Урок на тему: «Развитие координации на уроке классического танца»
план-конспект урока на тему

Степовик Екатерина Алексеевна

          Хореография является одним из действенных средств, позволяющих развивать творческую личность, способную к культурному саморазвитию и самоопределению. Особенно это важно тогда, когда закладывается основа личности, происходит ориентация на развитие духовности, самореализации, самовыражения, формируются мироощущения, необходимые в последующей жизни.

Классический танец является стержнем, на основе которого развивались и другие танцы. Он наиболее правильно и гармонично развивает тело, активно исправляя физические недостатки, создавая правильную манеру поведения, осанку. Классический танец – это главное средство в обучении танцовщика  любого профиля, в развитии его двигательного аппарата

Направление данной работы – дополнительное образование (хореография).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация к уроку617.54 КБ
Файл Конспект урока35.34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок на тему: «Развитие координации на уроке классического танца»

Слайд 2

Цель урока: улучшение координации движений и эмоциональной выразительности учащихся путем повторения и отработки пройденных движений .

Слайд 3

Задачи урока: Образовательные: – закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках; – развитие осмысленного исполнения движений; – развитие познавательных интересов и творческого потенциала учащихся. Развивающие: – развитие координации движений; – укрепление опорно-двигательного аппарата; – развитие выносливости и постановки дыхания; – повышение уровня психофизических качеств обучающихся (воля, внима-ние , память); – психологическое раскрепощение учащихся. Воспитательные: – формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе; – формирование чувства ответственности; – активизация творческих способностей; – умение творчески взаимодействовать на уроках с педагогом .

Слайд 4

З начении координации в классическом танце. Танец – это вид искусства, в котором художественный образ воплощается через музыкально организованное движение. Особенности искусства танца в том, сто содержание любого танцевального произведения раскрывается через пластику человеческого тела. Пластическая природа танца через своеобразную и сложную технику этого искусства раскрывает внутренний мир человека. Среди двигательных функций особое значение имеет координация движений. Различают три основных вида координации – нервную, мышечную и двигательную. Нервная координация – это процесс согласования эффекторных нервных процессов (команд), приводящий в конкретных условиях к решению двигательной задачи. С помощью нервной системы и другими путями в организме передаются сигналы (информации), которые служат для управления, сигналы объединяются, синтезируются, образуя так называемые "чувства". Это могут быть чувства ритма, равновесия, различных поз, осанки и т.п. Они могут быть закреплены в памяти. Запоминание движения, профессиональная память – одна из особенностей координации, зависящей от работы зрительного и вестибулярного аппаратов и других органов.

Слайд 5

Мышечная координация – это процесс согласования напряжения мышц, силы тяги которых приложены к звеньям тела. Мышечная координация определяется нервной координацией, но и зависит от многих других причин. В мышечной координации характерно групповое взаимодействие мышц, которое обеспечивает устойчивость тела. Двигательная координация – это процесс согласования движений звеньев тела в пространстве и во времени (одновременное и последовательное), соответствующей решению конкретной задачи в конкретных условиях. Это согласование движений есть следствие и мышечной, и нервной координации, зависящее от них, но не полностью. Слово «координация» означает «согласование». Когда говорят о координации движений, имеют в виду согласованность в работе мышц разных групп, направленную на достижение определенного двигательного эффекта, контрольной цели. Любая поза, любое движение требует координации. Координация является именно тем качеством, которое можно развить только тренировками.

Слайд 6

Разминка

Слайд 7

Par terre Упражнения сидя на коврике

Слайд 8

Par terre Упражнения лежа на спине

Слайд 9

Par terre Упражнения лежа на животе

Слайд 10

Par terre Упражнения стоя на коленях

Слайд 11

Вопросы (повторение основных понятий классического танца):  Что такое экзерсис ( Exercice )?  Сколько позиций ног в классическом танце?  Сколько позиций рук в классическом танце?  Как звучит приседание на французском языке?

Слайд 12

Exercice у станка Постановка корпуса по I,II и III позиции ног Начиная вырабатывать правильную постановку корпуса, надо стать лицом к палке, положив на палку руки, слегка согнутые и опущенные в локтях: кисти рук свободно положены на палку (не обхватывая ее) против середины корпуса. Ноги в первой позиции. Колени сильно вытянуты. Плечи свободно раскрыты и опущены. Мышцы таза подтянуты кверху настолько, чтобы корпус стал прямым, легким и стройным. Положение сохраняется до конца музыкальной фразы.

Слайд 13

Exercice у станка D emi plier Demi-plié – полуприседание Упражнение развивает мягкость, эластичность мышц, выворотность и силу ног, ахиллова сухожилия, устойчивость корпуса, подготавливает к исполнению упражнений, требующих мягкости, а также прыжков. Во время исполнения demi-plie необходимо следить за постановкой корпуса.

