удлинять их.
- Ноги - ритм, а руки – мелодия
Нередко хореографы используют такое сравнение, чтобы объяснить юным танцорам, что ногами и руками следует двигать по-разному. Часто, особенно в народном танце, ноги и руки танцора выполняют совершенно разные по своему характеру и темпу движения. Например, ноги отбивают четкий ритм, а руки двигаются плавно и спокойно. Добиться такого исполнения можно, если достаточно долго тренировать комбинации, в которых руки и ноги двигаются в разных темпах.
- Делай одновременно
Одновременно отбивайте носком одной ноги два удара, а носком другой – три.
- Еще раз, но одновременно
Правой ногой крутить “от себя”, а правой рукой крутить к “себе”. Левой рукой хлопать себя по голове, одновременно правой рукой гладить свой живот справа налево и слева направо. Точно так же можно левой рукой как бы забивать гвоздь молотком, а правой гладить что-то утюгом.
- Вот ребята повстречались
Исходное положение: Дети встают парами, лицом друг к другу
Вот ребята повстречались | Подают друг другу правые руки |
И за руки сразу взялись | Подают друг другу левые руки |
Стали рядышком стоять | На топающем шаге поворачиваются на 180 градусов со сцепленными руками в положении «крестик» |
Чтоб друг другу рассказать | Возвращаются на прежнее место, не расцепляя рук |
Что петух вчера летал | Поднимаются на полу пальцах вверх со сцепленными руками |
Что гусь за ноги щипал | Садимся вниз на «пружинку», достаём носочки стопы- 2 раза |
Что из дома кот ушёл | Дети меняются местами в паре со сцепленными руками на топающем шаге |
Что тюльпан в саду расцвёл | Дети поворачиваются друг к другу лицом и поднимают сцепленные руки вверх |
Про бодливую козу | Показывают пальчики-рожки на голове: вправо-влево наклоны |
Про ужасную грозу | Дети садятся на «пружинку», а руки резко сгибаются в локтях: вперед-назад |
Про огромных пауков | Первый ребенок открывает руки в 1 позицию, а 2 – в 3 позицию - 2 раза повторили (дети смотрят др. др. в затылок) |
Про противных червяков | Сложили руки ладонями др. к др. и 1-ый ребёнок вытянул их вправо, а др. влево – 2 раза повторили |
Целый день они стояли | Дети повернулись др. к др. лицом, подают правые руки |
Целый день они болтали | Подают левые руки |
А потом махнув рукой | Машут друг другу правой рукой |
Наконец ушли домой | Уходят, кто вправо, кто влево |
- 1, 2 – острова
Дети на каждый счёт делают 2 хлопка
1,2 – острова | Руки «рисуют» круг |
3,4 – мы приплыли | Имитация плавательных движений |
5.6 – сходим здесь | Руки (1 ладошка смотрит вверх, др. вниз) «играют в мяч» |
7,8 - сколько | Правая рука открывается вперед во 2 позицию |
сосен? | Левая открывается в 3 позицию |
9,10 – мы в пути | Два шага на месте |
«До» | Ладонь правой руки на голову |
«Счи» | Тыльная сторона левой руки прикасается к подбородку |
«Тал» | Ладонь правой руки касается правой щеки |
«До» | Ладонь левой руки касается левой щеки |
«Де» | Правая рука вытягивается вперёд |
«Ся» | Левая рука вытягивается вперёд |
«Ти» | Звонкий хлопок в ладоши |
Итак, развитие координации имеет огромное значение, так как согласованная работа мышц тела является условием нормального роста и развития. Координация движений это, прежде всего, согласованное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, создающих благоприятные условия для координированной работы. Только на основе хорошо развитой памяти можно воспитать у исполнителя не механического исполнения отдельных фигур, а способность к созданию действенного танца органичного и эмоционального.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТКРЫТЫЙ УРОК НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА "ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С МУЖСКИМ КЛАССОМ НА УРОКЕ ХОРЕОГРАФИИ"
Сценарий открытого урока по народно-сценическому танцу содержит информацию о различиях в работе с девочками и мальчиками, влиянии возрастных и психологических причин на результативность репетиционной ...
Научная статья "Научно-популярный текст на уроках английского языка"
Статья опубликована в сборнике "Педагогический вестник Карелии №4 (23) 2008....
Здоровьесберегающие упражнения на уроках хореографии хореографии.
Занятия «Хореографией» оказывают положительное влияние наорганизм детей: профилактика заболеваний сердечно - сосудистой системы; улучшение осанки, силы, гибкости, выносливости; приобретение жизненно -...
Урок на тему: «Развитие координации на уроке классического танца»
Хореография является одним из действенных средств, позволяющих развивать творческую личность, способную к культурному саморазвитию и самоопределению. Особенно это ва...
Концертмейстер на уроке хореографии «Использование элементов импровизации в работе концертмейстера хореографии» Методическое пособие (фрагмент)
Специфика концертмейстерской деятельности в хореографическом классе предусматривает, помимо других навыков - обязательную необходимость владения музыкантом приемами импрови...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО ХОРЕОГРАФИИ «УРОК ХОРЕОГРАФИИ КАК ФОРМА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ»
В зависимости от педагогических задач уроки хореографии можно классифицировать:• Обучающий• Тренировочный• Контрольный• Разминочный• ПоказательныйРасс...
Развитие ловкости и координации на уроках физической культуры в начальной школе
Дканная статья будет полезна педагогам...