Теоретическое изучение агрессивного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью
статья

Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью. Избиения на улицах, растущий уровень преступности, войны, терроризм в наши дни обостряют дискуссии о природе агрессии.

 Прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность подростков, их цинизм и жестокость являются следствием возможной агрессивности, наиболее проявляющейся на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - подростковый возраст. Особое внимание уделяется подросткам, имеющим отклонения в умственном развитии. Эту возрастную группу ставят в позицию слабой психологической защищенности, снижают ее адаптивные возможности и повышают психологическую ранимость. Возрастные особенности детей, среди которых на первое место выдвигаются несбалансированность и незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики и личностных характеристик. Этим и определяется актуальность данной темы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressivnoe_povedenie_u_detey_s_int.ned_.docx31.17 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью. Избиения на улицах, растущий уровень преступности, войны, терроризм в наши дни обостряют дискуссии о природе агрессии.

 Прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность подростков, их цинизм и жестокость являются следствием возможной агрессивности, наиболее проявляющейся на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - подростковый возраст. Особое внимание уделяется подросткам, имеющим отклонения в умственном развитии. Эту возрастную группу ставят в позицию слабой психологической защищенности, снижают ее адаптивные возможности и повышают психологическую ранимость. Возрастные особенности детей, среди которых на первое место выдвигаются несбалансированность и незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики и личностных характеристик. Этим и определяется актуальность данной темы.

Изучением этой проблемы занимались различные исследователи. Так за последние годы психологами и педагогами был проведен ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению агрессивного поведения детей подросткового возраста. На сегодняшний день хочется упомянуть таких авторов как А.Бандура, Р.Бэрон, Долгова А.Г., И.А.Фурманов, Иванова Л.Ю., Исаев Д.Д., Семенюк Л.М. и д.р.

Важное место в данной проблеме занимает тема агрессивного поведения подростков с нарушениями интеллектуального развития.  Подросток с интеллектуальной недостаточностью – это особый ребенок, который в силу своих психических особенностей иначе воспринимает окружающий мир. Незрелость основных нервных, психическая неустойчивость, личностная незрелость делают такого ребенка уязвимым для действия многих отрицательных факторов, нарушающих формирование поведенческих актов. Зачастую данная категория детей сталкивается с трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, учителями, с нормально развивающимися сверстниками, которые в большинстве случаев не знают психических особенностей детей, в результате чего возникают конфликты. Такие дети начинают проявлять агрессию в своем поведении, которая выступает как защитная реакция на возникающие трудности.

  1. Понятия, виды и причины агрессии

Первый шаг, который нужно сделать, чтобы понять сущность агрессии, состоит в том, чтобы найти ясную и точную формулировку этого термина.

Агрессия рассматривается как любая форма поведения, которая нацелена на то, чтобы причинить кому-то физический или психологический ущерб.

Всё больше и больше исследователей используют такое определение, оно не является общепринятым, и сегодня термин «агрессия» имеет много различных значений, как в научных трудах, так и в обыденной речи.

В крайне широком значении агрессия рассматривается не только как намеренное стремление причинить вред, но и основой интеллектуальных достижений, утверждения независимости и даже собственного достоинства, которое дает человеку высоко держать голову, находясь среди других людей.

Другой крайностью являются узкоспециальные определения агрессии. (3)

        Бэрон Р. В своей книге «Агрессия» определяет агрессию как любую форму поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. (5)

Отечественный психолог Г.М. Бреслав разводит понятия «агрессия» и «жестокость». По мнению вышеназванного ученого проявление агрессии свойственно любому человеку, а жестокость – это патологическая черта характера. Понятие «жестокость», поясняет Г.М. Бреслав, носит оценочный характер, ориентирует на сравнение, сопоставление с нравственными нормами. Если взрослый оценил поведение ребенка как жестокое, это значит, что он (взрослый) занял определенную моральную позицию по отношению к ребенку. (4)

