АГРЕССИВНОСТЬ И ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ)
статья
Агрессивность, как высокая готовность человека причинить ущерб другому объекту (другим объектам), с которыми данный человек вступает или находится в контакте, - понятие, не являющееся синонимом по отношению к инстинкту самосохранения и не имеющее отношения к понятию адекватное взаимодействие, которое также признает возможность в определенных случаях причинять ущерб другим объектам контакта. Агрессивность стоит ближе к мировоззренческой стороне жизни человека и являет собой вариант поведения и отношения человека к окружающему миру, в основу которого положено предпочтение (способ) достигать собственных целей - скорее всего или обязательно - без учета особенностей данной ситуации, не взирая на то, что это может причинить кому-либо явный ущерб.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Агрессивность и двигательные практики | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АГРЕССИВНОСТЬ И ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ)
(статья)
Парамзин А.Р.,
педагог дополнительного образования
ГБОУ школы №219 Красносельского района г.Санкт-Петербурга
Психическая и физическая сфера человека очень тесно взаимосвязаны. Это подтверждается как личными наблюдениями, так и специальными научными исследованиями (Сеченов, Фрейд, Анохин, Котков и др.), что в результате, в частности, привело к появлению такого направления науки, как психофизиология.
Связь «физического» и «психического» обладает свойством двусторонней направленности, т.е. воздействуя на «физическую» сторону, воздействуем и на «психическую» - и наоборот. Основываясь на этом положении, уже давно существует и успешно развивается по сегодняшний день (и становится все более популярной) так называемая телесно-ориентированная психотерапия (Фельденкрайз и др.), которая позволяет решать многие проблемы психофизического состояния.
Определим агрессивность, как высокую готовность человека причинить ущерб другому объекту (другим объектам), с которыми данный человек вступает или находится в контакте. Это понятие не является синонимом по отношению к инстинкту самосохранения и не имеет отношения к понятию адекватное взаимодействие, которое также признает возможность в определенных случаях причинять ущерб другим объектам контакта. Агрессивность стоит ближе к мировоззренческой стороне жизни человека и являет собой вариант поведения и отношения человека к окружающему миру, в основу которого положено предпочтение (способ) достигать собственных целей - скорее всего или обязательно - без учета особенностей данной ситуации, не взирая на то, что это может причинить кому-либо явный ущерб. Качество агрессивности приобретается (развивается), как следствие определенных психологических процессов и состояний, в которых пребывает данный человек определенное время, и является, по сути, обратной стороной психологической неуверенности в себе, ощущения страха, слабости и т.п., а также может представлять собой один из результатов специально направленного или естественного воспитательного процесса (чаще всего воздействием среды, в которой развивался данный человек) (Фрейд, Фромм. Цветков).
Таким образом, представляется вполне возможным влиять на изменение такого качества, как агрессивность, с помощью разнообразных двигательных практик. Такой метод воздействия всегда применялся в традиционных школах боевых искусств (Попов, Гагонин и др.). Однако, почему же сегодня многие последователи боевых и спортивных единоборств пополняют ряды преступности? Ответ оказывается весьма простым, если учесть, что воспитание через движение (двигательные практики) носит многосторонний характер. С одной стороны, разнообразие двигательной активности, развитие двигательной и всей физической сферы, в целом, позволяют человеку обрести уверенность в себе, навыки адекватного двигательного взаимодействия и сформировать понятие гармоничного состояния «души и тела». Все это ведет к снижению агрессивности. С другой стороны, прививаемые в процессе обучения движениям понятия и принципы также могут носить различный (в том числе и не «обще гармонизирующий»). С третьей стороны, в процессе выполнения движений мозг человека изменяет свою рабочую частоту (Катков и др.). Эта частота позволяет наилучшим образом воспринимать и обрабатывать внешнюю информацию (что с успехом используется при подготовке солдат в вооруженных силах многих стран). Поэтому если в процессе занятий двигательными практиками включать информационные блоки – в виде наглядных примеров или сопроводительных рассказов, либо даже формулируя соответствующим образом сами задания для исполнения, – подсознание занимающегося успешно воспримет эту информацию и станет использовать ее в дальнейшем (в нашем случае речь идет о гармонизации взаимодействий и отказе от агрессивности); в этом отношении наиболее интересным и актуальным является японское боевое искусство Айкидо («Путь гармонии энергии») в его принципах и содержательной базе. Присутствует ли все вышеперечисленное в современных школах и секциях, ставится ли там, на самом деле, задача гармоничного развития человека? Во многих случаях следует ответить отрицательно.
Не вызывает сомнений, что уровень агрессивности можно исследовать с помощью двигательных практик. Чтобы отследить «истинную» картину, т.е. как данный человек будет, скорее всего, вести себя в реальной ситуации, необходимо лишь приблизить тестовую ситуацию к режиму реальной. Это достигается путем увеличения скорости поступления внешней информации к человеку до такого уровня, когда этот человек уже становится не способен сознательно контролировать ситуацию, и включаются его «рабочие» подсознательные механизма реакций на ситуацию. Другим путем является постановка испытуемого перед произвольным выбором решения, при этом, без оговорки, что како-то выбор может оказаться неправильным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогика успеха: теоретические подходы и практика реализации
Материал определяет суть педагогики успеха для различных возрастных категорий учащихся, способы достижения ситуации успеха и основные качества личности, способстующие достижению успешности....
Теоретические основы анализа и самоанализа урока и практика его осуществления в Российской школе.
Формы анализа и самоанализа урока....
«Применение теоретических знаний на практике через интеграцию экономики и обществознания на примере урока обществознания в 7 классе»
«Применение теоретических знаний на практике через интеграцию экономики и обществознания на примере урока обществознания в 7 классе» И.Н. КуренковаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учре...
Творческая работа практико-теоретического содержания «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на примерах произведений о Великой Отечественной войне»
Сегодня проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания становится ведущей. Если даже наше общество сумеет достигнуть рыночной экономики, стать богатым, но никакое бога...
Национально-региональный компонент в содержании дополнительного образования.(Теоретические заметки)
Национально-региональный компонент в содержании дополнительного образованияспособствует формированию личности выпускника как достойного представителя города, умелого хранителя,пользователя и создателя...
Исследование влияния теоретических знаний на овладение двигательными навыками учащихся средних классов
Исследование влияния теоретических знаний на овладение двигательными навыками учащихся средних классов...
Теоретическое изучение агрессивного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью
Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью. Избиения на улицах, растущий уровень преступности, войны, террориз...