Методический вестник по технологии Г.К.Селевко
методическая разработка по теме

Жукова Наталья Борисовна

Технология  саморазвивающего   обучения   Г.К. Селевко 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_vestnik_po_tehnologii_selevko.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Методический  вестник

Технология  

саморазвивающего   обучения  

Г.К. Селевко  

Составлен  зам.директора МОБУ ДОД ЦВР   Жуковой Н.Б.

Декабрь  2011

Литература

1. Бардин К.В. Как научить детей учиться. - М., 1987.

2 Берне Р. Развитие Я-концегшии и воспитание - М., 1986.

3.Газман О.С. и др. Новые ценности образования. Вып. 2. - М., 1996.

4. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. - М., 1989.

5. Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания - Минск, 1974.

6.Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования. Вып 2. - М.,1996.

7 Маркова А.К.. и др. Формирование мотивации ученья. - М., 1990.

8.Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991.

9. Селевко Г.К. Доминанта в развитии личности / / Народное образование. - 1995. - № 8;

10.Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение. - Ярославль: ИПК, 1996.|

11. Ухтомский А.Л. Собрание сочинений. Т 1. Учение о доминанте. - Л., 1950.

12. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М.: Интерпракс, 1995.

13. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Логос, 1996.

- 1 –

Селевко Герман Константинович - кандидат педагогических наук, научный руководитель авторской «Школы доминанты самосовершенствования личности»

(г. Рыбинск Ярославской обл.).

Технология саморазвивающего обучения включает в себя все сущностные качества технологий и дополняет их следующими важнейшими особенностями:

деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:

• в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);

• в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);

• в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);

• в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).

Целью и средством в педагогическом процессе становится доминанта самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию. Идея развития личности на основе формирования доминанты самосовершенствования принадлежит выдающемуся русскому мыслителю А.А. Ухтомскому.

Технология обучения, основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет собой новый уровень развивающего обучения и может быть названа саморазвивающим обучением.

- 6 –

Организация учебного процесса по предметам основана на

• перенесение акцента с преподавания на учение;

• превращение педагогического руководства в самовоспитание и самообразование личности при приоритете организации учебно-воспитательного процесса;

• использовании нравственно-волевой мотивации деятельности (наряду с познавательной);

• приоритет самостоятельных методов и приемов.

Общий методический уровень учебно-воспитательного процесса создается богатством и разнообразием применяемых методик. Для создания условий самоопределения (возможностей самопроб) ребенка в различных стилях и методах деятельности в СРО используется система планирования методик, применяемых в учебных предметах. Каждый школьник на протяжении периода обучения должен поработать во всех важнейших методических режимах (технологиях).

В технологии СРО большое значение имеет организация взаимосогласованного просвещения учащихся, учителей и родителей, координация функционирования всех трех подсистем: теории, практики и методики.

- 5 –

СЭН. Сфера эстетики и нравственности в СРО широко представлена как в учебном плане, так и во внеурочной творческой деятельности общечеловеческими ценностями. Но самое главное — при сложившейся в настоящее время в нашем обществе и в школе обстановке безыдейности, безверия формирование идеала самосовершенствования как смысла жизни, соединенного с верой личности в самое себя, что будет являться идейной основой новой системы воспитания и образования.

Особенности методики

Основная мотивация: нравственно-волевая + познавательная. Позиция учителя: деловой партнер, старший товарищ, знающий более высокую истину. Позиция ученика: свобода выбора, самоопределение.

Сверхзадачей частных методик в СРО является формирование у учащихся доминанты (психологической установки) на самосовершенствование. Для ее достижения немалое значение имеют адекватные стиль и методы внешних воздействий, уклад среды жизнедеятельности ребенка. В условиях школы они создаются гуманно-личностными отношениями и методической организацией учебного процесса.

Межличностные отношения «учитель-ученик» определяются гуманно-личностным подходом («любить, понимать, принимать, сострадать, помогать»). Опора на положительное стимулирование (педагогика успеха), отрицание внешнего принуждения, партнерские отношения сотрудничества создают условия для удовлетворения потребностей самосовершенствования, ориентируют ученика на воспитание в себе положительных творческих доминант поведения.