 А. Басе определяет агрессию как «реакцию», в результате которой другой организм получает болевые стимулы, а Уилсон как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи». (5)

Наиболее общим определением агрессии является поведение, причиняющее ущерб. Причем ущерб может быть как прямым (нападение), так и косвенным (распространение порочащих слухов). В качестве синонимов к понятию агрессии используются понятия «деструктивность», «напористость», «нападение», «насилие», «разрушительность», «жестокость». Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность».  Агрессивность  - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения. (1)

Отечественные психологи А.А.Аладьин, И.А.Фурманов, Н.В.Фурманова различают три основных вида агрессий: физическая агрессия, словесная (вербальная) агрессия и косвенная агрессия.

1. Физическая агрессия (нападение) – это использование физической силы против другого лица.

Проявление физической агрессии: агрессивные дети щипают играющих с ними малышей, кусают их. Ребенок может разъяриться, осыпать ударами того, кто находится рядом, нападать на детей младше себя и даже взрослых. (23)

Кроме того, в некоторых случаях агрессия может быть направлена на самого себя (аутоагрессия) – она выражается в нанесении себе вреда (обкусывании ногтей, выдирании волос, частом травмировании и т.п.) (1)

2. Словесная (вербальная) агрессия – это выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятие, ругань).

Проявление словесной агрессии: дети говорят нецензурные слова, выкрикивают оскорбления, дразнят других, ругаются.

3. Косвенная агрессия – это агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо (злобные сплетни, шутки), а также агрессия ни на кого не направленная (взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.п.) (23)

Э. Фром считает, что существуют два вида агрессии доброкачественная и злокачественная. Первая появляется в момент опасности и носит защитный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. Злокачественная агрессия представляет собой деструктивность, жестокость; бывает спонтанной и связана со структурой личности. В данной связи многие авторы разделяют понятия агрессий и агрессивность, определяя агрессивность как свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. (20)

Говоря о видах агрессии, считаем необходимым рассмотреть причины и факторы, влияющие на развитие агрессивности.

Зарубежные психологи Малер, Дуб, Доллард считают, что появление агрессии у детей в раннем возрасте связано с явлением фрустрации. (22)

Подобно агрессии слово «фрустрация имеет множество различных значений. Даже среди психологов нет единого мнения по поводу того, что такое фрустрация; некоторые из них, говоря о фрустрации, имеют в виду внешний барьер, препятствующий достижению цели, в то время как другие обозначают это термином внутреннюю эмоциональную реакцию, обусловленную тем или иным ограничением или препятствием на пути к  цели (так, мы говорим, что «чувствуем себя «фрустрированными»). (3)

 В исследованиях специалиста Е.М. Волковой данное понятие объясняется как состояние, которое возникает у ребенка в тот момент, когда его желание по каким-то причинам не выполняется. Препятствием к выполнению желания обычно служит запрет или ограничение со стороны взрослого. (7)

Отечественный психолог О.А. Головко пишет: «Дети, попавшие в ситуацию фрустрации, отчаянно пытаются удовлетворить насущную для них в данный момент потребность, восстановить эмоциональное состояние или социальные связи. Ребенку ничего не остается, кроме как ответить на проблему сильной эмоциональной реакцией. Эта реакция воспринимается взрослыми как агрессивное поведение» (8)

         Зарубежный ученый К. Роджерс считает, что по мере взросления ребенок поступает агрессивно, следуя образцу. Он пишет: «Природа наделила ребенка активностью. Активность – это деятельность, направленная на поиск вариантов поведения, которые дают возможность наиболее полно удовлетворить намерения, желания личности с определенным учетом обстоятельств внешней среды. На самых ранних этапах развития активность имеет свое выражение в подражании словам, поступкам и т.д. По этой причине пример агрессивно ведущего себя взрослого способен сыграть свою отрицательную роль в формировании у малыша привычки к агрессивному поведению на этом этапе» (17)

А что сказать о «гневе» и «враждебности»,  других двух терминах, которые часто употребляются в связи с агрессией? Берковиц Л. Ясно и точно различает термины «агрессия», «гнев» и «враждебность».