Слайд 14

Exercice у станка Перегибы корпуса назад и в стороны Во время перегиба назад необходимо не нарушать подтянутость бедер, вытянутость ног. При очень подтянутом корпусе и опущенных плечах следует начинать перегиб сначала плечами, затем под лопатками, потом в талии. Во время перегиба колени и бедра вперед не выходят, голова повернута вправо или влево, но не запрокинута. Во время перегиба нельзя отклоняться от палки. На один такт 4/4 идет перегиб корпуса, на второй такт 4/4 — возвращение корпуса. Перегиб в сторону начинается в талии. Голова поворачивается в сторону перегиба. Необходимо следить, чтобы плечи и бедра во время перегиба в сторону были ровные.

Слайд 15

Экзерсис на середине зала . У пражнения для рук (подготовительное положение и I,II,III позиции рук)

Слайд 16

Упражнения на координацию Начинаем с двух ног Поставьте ноги вместе, соедините стопы, закройте глаза и вытяните руки в стороны. Сохраняйте это положение 30 секунд. Затем поднимите руки вверх и постойте так ещё 30 секунд. Поднимаемся на носки Встаньте прямо, приподнимитесь на носки и откиньте голову назад. Задержитесь в этом положении на 30 секунд. Затем закройте глаза и повторите упражнение. Наклоны в сторону, стоя на носках Приподнимитесь на носки и отклоните корпус влево. Совершите 8-10 рывков. Сделайте в другую сторону.

Слайд 17

Держим баланс на одной ноге Разведите руки в стороны и поднимите одну ногу. Сохраняйте это положение 1 минуту, периодически поворачивая голову то вправо, то влево. Очень важно не фокусировать взгляд на одной точке — это значительно упрощает задачу. Поменяйте ногу и повторите. Когда это упражнение на координацию движений будет даваться вам слишком легко, усложните его. Закройте глаза или добавьте произвольные движения руками. Поза ласточки В позе ласточки ваш корпус должен быть параллелен полу. Расставьте руки в сторону и отведите одну ногу назад – сделайте «ласточку». Держите эту позу 1 минуту для правой ноги и 1 для левой. Корпус должен составлять одну линию с отведенной назад ногой и быть параллелен полу. Хотите посложнее – закройте глаза. Вращаем предплечьями Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Разведите руки в стороны параллельно полу. Одну руку согните в локте так, чтобы кисть находилась возле груди и была направлена в сторону второй руки. Начинайте вращать руки в локтевом суставе. Кисти должны описывать круги, а плечи оставаться параллельными полу. Сначала вращение выполняйте обеими руками выполняйте в одну сторону, скажем, вправо, потом влево, потом в противоположные стороны.

Слайд 18

Музыкальная игра на развитие чувства ритма и координации движений «Барыня»

Слайд 19

Танцевальная композиция «Шалунишки »

Слайд 20

Игра на развитие внимания, музыкального слуха, чувства ритма «Зеркало».

Слайд 21

Что дают упражнения на координацию? Упражнения на координацию и баланс помогают: укрепить отдельные мышцы (в особенности мышцы-стабилизаторы позвоночника); развить чувство равновесия; улучшить ориентировку в пространстве; повысить ловкость; снизить вероятность спортивных травм и серьёзных ушибов; воспитать чувство ритма и темпа, что незаменимо в танцах.

Слайд 22

Рефлексия Сегодня я узнал… У меня получилось … Было трудно … Меня удивило… Было интересно… Теперь я умею…

Слайд 23

Мне было приятно с вами работать! Спасибо за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

План урока

Вводная часть урока (5 мин.)
вход в танцевальный зал;
– поклон педагогу и концертмейстеру;
– обозначение темы и цели урока;
– беседа о значении координации в классическом танце.

Подготовительная часть урока (10 мин.)
– разминка по кругу и на середине зала.

Основная часть урока (55 мин.)
– Par terre;

– повторение основных понятий классического танца  (вопрос-ответ);

– Exercice у станка;
– повторение изученных движений на середине зала, упражнения на координацию;
– танцевальная композиция «Шалунишки».

Заключительная часть урока (10 мин.)
– игра «Зеркало»;
– основное построение для выхода из зала;
– поклон педагогу и концертмейстеру;
– выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение.

Конспект урока

Вводная часть урока (1 слайд).

• Вход учащихся в танцевальный зал. Учащиеся выстраиваются в три линии в шахматном порядке. Музыкальное сопровождение марш, муз. р-р 4/4.
• Поклон педагогу и концертмейстеру. Музыкальное сопровождение вальс, муз. р-р ¾.
• Обозначение темы и цели урока (2-3слайд).
• Рассказ о значении координации в классическом танце (4-5 слайд).

