Технология саморазвития Г.К. Селевко
материал

Ершова Наталья Григорьевна

Технология саморазвития  Г.К. Селевко

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_samorazvitiya_g.k._selevko.docx14.8 КБ

Предварительный просмотр:

Технология саморазвития  (Г.К. Селевко)

Селевко Герман Константинович - кандидат педагогических наук, научный руководитель авторской «Школы доминанты самосовершенствования личности» (г. Рыбинск Ярославской обл.). 
Технология саморазвивающего обучения включает в себя все сущностные качества технологий Развивающего обучения и дополняет их следующими важнейшими особенностями: 
Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности: 
• в 
самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора); 
• в 
самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявле ние своих способностей и сил); 
• в 
защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, кол лективная деятельность); 
• в 
самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы). 
Целью и средством в педагогическом процессе становится 
доминанта самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию. Идея развития личности на основе формирования доминанты самосовершенствования принадлежит выдающемуся русскому мыслителю А. А. Ухтомскому 
Акценты целей

• Формирование человека самосовершенствующегося (homo self-studius, self- made men). 
• Формирование СУМ - самоуправляющих механизмов личности. 
• Воспитание доминанты самосовершенствования, саморазвития личности. 
• Формирование индивидуального стиля учебной деятельности.

Концептуальные положения

• Ученик - субъект, а не объект процесса обучения. 
• Обучение приоритетно по отношению к развитию. 
• Обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью - СУМ. 
• Ведущая роль теоретических, методологических знаний.

Дополнительные гипотезы

• Все высшие духовные потребности человека - в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в самоактуализации — являются стремлениями к самосовершенствованию, саморазвитию. Использовать эти потребности для мотивации ученья значит открыть путь к повышению качества школьного образования. 
• Доминанта самосовершенствования - установка на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя - может быть сформирована на основе потребностей саморазвития. 
• На внутренние процессы самосовершенствования можно и нужно влиять с помощью организации внешней части педагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание, методы и средства. 
• Система саморазвивающего обучения (СРО), основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет более высокий уровень развивающего обучения и является наилучшим продолжением развивающих технологий начального звена, основанных на познавательных мотивах.

Особенности содержания

1. «Теория» - освоение теоретических основ самосовершенствования. В учебный план школы вводится существенная, принципиально важная компонента -курс «Самосовершенствование личности» с I по XI класс. 

2. «Практика» - формирование опыта деятельности по самосовершенствованию. Эта деятельность представляет внеурочные занятия ребенка во второй поло вине дня. 

3. «Методика» - реализация форм и методов саморазвивающего обучения в преподавании основ наук. 

Особенности методики

Основная мотивация: нравственно-волевая + познавательная. 
Позиция учителя: деловой партнер, старший товарищ, знающий более высокую истину. 
Позиция ученика: свобода выбора, самоопределение. 
Межличностные отношения «учитель - ученик» определяются гуманно-личностным подходом («любить, понимать, принимать, сострадать, помогать»). Опора на положительное стимулирование (педагогика успеха), отрицание внешнего принуждения, партнерские отношения сотрудничества создают условия для удовлетворения потребностей самосовершенствования, ориентируют ученика на воспитание в себе положительных творческих доминант поведения. 

 Организация учебного процесса по предметам основана на 
• перенесении акцента с преподавания на учение; 
• превращении педагогического руководства самовоспитанием и самообразованием личности в приоритет организации учебно-воспитательного процесса; 
• использовании нравственно-волевой мотивации деятельности (наряду с познавательной); 
• приоритет самостоятельных методов и приемов. 
В технологии СРО большое значение имеет организация взаимосогласованного просвещения учащихся, учителей и родителей, координация функционирования всех трех подсистем: теории, практики и методики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология саморазвития школьника по Селевко

Технология саморазвития школьника по Селевко...

Технология самосовершенствования личности Г.К. Селевко как средство, реализующее идеи концепции духовно-нравственного воспитания ФГОС второго поколения

24 октября 2012 года в МБОУ СОШ с. Георгиевка района имени Лазо Хабаровского края прошёл районный семинар учителей химии, биологии и математики, на котором я выступала с мастер-классом по теме "Технол...

Методический вестник по технологии Г.К.Селевко

Технология  саморазвивающего   обучения   Г.К. Селевко  ...

Общепедагогические технологии по Г.К. Селевко

Одним из ведущих исследователей в области педагогики является профессор Г.К. Селевко. В его книге  «Современные образовательные технологии» мы можем найти классификацию педагогических техно...

Образовательные технологии (по Г.К.Селевко)

Перечень технологий для аттестации учителя...

Особенности реализации технологии «Саморазвития личности А.А. Ухтомского — Г.К. Селевко» в рамках воспитательной системы гимназии.

Работа стала победителем муниципального открытого фестиваля педагогическихидей "Инновационный поиск - 2012"...

Реестр технологии по Селевко

Перечень современных образовательных технологий (по Г.К. Селевко)...