Прежде всего, важно различать понятия «гнев» и «агрессия». В случае агрессии мы имеем дело с действием, направленным на достижение определенной цели: причинить ущерб другому лицу. Это действие, таким образом, направлено на определенную цель. Напротив, гнев вовсе не обязательно имеет какую-то конкретную цель, но означает определенное эмоциональное состояние. Это состояние в значительной степени порождается внутренними физиологическими реакциями и непроизвольной эмоциональной экспрессий, обусловленной неблагоприятными событиями: моторными реакциями (такими, как сжатые кулаки), выражениями лица (расширенные ноздри и нахмуренные брови) и так далее; определенную роль,  вероятно, играют также возникающие при этом мысли и воспоминания.

В связи с этим важно отметить, что гнев как эмоциональное состояние не «запускает» прямо агрессию, но обычно только сопровождает побуждение к нападению на жертву. Однако эмоциональное переживание и агрессивное побуждение не всегда выступают вместе. Иногда люди стремятся причинить ущерб другим людям более или менее импульсивно, не отдавая себе сознательного отчета в собственном состоянии гнева.

По мнению Берковиц Л., враждебность можно определить как негативную установку к другому человеку или группе людей, которая находит свое выражение в крайне неблагоприятной оценке своего объекта – жертвы.

Людям, которым свойственна агрессивность, которым часто видятся угрозы и вызовы со стороны других людей и для которых характерна готовность атаковать тех, кто им не нравится. Присуща враждебная установка к другим людям; но не все враждебно предрасположенные к другим люди обязательно агрессивны. Таким образом, было бы целесообразнее рассматривать агрессивность как предрасположенность к агрессивному поведению. (3)

Столяренко Л.Д под агрессивностью понимал свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъективных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта социально опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а с другой, сам акт агрессии может не принимать социально опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны. (22)

Формирование агрессивного поведения обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами. Среди них важнейшее значение имеют:

- биологические факторы – это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, повреждение нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и др.).

Роберт Бэрон и Дебора Ричардсон, исследовавшие влияние биологических факторов на развитие агрессивности, считают, что в случае любой двигательной активности, совершение агрессивного действия зависит от основных нейрофизиологических механизмов. Проще говоря, нервная система участвует в осуществлении любого действия, включая и агрессивное. (5)

Психогенетические исследования выявили наследуемую склонность к совершению преступлений. Наследственность определяет порог возбудимости нервной системы и активации агрессии. Человек с биологически выраженной агрессивностью в стрессовых ситуациях склонен выражать гнев и враждебность.

- психологические факторы – это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции детей и подростков;

- социально-психологические факторы - они выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в их основе – игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящее к нарушениям процесса социализации. (1)

Долгова А.Г. выделяет следующие факторы, обусловливающие появление агрессивного поведения:

- индивидуальный фактор – психобиологические предпосылки асоциального поведения, которые затрудняют адаптацию ребенка в обществе;

- сихолого-педагогический фактор – дефекты школьного и семейного воспитания;

- социально-психологический фактор – неблагоприятные особенности взаимодействия ребенка с ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе сверстников;

- личностный фактор – активно-избирательное отношение ребенка к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также личные ценностные ориентации и личная способность к саморегулированию поведения

- социальный фактор, определяющийся социально-экономическими условиями. (9)

Таким образом, в ходе теоретического изучения проблемы исследования мы изучили основные точки зрения отечественных и зарубежных психологов на понятия «агрессия». Нами были рассмотрены виды агрессии, выделили основные причины агрессивного поведения в детском возрасте.