Танец – это вид искусства, в котором художественный образ воплощается через музыкально организованное движение. Особенности искусства танца в том, сто содержание любого танцевального произведения раскрывается через пластику человеческого тела. Пластическая природа танца через своеобразную и сложную технику этого искусства раскрывает внутренний мир человека.

Среди двигательных функций особое значение имеет координация движений. Различают три основных вида координации – нервную, мышечную и двигательную.

Нервная координация – это процесс согласования эффекторных нервных процессов (команд), приводящий в конкретных условиях к решению двигательной задачи.

С помощью нервной системы и другими путями в организме передаются сигналы (информации), которые служат для управления, сигналы объединяются, синтезируются, образуя так называемые "чувства". Это могут быть чувства ритма, равновесия, различных поз, осанки и т.п. Они могут быть закреплены в памяти. Запоминание движения, профессиональная память – одна из особенностей координации, зависящей от работы зрительного и вестибулярного аппаратов и других органов.

Мышечная координация – это процесс согласования напряжения мышц, силы тяги которых приложены к звеньям тела. Мышечная координация определяется нервной координацией, но и зависит от многих других причин. В мышечной координации характерно групповое взаимодействие мышц, которое обеспечивает устойчивость тела.

Двигательная координация – это процесс согласования движений звеньев тела в пространстве и во времени (одновременное и последовательное), соответствующей решению конкретной задачи в конкретных условиях. Это согласование движений есть следствие и мышечной, и нервной координации, зависящее от них, но не полностью.

Слово «координация» означает «согласование». Когда говорят о координации движений, имеют в виду согласованность в работе мышц разных групп, направленную на достижение определенного двигательного эффекта, контрольной цели. Любая поза, любое движение требует координации.
Координация является именно тем качеством, которое можно развить только тренировками.

Подготовительная часть (6 слайд).

  • Дети  выстраиваются в круг и исполняют подготовительные упражнения для разогрева мышц. Музыкальное сопровождение марш, муз. р-р 4/4:
            –  танцевальный шаг с носка;

 – шаги на скошенных стопах наружу («медведи») и вовнутрь;
        – шаги на полупальцах,;
        – шаги с высоким поднятием ноги, согнутой в колене («цапля»);
        – подскоки;
        – бег взахлест;
        – высокий бег («лошадки»);
        – шаги в приседании («уточки»);
        – прыжки на двух ногах («зайцы»).
В данном упражнении применяется игровая технология. Учащиеся исполняют движения, имеющие образное сходство с различными животными. Это развивает образное мышление учащихся и увеличивает интерес к образовательной деятельности.

  •  Обучающиеся выстраиваются в три линии в шахматном порядке и исполняют разминку на середине зала:
  • упражнения для улучшения гибкости шеи;
  • упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса и подвижности плечевых суставов;
  • упражнения для улучшения подвижности локтевого сустава и эластичности мышц плеча и предплечья;
  • упражнения для увеличения подвижности лучезапястных суставов, развития эластичности мышц кисти и предплечья;
  • упражнения для улучшения подвижности гибкости суставов позвоночника;
  • упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов;
  • упражнения для улучшения подвижности коленных суставов;
  • упражнения для увеличения подвижности голеностопного сустава и эластичности мышц голени и стопы.

Основная часть урока

  • Дети берут и раскладывают коврики на свои места – Par terre:
  • упражнения сидя на коврике включают в себя следующие упражнения:  тренировочный комплекс для развития подъема стопы, «Птички», «Складочка», «Часики», «Книжечка» (7 слайд).;
  • упражнения, лежа на спине: «Иголочка», «Перевернутый столик», «Летучие мышки»,  «Велосипед»,  «Ножницы», «Свечка», «Улиточка», «Мостик» (8 слайд). ;
  • упражнения, лежа на животе: «Лодочка», «Русалочка», «Рыбка», «Корзиночка», «Лягушка» (9 слайд). ;
  • упражнения стоя на коленях: «Кошечка», «Ванька-Встанька», «Солдатик» и подготовка к шпагатам (10 слайд)..
  • Собрав коврики и став  в три линии в шахматном порядке обучающиеся отвечают на вопросы (повторение основных понятий классического танца) (11 слайд).:
  • Что такое экзерсис (Exercice)?
  • Сколько позиций ног в классическом танце?
  • Сколько позиций рук в классическом танце?
  • Как звучит приседание на французском языке?
  • Exercice у станка:
  • Постановка корпуса по I,II и III  позиции ног (12 слайд);
  • Выполнение комбинации demi plier (13 слайд);
  • Перегибы корпуса назад и в стороны (14 слайд).