- 2 –

Классификационная характеристика

по уровню применения: общепедагогическая

По философской

основе

гуманистическая, антропософская. По основному фактору развития: психогенная

По концепции усвоения

ассоциативно-рефлекторная + развивающая

По ориентации на личностные структуры

нравственно-волевое самоуправление личности - СУМ

По характеру содержания

обучающе-воспитательная, светская, общеобразовательная, гуманистическая

По типу управления познавательной деятельностью

система малых групп + программная

По организационным формам

классно-урочная + клубная

По подходу

к ребенку

педагогика сотрудничества

По преобладающему методу

развивающая + саморазвивающая

По категории обучающихся

массовая

- 4 –

Одним из концентров формирования СУМов служит курс «Самосовершенствование личности».

В процессе занятий половина учебного времени отводится практической, лабораторной и тренинговой формам работы, включающим

• психолого-педагогическую диагностику и самодиагностику учащихся;

• составление программ самосовершенствования по разделам и периодам раз вития;

• осмысливание, рефлексию жизнедеятельности;

• тренинги и упражнения по самовоспитанию, самоутверждению, самоопределению и саморегуляции.

Другим концентром формирования СУМов является творческая деятельность как основная сфера самосовершенствования личности; здесь формируются интересы, склонности, способности, положительные стороны Я-концепции, происходит самооткрытие личности.

Творческая деятельность учащихся организована в системе клубного пространства школы, включающего творческие объединения по интересам и направлениям, внеурочную работу по предметам, общественную деятельность, участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. Кроме того, внеклассная творческая деятельность организуется по обучающе-воспитательной системе И.П. Волкова.

Клубное пространство дает незаменимый вклад в формирование положительной Я-концепции, убеждает ребенка в огромных возможностях его личности

(Я могу, Я способен, Я нужен, Я творю, Я свободен, Я выбираю, Я оцениваю).

- 3 –

Акценты целей:

• Формирование человека самосовершенствующегося (homoself-studius, self- mademen).

• Формирование СУМ - самоуправляющих механизмов личности.

• Воспитание доминанты самосовершенствования, саморазвития личности.

• Формирование индивидуального стиля учебной деятельности.

Концептуальные положения

• Ученик - субъект, а не объект процесса обучения

• Обучение приоритетно по отношению к развитию

• Обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью - СУМ

• Ведущая роль теоретических, методологических знаний

СУМ (самоуправляющий механим).

 Важнейшим качеством самоуправляющего комплекса, лежащим в основе целенаправленной активности человека, является психологическая доминанта. Она представляет собой господствующий очаг возбуждения в нервной системе, придающий психическим процессам и поведению личности определенную направленность и активность в данной сфере. Русским физиологом и философом А.А. Ухтомским была создана теория доминанты и обоснована необходимость воспитания доминанты постоянного нравственного самосовершенствования. Для этого в технологии СРО обеспечиваются:

- осознание ребенком целей, задач и возможностей своего развития;

- участие личности в самостоятельной и творческой деятельности;

- адекватные стиль и методы внешних воздействий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический вестник по самообразованию

Еще раз о самообразовании педагога дополнительного образования...

Методический вестник ФГОС

Деятельность  педагога   дополнительного  образования  в  условиях  введения и реализации ФГОС...

Методический вестник "САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ2

Давно  известна    истина,  что  получение  вузовского  диплома -  не  финиш,  а  старт.  На  каком  бы  этапе  жиз...

Методические вестники на тему "Профориентация в объединении "ШиК.Шитьё и крой"

Выпуски методических вестников по темам:-Самообразование подростков в объединении ШиК.Шитьё и крой» – важнейшее звеносистемы непрерывного образования и самоопределение его в будущем – выбор профессии....

РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР учителей технологии в рамках регионального методического объединения учителей технологии «ТЕМП» «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ТЕХНОЛОГИИ» 24.02.2015

На данном семинаре рассматривался современный урок технологии и его анализ.Современный урок технологии - это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её...

статья в журнал "Методический вестник" 2017.

Профессиональная компетенция...

Выступление на городском методическом объединении учителей технологии Практикум «Возможности использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках технологии»

Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают обучающимся понимание и запо...