1.2. Особенности проявления агрессии у детей с задержкой психического развития

Под Задержкой психического развития понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. ЗПР начинается в раннем детском возрасте без предшествующего периода нормального развития, характеризуются стабильным течением (без ремиссий и рецидивов, в отличие от психических расстройств). Состояние детей с ЗПР характеризуется иным, более благоприятным прогнозом, который основывается на наличии у них относительно высоких потенциальных возможностей развития, обеспечивающих основу для продвижения в познавательной деятельности, в личностном плане, в отношении социальной и трудовой адаптации. (14)

Важным отличием от умственно отсталых детей является то, что стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной педагогической помощи позволяет выделить у них зону их ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей.

Изучение проблемы агрессивного поведения у детей с ЗПР должно основываться на знании особенностей развития психики детей данной категории.

Дети с ЗПР слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения, социальные эмоции формируются с трудом. В отношениях со сверстниками, как и с близкими взрослыми, эмоционально «теплых» отношений часто не бывает, эмоции поверхностны и неустойчивы.

Эмоционально-волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. При этом инфантилизме у детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций. Больные дети характеризуются слабой заинтересованностью в оценке, низким уровнем притязаний. Внушаемость у них имеет более грубый оттенок и нередко отражает органический дефект критики.

Эмоциональный мир данной категории детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

Большинство подростков с ЗПР имеют нарушения поведения по типу психической неустойчивости. Они характеризуются педагогами как «трудные»: безответственные, легкомысленные, пассивные на уроках и не управляемые на переменах и т. п. Для таких подростков характерны уходы из дома, прогулы занятий в школе, побеги. Подростки стремятся избежать таким образом наказания, освободить себя от ответственности и трудностей, тягостной и непосильной ситуации в школе, осложненной учебной запущенностью, препятствующей усвоению нового материала.

Воспитательное воздействие со стороны педагогов и некоторых родителей, направленное на нормализацию поведения подростка в первую очередь в школе, нередко вызывало активный протест в виде агрессивных проявлений, упрямства, раздражительности, грубости и т.п. (11)

Дети с ЗПР часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Они очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную им ссору на других. (2)

Дети с ЗПР выражено склонны к стереотипным действиям и способам решения задач. Как мы уже говорили в психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы.

Косвенная вербальная агрессия у детей с ЗПР может выражаться в жалобах («А Вова меня стукнул», «А Петров не слушает» и пр.), в демонстративном крике («Успокойся, надоел», «Не мешай»).

Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления («жир - трест», «урод», «дебил», «бомжара»).

Косвенная физическая агрессия проявляется в разрушение продукта деятельности другого (испортил чужую творческую работу, мальчик наносит удары по парте одноклассника и улыбается при виде его возмущения и пр.)

Прямая физическая агрессия представляет собой угрозы и запугивание (ребенок показывает кулак другому или пугает его; драка, которая может включать укусы, царапанья, хватание за волосы, использование в качестве «оружия» учебников, портфелей и пр.). (9)

Еще существует несколько способов разрешения конфликтных ситуаций, наблюдающихся у детей с ЗПР. Ребенок «убегает» от ситуации, с которой он не может успешно справиться, например, отказывается от посещения детского сада. Наиболее специфической формой бегства является «уход в болезнь», что может проявляться в невротических соматических реакциях, например в утренней рвоте, болях в животе, головных болях и пр. Он не хочет быть большим и самостоятельным, так как это приносит одни неприятности; Ребенок вытесняет из сознания слишком травмирующую действительность, в которой он всегда терпит неудачи и которой он не может избежать. (12)

Стоит отметить, что проявление агрессивного поведения у подростков с нормальным интеллектом и у подростков с задержкой психического развития внешне сходны и однообразны. Генезис же этих проявлений у подростков с ЗПР имеет свои особенности, которые определяются внешними факторами (семья, школа, отношения со сверстниками) и внутренними, то есть особенностями психики (недостаточность интеллекта, отсутствие или слабость борьбы мотивов, инертность психических процессов, внушаемость, аффекты, влечения, инстинкты и другие), В цепочке взаимодействующих внешних факторов, приводящих к нарушенным поведенческим реакциям, большое значение имеет эмоционально-волевой аспект.