Экзерсис на середине зала имеет такое же значение и развитие, как экзерсис у палки. Последовательность его в основном та же. На середине зала он значительно сложнее, так как следует сохранять выворотность ног и равновесие тела без помощи палки. Правильное распределение центра тяжести потянутого корпуса на двух и на одной опорной ноге, ровные бедра и в особенности подтянутое и выворотное бедро работающей ноги-основные условия для овладения устойчивостью.

Работая перед зеркалом, не следует сосредотачивать внимание на какой-либо отдельной части тела, необходимо охватывать взглядом всю фигуру, следя за правильностью формы и положением ног. Но кроме зрительного восприятия должно быть и ощущение всего тела, его собранности и подтянутости.

Обучающиеся выстраиваются в три линии в шахматном порядке и выполняют:

  • упражнения для рук (подготовительное положение и I,II,III позиции рук) (15 слайд);
  • упражнения на координацию (16-17 слайд);
  • музыкальная игра на развитие чувства ритма и координации движений (игровая технология) (18 слайд).
  • Танцевальная композиция «Шалунишки» (19 слайд).

     Разобрав и исполнив номер по частям, расставив основные  акценты, учащиеся исполняют танец полностью под музыку.

Заключительная часть урока

  • Игра на развитие внимания, музыкального слуха, чувства ритма  «Зеркало» (20 слайд). Дети разбиваются попарно и становятся лицом друг к другу. Под музыку один ребенок в парах танцует, а другому  нужно в точности повторять его движения. Затем роли меняются (игровая технология).
  • Основное построение для выхода из зала (три линии в шахматном порядке).
  • Подведение итогов. Что дают упражнения на координацию? (21 слайд).

Упражнения на координацию и баланс помогают:

  • укрепить отдельные мышцы (в особенности мышцы-стабилизаторы позвоночника);
  • развить чувство равновесия;
  • улучшить ориентировку в пространстве;
  • повысить ловкость;
  • снизить вероятность спортивных травм и серьёзных ушибов;
  • воспитать чувство ритма и темпа, что незаменимо в танцах.
  • Степень реализации цели, достигнутой в начале уроке (22 слайд). Рефлексия:
  • Сегодня я узнал…
  • У меня получилось …
  • Было трудно …
  • Меня удивило…
  • Было интересно…
  • Теперь я умею…
  • Поклон педагогу и концертмейстеру (23 слайд). Музыкальное сопровождение вальс, муз. р-р ¾.
  • Выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение (марш).

В основе всего урока с учащимися положена здоровьесберегающая технология, а также личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.

Литература

1.  Базарова М.А., Мей В.И. Азбука классического танца. –  Ленинград: Искусство, 1983

2. Барышникова Т.К. Азбука хореографии. Методические указания педагогом детских хореографических коллективов и школ. – СПб.: «ЛЮКСИ», «РЕСПЕКС», 2004

4. Ваганова А.Я. Основы классического танца. – М.: Искусство, Краснодар – 2003

10. Пуртова Т.В.,  Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. – М.: Владос, 2004.

11. Цорн А.Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии. – СПб.: «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; «Лань», 2011. – 544 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Развитие координации движений"

Тема  урока: Развитие координации движений Цель урока:Развитие координационных способностей               Задачи:...

Конспект урока по физической культуре в 2 классе, 3 четверть на тему: "Развитие координации движений", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Ляха ( 2 класс)

Конспект урока на тему: "Развитие координации движений", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Ляха в 2 классе...

Конспект урока на тему: "Развитие координации" УМК "Физическая культура" под редакцией В.И Лях (2 кл.)

Конспект урока на тему: "Развитие координации" УМК "Физическая культура" под редакцией В.И Лях (2 кл.)...

План-конспект открытого занятия по теме: «Развитие координации посредством ритмопластики»

Цель занятия: улучшение координации движений и эмоциональной выразительности учащихся путем повторения и отработки пройденных движений. Выявление уровня освоения программы.Задачи занятия:Образова...

Методический доклад на тему: «Развитие координации движений учащихся подготовительного и 1-ого классов на уроке фортепиано»

В данной работе затронута проблема освобождения игрового аппарата детей и развития координации движений кистей рук, плечевого пояса....

Конспект урока по хореографии «Развитие координации и эмоциональной выразительности обучающихся на занятиях хореографии»

Конспект урока по хореографии  «Развитие координации и эмоциональнойвыразительности обучающихся  на занятиях хореографии»...

ПЛАН открытого урока с обучающимися 2 класса хореографического отделения на тему: «Развитие координации обучающихся на уроки ритмики с использованием предмета».

Тема урока: «Развитие координации обучающихся на уроки ритмики с использованием предмета». Цель урока: развитие координации путем повторения и отработки пройденных движений. Выяв...