        Установлено, что у учеников с ЗПР подросткового возраста причиной его является незрелость волевых актов. Такой важнейший компонент деятельности как борьба мотивов отсутствует или слабо выражен. Регулятором поступков и деятельности являются сиюминутные желания, стремление к немедленному удовлетворению эгоистических потребностей. (21) Они не могут проявлять волевое усилие и преодолевать встречающиеся трудности. (13)

В ряде исследований показано, что способ общения многих родителей и прежде всего, матерей, имеющих детей с задержкой психического развития, — либо уход от решения проблем, связанных с жизнью ребенка, либо — окрик, приказ, наказание за непослушание. Это завышенные требования к ребенку без учета его болезненного состояния, наказания в качестве основного способа воздействия на малыша, отсутствие единства требований в семье, неконтролируемый просмотр телевизионных передач и т. д. Родители ждут от ребенка зрелых поступков и поведения, явно превышающего его способности. (6)

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия - это, прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

В соответствии с темой нашего исследования мы рассмотрели особенности агрессивного поведения детей с задержкой психического развития. Анализ психолого-педагогической литературы показывает нам, что дети с ЗПР склонны к агрессивным действиям.

Вывод

Проблема агрессивного поведения является предметом большого числа психологических работ, как в нашей стране, так и за рубежом. До сих пор нет четкого определения понятия «агрессия». Мы акцентировали внимание на терминах, которые употребляются наряду с понятием агрессия (агрессивность, враждебность, гнев). Считаем необходимым, еще раз вспомнить наиболее общее определение слова агрессия:

Агрессия - любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Мы рассмотрели основные виды агрессивности: физическая агрессия, словесная (вербальная) агрессия и косвенная агрессия.

        Нами были рассмотрены факторы (биологические, психологические, социально-психологические, индивидуальные, психолого-педагогические, социальные), которые способствуют развитию агрессивности.

        Нормально развивающимся детям с агрессивным поведением, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, свойственны некоторые общие черты. К ним относится бедность, примитивность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов.

        Незрелость эмоционально-волевой сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью – недифференцированность, нестабильность, неадекватность эмоций, некритичность, внушаемость, повышенная утомляемость, частая смена настроения. Всё это может являться предпосылкой повышенного агрессивного поведения детей данной группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа занятий по коррекции агрессивного поведения у детей школьного возраста

Программа занятий по коррекции агрессивного поведения у детей школьного возраста...

Педагогическая диагностика, коррекция и профилактика агрессивного поведения у детей и подростков

Почти в каждом классе втречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Этого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять......

Особенности агрессивного поведения у детей

Агрессия у детей часто проявляется в подростковом возрасте и вместе с ней появляются проблемы связанные с воспитанием.Главное в этот период не потерять связь со своими детьми и дать им понять, что о...

Программа коррекции агрессивного поведения у детей подросткового возраста

Данная программа помогает снинизть агрессивность  у детей подросткового возраста через освоение ими способов конструктивного взаимодействия    со сверстниками и взрослыми. Пр...

Методическая разработка занятий по коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста

Методическая разработка занятий по коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.  Занятия содержат подробное описание: план, вводная часть, основная, заключение, используе...

Проявление агрессивного поведения у детей с ОВЗ

Проявление агрессивного поведения у детей с ОВЗAгреccия — (oт лaт. - нaпaдение, приcтуп) — этo мoтивирoвaннoе, деcтруктивнoе пoведение, прoтивoречaщее нoрмaм и прaвилaм cущеcтвoвaния людей...

Рекомендации родителям по устранению и профилактики агрессивного поведения у детей

консультация родителей по устранению и профилактики агрессивного поведения детей....